Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 22390 специалистов из 831 городa
Скрыть

Сапожники без сапог

Сапожники без сапог

Хочется сказать несколько слов по поводу "сапожников без сапог". Я имею в виду вопросы о том, как, скажем, разведённый психотерапевт может консультировать по семейным вопросам, как депрессивный психотерапевт может помогать при депрессии, да и как вообще терапевт, который "не решил всех своих проблем", может браться за проблемы другого. Такие суждения часто служат причинами не доверять психотерапии как методу помощи.

Во-первых, я искренне полагаю, что все проблемы решить невозможно. Более того, это противоестественно ). На месте решённых проблем постоянно возникают новые, жизнь ставит перед человеком новые задачи, решение которых является наполнением жизни. Состояние общего благополучия определяет не отсутствие проблем, а способность находить пути, чтобы своевременно и в адекватном порядке с ними справляться.

Наличие у терапевта собственного решения ситуации, похожей на ситуацию клиента - это и хорошо, и плохо. С одной стороны это помогает понимать другого человека. А с другой - может центрировать взгляд терапевта вокруг собственного решения, и тем самым неоправданно сокращать область совместного поиска решения, подходящего именно для клиента. Поэтому важнейшим навыком психотерапевта, на мой взгляд, является искусство отделять. Отделять свой опыт от чужого, собственный жизненный мир от жизненного мира клиента. Проблем у терапевта, как и у любого другого человека, может быть вагон, так же как и готовых решений. Но пока терапевтом не утрачена способность изолировать их на то время, которое посвящено клиенту, он работоспособен.

А если терапевт никогда не сталкивался с ситуацией клиента, как он вообще может его понять? Думаю, если у терапевта присутствует рефлексия, то личный опыт у него, так или иначе, найдётся в ответ на любую тему клиента. Я говорю о личном опыте не как о похожей ситуации, а как о похожем переживании. Подавляющее большинство людей когда-то переживали и сильную радость и глубокую печаль, злость, обиду, возбуждение, умиротворение и все остальные оттенки человеческого бытия. Дело остаётся лишь за языковыми средствами, чтобы их описать. Рефлексия плюс языковые средства для описания опыта дают достаточную основу для понимания другого.

Ралько Андрей Александрович
Опубликовано на сайте: ,  53 просмотра
Получить консультацию автора
К автору уже обратился 31 человек с сайта
Провел 3 онлайн консультации на сайте
Другие заметки автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 8a3d1 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз