Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24952 специалиста из 882 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?

Кто есть человек? Или какова "природа человека"?

АвторСообщение

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№0 | 14.04.2018-17:46

Каждый человек имеет свое представление о природе человека.
Хьелл и Зиглер выделили 9 положений о природе человека, которые являются «точками произвольного выбора» .
Почему "точки произвольного выбора"? Однозначных общепризнанных ответов "для всех в мире" по данным шкалам нет. Каждый человек принимает на веру те или иные положения, основываясь на собственном жизненном опыте.
Эти положения представляют собой 9 полярных пар, своего рода континуумов, на которых различные теоретики, исследовавшие личность и человека, размещали свои представления о человеке.

Предлагаю помыслить и задаться вопросом: "А какова же природа человека для меня?! КТО и ЧТО есть человек?"
На мой взгляд, данные вопросы (и ответы на них) являются одними из фундаментальных для того, чтобы иметь стройную, логичную и непротиворечивую систему профессиональной идентичности, что очень важно для ведения консультативной деятельности.

Для этого привожу 9 шкал континуумов.
Просьба ответить на вопрос по пунктам, указав какой полюс выражен в большей степени (или никакой), а также обосновать свой ответ.
Если есть интерес, можно ознакомиться со статьей по ссылке, посвященной данной теме:
https://www.b17.ru/article/102103/

1. «Свобода – Детерминизм». Этот континуум отражает насколько у человека представлена внутренняя свобода в действиях и поведении. Свободен ли человек в своем выборе или детерминирован какими-либо событиями (комплексами, травмами, окружающей средой, детством и пр), находящимися вне сознания?;
2. «Рациональность – Иррациональность». Здесь важным вопросом является насколько сила разума оказывает влияние на поведение или же человек в большей степени движим скрытыми бессознательными инстинктами? Человек – это рациональное существо или же он движим иррациональными убеждениями?;
3. «Холизм – Элементаризм». Как изучить человека и кем он является – целостным существом или же совокупностью (набором) отдельных процессов? Личность – это целостное образование или набор отдельных, несвязанных между собой процессов и состояний?;
4. «Конституционализм – Инвайронментализм». Данный континуум призван дать ответ на вопрос: «природа или воспитание»? Каково соотношение генетического и средового в нашем поведении? Доминирует какой-то один полюс, или же личность занимает интеракционистскую позицию (личность – продукт взаимодействия конституции и среды);
5. «Изменяемость – Неизменность». Насколько личность может измениться на протяжении жизни? Способен ли человек меняться (кардинально или относительно) или же личность – это устойчивое и неизменное образование? Являются ли изменения личности важным аспектом ее эволюции в жизненном пути?;
6. «Субъективность – Объективность». Мир личности внутренний (субъективный) или определен объективными факторами? Что оказывает основополагающее влияние на поведение человека – его собственный субъективный мир, или объективная реальность? Психология – наука о человеческом опыте или поведении?;
7. «Проактивность – Реактивность». В чем истинные причины поведения человека? Каков источник активности человека: активность исходит изнутри личности (проактивность) или же вызвана серией ответов на воздействия внешней среды? Способен ли человек преодолевать внешние преграды или же реактивно реагирует на воздействия окружающей реальности?;
8. «Гомеостаз – Гетеростаз». Данный континуум прямо соотнесен с мотивацией человека. Его суть заключается в прояснении, к чему стремиться человек: к снижению напряжения и достижению равновесия (гомеостаз) или же к самореализации, преодолении, развитии (гетеростаз)?;
9. «Познаваемость – Непознаваемость». Познаваем ли человек наукой или в его природе есть нечто, что неподвластно научному описанию и изучению? Данный континуум связан с полюсом детерминизма и объективности.

P.S.: Просьба отвечать "по существу".
С уважением, Алексей!

Elena Ergolina

Анкета удалена

№1 | 14.04.2018-17:55

Вы диссертацию пишете? Тут каждый пункт на отдельную тему диссертации. И еще: повторите правило на -ться и -тся. Ошибки глаз режут в таком умном тексте.

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№2 | 14.04.2018-18:24

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
На мой взгляд, данные вопросы (и ответы на них) являются одними из фундаментальных для того, чтобы иметь стройную, логичную и непротиворечивую систему профессиональной идентичности, что очень важно для ведения консультативной деятельности.

Алексей, добрый вечер.

А как ответы на 9 вопросов связаны с вашей профессиональной идентичностью или профессиональной идентичностью респондентов?
[ Сообщение изменено: 14.04.2018 - 18:30 ]

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№3 | 14.04.2018-18:28

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Для этого привожу 9 шкал континуумов.
Просьба ответить на вопрос по пунктам, указав какой полюс выражен в большей степени (или никакой), а также обосновать свой ответ.

На мой взгляд, каждый из 18 пунктов характерен для человека, но степень их присутствия в человеке варьирует от индивида к индивиду, в разные временные периоды. Также играют роль социально-экономического, исторические, культурные, этнические и прочие особенности

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№4 | 14.04.2018-18:55

№1 | Elena Ergolina писал(а):
Вы диссертацию пишете?
Диссертация у меня на другую тему))
№1 | Elena Ergolina писал(а):
Тут каждый пункт на отдельную тему диссертации
Согласен. Предлагаю просто дискутировать и делиться своими соображениями.
№1 | Elena Ergolina писал(а):
И еще: повторите правило на -ться и -тся.
Хорошо, спасибо!

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№5 | 14.04.2018-19:00

Добрый вечер, Елена!
№2 | Аронова Елена писал(а):
А как ответы на 9 вопросов связаны с вашей профессиональной идентичностью или профессиональной идентичностью респондентов?
Ответы для психолога на 9 вопросов позволяют иметь "свой" взгляд на человека, от это строится выбор той или иной модальности.
С профессиональной идентичностью это связано тем, что целостный и "устаканенный" взгляд на природу человека не позволит системе ценностей, например, работать по противоречивым запросам. Пример, если нет собственного мнения по вопросу абортов, то берут консультировать и ПАС и невозможность забеременеть и пр. На мой взгляд - это лицемерие и отсутствие в структуре проф.идентичности непротиворечивой системы.

Коломиец Татьяна Сергеевна

г. Красноярск

№6 | 14.04.2018-19:17

№4 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Предлагаю просто дискутировать и делиться своими соображениями.
Вот соображения древних (2500 лет как минимум), и метод познать, как на самом деле есть.

Вопросик у вас на 12 воплощений вперёд, не меньше.

"Загадка Вечных"

http://www.proza.ru/2008/01/18/425

Разгадки как раз на Нобель хватит по человековедению.
Закиньте на дальнюю полку, лет в 36 можно начать.

А пока просто защищайтесь, бумажки получите о званиях.
Если интерес сохранится - делайте и описывайте процесс разгадки.
Она у каждого своя.

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№7 | 14.04.2018-19:40

№6 | Коломиец Татьяна Сергеевна писал(а):
Разгадки как раз на Нобель хватит по человековедению.
Я предлагаю не разгадать загадку человека, а поделиться своими взглядами. А именно как считаете Вы, лично Вы?!
Претензий на объективность и всеобщность нет.

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№8 | 14.04.2018-19:45

№5 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
С профессиональной идентичностью это связано тем, что целостный и "устаканенный" взгляд на природу человека не позволит системе ценностей, например, работать по противоречивым запросам. Пример, если нет собственного мнения по вопросу абортов, то берут консультировать и ПАС и невозможность забеременеть и пр. На мой взгляд - это лицемерие и отсутствие в структуре проф.идентичности непротиворечивой системы.

Алексей, с этим согласна.

А ваше мнение по поводу ваших 9 пунктов шкалы вы напишете? И как это повлияло на выбор подхода, в котором работать?

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№9 | 14.04.2018-20:15

№8 | Аронова Елена писал(а):
№8 | Аронова Елена писал(а):
А ваше мнение по поводу ваших 9 пунктов шкалы вы напишете?
Личность – сложное многоуровневое структурное образование, интегрирующее различные аспекты понимания сущности человека.
Природа человека: биопсихосоциокультурная (Человек рассматривается в контексте 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной).
Биологическое в человеке: генетические особенности, инстинкты, - представляют платформу, на основе которой разворачивается все многообразие психических проявлений, объединяет человека с миром живой природы.
Культура – фон, в котором происходит становление и развитие личности, его индивидуальности. Оказывает сильное влияние на развитие личности, так как в культуре сосредотачивается все многообразие опыта «Человека» и именно она задает образцы функционирования.
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Социум – ключ к формированию личности. Именно посредством социума происходит становление и развитие биологических предрасположенностей личности. Также – это и платформа для обыгрывания «психического». Таким образом, социум выполняет двоякую роль: с одной стороны является инструментом для формирования личности (семья, друзья и т.д.), а с другой – платформа для реализации «своего» (индивидуалистичного) в человеке, его «креативного» начала.
Психика выполняет роль интегратора биологического, психического и культурного в человеке.
Структура психики:
1. Органические структуры (нейрофизиологические особенности, биологические функции и потребности);
2. Бессознательные первично организующие функции – тревога, агрессия, сексуальность, креативность;
3. Сознательные (производные деятельности первичных) функции психики – навыки, знания, опыт, ценности.
Основу личности (ядро) представляет Я-идентичность , которая являясь психическим образованием, обеспечивает целостность личности. Я – идентичность формируется путем взаимодействия человека с другими людьми (группами).
Идентичность формируется путем сравнения себя с окружающими, по принципу общности, принадлежности группам (я представитель такой религии, такого пола и т.д.).
С самого рождения ребенок попадает в мир сложных интеракций.
Все многообразие социокультурных интеракций можно разделить на несколько систем:
1. Микросистема – сам человек как носитель Я-идентичности понимается как система. Эта система представлена миром ролей, ожиданий, функций;
2. Мезосистема – школа, соседи, семья;
3. Макросистема – расширенная семья, работа, СМИ.
4. Культуросистема – ценности, законы, традиции и т.д. Эта система является фоном, в которой функционируют микро-, макро и мезосистемы.
Можно также говорить и о хроносистеме, которая является еще одним интегратором и определяет исторический контекст функционирования личности.
Человек стремиться к организации и сохранению единого интегрирующего чувства Self . Это представляет собой первичную и важнейшую мотивацию человека. Это стремление возможно благодаря социальной энергии, понимаемого как эквивалент «либидо», но, в отличие от него по своей природе «социальная энергия» не результат биологического функционирования организма, а процесс межличностного взаимодействия.
По 9 пунктам следующее видение:
1. Средняя позиция между детерминизмом и свободой указывает на то, что человек одновременно самостоятелен в принятии решения и детерминирован условиями социума и конституциональными особенностями. Человек способен преодолевать детерминацию за счет выбора, который порой иллюзорен и навеян опытом прошлого.
2. Умеренная рациональность – человек по природе отдает первостепенное значение рациональности, нежели неведомым силам, которые также имеют место быть.
3. Сильный холизм – человека невозможно рассматривать изолированно по кускам. Системность и целостность рассмотрения личности – залог полноты системы. Подобную позицию можно объяснить выделением 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной, каждая из которых состоит из подсистем и представляет суть единства индивидуума.
4. Средняя позиция между конституционализмом и инвайронментализмом – показатель интеракционистской позиции, согласно которой человек развивается на стыке взаимодействия биологического и социального. Конституция проявляется в разных условиях среды по разному, а влияние среды будет давать различный эффект в зависимости от конституции данного человека.
5. Умеренная изменяемость – человек способен к изменениям на протяжении всей жизни, при этом как из-за влияния внешнего мира, так и из-за конституциональных особенностей, которые, в свою очередь, и определяют «умеренность» позиции изменяемость/неизменность.
6. Средняя субъективность – показатель уникальности человеческого опыта, часть которого поддается объективации (преимущественно это касается конституциональных особенностей).
7. Средняя проактивность – человек сам кузнец своей судьбы, при одновременной социальной детерминации, поэтому позиция занимается именно средняя. Человек в меру своей свободы и интеракционизма проактивен.
8. Средняя позиция между гомеостазом и гетеростазом. Процессы регуляции в психике протекают по 2-м диаметрально противоположным направлениям: достижение гомеостаза и достижение гетеростаза (поиск сенсорно-аффективной стимуляции и т.д.) Эти процессы динамически связаны друг с другом, они либо: сменяют друг друга в руководящей функции, находят компромисс. Динамика взаимодействия такова, что доминирование одного процесса приводит к усилению мотивационных сил другого процесса, следующего противоположному импульсу. Эта динамика задает тенденцию к развитию личности.
9. Слабая непознаваемость – в меру субъективности опыта человека, его многообразии и объясняет его неполную непознаваемость как вектор, но системность подхода и системный анализ индивидуального опыта обуславливают низкий уровень познаваемости индивидуума.

Как-то то так я вижу природу человека.
С уважением, Алексей!

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№10 | 14.04.2018-20:18

№9 | Мосин Алексей Викторович писал(а):

Спасибо за развернутую точку зрения.

А вы книги по философии не пишете?

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№11 | 14.04.2018-20:20

№10 | Аронова Елена писал(а):
№10 | Аронова Елена писал(а):
Спасибо за развернутую точку зрения.
Да не за что! Рад, что поделился своими соображениями.
№10 | Аронова Елена писал(а):
А вы книги по философии не пишете?
:) Нет, пока еще не пишу)) Но как знать, куда занесет меня научность к годам 50-60?

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№12 | 14.04.2018-20:21



№8 | Аронова Елена писал(а):
как это повлияло на выбор подхода, в котором работать?

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№13 | 14.04.2018-20:30

№12 | Аронова Елена писал(а):
Я всерьез задумался над этим вопросом про природу человека, когда задали задание в университете на 5-м курсе презентовать свой взгляд на личность. Долго думал. Пришел к выводам, которые описал в предыдущем сообщении.
Данные позиции по 9 шкалам я в своей работе интегрирую в модель когнитивно-поведенческой терапии и психодинамики.
Несмотря, на методологически разные основания, я не считаю, что это противоречащие направления, так как каждое из них по-отдельности акцентирует внимание на чем-то конкретном и определенном, при этом существенно игнорируя другие аспекты.
Но так как человек -ЦЕЛОСТНОЕ и ИНТЕГРАЛЬНОЕ существо, живущее в разных плоскостях (биология, социум и культурная среда), то считаю, что интегральный подход, объединяющий и сознательные процессы (КБТ) и бессознательные (психодинамика), является наиболее актуальным.
Пример интегративности - схема-терапия Янга, основывающаяся на позициях когнитивного подхода, трансзактного анализа и феноменологии Роджерса. Все уживается в единой теории, которая имеет более широкий охват личности, нежели каждая из них по-отдельности.
Итак. Подобный взгляд на природу человека привел к тому, что я определил для себя иннтегральную терапию, основанную на КБТ и психодинамике.
Использую в работе методы КБТ, краткосрочной психоаналитической терапии, схема-терапии Янга, арт-техники и символдраму.
Так как эти подходы в сумме покрывают мои взгляды на 9 указанных шкал.

Жукова Юлия Львовна

Психолог, Тренер Консультант Преподаватель

г. Москва

№14 | 14.04.2018-20:45


№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):

1. «Свобода – Детерминизм». 90% детерминизм
2. «Рациональность – Иррациональность». 100% иррациональность
3. «Холизм – Элементаризм». 50/50
4. «Конституционализм – Инвайронментализм». 50/50
5. «Изменяемость – Неизменность». 50/50
6. «Субъективность – Объективность». 100% субъективность
7. «Проактивность – Реактивность». 90% реактивность
8. «Гомеостаз – Гетеростаз». 100% гомеостаз
9. «Познаваемость – Непознаваемость». 100% познаваемость
Мы эссе такое на 1-ом курсе писали. Вот бы найти и перечитать. Ответы в цитате.

Жукова Юлия Львовна

Психолог, Тренер Консультант Преподаватель

г. Москва

№15 | 14.04.2018-20:59

А откуда столько недоумения в теме? Все теории проанализированы по этим биполярным шкалам.

Vela Quadra

№16 | 14.04.2018-21:13

Спасибо за тему, все же любопытно.

Светлана Пугачёва

Психолог

г. Чебоксары

1 консультация

№17 | 14.04.2018-21:26

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):


Пико делла Мирандола (1463-1494), итальянский мыслитель эпохи Возрождени. «Человек — творение неопределённого образа, и, поставив его в центре мира, бог сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».(выделено мной С.П.) [3]

Виктор Франкл (1905-1997), австрийский психиатр, психолог, философ, узник Освенцима.
«Если угодно, концлагерь был не чем иным, как микрокосмическим отражением мира людей вообще. Жизнь в концлагере раскрыла самые бездонные глубины человеческой души. Должно ли нас удивлять, что в этих глубинах вновь обнаружилось все человеческое? Человеческое, как оно есть, - как сплав добра и зла! Трещина, которая проходит через всю человеческую природу, разделяя добро и зло, достигает и этих, самых глубоких, глубин и отчетливо видна как раз на фоне той бездны, которую представляет собой концлагерь…
Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решение, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах.»
«Особенности характера никоем образом не являются решающими.; решает всегда в конечном счете позиция личности.
…Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя. В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую характер, которым я обладаю. В результате формируется личность, которой я становлюсь
Это означает, что я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.» [7]

Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (1883-1955), испанский философ и социолог.
Человек не вещь, а драма, каковой является его жизнь… то единственное, что нам дано, и что имеется, когда есть человеческая жизнь, - это необходимость создавать ее, каждому свою собственную жизнь.
…Человек – это сущее, делающее самого себя, causa sui (причина самого себя, французский).
…Но человек не только должен делать самого себя; самое серьезное, что он должен делать в своей жизни – это определить кем он собирается стать. Он является causa sui в потенции второго рода.» [5]

Эта подборка цитат из моей книги. https://vk.com/doc227721862_459243536

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№18 | 14.04.2018-21:30

№14 | Жукова Юлия Львовна писал(а):
Спасибо Вам за ответ!
№14 | Жукова Юлия Львовна писал(а):
Мы эссе такое на 1-ом курсе писали. Вот бы найти и перечитать.
Мы на 5-м курсе в рамках цикла "Теории личности" разрабатывали "свои" теории, защищали и обосновывали их. Оттуда возник глубокий интерес к данной теме.
№15 | Жукова Юлия Львовна писал(а):
А откуда столько недоумения в теме? Все теории проанализированы по этим биполярным шкалам.
Не совсем понял вопрос.
Имеющиеся персонологические теории проанализированы Хьеллом и Зиглером.
Тема создана, чтобы не мнения Фрейда, Адлера, Олпорта и пр. персонологов обсуждать, а делиться своими мнениями и взглядами.
С уважением, Алексей!

Жукова Юлия Львовна

Психолог, Тренер Консультант Преподаватель

г. Москва

№19 | 14.04.2018-21:32

№18 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Не совсем понял вопрос.
Он не к вам, мне реакция на ваш вопрос показалась несколько недоуменной.

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№20 | 14.04.2018-21:33

Спасибо за ответ и ссылку на книгу! С удовольствием прочту!
Мнение Мирандолы, Франкла, Ортега-и-Гассета и многих других персонологов и философов я знаю.
А каково Ваше мнение о природе человека?

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№21 | 14.04.2018-21:34

№19 | Жукова Юлия Львовна писал(а):
Он не к вам, мне реакция на ваш вопрос показалась несколько недоуменной.
Теперь понял)
Спасибо!

Аронова Елена

Коуч

г. Рязань

№22 | 14.04.2018-21:40

№13 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Итак. Подобный взгляд на природу человека привел к тому, что я определил для себя иннтегральную терапию, основанную на КБТ и психодинамике.
Использую в работе методы КБТ, краткосрочной психоаналитической терапии, схема-терапии Янга, арт-техники и символдраму.
Так как эти подходы в сумме покрывают мои взгляды на 9 указанных шкал.

Спасибо. Здорово, что вы не просто по наитию выбрали подход, а ещё так подробно обосновываете!

Вячеслав П

г. Бузулук

№23 | 14.04.2018-21:41

№13 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Использую в работе методы КБТ, краткосрочной психоаналитической терапии, схема-терапии Янга, арт-техники и символдраму.
Вот вы все про работу, а что вы знаете про свою личность?
Вы можете описать какие либо психические механизмы, которые наблюдаете в своей личности?

Вячеслав П

г. Бузулук

№24 | 14.04.2018-21:47

№9 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Средняя позиция между детерминизмом и свободой указывает на то, что человек одновременно самостоятелен в принятии решения и детерминирован условиями социума и конституциональными особенностями.
И вот еще что интересно, вот в этом тексте, что вы имеете в виду под словом человек, который "самостоятелен в принятии решения"?

Какую часть психики вы имеете в виду?
Я много раз задавал этот вопрос - никто не знает.

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№25 | 14.04.2018-21:55

№23 | Вячеслав П писал(а):
Вот вы все про работу, а что вы знаете про свою личность?
Вы можете описать какие либо психические механизмы, которые наблюдаете в своей личности?
Свою личность я познавал и продолжаю познавать уже 11 лет как.
Началось все с курса "Психодиагностики" в университете, затем продолжилось в 3,5 годах личной терапии, супервизии практики, посещении в течение 5 лет динамической группы. Свою личность во многом уже познал, продолжаю познавать.
Свои защитные механизмы, потребности, причинно-следственные связи и пр. в самом себе научился понимать, принимать и отслеживать.
Данная тема предназначена для обсуждения "природы человека", а не моего уровня рефлексивности и самопознания.
В "головном" сообщении просил писать ПО СУЩЕСТВУ.
№24 | Вячеслав П писал(а):
Какую часть психики вы имеете в виду?
Причем тут части психики?
№24 | Вячеслав П писал(а):
Я много раз задавал этот вопрос - никто не знает.
Повторюсь, что на эти вопросы однозначных и общепринятых ответов нет. Поэтому они и называются "точки произвольного выбора".
То есть, каждый, кто имеет СВОЕ мнение, а не полагается на интеллектуальный труд других, принимая его как 100% факт, способен размышлять и думать.
Отсюда и тема, чтобы думать и выражать свое мнение, а не ссылаться на философов, избегая "подумать" и поделиться своими мыслями.
№24 | Вячеслав П писал(а):
Я много раз задавал этот вопрос - никто не знает.
Как считаете Вы?
С уважением, Алексей!

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№26 | 14.04.2018-21:59

№24 | Вячеслав П писал(а):
что вы имеете в виду под словом человек, который "самостоятелен в принятии решения"?
Человек, несмотря на полидетерминированность способен к радикальным мерам и преодолению среды (трудностей, проблем и пр.). Отсюда, есть свобода в решениях.
Человек в своей свободе ближе к детерминизму, но не на 100%. При выборе альтернатив есть способность принять решение, выбрав из равных альтернатив....это и есть проявление свободы.
В тот же самый момент, все имеет причину. Принцип детерминизма никто не отменял. У каждой болячки есть причина.
Резюмирую, на мой взгляд в человеке 90% детерминизм и 10% свобода.

Вячеслав П

г. Бузулук

№27 | 14.04.2018-22:37

№25 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Данная тема предназначена для обсуждения "природы человека", а не моего уровня рефлексивности и самопознания.
Да, я это понимаю, и постараюсь придерживаться темы.
Смысл моего вопроса в том, чтобы выделить те механизмы которые, как вы считаете, есть у вас и в то же самое время есть у всех остальных людей.
Чтобы выделить "общую природу человека".

Если у вас есть свои представления об устройстве личности, значит вы наблюдаете это устройство и у себя.

Вот, например, про теории потребностей, как причину наших действий.
Можете ли вы у каждого своего действия, как внешнего, так и мысленного, определить потребность, которая создает это действие.
Не мотив, а именно потребность?
Сможете составить классификацию всех своих потребностей?

Будет ли это означать, что точно такие же потребности есть у каждого человека, чтобы опять же выделить "общую природу человека"?
[ Сообщение изменено: 14.04.2018 - 22:52 ]

Вячеслав П

г. Бузулук

№28 | 14.04.2018-22:50

№26 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Человек в своей свободе ближе к детерминизму, но не на 100%. При выборе альтернатив есть способность принять решение, выбрав из равных альтернатив....это и есть проявление свободы.

Но причиной какого либо решения в любом случае будет являться действие какой либо потребности.
И в этом варианте под человеком нужно понимать систему потребностей.

Например, женщина принимает решение сесть на диету, чтобы похудеть и быть более привлекательной.
Можно конечно сказать, что это человек принимает решение.
Но правильней будет сказать, что решение принимает половая потребность.

Вот я поэтому и спрашиваю у вас, что вы имеете в виду под словом человек, когда пишите, что человек "свободен в принятии решения".

Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№29 | 14.04.2018-23:14

№27 | Вячеслав П писал(а):
Если у вас есть свои представления об устройстве личности, значит вы наблюдаете это устройство и у себя.
Безусловно. Полностью с Вами согласен.
№27 | Вячеслав П писал(а):
Можете ли вы у каждого своего действия, как внешнего, так и мысленного, определить потребность, которая создает это действие.
Не мотив, а именно потребность?
Не всегда. Поэтому склонен к детерминизму и средней "проактивности-реативности"
№27 | Вячеслав П писал(а):
Сможете составить классификацию всех своих потребностей?
Да, я уже подобное делал. Составлял список потребностей и иерархизировал его.
№27 | Вячеслав П писал(а):
Будет ли это означать, что точно такие же потребности есть у каждого человека?
Не факт, что точно такие же.
Отсюда "Непознаваемость" и "субъективность".
Есть общие потребности. А вот их место в иерархии может быть отличным.
Биологические потребности едины, а вот психологические - не факт.
Вообще тема "потребностей" очень скользкая. Думаю, чтобы продолжать в этом ключе, необходимо определиться с пониманием этого слова, чтобы вкладывать в него одинаковый смысл и говорить на одном языке.
№28 | Вячеслав П писал(а):
Но причиной какого либо решения в любом случае будет действие какой либо потребности.
И в этом варианте под человеком нужно понимать систему потребностей.
А как быть, если удовлетворить потребность могут разные стимулы?
Согласен с детерминацией. Но если есть 5 альтернатив на одну потребность, то выбрать можно полагаясь на случайность, свободу и пр.
Например, я хочу пить. Передо мной вода, сок, чай, кофе и пр. Что бы я ни выбрал - это удовлетворит потребность в жажде. Я же могу проявить свободу и сделать выбор случайно, например, жребием.
Поэтому не 100% детерминизм.
В примере про женщину далеко не в 100% случаев в основе диеты лежит сексуальная потребность. А если все Ок с сексуальной сферой и диета нужна для контроля уровня сахара при диабете. Выбор продуктов тоже можно делать свободным)
Человек - это не только потребности. Это уже проходила история науки на примере теории З.Фрейда, считавшего человека биологическим существом (только биологическим), движимого инстинктами и потребностями.
№28 | Вячеслав П писал(а):
Вот я поэтому и спрашиваю у вас, что вы имеете в виду под словом человек, когда пишите, что человек "свободен в принятии решения".
Уже пояснял.
№9 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Личность – сложное многоуровневое структурное образование, интегрирующее различные аспекты понимания сущности человека.
Природа человека: биопсихосоциокультурная (Человек рассматривается в контексте 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной).

Вовненко Ольга Витауто

Психолог, Профконсультант

г. Мурманск

№30 | 14.04.2018-23:33

№28 | Вячеслав П писал(а):
Но правильней будет сказать, что решение принимает половая потребность.
половая потребность может выступать импульсом для принятия решения..но само решение - это продукт сознания.. поэтому решение всё же принимает человек.. а не его потребность..

Вячеслав П

г. Бузулук

№31 | 14.04.2018-23:41

№29 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
В примере про женщину далеко не в 100% случаев в основе диеты лежит сексуальная потребность. А если все Ок с сексуальной сферой и диета нужна для контроля уровня сахара при диабете. Выбор продуктов тоже можно делать свободным)
Вариантов не много, и их можно перечислить:
половая потребность, здоровье, собственная значимость, ну и как возможная причина необходимость в работе, и у этой необходимости так же есть свои конкретные потребности.

№29 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Думаю, чтобы продолжать в этом ключе, необходимо определиться с пониманием этого слова, чтобы вкладывать в него одинаковый смысл и говорить на одном языке.
Потребность как причина для действия.
Самой простой но точной классификацией является пирамида Маслоу.


Собственно почему я прицепился к потребностям.
Только потому, что в этой области психологии для этой темы можно найти что-то конкретное для обсуждения.

Но есть и другие области: это чувства, эмоции, воля, механизмы проблемы.
Но они совсем мутные, чтобы выделить в них что-то конкретное для описания "природы человека".

Я то смогу это выделить, но у психологов обычно все субъективно...
Но может у вас есть что-то конкретное и в этих областях психологии?
Все, что вы описываете как "природу человека"- это же общие представления, не несущие никакой конкретики в "науке психология".

[ Сообщение изменено: 14.04.2018 - 23:47 ]

Вячеслав П

г. Бузулук

№32 | 14.04.2018-23:42

№30 | Вовненко Ольга Витауто писал(а):
поэтому решение всё же принимает человек.. а не его потребность..

Ну вот,... и что нужно здесь понимать под словом человек?

Вовненко Ольга Витауто

Психолог, Профконсультант

г. Мурманск

№33 | 14.04.2018-23:55

№32 | Вячеслав П писал(а):
что нужно здесь понимать под словом человек?
вид млекопитающих, обладающий индивидуальным сознанием, разумом и личностным потенциалом, основанными на культурно- историческом развитии))

Вячеслав П

г. Бузулук

№34 | 14.04.2018-23:57

№33 | Вовненко Ольга Витауто писал(а):
вид млекопитающих, обладающий индивидуальным сознанием, разумом и личностным потенциалом, основанными на культурно- историческом развитии))
И что из этого перечня принимает решение?
№30 | Вовненко Ольга Витауто писал(а):
решение всё же принимает человек..

Вовненко Ольга Витауто

Психолог, Профконсультант

г. Мурманск

№35 | 15.04.2018-00:01

№34 | Вячеслав П писал(а):
И что из этого принимает решение?
человек и принимает.. используя сознание... руководствуясь разумом .. учитывая свои личные особенности и особенности культурно-исторической среды

Вячеслав П

г. Бузулук

№36 | 15.04.2018-00:07

Разум - это механизм для обработки информации, у него нет своих целей.
Как у калькулятора.

Сознание - это то, где происходит наша психика.
Это экран калькулятора.

В общем, нет того, что вы хотели бы считать человеком, который принимает решение.
Решения принимают потребности.
А человек - это общее название.


Мосин Алексей Викторович

Психолог, Клинический психолог

г. Новосибирск

12 консультаций

№37 | 15.04.2018-00:34

№31 | Вячеслав П писал(а):
Потребность как причина для действия.
Самой простой классификацией является пирамида Маслоу.
Пирамиду Маслоу научно опровергли многолетними исследованиями.
№31 | Вячеслав П писал(а):
Собственно почему я прицепился к потребностям.
Только потому, что в этой области психологии для этой темы можно найти что-то конкретное для обсуждения.
Это ложное умозаключение. Так как не будучи погруженным в научную психологию сложно судить о только о теории потребностей.
В рамках теории потребностей есть и противоречащие друг другу. Например, фрейдовское понимание потребности - удовлетворение либидо и мортидо, ни слова про социальные и культуральные потребности; пирамида Маслоу - опровергли обязательность прохождения ступеней; теория потребностей Г.Мюррея и пр.
Каков список общих потребностей? Есть ли он?


Каждый человек - это микрокосмос. Что свойственно одному, не факт что присуще другому. Одни и те же законы работают индивидуально. Универсализировать частности - это утопия.
Общи только фундаментальные направления, хотя в них есть множество вариаций.
№31 | Вячеслав П писал(а):
Все, что вы описываете как "природу человека"- это же общие представления, не несущие ни какой конкретики в "науке психология".
Я не описываю природу человека. Не пытаюсь что-то конкретизировать в "науке психологии". Не пытаюсь что-то обективизировать и не претендую на всеобщность и универсальность. Это не является целью данного форума.
Также задачей данного чата не является разобрать, опровергнуть и пр. мой взгляд на природу человека и как я его понимаю. Это как минимум не имеет смысла. Это мое мнение, проверенное и подкрепленное моим опытом, знаниями и пониманием.
Я прошу поделиться своими соображениями! Своим мнением о том, как ВЫ понимаете ЧТО и КТО есть человек. И почему Вы так считаете.
Свою позицию и взгляд я выразил.
№31 | Вячеслав П писал(а):
Я то смогу это выделить, но у психологов обычно все субъективно...
Если можете, то поделитесь. Это и есть основная цель данного форума - собрать мнения людей по 9 предложенным пунктам.
Не вижу смысла обобщать что у всех психологов.
Для меня любая генерализация по определению ложна из-за невозможности объективировать мнение ВСЕХ психологов. Некоторые - да, но не ВСЕ.
№31 | Вячеслав П писал(а):
Все, что вы описываете как "природу человека"- это же общие представления
Это не общие представления, а вопросы для того, чтобы запустить мышление и подумать над ними, чтобы придти к выводу. Этот вывод мне и интересен.
№36 | Вячеслав П писал(а):
Сознание - это то, где происходит наша психика.
Не верно. Сознание - это высшая форма развития психики. То есть сознание - это часть понятия психики, но никак не "психика рождается в сознании".
Психика присуща и животным, а вот сознание - нет. Сознание отличается тем, что есть понятие границы Я-неЯ (или идентичность) и критичность (система норм и пр) и способностью смотреть на себя как на объект (рефлексивность).
№36 | Вячеслав П писал(а):
Решения принимают потребности.
То есть, для Вас человек - это набор потребностей?! Я правильно Вас понимаю?
Чем отличается человек от животных?
С уважением, Алексей!

Коломиец Татьяна Сергеевна

г. Красноярск

№38 | 15.04.2018-04:04

№7 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
А именно как считаете Вы, лично Вы?!
У меня все сиддхи, включая левитацию.
Если они не будут включены в ваш опус, то вы мало что знаете о человеке.
Там же всё про механизм обращения праны в теле, и даже способы достижения вечности, в том числе и в физическом теле.
Там же способ прочитать Книгу Жизни (свой генокод)

Это полная интеграция всех знаний о человек, разбросанных во многих духовных , философских и боевых системах.Она исправляет все ошибки, специально допущенные мастерами . Защичина от людей. И Люди от неё тоже.

У человека 130 видов зрения, но вы даже с 4-8 типами не знакомы.
И так везде с возможностями. Осваивайте этот"дивайс" не надо улучшать.

Человек целостен ( холистичен) и изучать его можно только живым, а у вас ни одного вменяемого метода.

ИНЬская половина - Кокос и релакс. Точки не расписаны.

Тогда и напишете чё-нить честное и достойное на основании своего опыта.
Записки про практику по всем 9 континуумам :))))

А может и передумаете.
И она снова останется без единого слова.

И не обольщайтесь. Каждый орех приравнивается к Черному поясу, к
60 000 долларов.

И вам проще не будет.

Начните с аргументов - почему вы НИЧЕГО и НИКОГДА не станете делать, имея всё в руках.
И как вы замотивируетесь начать?
Там рекомендовано воздержание и - вознаграждение за сделанный орех в виде женщины (или 60 000 долларов)

Все орехи - 1 000 000 долларов. Как раз Нобель. Но получать будете частями по ходу жизни.

Коломиец Татьяна Сергеевна

г. Красноярск

№39 | 15.04.2018-04:40

№37 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Каждый человек - это микрокосмос. Что свойственно одному, не факт что присуще другому. Одни и те же законы работают индивидуально. Универсализировать частности - это утопия.
Как дивайсы мы одинаково устроены.
А содержание каждого компа - разное.

Отделите одно от другого. Вас общее устройство интересует?

Как и ДНК - и одинаково и по разному :((((((((((((

Аршинов Евгений Геннадьевич

Психолог, Skype

г. Астана (Казахстан)

91 консультация

№40 | 15.04.2018-07:42

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Каждый человек имеет свое представление о природе человека.
Мне близка модель Оудсхоорна.

Александр Сергеевич Шукшин

№41 | 15.04.2018-08:52

№36 | Вячеслав П писал(а):
В общем, нет того, что вы хотели бы считать человеком, который принимает решение.

субъект деятельности.

Яцкевич Константин Владимирович

Психолог, Кризисный психолог

г. Минск (Беларусь)

Лишен права ответа

Бан до 2.05.2018

№42 | 15.04.2018-09:04

№9 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Личность – сложное многоуровневое структурное образование, интегрирующее различные аспекты понимания сущности человека.
Природа человека: биопсихосоциокультурная (Человек рассматривается в контексте 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной).
Биологическое в человеке: генетические особенности, инстинкты, - представляют платформу, на основе которой разворачивается все многообразие психических проявлений, объединяет человека с миром живой природы.
Культура – фон, в котором происходит становление и развитие личности, его индивидуальности. Оказывает сильное влияние на развитие личности, так как в культуре сосредотачивается все многообразие опыта «Человека» и именно она задает образцы функционирования.
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Социум – ключ к формированию личности. Именно посредством социума происходит становление и развитие биологических предрасположенностей личности. Также – это и платформа для обыгрывания «психического». Таким образом, социум выполняет двоякую роль: с одной стороны является инструментом для формирования личности (семья, друзья и т.д.), а с другой – платформа для реализации «своего» (индивидуалистичного) в человеке, его «креативного» начала.
Психика выполняет роль интегратора биологического, психического и культурного в человеке.
Структура психики:
1. Органические структуры (нейрофизиологические особенности, биологические функции и потребности);
2. Бессознательные первично организующие функции – тревога, агрессия, сексуальность, креативность;
3. Сознательные (производные деятельности первичных) функции психики – навыки, знания, опыт, ценности.
Основу личности (ядро) представляет Я-идентичность , которая являясь психическим образованием, обеспечивает целостность личности. Я – идентичность формируется путем взаимодействия человека с другими людьми (группами).
Идентичность формируется путем сравнения себя с окружающими, по принципу общности, принадлежности группам (я представитель такой религии, такого пола и т.д.).
С самого рождения ребенок попадает в мир сложных интеракций.
Все многообразие социокультурных интеракций можно разделить на несколько систем:
1. Микросистема – сам человек как носитель Я-идентичности понимается как система. Эта система представлена миром ролей, ожиданий, функций;
2. Мезосистема – школа, соседи, семья;
3. Макросистема – расширенная семья, работа, СМИ.
4. Культуросистема – ценности, законы, традиции и т.д. Эта система является фоном, в которой функционируют микро-, макро и мезосистемы.
Можно также говорить и о хроносистеме, которая является еще одним интегратором и определяет исторический контекст функционирования личности.
Человек стремиться к организации и сохранению единого интегрирующего чувства Self . Это представляет собой первичную и важнейшую мотивацию человека. Это стремление возможно благодаря социальной энергии, понимаемого как эквивалент «либидо», но, в отличие от него по своей природе «социальная энергия» не результат биологического функционирования организма, а процесс межличностного взаимодействия.
По 9 пунктам следующее видение:
1. Средняя позиция между детерминизмом и свободой указывает на то, что человек одновременно самостоятелен в принятии решения и детерминирован условиями социума и конституциональными особенностями. Человек способен преодолевать детерминацию за счет выбора, который порой иллюзорен и навеян опытом прошлого.
2. Умеренная рациональность – человек по природе отдает первостепенное значение рациональности, нежели неведомым силам, которые также имеют место быть.
3. Сильный холизм – человека невозможно рассматривать изолированно по кускам. Системность и целостность рассмотрения личности – залог полноты системы. Подобную позицию можно объяснить выделением 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной, каждая из которых состоит из подсистем и представляет суть единства индивидуума.
4. Средняя позиция между конституционализмом и инвайронментализмом – показатель интеракционистской позиции, согласно которой человек развивается на стыке взаимодействия биологического и социального. Конституция проявляется в разных условиях среды по разному, а влияние среды будет давать различный эффект в зависимости от конституции данного человека.
5. Умеренная изменяемость – человек способен к изменениям на протяжении всей жизни, при этом как из-за влияния внешнего мира, так и из-за конституциональных особенностей, которые, в свою очередь, и определяют «умеренность» позиции изменяемость/неизменность.
6. Средняя субъективность – показатель уникальности человеческого опыта, часть которого поддается объективации (преимущественно это касается конституциональных особенностей).
7. Средняя проактивность – человек сам кузнец своей судьбы, при одновременной социальной детерминации, поэтому позиция занимается именно средняя. Человек в меру своей свободы и интеракционизма проактивен.
8. Средняя позиция между гомеостазом и гетеростазом. Процессы регуляции в психике протекают по 2-м диаметрально противоположным направлениям: достижение гомеостаза и достижение гетеростаза (поиск сенсорно-аффективной стимуляции и т.д.) Эти процессы динамически связаны друг с другом, они либо: сменяют друг друга в руководящей функции, находят компромисс. Динамика взаимодействия такова, что доминирование одного процесса приводит к усилению мотивационных сил другого процесса, следующего противоположному импульсу. Эта динамика задает тенденцию к развитию личности.
9. Слабая непознаваемость – в меру субъективности опыта человека, его многообразии и объясняет его неполную непознаваемость как вектор, но системность подхода и системный анализ индивидуального опыта обуславливают низкий уровень познаваемости индивидуума.
Как-то то так я вижу природу человека.
С уважением, Алексей!

Вы забыли указать самый глубинный аспект человека - духовный (энергийный) )

Изначально человек - это набор энергий и сил (нравов), которые сгруппированы в целостный конгломерат, помещённый в тело и обладающий тремя базовыми способностями: познанием, чувством, волей.

Тело является только способом материального выражения и проявления этих трёх базовых способностей, которые сохраняются, как силы и энергии и после смерти тела в виде свойств души ))

И ещё Вы забыли упомянуть о матрице человека или заданном свыше шаблоне, который и есть набор базовых качеств и энергий личности )))

Вячеслав П

г. Бузулук

№43 | 15.04.2018-09:10

№41 | Александр Сергеевич Шукшин писал(а):
субъект деятельности.

Вопрос был: что у субъекта деятельности принимает решение?

Вот вы приняли решение здесь написать - а зачем?

Александр Сергеевич Шукшин

№44 | 15.04.2018-09:11

№43 | Вячеслав П писал(а):
Вопрос был: что у субъекта деятельности принимает решение?

Вот вы приняли решение здесь написать - а зачем?

ни что а кто, субъект принимает решение.

Яцкевич Константин Владимирович

Психолог, Кризисный психолог

г. Минск (Беларусь)

Лишен права ответа

Бан до 2.05.2018

№45 | 15.04.2018-09:17

№36 | Вячеслав П писал(а):
Разум - это механизм для обработки информации, у него нет своих целей.
Как у калькулятора.
Сознание - это то, где происходит наша психика.
Это экран калькулятора.
В общем, нет того, что вы хотели бы считать человеком, который принимает решение.
Решения принимают потребности.
А человек - это общее название.

И где и как )

Сознание - это не только отражение конечного, но и сам процесс его получения )

Самая большая проблема когнитивной науки сегодня - это понимание всей системы: мозг, разум, сознание ))

Первое понято на 10 - 15%, второе на 3 - 5%, а третье (сознание) практически непостижимо )))

Александр Сергеевич Шукшин

№46 | 15.04.2018-09:25

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Для этого привожу 9 шкал континуумов.
Просьба ответить на вопрос по пунктам, указав какой полюс выражен в большей степени (или никакой), а также обосновать свой ответ.

давайте подумаем 9 ли шкал в действительности и не дублируются они.

Кто знаком с психодиагностическим инструментарием наверняка знает опросник Айзенка на определение темперамента, и один из вопросов опросника звучит следующим образом. "Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?"

Какие шкалы из 9 затрагивает этот вопрос?

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
1. «Свобода – Детерминизм». Этот континуум отражает насколько у человека представлена внутренняя свобода в действиях и поведении. Свободен ли человек в своем выборе или детерминирован какими-либо событиями (комплексами, травмами, окружающей средой, детством и пр), находящимися вне сознания?;
2. «Рациональность – Иррациональность». Здесь важным вопросом является насколько сила разума оказывает влияние на поведение или же человек в большей степени движим скрытыми бессознательными инстинктами? Человек – это рациональное существо или же он движим иррациональными убеждениями?;
3. «Холизм – Элементаризм». Как изучить человека и кем он является – целостным существом или же совокупностью (набором) отдельных процессов? Личность – это целостное образование или набор отдельных, несвязанных между собой процессов и состояний?;
4. «Конституционализм – Инвайронментализм». Данный континуум призван дать ответ на вопрос: «природа или воспитание»? Каково соотношение генетического и средового в нашем поведении? Доминирует какой-то один полюс, или же личность занимает интеракционистскую позицию (личность – продукт взаимодействия конституции и среды);
5. «Изменяемость – Неизменность». Насколько личность может измениться на протяжении жизни? Способен ли человек меняться (кардинально или относительно) или же личность – это устойчивое и неизменное образование? Являются ли изменения личности важным аспектом ее эволюции в жизненном пути?;
6. «Субъективность – Объективность». Мир личности внутренний (субъективный) или определен объективными факторами? Что оказывает основополагающее влияние на поведение человека – его собственный субъективный мир, или объективная реальность? Психология – наука о человеческом опыте или поведении?;
7. «Проактивность – Реактивность». В чем истинные причины поведения человека? Каков источник активности человека: активность исходит изнутри личности (проактивность) или же вызвана серией ответов на воздействия внешней среды? Способен ли человек преодолевать внешние преграды или же реактивно реагирует на воздействия окружающей реальности?;
8. «Гомеостаз – Гетеростаз». Данный континуум прямо соотнесен с мотивацией человека. Его суть заключается в прояснении, к чему стремиться человек: к снижению напряжения и достижению равновесия (гомеостаз) или же к самореализации, преодолении, развитии (гетеростаз)?;
9. «Познаваемость – Непознаваемость». Познаваем ли человек наукой или в его природе есть нечто, что неподвластно научному описанию и изучению? Данный континуум связан с полюсом детерминизма и объективности.

вариантов ответа на вопрос Азенковского опросника всего два, либо "да", либо "нет", но от того какой ответ даст испытуемый, мы получим два принципиально разных представления о природе человека.

И опять же повторюсь, шкалы неявно дублируются.

Вячеслав П

г. Бузулук

№47 | 15.04.2018-09:47

№37 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Каждый человек - это микрокосмос. Что свойственно одному, не факт что присуще другому. Одни и те же законы работают индивидуально. Универсализировать частности - это утопия.
Общи только фундаментальные направления, хотя в них есть множество вариаций.
№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
3. «Холизм – Элементаризм». Как изучить человека и кем он является – целостным существом или же совокупностью (набором) отдельных процессов? Личность – это целостное образование или набор отдельных, несвязанных между собой процессов и состояний?;
№9 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
3. Сильный холизм – человека невозможно рассматривать изолированно по кускам. Системность и целостность рассмотрения личности – залог полноты системы. Подобную позицию можно объяснить выделением 4-х систем: биологической, социальной, психологической и культурной, каждая из которых состоит из подсистем и представляет суть единства индивидуума.

Я выделил ваше выражение "одни и те же законы".

Какие одни и те же законы, в вашем понимании, формируют психику человека?

Я никак не могу понять как устроена наука психология.
Какие законы и аксиомы, стоят в ее начале, из которых потом создается какое либо представление о психических процессах.

Вы можете выделить эти законы и аксиомы?

Дудко

г. Краснодар

№48 | 15.04.2018-09:49

№0 | Мосин Алексей Викторович писал(а):
Зачем так все усложнять!

Вячеслав П

г. Бузулук

№49 | 15.04.2018-09:51

№44 | Александр Сергеевич Шукшин писал(а):
ни что а кто, субъект принимает решение.
А животное, например собака, это тоже субъект?
Скрыть
Для участия в обсуждении войдите или зарегистрируйтесь
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов fcece Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз