Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29779 специалистов из 970 городов
Скрыть

Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции

 

 

Фототерапия,  как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется психологом в работе для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности. Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание практических психологов, использующих психологию творчества, как терапевтический «ключ» к решению проблем человека. Педагог-психолог разрабатывает перспективный план занятий,  который дополняется фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т.д. к окружающему миру. Данный метод предусматривает спонтанность фотографирования, позволяет почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. Психолог заинтересовывает взрослого, ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие включает в себя арт-терапевтические упражнения, задания, техники.   Использование технологий фототерапии может стать частью работы психолога, дефектолога, воспитателя по созданию классной или педагогической команды, по реабилитации детей «изгоев», по переориентации учительского или родительского поведения и др. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников.

         Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. На занятиях можно использовать как фотографии, так и слайды. Слайд-терапия гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонирует на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией. Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать  сказку о заинтересовавшем объекте.

         Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для детей и подростков. Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта  становится важным  в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию. Активизируются все сенсорные системы подростка, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления. Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа.

         Фототерапевтические технологии в работе можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей. Предложенные формы фототерапии даются детям и подросткам в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов ( в том числе по фотографии).

Техника «Слайд-терапия».

Занятие можно проводить в детско-родительской группе. Детям и их родителям продемонстрировать слайд-фильмы (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предложить разойтись в разные помещения. Детям можно предложить нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям – нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания. Подгруппы соединить. При сравнении рисунков родителей и их детей выявить, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предложить детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект.

Техника «Фоторепортаж» (Мобильный фоторепортаж).

Цель использования техники:

Повторное переживание события с целью его отреагирование, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др.

Примерные темы: «Первый день каникул», «один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамены» и др.

Ход работы: подростку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах. Так как в последнее время у подростков увеличилось количество мобильных телефонов с встроенной фотокамерой, фоторепортаж может быть мобильным. Такая форма работы несомненно, будет интересна подростку.

Техника «Метафорический автопортрет»

Цель работы с техникой: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я –концепции.

Ход работы: подросткам предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением ( животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы….. Затем на листе ватмана. В центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу. Не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центре его фотографию.

Техника «Галерея моих образов».

Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я – образов.

Необходимые материалы: 1.элементы костюмов; 2. маски; 3.арт-материалы, позволяющие создать костюм; 4.грим; 5.магнитофон; 6.аудиозаписи и др.

Ход работы: подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать. Используя готовый арсенал костюмов. Грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ. Игра в роли: танец, спонтанные движения, мимика, драматизация и т.п.  В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли. Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа очень эффективна при наличии проблем ролевого смешение или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения.

Примеры  использования фото-терапевтических техник в КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии»

Технику мобильный фоторепортаж использовала  с детьми 5 классов, в школе-лицее «Дарын»  и в КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» РК., СКО., г. Петропавловск.

На весенние каникулы 19 марта дала детям задание сделать мобильный фоторепортаж на тему «Мой первый день каникул». 2 апреля я пришла к пятиклассникам в класс, что бы поинтересоваться, как они справились с заданием. Результат произошел все ожидания. Дети, перебивая друг друга рассказывали о своих мобильных фоторепортажах которые сделали в г. Астане на экскурсии. Они с классом в первый день каникул отправились на экскурсию в г. Астану. Очень приятно было выслушать слова благодарности от классного руководителя 5 класса, она рассказала,  что ей даже не пришлось организовывать и контролировать поведение детей во время экскурсии, весь класс был занят фотографированием, своими мобильными фоторепортажами. Во время поездки обратно домой на поезде у них не было времени пошалить, потому что заняты были обсуждением своих фотографий и придумывали различные названия своим фотографиям.

Фрагмент беседы с одним из учеников 5 класса Гараниным Олегом. Олег сделал самый интересный репортаж из класса.

Психолог. Олег как ты справился с заданием? Возникали ли трудности? Было ли интересно?

Олег. Я с большим удовольствием выполнял задание, мне было очень интересно. Трудности немного возникли при названии фотографий, потому что хотелось каких-то оригинальных и неповторяющихся названий, и чтобы работа отличалась от других учеников.

Психолог. У тебя получился очень интересный мобильный фоторепортаж. Смотря на твои фото у меня, невольно возник вопрос. Вы были на экскурсии в г. Астане. Вы посетили аквапарк, океанариум, различные цветочные выставки, музеи, торговые дома и т.д.,  но на твоих фото только одни здания?

Олег. Да я тоже заметил, когда дома составлял мобильный фоторепортаж.  Мне почему-то хотелось фотографировать одни здания. Они меня заинтересовали своей грациозностью, красотой, конструкцией. Мне даже так интересно не было в океанариуме,  как на экскурсии по самому городу. Я все ломал голову,  как люди могут разрабатывать, конструировать и строить такие дома.

Психолог. Тебя привлекли интересные конструкции зданий, домов, торговых центров, стадионов. Это очень интересно. Скажи Олег, а  какое любимое занятие у тебя дома в свободное время.

Олег. Очень люблю конструировать дома с бумаги, у меня есть конструктор, играя с ним, я тоже придумываю различные интересные постройки. Еще люблю играть в постройки это компьютерная игра, где сам строишь здания, а потом их продаешь или сдаешь в аренду.

Психолог. А мечты у тебя есть? О чем мечтаешь?

Олег. Раньше мечтал стать космонавтом. А сейчас мне больше нравиться строить конструировать. И хочу стать архитектором. Сейчас в интернете нахожу информацию об архитектуре и с удовольствием читаю ее. А еще мне родители дарят энциклопедии, где все рассказывается о самых великих постройках в мире.

Психолог. Из твоей беседы я поняла, что делать мобильный фоторепортаж тебе понравилось.  В дальнейшем ты планируешь составлять еще фоторепортажи на  другие темы?

Олег. Да у меня есть идеи. Только я не хочу отклоняться от своей темы. Я планирую создавать фоторепортажи зданий различных городов, где буду в дальнейшем бывать и составлю авторский  альбом своих фоторепортажей.

Психолог. Спасибо Олег за интересную и содержательную беседу. Буду рада в будущем тебя увидеть великим архитектором. Думаю, что твои родители и учителя будут тобой гордиться.

Самоанализ проведенной работы с использованием техники мобильный фоторепортаж.

Техника мобильный фоторепортаж для меня была самой сложной. Потому что, используя, данную технику я не могла заранее прогнозировать ход беседы или консультации. Все происходило на ходу спонтанно. Когда я анализировала детские репортажи, и далее беседовала с Олегом, по его репортажу выстроилась очень интересная картина. Мы выявили с помощью этой техники четкие, прозрачные профессиональные интересы и направленность ребенка. Анализируя  другие репортажи детей, у нескольких детей также получились четкие фоторепортажи определенных направлений. Одна девочка составила мобильный фоторепортаж только по растениям, которые они смотрели в ботаническом саду. Другая девочка составила фоторепортаж только по океанариуму.  У остальных детей были смешанные фоторепортажи но с доминированием того или иного направления.

Вследствие этого я сделала для себя вывод, что технику мобильный фоторепортаж  можно использовать  в профориентационной работе с учащимися. В дальнейшем я планирую провести больше работы в направлении профориентации с использованием техники мобильный фоторепортаж.

          В КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» в рамках декады МО коррекционных технологий, психологическим клубом   «Зеркало» была организована фотовыставка «Счастливое мгновение». Родители дома с детьми составляли фото-коллажи своей семьи, а затем принесли на выстаку. 

         Цель фотовыставки: создание ситуации успеха для детей и родителей, повышение значимости и статуса  благополучной семьи и ее положительного влияния на развитие и социальную адаптацию, и реабилитацию детей с ограниченными возможностями в развитии.

         Фотовыставка проходила  в фойе школы на первом этаже. Дети и родители с большим удовольствием и радостью в глазах рассматривали фотографии, вместе вспоминали прожитые совместно с семьей радостные мгновения своей жизни.

         Для некоторых родителей это было визуальным примером, как можно и нужно организовывать свободное время в своей семье. Как правильно выполнять семейные роли и функции, чтобы не только школа, но и семья способствовала гармоническому развитию  ребенка.

         Огромное спасибо хочется сказать воспитателям школы и классным руководителям, которые помогли организовать родителей и детей на данное мероприятие.

         Лучшие участники выставки были отмечены благодарственными письмами и дипломами.

 Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции

 

Психолог, Онлайн-консультант - г. Петропавловск (Казахстан)
Опубликовано: , 9973 просмотра
К автору уже обратился 1 человек с сайта
Подписаться46
Подписаться46
Поделиться49СохранитьЕщё...

Комментарии

демотиваторы тоже фототерапия? ))
№1 | 9 мая 2013
Мащенко Елена Николаевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Петропавловск (Казахстан)
Изначально демотивационные постеры появились как пародия на мотивационные постеры (плакаты) или мотиваторы — вид наглядной агитации, предназначенный создать подходящее настроение в школах, университетах и на рабочих местах.

Мотивационные постеры очень часто бывали скучны, поэтому широко распространилась практика их пародирования, обычно заключавшаяся в составлении постеров по такому же стандарту, но вызывающих вместо положительных эмоций отчаяние, уныние и грусть. Фототерапия подразумевает под собой определенную терапию, а эффект терапии зависит от того кто будит ее проводить и с какой целью. Любое психологическое воздействие (фототерапия, арттерапия, НЛП и.т.д) можно направить как в положительное русло так и в отрицательное, все зависит от того в чьих руках окажется "психологический инструмент" и какую цель преследует психолог, психотерапевт и т.д. Делайте выводы Евгений)))))))))))
№2 | 10 мая 2013
Спасибо большое за техники, у Вас очень интересные статьи для практикующих психологов!
№3 | 5 апреля 2015
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий fbec5 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз