Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29790 специалистов из 970 городов
Скрыть

раннее развитие

От автора: размышление о вреде и пользе раннего развития. Развивать или обучать? Когда начинать. В этой статье я делюсь своим личным опытом.
Сегодня родители задают много вопросов на тему раннего развития детей. Как не отстать от других детей? Или можно ли навредить занимаясь раннем развитием своего ребенка в специальных детских клубах, школах? С какого возраста начинать? Что развивать? Как это делать? Надо ли вообще уделять этому внимание? Или можно услышать такие разговоры, что раньше никаких таких специальных занятий не было, родители работали, дети в яслях на пятидневке, это если бабушек не было, а вот все ведь выучились, ракеты в космос отправили. Все эти размышления и вопросы имеют место быть и очень хорошо, что сегодня родители осознанно подходят к физическому, психологическому и социальному благополучию своих детей. Вдумчиво взвешивают все «за» и «против». Проработав в школе 11 лет школьным психологом, классным руководителем, завучем по воспитательной работе,4 года директором частного детского сада «Сын Дочка» в г. Балашихе, являясь автором развивающей программы для детей с года до трех лет, имея возможность наблюдать в динамике за детьми, которые пришли к нам в сад после наших занятий и пришли к нам, не занимаясь нигде — все имеет значение.

Человеческий ребенок становится человеком только в человеческой среде. И есть периоды в развитии ребенка, они называются сензитивными. Это периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Одним из таких периодов является возраст до трех лет, когда у детей активно развиваются речевые навыки, формируется музыкальное восприятие, появляется интерес к мелким деталям, формируется мускульная координация. В этот период ребенок учиться легко, без особых усилий. Сензитивные периоды длятся непродолжительное время, поэтому упустить его никак нельзя. Наверстать упущенное будет практически невозможно. Если в это время ребенок будет совсем лишен человеческого общения, то он никогда не сможет стать человеком. Все помнят, нашумевшую историю девочек, которых нашли в лесах Индии в 1920 году. Одной из них было 1,5 другой 8 лет. Этих девочек воспитали волки. Они передвигались на четвереньках, ели сырое мясо и часто выли. Вскоре одна из них умерла. Люди старались вернуть им человеческий облик. Но, кроме нескольких слов так ни чему и не смогли научить. В истории много таких примеров. И если и удавалось чему-то научить таких детей, то восстановить психику — нет. Такие дети так и не смогли идентифицировать себя как людей, а считали себя птицами, собаками, смотря с кем они росли.

Младенец рождается с максимальным количеством нейронов — клеток мозга. А вот связи между этими клетками будут образовываться в процессе психического развития. Чем больше таких связей будет образованно в первый сензитивный период, тем лучше будет работать вся система головного мозга. Примерно 700 связей в секунду формируется в первые пять лет жизни ребенка. Через взаимодействие со значимым взрослым, через эмоциональное общение, мимику, жесты, прикосновение будут образовываться основные связи между нейронами. Будут организовывать клетки мозга в важные группы — речевые, моторные, звуковые, зрительные центры и т. д. И нужно немного усложнять задачу ребенку, чтобы сеть между клетками мозга расширялась и укреплялась.

Но развитие должно быть адекватно возрасту. Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой, а возможно , и с папой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, то есть множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений. В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет, как лучше это сделать. Но раннее развитие и раннее обучение — это разные понятия. В наших центрах мы пошли немного дальше. Мы соединили весь накопленный опыт свой и коллег из других стран и подготовили занятия согласно всем возрастным периодам. Не перегружая психику ребенка, в доступной игровой музыкальной форме, педагоги занимаются речевой и дыхательной гимнастикой, знакомят детей с живым звучанием музыкальных инструментов, приобщают через игру к первым правилам в коллективе. С помощью пальчиковой гимнастики включают мелкую моторику. С помощью массажных мячей — крупную мускулатуру. Для активизации точек стопы я сама шила специальные мешочки, заполняя их горохом. Теперь прохождение по ним босиком включено в сказочное хождение по кочкам и болотам. Все это вместе с мамой весело и удивительно интересно. Любые навыки, подкрепленные положительными эмоциями, только увеличивают интерес ребенка к игре и как следствие наращивают ту самую сеть между нейронами, о которой я говорила ранее.

Я против раннего интеллектуального насилия, наращивания количества знаний. Принудительное обучение затормаживает развитие и к школе мотивация и интерес к обучению угасает. Потребность узнавать все новое у детей очень велика. Ее и надо поддерживать через игру и положительные эмоции. Надо быть чутким и внимательным к тому, что сейчас сильно интересует ребенка, для этого ему нужно предлагать разные варианты для выбора в познавательной игре. А если родители будут опираться на свой интерес и его продвигать, то встретятся с детским упрямством и сопротивлением. И если родители вовремя не остановятся, то есть риск, что ребенок начнет упрямится через болезнь. А как еще справится с большими мамами и папами? Поэтому, если тянется ребенок к книгам — читайте, хочется рисовать — дайте ему эту возможность. Но если он ни в какую не хочет и пяти минут посидеть и послушать любимую вашу сказку, не надо силой удерживать, есть риск, что вы навсегда отобьете охоту слушать и читать.

Мне могут возразить родители, опираясь на свой детский опыт и опыт своих родителей, что раньше обходились без таких занятий. Да но, во-первых, раньше среда была более менее однородной для всех слоев общества. И большую роль в социальном воспитании занимала семья, в которой был не один и даже не два ребенка, а много детей, плюс бабушки, дедушки и прабабушки и прадедушки. А это уже маленький социум, где развитие и воспитание было естественным укладом жизни. Когда вся большая семья собиралась за одним столом и вместе кушали, вместе трудились и даже маленькие дети выполняли посильную работу, имели свои обязанности, вечером собирались слушали бабушкины сказки. Вы возразите, что это далекое прошлое. Но и в моем детстве было место коллективному труду и отдыху. Игры в резиночку у подъезда, турники, игра в вышибалу, лапта. Сейчас другой уклад, но поскольку воспитание и развитие лучше прививается в группе, значит полезность таких групп очень велика. Это то и обеспечивают детские центры развития.

Сегодня истории о том, что мамы выходят на работу, когда ее ребенок находится в грудном возрасте уже ни кого не удивляют. Молодые родители проживают отдельно от бабушек. Опыта общения с малышом у мам и пап не хватает. А играть с детьми, как показала моя практика, вообще не умеют. Поэтому наши центры развития — это хорошая помощь таким родителям. Где их научат играть со своими детьми, общаться. Да и сами они получать массу положительных эмоций. Сохранят свое психологическое эмоциональное здоровье и приобретут опыт. И уменьшат свою родительскую тревогу.

 

Психолог - г. Люберцы, г. Москва
Опубликовано: , 77 просмотров
К автору уже обратились 11 человек с сайта
Подписаться7
Подписаться7
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Петров Сергей Викторович
Психолог, Гештальт-терапевт скайпконсультант - г. Минск (Беларусь)
Касьянова Лариса Ивановна писал(а):
Поэтому наши центры развития — это хорошая помощь таким родителям.
Согласен. Спасибо за статью!
№1 | 11 августа 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов a7362 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз