Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29779 специалистов из 970 городов
Скрыть

Психологические причины школьной неуспеваемости

От автора: В статье говорится о психологических причинах школьной неуспеваемости. И о том, почему в таких ситуациях помощь психолога полезна.

 

Психологические причины школьной неуспеваемости

 

Психологические причины школьной неуспеваемости

Низкая мотивация

При низкой мотивации школьник, подросток не заинтересован в хорошей учебе. Более того, часто — демотивирован. Особенно это касается подросткового возраста.

Считается, что в начальных классах школы ребенок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учебы — одобрение родителей и учителей. Если он такого одобрения и поддержки не получает или получает в недостаточной степени, его мотивация на то, чтобы хорошо учиться, может значительно снизиться.

Некоторые родители используют тактику негативного подкрепления — ругают за плохие оценки, в то время как за хорошие оценки никак не хвалят, имея ввиду, что хорошая оценка — это норма. Даже специально не показывают своей радости по поводу такой оценки. Зачем за нее хвалить, проявлять свою радость, если ребенок, как бы по умолчанию, должен учиться только на пятерки?

Еще в середине прошлого века психологи установили, что негативное подкрепление поведения не работает или работает очень слабо. Если ребенка ругать за плохие оценки, наказывать - это, мало того, что не принесет хорошего результата, может еще и оставить в душе ребенка на всю жизнь травму от несправедливого отношения к нему родителей. Гораздо эффективнее работает позитивное подкрепление — разделить с ребенком его радость от получения хорошей оценки, что может быть лучше и эффективнее для его хорошей учебы?

 

Демотивация

В подростковом возрасте авторитет родителей и учителей постепенно уходит. И авторитетами становятся лидеры подростковых групп. Разумеется, не все такие группы девиантны и учат только плохому, часто в таких группах отличник может пользоваться уважением, в том числе и за то, что хорошо учится. Однако, зачастую, хорошая учеба не является признаком «крутого пацана», напротив — хорошие оценки могут считаться чем-то неправильным в такой группе — как следование нормам в противоположность подростковому протестному поведению. В такой группе подросток может быть демотивирован к хорошей учебе, что немедленно сказывается на его успеваемости.

 

Обида на двойки

Школьник может быть демотивирован к учебе и обидой несправедливым (с его точки зрения) отношением к нему не только родителей, но и учителей. Несправедливо, как ему кажется, поставленная двойка может отбить желание учить этот предмет вообще.

 

Тревожное состояние

Неуспеваемость может быть вызвана общим тревожным состоянием школьника. Он может сталкиваться с агрессивными проявлениями со стороны других детей в школе, во дворе, на улице. Даже единичный эпизод, психологически не пережитый школьником, может отразиться на его психике — тревога, тревожные ожидания наряду с общим низким эмоциональным фоном могут могут тормозить его интеллектуальную активность, что может приводить к невротическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и снижению успеваемости.

Школьнику, в силу разных причин, часто бывает сложно поделиться своими тревогами и сложностями с родителями. Подростковый мир — другой, не такой как наш, взрослый мир. Представьте, например, что каждый раз, выходя из дома, Вы вынуждены озираться — нет ли во дворе Ваших недругов, которые, например, могут подойти и ударить Вас. Или, когда просто идете по улице и видите группу сверстников, Вы напрягаетесь, потому что высока вероятность, что они на Вас нападут, и Вы вынуждены будете или убегать, или отбиваться от них. Для подростка — это его повседневная жизнь, и уровень его тревожности может быть очень высок.

 

Почему неуспевающему школьнику нужен психолог?

Традиционно, при низкой успеваемости у школьника, родители нанимают ему репетитора. Да, это помогает, но часто эффект не очень высок. Зачастую в этот момент ребенку (подростку) нужен не репетитор, а психолог. Или — и репетитор, и психолог. В идеальном варианте — репетитор-психолог, но таких специалистов крайне мало.

Среди моих клиентов есть и репетиторы, по их рассказам я знаю самые разные примеры как откровенного бойкота со стороны школьников занятий с ними, «пассивных забастовок», просто низкой мотивации. Вплоть до обмана, когда школьник звонит репетитору и отменяет встречу, родителям сообщает, что репетитор был, а деньги, которые он должен был отдать репетитору, присваивает.

Очень часто, чтобы решить проблему неуспеваемости школьника, нужна именно помощь психолога. Психолог может работать с семьей — школьником и его родителями, помогая разбирать конфликты между ними, потому что часто именно семейные конфликты приводят ребенка в тяжелое психологическое состояние и отвлекают его от учебы, не дают ему учиться хорошо. Психолог может работать с самим школьником, помогая ему «разрядить» накопившиеся у него негативные эмоции, пересмотреть и изменить его негативное отношение к школе, учителям (или конкретному учителю), одноклассникам и самому процессу учебы.

Также психолог может помочь разобрать конфликты между учеником и учителем. Часто такой конфликт (о котором, к слову, учитель может и не догадываться, этот конфликт существует только в голове самого ребенка) может приводить к нежеланию заниматься по конкретному школьному предмету и, соответственно, к неуспеваемости по этому предмету. Либо такое напряжение в отношениях может быть, действительно, с двух сторон, и психолог, в данном конкретном случае выступая в роли конфликтолога, может помочь это напряжение разрядить.

 

Психологических причин школьной неуспеваемости много. Работа психолога — помочь в них разобраться. А, разобравшись, помочь ребенку избавиться от страхов, снизить тревожность, повысить его мотивацию к учебе, улучшить отношения со сверстниками, учителями и родителями.

Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Опубликовано: , 639 просмотров
К автору уже обратились 10 человек с сайта
Провел 6 онлайн консультаций на сайте
Подписаться58
Подписаться58
Поделиться11СохранитьЕщё...

Комментарии

Францев Максим Леонидович писал(а):
отношением к нему не только родителей, но и учителей
Сын ушёл из престижного лицея после 9 класса по причине такой несправедливости учителей, но не по отношению к нему, а к детям в классе. Более умные получали оценки ниже, чем дети, родители которых чаще появлялись в классе.
Францев Максим Леонидович писал(а):
чтобы решить проблему неуспеваемости школьника, нужна именно помощь психолога
И чаще она нужна родителям, поскольку ребёнок как зеркало отражает все проблемы семьи.
С одним учеником мне помог вариант когда ВСЕ (родители и их мамы) хорошие, но у них могут быть свои отношения, которые никак не зависят от тебя (ребёнка). Это дало ребёнку опору и сняло тревожность. Только после этого фокус внимания удалось сместить на учёбу.
№1 | 30 сентября 2018
Чурсина Татьяна Михайловна
Психолог, Семейный психолог Коуч - г. Санкт-Петербург
интересная статья.
спасибо!
№2 | 30 сентября 2018
Катерина Красногорская
Психолог, КПТ и психоанализ - г. Санкт-Петербург
Максим, спасиьо за статью. Добавлю личное наблюдение - часто родители детей, которые не очень успевают, говорят про них уничижительно - типа «наш-то не семи пядей во лбу» или «природа обделила». Думаю, что во многом неуспеваемость - следствие слов и установок родителей
№3 | 30 сентября 2018
Францев Максим Леонидович
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
№1 | Vera писал(а):
И чаще она нужна родителям, поскольку ребёнок как зеркало отражает все проблемы семьи.
Да, согласен с Вами. Помощь нужна и родителям, и ребенку.
№4 | 30 сентября 2018
Францев Максим Леонидович
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
№3 | Катерина Красногорская писал(а):
неуспеваемость - следствие слов и установок родителей
Да, это так. Согласен!
№5 | 30 сентября 2018
Катерина Красногорская, мы с ребёнком проходили рисуночный тест Ладошки, чтобы понять как он себя чувствует в семейной системе и для снятия бабушконой установки "руки-крюки". Повторный тест показал хорошие результаты через пол года.
Много было у него неуверенности в себе, поскольку меланхолик с мамой-холериком рядом, это, конечно, не самый благоприятный вариант.
№6 | 30 сентября 2018
Роман Волков
Психолог, Клинический психолог - г. Вологда
Францев Максим Леонидович писал(а):
Считается, что в начальных классах школы ребенок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учебы — одобрение родителей и учителей. Если он такого одобрения и поддержки не получает или получает в недостаточной степени, его мотивация на то, чтобы хорошо учиться, может значительно снизиться.
Ученик начальных классов имеет высокую мотивацию к учебе благодаря комплексу факторов, высокой познавательной активности, авторитету родителей и педагога, позитивному подкреплению ситуации успеха. Когда же он одобрения не получает, учебная мотивация, действительно, может значительно снизится. Что нередко и происходит с учениками более старшего возраста. Спасибо за поднятие актуальной темы и полезную публикацию.
№7 | 30 сентября 2018
Францев Максим Леонидович
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Роман Волков, спасибо за отзыв!
№8 | 30 сентября 2018
Петрище Елена Ласловна
Психолог, Психоаналитик Семейный психолог - г. Ростов-на-Дону
Спасибо за статью! Вы абсолютно правы, репетитор без психолога неэффективен.
№9 | 2 октября 2018
Францев Максим Леонидович
Психолог, Психоаналитический терапевт - г. Санкт-Петербург
Петрище Елена Ласловна, спасибо за отзыв!
№10 | 2 октября 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 06e4a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз