Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 19870 специалистов из 774 города
Скрыть

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность

Феномен выученной беспомощности связан с пассивным, неадаптивным поведением человека. Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий («сколько ни старайся, все равно без толку»). Феномен выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами М. Селигманом [Seligman, 1975] и С. Майером [Maier, 1967] на основании экспериментов на собаках при их раздражении электрическим током.

Собак, подвергавшихся вначале слабым ударам тока (чего они не могли избежать), помещали затем в другие клетки, где их активность уже могла бы помочь им избежать неприятных воздействий. Однако, вопреки предсказаниям бихевиористской теории научения, собаки не хотели учиться таким, казалось бы, простым вещам и были пассивны. Суть открытия состояла в том, что эта пассивность, или беспомощность, имеет своим источником воспринимаемую животным независимость результатов (исходов) от его действий (усилий). Опыт убеждал, что их действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, что порождало ожидание неподконтрольности результатов собственных действий, ощущение неспособности контролировать события (ситуацию) и соответственно бессмысленность усилий. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. С. 81

Затем многочисленные исследования обнаружили существование этого феномена и у людей. Хирото [Hiroto, 1974] повторил эксперимент с воздействиемна испытуемых неприятного громкого звука, который можно было прервать, подобрав комбинацию клавиш на пульте управления. По данным Хирото, выявились две крайние группы людей. Одна группа (в которую вошел каждый третий) вообще не впадала в состояние выученной беспомощности. Другая группа (в нее вошел каждый десятый испытуемый) не пыталась ничего противопоставить нарастающему шуму, испытуемые сидели возле пульта неподвижно, несмотря на то, что были обучены тому, как можно прекратить действие звука.

М. Селигман [1997] отмечает, что выученная беспомощность формируется

к восьми годам и отражает веру человека в степень эффективности его действий.

Исследователь указал на три источника формирования беспомощности:

1. Опыт переживания неблагоприятных событий, т. е. отсутствие возможности контролировать события собственной жизни; при этом приобретенный в одной ситуации отрицательный опыт начинает переноситься и на другие ситуации, когда возможность контроля реально существует. К неконтролируемым событиям Селигман относил обиды, наносимые родителями (можно добавить, и учителями, и воспитателями детских учреждений), смерть любимого человека и животного, серьезную болезнь, развод родителей или скандалы, потерю работы.

2. Опыт наблюдения беспомощных людей (например, телевизионные сюжеты о беззащитных жертвах).

3. Отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо ребенка.

Относительная устойчивость выученной беспомощности подтверждена Ф. Финхам с соавторами [Fincham et al., 1989] и М. Бёрнс и М. Зелигманом [Burns, Seligman, 1989], причем последние из названных авторов считали, что беспомощность остается на всю жизнь.

Выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях — мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию, когнитивный — в неспособности в последующем обучаться тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться вполне эффективным, и эмоциональный — в подавленном или даже депрессивном состоянии, возникающем изза бесплодности собственных действий.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006. С. 93

В дальнейшем свой бихевиоральный подход к выученной беспомощности

Селигман переформулировал в когнитивно'бихевиоральный. При этом он исходил из взглядов Б. Вайнера [Weiner et al., 1971], показавшего, что настойчивость субъекта перед лицом неудачи зависит от того, как он интерпретирует эту переживаемую неудачу — просто как результат недостатка своих усилий или как результат обстоятельств, над которыми он не имеет власти или контроля. Зелигман с коллегами [Abramson, Seligman, Teasdale, 1978] распространили эти взгляды на объяснение того, почему одни люди впадают в беспомощность, а другие — нет. Это зависит от того, какой стиль объяснения неудачи имеется у человека: оптимистический или пессимистический.

По данным И. О. Девятовской [2005], формированию «выученной беспомощности» у менеджеров способствуют высокий уровень мотивации к избеганию неудач (это совпадает с данными Н. Боровской в отношении ленивых) и контроль за действием по типу ориентации на состояние (по Ю. Кулю).

Источник: Ильин Е.П., Психология воли

Источник: Ильин Е.П., Психология воли
Разместил: Рассохин Дмитрий Александрович (текст для публикации взят из Интернета)
Опубликовано на сайте: ,  16723 просмотра
Другие заметки автора:

Комментарии

Загурская Мария Дмитриевна
г. Алматы (Казахстан)
Очень интересные исследования! Спасибо, что поделились статьей!
№1 | 4 мая 2016
Рассохин Дмитрий Александрович писал(а):
Выученная беспомощность
Если есть выученная беспомощность, значит есть и выученное всемогущество. Осталось освоить техники...)))
№2 | 9 мая 2016
Ирина Главацкая
г. Одесса (Украина)
Рассохин Дмитрий Александрович писал(а):
формированию «выученной беспомощности» у менеджеров способствуют высокий уровень мотивации к избеганию неудач
эта фраза прямо как "вишенка на торте"
спасибо, что поделились!
№3 | 10 мая 2016
Прекрасно показали механизмы формирования самоограничений и самозапретов. Спасибо!
№4 | 10 мая 2016
статья не полная .
проблема описана.
не предложены пути решения.
вывод: не конструктивно.
№5 | 12 мая 2016
№2 | Захарова Ольга Викторовна писал(а):
Если есть выученная беспомощность, значит есть и выученное всемогущество. Осталось освоить техники...)))

№6 | 13 мая 2016
№5 | VLAD495 писал(а):
статья не полная .
проблема описана.
не предложены пути решения.
вывод: не конструктивно.
А на сколько конструктивно бы было раскрывать в статье проблему для целой книги? На тренинге "Защита от Боевого НЛП" мы подробно, поэтапно и конструктивно разбираем пути решения и противодействие возникновению выученной беспомощности.
№7 | 13 мая 2016
Удалено автором комментария
№5 | VLAD495 писал(а):
статья не полная .
проблема описана.
не предложены пути решения.
вывод: не конструктивно.
Ваше замечание можно счесть за проявление выученной
№9 | 25 августа 2016
№5 | VLAD495 писал(а):
статья не полная .
проблема описана.
не предложены пути решения.
вывод: не конструктивно.
Ваше замечание можно счесть за проявление выученной беспомощности. Попробуйте сами найти ответ на свой вопрос, возможно это и будет решением.
№10 | 25 августа 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 52e59 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз