Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 27415 специалистов из 930 городов
Скрыть

Устала и выгорела | "Превращаюсь в Малефисенту"

От автора: В школе я работаю уже 10 лет. Ужс! 10 лет, как подумаю...) 10 лет волнений, ярких впечатлений, побед, поражений, интересных встреч и... конечно, разочарований. Настала пора подвести черту. Начинающим психологам, устраивающимся в школу, лучше воздержаться от прочтения. Будет много "честнока" и жизненщины.

Устала и выгорела  Превращаюсь в Малефисенту

Пишу с усталостью... С усталостью и грустью, что есть вещи, которые я не могу изменить и отказываюсь принимать.

Не случилось перемен в августе этого 2016 года. Я очень расстроилась, и в начале нового учебного года, я дала себе слово, что этот учебный год будет последним... Стала приводить в порядок всю документацию, все накопившиеся материалы расфасовала по параллелям классов по файликам с индивидуальными заключениями/материалами на каждого ребёнка, структурировала разделы в нормативно-правовой базе со всеми новыми постановлениями, обновила инструкции и положения.

Так ведь принято в деловом этике для передачи дел тому, кто тебя заменит? 

Как меня вообще занесло в школу?

После института у меня была идея, что школа - это очень хорошее место для опыта и практики. И я не ошиблась:

  • Это охват абсолютно всех категорий возраста (от дошкольного до пенсионного) и круга проблем (от раннего детского онанизма до разводных войн родителей);
  • Есть возможность наблюдать целые истории жизни, развитие множества «историй болезни», с которыми к психологу потом приходят люди уже взрослые, с вопросами о себе и о собственных детях, и ты знаешь, откуда истоки и «догадываешься», как теперь быть. 
  • Каждый, кто попадает в кабинет (и сам приходит, и за руку приводят, и ты вызываешь), сам начинает рассказывать о том, что заставляет его страдать, что дарит облегчение, рассказывает о своём жизненном опыте, который оказывается очень полезным для того, кто зайдёт следующим. Так я училась собирать родительский эффективный опыт в воспитании детей, а у детей - собирала их причины слёз и бунтов. 
  • Министерство образования ведёт политику повышения квалификации педагогических работников, куда входят и педагоги-психологи, и на этой волне есть множество возможностей поучиться то тому, то другому, принять участие в бесплатных фестивалях и семинарах.
  • Когда дополнительно учишься чему-то, то есть возможность практики прямо здесь и сейчас с реальными клиентами (дети, учителя, родители).

Я до сих пор считаю, что школа - это хорошее «поле сражения». Да, сравнение несколько военное, но так оно и есть. Боец закаляется в практике. Однако на сегодняшний момент я иногда сомневаюсь... в этом. Смотрю на свой уставший вид в зеркале и задаю себе вопрос «Не сломала ли меня школа?». 

В своё время ранилась я как-то о небрежно брошенную фразу простого обывателя «Хорошие психологи в школах не задерживаются», и сейчас эта фраза выедает мне мозг. Есть соблазн согласиться с ней, написать заявление и уйти окончательно в частную практику. Однако следом ловлю себя и на злости, что самое место, где так нужны «Знающие спасатели», это в школе, где и калечится большинство душ.

Как я выгораю?

Но где калечится и большинство детских душ, калечиться могут и сами психологи. Так и я. Устала. 

Устала отрицать грусть и негодование, что ценность этой миссии оценивается нашим государством в 10-12.000 руб. при 36-часовой рабочей недели. Нет возможности ощутимо повлиять на уровень зарплаты, оставаясь в своей непосредственно деятельности, не уходя в дополнительные педагогические и непедагогические ставки своего учреждения. 

Устала бороться и отчаянно сопротивляться работе на Принцип «Догнать и причинить добро», «Нанести пользу», «Миссионер-гувернёр.»

Устала от этих бесконечных объяснений, кто такой психолог и чем он занимается. Оправдываться на каждое «Да чем вы там психологи занимаетесь, только языками чешете и в кабинете сидите». Заезжена пластинка с объяснениями, что я «специалист по процессам в человеческой психологии и отношениях», а не «механик-наладчик», каждый раз, когда ребёнка пригоняют в кабинет как авто в автосервис. И эти бесконечные «Я хочу, чтобы Вы с ним поработали…» Тщетные попытки объяснить Управлению образования, что я не сотрудник силовой и принудительной структуры.

Устала быть универсалом, который должен уметь и помирить, и акцентуацию характера переделать, и нейронные связи в мозгу восстановить... 

Устала «находить подход» к очередному трудному подростку, который не хочет «здесь и сейчас» сидеть передо мной, пусть даже на мягком диванчике за уютной ширмой и перед предложенной чашечкой чая в ассортименте.

Устала стараться, доказывать, угождать, выручать.

Устала быть козой отпущения, когда администрация и классный руководитель прижмут на очередном Совете профилактики отчаянную мамочку, которая все стрелки переведёт «А почему не доглядел психолог?», а потом, чтобы скрыть неприглядные тайны семьи «Я против, чтобы психолог трогала моего ребёнка».  

Устала всё время наводить порядок в кабинете и защищать игрушки, чтобы с ними аккуратно играли, чтобы не утаскивали из кабинета. 

Почему Малефисента? 

Малефисента была волшебницей в волшебном лесу, наивной и верящей в людей, но после была обманута и разочарована, озлобилась и стала чёрствой.  

Так и я. Насмотрелась на жестокость учителей, равнодушие родителей, озлобленность детей... Ни раз сталкивалась с подлостью всех трёх категорий, которая мне дорого обходилась. Хочу ругаться с учителями за то, как жестоко они злоупотребляют своей властью над детьми, но при этом требуют человечности от детей, и за то, как они подрывают мою репутацию в их глазах. Хочу ругаться с родителями за их слепоту и равнодушный взгляд на страданиях их же собственных детей, а также за то, как они прячутся за моей спиной и списывают свою ответственность родительскую на «пусть психолог работает». Скорблю в бессилии перед детской жестокостью и эгоизмом. 

Так и замечаю, как ворчит во мне противная Ведьма!

Конечно, я сейчас ною и капризничаю) Где-то оправдываюсь) Где-то расписываюсь в своём бессилии)

Но на самом деле я отказываюсь брать на себя функции Бога, которые активно на меня пытаются возложить торжественно и Министерство образования, и Прокуратора, и общественность родителей.

Бывают ли моменты просветления? 

Когда очередной «приступ Кандратия» отпускает меня, конечно, я понимаю. Ну, откуда люди, не посвящённые в психологию, могут знать о сути работы психолога, как к нему в кабинет нужно зайти и с чем? Кто кроме как самого психолога об этом расскажет? 

Просто устала быть Волшебницей, когда от меня требуют навести чары: заколдовать, перевоплотить, всё знать и уметь, быть заинтересованной больше остальных, служить живым щитом и кормушкой. Трудно быть Крестоносцем в нашей системе образования.

Но я знаю точно, когда человек ко мне приходит сам, я могу быть виртуозна и на полной творческой самоотдаче. Предполагаю, что с таким подходом, наверняка, мне прямой путь прочь из массовой школы.

Решение пока не принято...

И, однако, чёрт возьми, так приятно, когда:

Ребята ищут свободные минутки, чтобы заглянуть в мой школьный кабинетик как в Храм, Убежище, Комнату отдыха...

Учителя скажут вскользь «Молва о Вас идёт, и у меня одна мамочка хочет с Вами поговорить».

Дети между делом скажут «У вас тут так хорошо...», «Надо было раньше к Вам подойти...», «Жаль, что с нами никто так не гвоорит, как Вы...».

Менее опытные коллеги просят номер телефона, и потом пишут или звонят спросить совета.

Даже член проверяющей комиссии обмолвится «С Вами просто поговорила, и прям хорошо стало.»

Или когда «проблемный ребёнок» перестаёт таким быть и бежит весёлый по коридору... А старшеклассник, кто страдал от бессонницы, наконец, пришёл с отдохнувшими глазами.

Всем хочется сделать мир лучше, внести какой-то реальный вклад... Вот он мой маленький мир, где я это могу.

Ну, как тут, ёлы-палы, уволиться?))) 

Приглашаю в сообщество Вконтакте "7 КЛЮЧЕЙ"

К автору уже обратились 38 человек с сайта
Провела 112 онлайн консультаций на сайте
Опубликовано на сайте: ,  279 просмотров

Комментарии

Глазунова Ольга Николаевна
Психолог - г. Ярославль
Ира, поддерживаю тебя в нелегком жизненном периоде. Может быть не совсем в тему, но возник вопрос- почему не снизить для себя планку и перестать внутренне принимать приглашения в статус Бога? Каждый раз, когда меня "приглашают" в эту роль, я улыбаюсь и понимаю, что ко мне это не относится. И конечно ресурсы!!! Желаю тебе восстановить свое душевное состояние, сделать что-то приятное для себя!

по этому вопросу читала статью https://vk.com/ludmila_petranovskaya?w=wall-71489250_4694 Людмилы Петроновской. Люди помогающих профессий склонны к выгоранию, этот процесс происходит у всех, главное - не доводить себя до такой усталости.
№1 | 28 декабря 2017
Затрутина Алена Владимировна
Врач-психотерапевт - г. Абакан
Посмотрела Ваш "кабинетик" по ссылке. Подумала, что невероятно трудно было бы бросить на неведомого "молодого бойца" всё, во что вложено столько души. Может быть, выход - в сокращении нагрузки в школе (не знаю, есть в школе варианты типа 0,5 или 0,25 ставки?) и совмещении с частной практикой? Всё-таки, хотя понимание важности своей Миссии и самое главное в профилактике выгорания, но без материальной подпитки его может оказаться недостаточно...
№2 | 28 декабря 2017
Надежда Козочкина
Психолог, Онлайн-консультант - г. Самара
Как вас понимаю!!!
Когда работала в школе, тоже приходилось объяснять всякую ерунду, начальство пыталось вечно припахать на какие-то общественные работы, типа "нарисовать стенгазету против наркомании", аргументы были - "ну вы же все равно сидите у себя в кабинете и непонятно чем занимаетесь". И насмотрелась на человеческие трагедии достаточно. А уж из кабинета норовили последний стул утащить!
Я была совсем молодой девушкой и выдержала в таком режиме всего 2 года. Но, конечно, опыт это дало огромный.
№3 | 28 декабря 2017
Кирсанова Ирина Владимировна
Психолог - г. Челябинск
Вы на своем месте! Прям счастлива за школу , где вы работаете!
№4 | 28 декабря 2017
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Благодарю за статью, посвященную самоанализу сложностей работы школьного психолога
№5 | 28 декабря 2017
Юлия Таланцева
Психолог, Психотерапия Семейный психолог - г. Москва
Здорово! Вы на своем месте!)) хоть и нелегкий это труд
№6 | 28 декабря 2017
Журавлева Галина Вячеславовна
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
Не выгорайте, пожалуйста! Спасибо, что поделились!
№7 | 28 декабря 2017
Надежда Голубева
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
Ирина, очень откликается=) в школе на самом деле сложно, или даже невозможно и всё успеть, и всем угодить, а самое главное суметь сохранить устойчивость)) я тоже периодически прихожу к выводу, что не вписываюсь в формат школьного психолога, и думаю уйти, но пока не ухожу...
№8 | 29 декабря 2017
Здравствуйте, Ирина! Очень жаль, что в нашей школе не было психологов, тем более таких, которые выбрали эту профессию по душе. В любом случае, слушайте свое сердечко, уйти или остаться
№9 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск


№1 | Глазунова Ольга Николаевна писал(а):
Может быть не совсем в тему, но возник вопрос- почему не снизить для себя планку и перестать внутренне принимать приглашения в статус Бога? Каждый раз, когда меня "приглашают" в эту роль, я улыбаюсь и понимаю, что ко мне это не относится.
Сейчас современный родитель ленив, но слишком хорошо знает свои права) В сети много уроков, как "отделаться от придирок школы", в которых учат писать официальные жалобы, в управления образования, министерства и в прокуратуры. После чего приходят пафосные проверки, весьма агрессивно настроенные, и у каждого члена очередной комиссии свои фантазии о работе школьного психолога и предвзятое отношение. И каждый раз я в оправдывающей и доказывающей позиции. Очень тяжело сохранять устойчивость и улыбаться, когда нужно писать очередную объяснительную и составлять отчёт за года по тому или иному ребёнку. А тем временем работа с семьёй и ребёнком становится невозможной, потому что ни о каком доверительном взаимодействии речи быть не может, "а с ребёнком работать надо!".

Не выдерживаю я порой этого прессинга, а плюнуть на честь мундира я не могу)
№10 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№2 | Затрутина Алена Владимировна писал(а):
Посмотрела Ваш "кабинетик" по ссылке. Подумала, что невероятно трудно было бы бросить на неведомого "молодого бойца" всё, во что вложено столько души. Может быть, выход - в сокращении нагрузки в школе (не знаю, есть в школе варианты типа 0,5 или 0,25 ставки?) и совмещении с частной практикой? Всё-таки, хотя понимание важности своей Миссии и самое главное в профилактике выгорания, но без материальной подпитки его может оказаться недостаточно...
Спасибо))

Думаю над этим. Да вот беда, можно попасть в ловушку, когда за меньшие деньги остаёшься при той же нагрузке по заказам "срочно!", а сейчас вся работа носит характер срочно, что практически перекрывает дежурный план.
№11 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№3 | Надежда Козочкина писал(а):
Как вас понимаю!!!
Когда работала в школе, тоже приходилось объяснять всякую ерунду, начальство пыталось вечно припахать на какие-то общественные работы, типа "нарисовать стенгазету против наркомании", аргументы были - "ну вы же все равно сидите у себя в кабинете и непонятно чем занимаетесь". И насмотрелась на человеческие трагедии достаточно. А уж из кабинета норовили последний стул утащить!
Я была совсем молодой девушкой и выдержала в таком режиме всего 2 года. Но, конечно, опыт это дало огромный.
Ё-маё xD Это как-то принято - раскулачивать школьных психологов? Мы с коллегой-логопедом тоже грудью стоим против раскулачивания. Каждый раз как приходим в кабинет, у нас то стул увели, то часть канцелярии)))))
№12 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№4 | Кирсанова Ирина Владимировна писал(а):
Вы на своем месте! Прям счастлива за школу , где вы работаете!
№5 | Бондаренко Татьяна Алексеевна писал(а):
Благодарю за статью, посвященную самоанализу сложностей работы школьного психолога
№6 | Юлия Таланцева писал(а):
Здорово! Вы на своем месте!)) хоть и нелегкий это труд
№7 | Журавлева Галина Вячеславовна писал(а):
Не выгорайте, пожалуйста! Спасибо, что поделились!
Спасибо всем большое за поддержку! Мне это очень нужно и ценно!
№13 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№8 | Надежда Голубева писал(а):
Ирина, очень откликается=) в школе на самом деле сложно, или даже невозможно и всё успеть, и всем угодить, а самое главное суметь сохранить устойчивость)) я тоже периодически прихожу к выводу, что не вписываюсь в формат школьного психолога, и думаю уйти, но пока не ухожу...
Будем вместе думать и продолжать сидеть))))))) Наверно, что-то важное всё ещё в нас есть) не всё отвалилось



№14 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№9 | Лера3030 писал(а):
Здравствуйте, Ирина! Очень жаль, что в нашей школе не было психологов, тем более таких, которые выбрали эту профессию по душе. В любом случае, слушайте свое сердечко, уйти или остаться
Спасибо Вам на добром слове))) Вот и я не ухожу, думаю, кто ж ребят на грудь принимать будет, если уйду.
№15 | 29 декабря 2017
Надежда Козочкина
Психолог, Онлайн-консультант - г. Самара
Попенкова Ирина, походу, да))) а еще у меня в кабинете стоял сейф, потому что "больше некуда его девать", а когда приезжали зубные врачи, то меня на несколько месяцев выселяли оттуда, то в учительскую, то в лаборантскую.
№16 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
Надежда Козочкина, оболдеть)) Нас тоже два года подряд декабрь-январь выселяли в маленький кабинетик, где был соц.педагог, логопед и я-психолог... Мы сидели по углам и, не вставая, могли передавать друг другу пачку чая. Работа, конечно, стояла. Обидно такое отношение((
№17 | 29 декабря 2017
Надежда Козочкина
Психолог, Онлайн-консультант - г. Самара
Попенкова Ирина, да, обидно, вот поэтому и ушла. Как ни хотелось помогать людям, но сидеть в унизительной нищете и ужасных условиях, это выше моих сил( Еще раздражали какие-то сплетни, интриги и "крысиная возня", не знаю иначе как на звать, что многие сотрудники стучали друг на друга директору, пытались выслужиться... все это при мизерных зарплатах... брр, сомнительные развлечения. Надо ли говорить, что в коллективе из тетушек глубоко за 50 уважение ко мне, специалисту только что после института, было ниже плинтуса только лишь по причине возраста. В общем, какая-то реально дедовщина там творилась... то же и у детей зачастую, когда более старшие угнетают младших, так вот, это взрослые им показывают пример, пришла к такому выводу.
№18 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№18 | Надежда Козочкина писал(а):
Попенкова Ирина, да, обидно, вот поэтому и ушла. Как ни хотелось помогать людям, но сидеть в унизительной нищете и ужасных условиях, это выше моих сил( Еще раздражали какие-то сплетни, интриги и "крысиная возня", не знаю иначе как на звать, что многие сотрудники стучали друг на друга директору, пытались выслужиться... все это при мизерных зарплатах... брр, сомнительные развлечения. Надо ли говорить, что в коллективе из тетушек глубоко за 50 уважение ко мне, специалисту только что после института, было ниже плинтуса только лишь по причине возраста. В общем, какая-то реально дедовщина там творилась... то же и у детей зачастую, когда более старшие угнетают младших, так вот, это взрослые им показывают пример, пришла к такому выводу.
Есть такое дело. С годами, кстати, стала замечать, как дети походи на 1/4 на своих классных руководителей) А если с ним не повезло, беда...

У нас в Красноярске грустно с молодым пополнением в школах. В пилотные прокаченные площадки, где ценят молодняк, есть, а вот из среднестатистических все бегут.
№19 | 29 декабря 2017
Надежда Козочкина
Психолог, Онлайн-консультант - г. Самара
Попенкова Ирина, да, у нас в основном так же было, сейчас не знаю, может, ситуация изменилась, но вряд ли... платить вообще нигде не хотят.
№20 | 29 декабря 2017
Глазунова Ольга Николаевна
Психолог - г. Ярославль
Попенкова Ирина, я понимаю, что тебе не просто, когда приходит проверка. Вопрос почему внутри ты чувствуешь себя "в оправдывающей и доказывающей позиции". Если ты уверена, что ты ничего плохого не сделала и знаешь свою работу, то терять будешь меньше энергии. Это вопрос конечно с личным терапевтом обсуждать, чтобы так сильно эмоционально не выгорать
№21 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
№21 | Глазунова Ольга Николаевна писал(а):
Попенкова Ирина, я понимаю, что тебе не просто, когда приходит проверка. Вопрос почему внутри ты чувствуешь себя "в оправдывающей и доказывающей позиции". Если ты уверена, что ты ничего плохого не сделала и знаешь свою работу, то терять будешь меньше энергии. Это вопрос конечно с личным терапевтом обсуждать, чтобы так сильно эмоционально не выгорать
Не, вопрос поставлен совсем не верно, вины я за собой не имею, я имею на душе бурю негодования) Потому что тебя ещё не видели, а уже назначают виноватой и не особо заинтересованы проверить это)) Если сама не начнёшь доказывать и объяснять, получишь негативное заключение и взыскание. А чаще всего слушать тебя не хотят, потому что уже всё понятно и решено. Приходится прилагать много энергии, чтобы тебя начали для начала просто слушать, глядя тебе в глаза)

Если будешь сидеть и улыбаться - подмоченная несправедливо репутация будет бежать вперёд тебя. Структура образования - та ещё клоака сплетников)) принцип конфиденциальности у нас не существует. И мне совсем не хочется, чтобы мне пририсовывали усы и хвост с моего молчаливого согласия)))
№22 | 29 декабря 2017
Попенкова Ирина Михайловна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Красноярск
Надежда Козочкина, если бы система ценила молодых и уже опытных специалистов, они бы не убегали. А то как получается, года 3-5 специалиста участ за гос.счёт, он начинает понимать себе цену, оглядывается и бежит с нищеты в образовании.
№23 | 29 декабря 2017
Глазунова Ольга Николаевна
Психолог - г. Ярославль
Попенкова Ирина, поняла тебя. Ты можешь доказывать и объяснять как и прежде, если тебе там хочется остаться. Вопрос просто в твоем состоянии.
Я не призываю тебя им улыбаться) я писала про свою реакцию, когда меня туда приглашают))
В любом случае, желаю тебе побыстрее восстановить силы!
№24 | 29 декабря 2017
Надежда Голубева
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
Попенкова Ирина, важное-то, конечно, есть =) вопрос, как найти баланс, чтоб и работа делалась, и сами не истощались
№25 | 29 декабря 2017
Карпов Андрей Владимирович
Психолог, Гипнолог Психоаналитик - г. Красноярск
Спасибо, Ирина, за статью. Очень согласен с Вами. Столкнулся с подобными вещами работая со спортсменами. Дети спортсмены хотят одного, их родители другого, тренеры третьего, администрация четвертого то с чем работать это бывает вообще пятое. Такая борьба выматывает, довольно быстро приходит выгорание. Спасибо за статью, очень полезная для меня. Читая ее пришли продуктивные идеи. Благодарю вас.
№26 | 30 декабря 2017
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 4e0c6 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз