Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30481 специалист из 986 городов
Скрыть

Семейные мифы. Часть 3 Техника деконструкции мифа

От автора: Автор Ракитина Екатерина, семейный системный теапевт. Специализируется на пренатальной психотерапии.

В предыдущих частях мы говорили с вами о том, что же такое мифы, как они на нас влияют и какими бывают. Хочу поставить акцент на том, что мифов  в любой семье много. И они могут быть противоположными. Какие-то очень яркие и сильно влияют на нас, другие еле заметны. Некоторые мифы нам нравятся, и мы с ними живем и радуемся, другие –  мешают нам, сужают возможности.

Поскольку миф это посыл из прошлого, то, важно понять, что он в себе несет, что хорошего, что плохого. Даже если вам кажется, что ничего нет хорошего, то это означает, что для вас, здесь и сейчас в этом мифе точно нет ничего хорошего. Потому что любой миф изначально носит защитную функцию. И несет в себе память про то, как выживать в сложных условиях.

Сейчас мы постараемся наловить своих мифов побольше распознать посылы, которые в них заложены.

Для начала.

  • Вспомните представителей старшего поколения и общение с ними. С кем вы больше всего общались, находились вместе,  делали что-то  совместно. Что и как они говорили, делали? Какие помните от своих бабушек – дедушек присказки, прибаутки. Погрузитесь немного в эту атмосферу. Предайтесь воспоминаниям. Если с бабушками – дедушками не сложилось, тогда вспоминайте фразы родителей. Они точно от туда что-то подчерпнули.

Например, я росла вместе с поговорками: подальше положишь, поближе возьмешь; что посеешь, то и пожнешь; до свадьбы заживет; любопытной Варваре на базаре нос оторвали;  хочется - перехочется.

  • А теперь, выпишите те пословицы, поговорки, непереводимую игру слов, часто повторяемые фразы или действия, рассказываемые истории, какие только вспомните.

Нужно вспомнить и записать не менее 7 таких наследий. А так, чем больше, тем лучше. 10 минут записывайте все, что приходит в голову. Можно это делать на определенную тему, которая вас волнует больше всего. Например, на тему денег, работы, здоровья. Или просто, что придет в голову.

Например, может получиться такой список:
  1. Хлеб нельзя выкидывать
  2. Бог терпел и нам велел.
  3. Один день год кормит.
  4. Дюже б добро было!
  5. Много хочешь – мало получишь.
  6. Будешь много знать – быстро состаришься!
  7. Обычай - самый большой кусок пирога отдавать самому младшему члену семьи, остальным по чуть - чуть.
Есть такое понятие – формула мифа. Она звучит следующим образом: «Мы те, кто …». Эта формула определяет какой посыл идет из прошлого. Как он определяет мой образ себя, что я делаю, что не делаю и в каких случаях? Выискиваем эту  «формулу», то есть некий посыл, из каждой строчки списка. Если несколько фраз в одном ключе, их  можно объединить и найти для них одну формулу мифа.

Например: «Мы те, кто: бережно относится к продуктам; умеет выживать в тяжелые времена; умеет создать запасы;  умеет вдохновлять других на помощь; знают цену скромности  и т.д.

Выбираем какой-то один миф или посыл, который больше всего вам сейчас мешает и работаем с ним дальше.
 

  • Кто и как транслировал этот миф? В каких ситуациях, при каких обстоятельствах говорилась эта фраза или выполнялось некое действие? В чем этот миф помогает или мог раньше помогать? А в чем сейчас мешает?

Если взять фразу «много хочешь – мало получишь». Как ценность скромности проявляется сейчас в моей жизни? Больше мешает или помогает?

Даже если вы пошли по антисценарию и ведете себя, наоборот, совсем не скромно –  это означает, что все равно, миф жив.  
 
Или например, бережное отношение к продуктам помогло когда – то выжить, а теперь мешает в том, что возникает чувство вины, когда продукты испортились, и их приходится выбрасывать. Или много тратится времени и сил, чтобы их «упорядочить» (еще одно бабушкино слово).
 

  • Как наличие этого мифа отражается сейчас в отношениях: с детьми, родителями, партнером или социумом? Это должны быть сугубо поведенческие вещи.
    Например, я могу из-за своей «ложной скромности» отказываться от чего-то приятного и желанного для себя. А потом грустить по этому поводу. Приведу еще один пример, очень курьезный. Относительно бережного отношения к продуктам. На уроке труда разбив в тесто яйцо, я собирала остатки из внутренней части скорлупы, как делали и бабушка и мама (наследие голода, который проживали мои предки). Можете представить, как на меня посмотрели в школе учительница и одноклассницы. А я была изумлена тем, что оказывается  не все так делают! Думаю, если вы заглянете в свой опыт, то, несомненно, найдете свои  истории, где приходилось переживать непростые эмоции, по причине неосознанности  своего «сундука прошлого».

И теперь, после взрыхления фона, давайте приступим к работе по деконструкции мифа. 

Схема деконструкции мифа:
  1. Основная суть работы с мифом – реконструкция истории его появления.

Есть ли знания об истории из прошлого, которые сформировали миф?

Если об этом ничего не знаем, то задаемся вопросом: Что за история могла  бы стоять за этим?  Как кажется, сколько поколений назад это случилось? Фантазии на тему, как этот миф мог появиться. Придумываем эту историю.

– Как вы думаете, что происходит, когда мы эту историю выкапываем? Да. Уже от одного этого энергия  мифа ослабевает.

2.   Далее в символическом ключе создаем пространство этой истории, оживляем ее. Например, создаем это через фигурки, стулья, открытки, и развиваем и погружаемся в историю.

Погружаемся настолько, чтобы у нас появились чувства к нашим предкам. Дорабатываем историю до состояния благодарности, или хотя бы до чувства уважения: «Мне жаль, что у вас было так». Ведь, там всегда было что-то тяжелое.

3.   Поскольку миф это напоминание и способ помнить о событии, то важно найти новый способ это делать. Уже осознанный способ. 

Мы можем  начать помнить об этом по-другому. Энергия разблокирована и ее можно облекать в  новую форму.

Создаем этот опыт. Как ты будешь помнить об этом по-другому?

Например: буду  в церковь ходить, за них свечку ставить, молиться; посажу дерево. Буду помнить об истории через то, что научусь, как бабушка, квасить капусту на зиму. И тогда уже не будем следовать мифам и посылам из давних не простых времен, а будем осознанней и свободей. Форма памяти сменилась.

 

В завершении.

Появился выбор. Мы уже не слепо следуем некому негласному правилу, а осознавая миф, можем  выбирать, как действовать.  Говоря языком гештальт-терапии, в этом месте мы возвращаем себе осознанность. Включается наша Эго – функция.

И теперь, когда мы с уважением и благодарностью перебрали и проветрили вещи из своего «сундука прошлого», мы можем осознанно надевать бабушкин  «кафтанчик»  или модернизировать его по своему вкусу!

Семейные мифы Часть 3 Техника деконструкции мифа

Психолог, Гештальт - терапевт - г. Новосибирск, г. Бердск, г. Искитим
Опубликовано: , 173 просмотра
К автору уже обратились 23 человека с сайта
Провела 39 онлайн консультаций на сайте
Подписаться90
Подписаться90
Поделиться2СохранитьЕщё...

Комментарии

Мифтахутдинова Эльза Раисовна
Психолог, Онлайн консультант - г. Москва
Спасибо! Очень толково все описано. Прямо бери и делай. Реально, правда, этим никто не занимается. К сожалению.
№1 | 1 октября 2018
Интересно! Спасибо!
№2 | 1 октября 2018
Залесская Мария Андреевна
Психолог, Коуч - г. Санкт-Петербург
Спасибо за статью!
№3 | 1 октября 2018
Автор что вы наворотили про какие то мифы? Это обычное внушение и работать с этим нужно как с попыткой внушения и самовнушения. Мало ли кто что придумал когда то.
№4 | 1 октября 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов ea0e2 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз