Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30128 специалистов из 978 городов
Скрыть

Времена жизни в картинах и цифрах

Времена жизни в картинах и цифрах

Периодизация жизни и возрастные кризисы – важная тема теоретической и практической психологии. Жизнь – это путешествие в линейном времени от истока к устью, от рождения к смерти через младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст и старость.

Понятия инфантильная и зрелая личность указывают на психологический возраст человека. Уровни развития психики (Оно, Я, Сверх-Я) З. Фрейда, теория агрессивности в связи со стадиями развития А. Фрейд, архетипы «вечного юноши» (Puer Aeternus) и «старца» (Senex) К. Юнга, стадии развития описанные М. Малер, М. Кляйн, Д. Винникоттом, периодизация Л. Выготского и Д. Эльконина, этапы развития личности Э.Эриксона определяют структуру, ведущие мотивы личности и возможность осознания своей психики.

Интерес этих выдающихся ученых к теме времён жизни вполне понятен если мы рассматриваем человека и психику в процессе развития и становления, а также в связи с остановками развития, реверсами, регрессом и деградацией.

Внимание психологической науки к теме времени и этапам жизни имеет глубинные общекультурые корни и является выражением общечеловеческого интереса к проблеме времен жизни.

Остановимся здесь на том, как жизненные этапы представлены в мифологии и творчестве художников.

Что было до наступления времен?

На картине П. ди Козимо «Охота» (1490-е) изображено детство человечества,которое соотносится в первобытной и мифологической историей, когда люди еще были не вполне людьми, не умели пользоваться огнем, не контролировали влечения и были похожи на диких зверей, сатиров и кентавров.

Появление человека ознаменовалось осознанием конечности жизни и осознанием, что самая сильной силой на Земле, сильнее самых сильных людей и сильнее Любви является Время.

По смысловому наполнению Время сближается со Смертью. Оставим здесь романтические представления о том, что Любовь сильнее Смерти / Времени и признаем, что если не одного, то двух, максимум трех поколений достаточно, чтобы Время победило Любовь.

В этой связи примечательна картина А. ван Дейка с суровым сюжетом «Время обрезает крылья амуру» (1620).

В латыни корень temps означает "резать"; термин указывает на одну из главных функций времени — жать, косить часы земного существования.

Как разрушитель и символ бренности всего сущего Время (Стаурн, Кронос, Хронос) представлено на картине Ф. Гойи и П. Рубенса с одноименным названием «Сатурн, пожирающий своего сына».

В древне-греческих мифах Сатурн (Кронос) знал, что с трона его свергнет один из его сыновей, и поэтому он поедал их еще младенцами, чтобы защитить свою власть. У Рубенса уродливый монстр откусывает голову взрослому человеку. У Рубенса безжалостный Сатурн поедает свое собственное дитя новорожденным.

Время как божество доброго начала способствует торжеству истины над кознями клеветы и порока представлено на картине Ж.-Ф. Детройя «Время открывает истину» (1733).

Фигура Времени, держащая косу в небе, показывает Истину — его дочь, которая снимает маску со старухи, олицетворяющей Мошенничество. Четыре добродетели опустились на колени у ног Истины. Стойкость лежит на льве, который символизирует ее мужество. Правосудие держит меч, символизирующий ее силу. Терпение несет кувшин с водой, который означает воздержание, а Мудрость изображена со своим символом — змеей.

Близкий мотив представлен в картине Н. Пуссена «Время спасает Истину от Зависти и Раздора» (1641 г.).

Ничего не скрывающая Истина изображена в виде обнаженной беззащитной юной девы. В руках ангела серп и змея, кусающая свой хвост — атрибуты Времени. Кинжал и горящая головня — признаки Зависти. Яблоко и змеи вместо волос на голове — признаки Раздора.

  

На другой картине Н. Пуссена «Танец под музыку Времени» (1636) двуглавый бог Янус, обращен одним лицом к жизни и взирает на хоровод.

Четыре танцующих фигуры олицетворяют четыре стадии земного пути, но не Детство, Юность, Зрелость и Старость, а Бедность (босоногий юноша в черном), Труд, Богатство и Наслаждение. Замыкается круг снова Бедностью. 

Аккомпанирует хороводу седобородый старик Время. В небе Богини времен года — оры, — сопровождают колесницу Аполлона. Слева изображен младенец, играющий с мыльными пузырями — символ быстротекущей человеческой жизни. Младенец справа следит за движением песочных часов, отмеряющих время танца жизни.

 

Песочные часы — символ быстротечности времени художники нередко вкладывают и в руки Смерти.

Откровенную угрозу цветущей и беззаботной юности демонстрирует Смерть с песочными часами на картине Г. Грина «Аллегория смерти и красоты» (1510).

Г. Грин «Три возраста и Смерть» ( 1539).



На картине Тициана «Аллегория времени, управляемым благоразумием» (1565) художник изобразил три времени жизни — себя, сына и племянника. Их портреты представляют одно целое с головами трех животных: царственного льва, верной собаки и одинокого волка. В символике этот зверь с тремя головами обозначал Благоразумие — сумму памяти (лев), знания (собака) и мудрости (волк).

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: — "Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему".

Тема возрастов нередко изображаются в виде таких трицефалов или мужчин и женщин разного возраста. В эпоху Возрождения цветущий молодой возраст изображался в виде влюбленных пар на пленэре.

На картине «Три возраста человека» Тициан (1512) мы видим аллегорию трех возрастов. Пара детей, спящих под крылом Купидона справа указывает на невинное детство. Молодость в виде пары счастливых влюбленных и старость в виде одинокого старика, который держит в руках два черепа — память о прошлом и напоминание о будущем.

В серии картин американского живописца Томаса Коула (1801 - 1848 гг.) жизнь представлена метафорой реки, по которой человек плывет в своей лодочке в сопровождении ангела.

В картине «Путешествие жизни. Детство» мы видим как ребенок с ангелом выплывают из темной пещеры Матери Земли на простор жизни к солнцу и теплу. Прекрасный, умиротворяющий пейзаж символизирует невинность и радость детства. Лодка скользит по спокойной и небольшой реке, символизирующей опыт защищенного детства. Фигура на носу лодки держит песочные часы, символизирующие время.

На картине "Юность" мы видим подростка, плывущего в лодка плывет по реке, протекающей через пышные долины, по направлению к белому сияющему дворцу в небесах. Мы видим такой же живописный ландшафт, что и на первой картине, но кругозор Путешественника уже намного шире. Теперь юноша сам крепко держит руль, а ангел, наблюдающий за ним с берега, помогает ему. Энтузиазм юноши и его энергия заметны в его позе и развевающейся одежде. В небесах парит призрачный замок, белый и мерцающий, как маяк, символизирующий надежды и мечты человека.

На первый взгляд, кажется, что спокойная река течет прямо к белоснежному замку в небе, но в крайнем правом углу картины видны опасные темные воды. Сам Коул так комментировал эту картину: "Весь пейзаж этой картины - с ее светлым потоком, раскидистыми деревьями, величественными горами, необъятными просторами и прозрачной атмосферой - служит обрамлением для фигуры, очарованной красотой и рвущейся вперед, влекомой молодым воображением, когда ум  возносит Рассудок и Здравый Смысл в Эмпиреи, прежде чем опыт научит его тому, что является Реальностью". 



На третьей картине "Зрелость" человек находится один в лодке, несущейся в пропасть. Ангел с неба наблюдает за ним. Небо на этой картине стало темным, и темные воды стремительно влекут лодку в пучину.



Мальчик вырос, стал взрослым, и находится перед лицом жизненных испытаний. Лодка повреждена, руль пропал. Река стала страшной, видна белая пена волн, угрожающие выступы горных пород, опасные водовороты и стремнины.

И только далеко-далеко, на горизонте, мы видим проблески заката. Эта линия, где в далеком океане встречается закатное яркое небо с океаном, притягивает к себе взгляд зрителя. Хаоса дикой сцены на переднем плане контрастирует с этим спокойствием, мелькнувшим как случайная возможность. Коул помещает этот важный смысловой центр картины чуть ниже и правее ее физического центра. Сочетание единственной горизонтальной линии с теплым цветом, противостоящее темному хаосу ломаных линий, привлекает взгляд зрителя снова и снова.



На последней картине этого цикла "Старость" в лодке находится старик, и ангел сошел к нему, чтобы направить его дальнейший путь на небо. 

Человек состарился, он пережил все испытания жизни. Воды вновь успокоилось: река впадает в Океан вечности. Фигура с песочными часами на лодке пропала, лодка вся оббита. Старый Путешественник достиг конца земного времени. 

В отдалении ангелы спускаются с небес, а его ангел-хранитель парит близко, указывая на них. Человек снова обрел радость. Пейзажа практически нет, только несколько острых скал символизируют собой конец земного мира, а темные воды текут дальше. 

Метафора лодки или корабля как личности человека является центральной темой в картине К. Фридриха «Возрасты человека» (1835). Здесь мы видим равное количество человеческих фигур и кораблей.

Человек, изображенный со спины, представляет старость. Детство помещено в центр композиции как символ радости, счастья и надежды. Маленькие лодки у берега как и дети лишь начинают свой путь в мелкой и чистой воде. Корабль по центру картины поднимает паруса, как бы защищая детей на пляже. Возможно, он олицетворяет мать, присматривающую за детьми. Корабли на горизонте символизируют последующие этапы жизни и соответствуют двум мужчинам. Самый дальний корабль соотносится со пожилым мужчиной и путешествие в потустороннее. Перевернутая лодка в нижней правой части напоминает гроб. Ее нос лодки обращен к старику, что намекает на его близкую кончину.

Беззаботность детства и юности, умиротворение, гармонию зрелости и отчаяние старости Г. Климт отразил в картине «Три возраста женщины» (1905). В этой картине одновременно ощущение и радости, и печали, жизнь и смерть в их неразделимости.



Эдвард Мунк продемонстрировал неисчерпаемость темы периодов жизни, работая над ней в течение тридцати лет.

Э. Мунк "Три стадии женщины" (1894)

Э. Мунк. Четыре возраста в жизни (1902)



В заключение от образного ряда к цифрам.

Согласно одной из ведущих теорий развития Э. Эриксона выделяется восемь фаз в психосоциальном становлении человека.

Младенчество (от рождения до 1 года). В это время формируется базовое доверие к миру

Раннее детство (1 — 3 года). Появление чувства стыда, осознание собственной независимости и самостоятельности.

Дощкольный возраст (4 — 6-7 лет). Игровое развитие инициативы, появление чувства вины и ответственности.

Школьный возраст (7-8 — 12 лет). Формирование трудолюбия и навыков.

Юность (13 — 19 лет). Возраст самосознания и осознания своего места в мире.

Молодость (19-35 лет). Начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста.

Взрослость (35-60 лет). Период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками. В это время происходит борьба творческих сил против косности и застоя.

Старость (от 60 лет). Период, когда основная работа жизни закончилась, подведение итогов. Окончательное цельное представление о себе, своём жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Сегодня с учетом увеличения продолжительности жизни рубежи старости отодвигаются. Многое здесь зависит от социо - культурных различий, в частности отличие европейского образа жизни от азиатского.

По классификации Всемирной организации здравоохранения от 2015 г. рубежи старости отодвинулись и предложена такая периодизация жизни.

25-44 – молодой возраст;
44-60 – средний возраст;
60-75 – пожилой возраст;
75-90 – старческий возраст;
После 90 – долгожители.

Однако согласно социологическому исследованию, проведенному в Великобритании, большинство жителей этой страны считают, что пожилой возраст начинается после 70, а молодость заканчивается в 55 лет.

Сегодняшние 50-летние британцы ведут такой активный образ жизни, какой вели вчерашние 30-летние. Это касается и спорта, и секса, и путешествий, и даже построения карьеры. В других странах Европы приблизительно такие же, как в Британии, определения возрастной границы старости. А вот в отношении окончания молодости представления различаются. Если в Британии считают, что это 46 лет, то в Швеции, согласно аналогичному опросу, – после 35, а в Греции – после 50. То есть существуют явные отличия в связи с климатом и на юге люди стареют позже.

Иначе обстоят дела в азиатских странах. В то время как американская или европейская женщина в 70 лет живет в полную силу и зачастую продолжает работать, азиатская женщина уже выработалась и считается старой.

Данные по России носят отчетливо неевропейский характер. Согласно данным исследовательского центра портала Superjob.ru почти половина опрошенных считает, что в России женщина становится пожилой с 60 лет и только 30% говорят о пожилом возрасте с 70 лет. Пожилой мужчина по мнению 40% опрошенных считаться после 70 лет, а по мнению 37% – после 60 лет.

Как можно предположить возрастная периодизация зависит не только от биологического, но и от психологического возраста, от самоощущения человека и возраста социальной активности.

И совсем в заключение кисло-сладкая вишенка на торт.

Психологическая работа, в процессе которой человек принимает свой возраст не всегда приносит радость. Если человек в возрасте 50-60-и лет все еще считает себя во многом ребенком, то возвращение в свой реальный возраст возвращает ему и внешние черты его реального возраста. По идее это должно компенсироваться большим принятием естественных ограничений, накладываемых богом Времени и мудрым спокойным взглядом на жизнь. 

Г. Грин "Семь возрастов женщины" (1544) 



Врач-психотерапевт, Skype - г. Самара
Опубликовано: , 13620 просмотров
К автору уже обратились 48 человек с сайта
Провел 14 онлайн консультаций на сайте
Подписаться225
Подписаться225
Поделиться19СохранитьЕщё...

Комментарии

Наталия Филимонова
Психолог, Семейный терапевт Расстановщик - г. Петергоф
Дрёмов Сергей Владимирович писал(а):
в Греции – после 50
- будем, как в Греции:) !
№1 | 7 октября 2018
Куракина Тамара Николаевна
Психолог, Семейный психолог онлайн-психолог - г. Самара
№2 | Наталия Филимонова писал(а):
будем, как в Греции:) !
ну да!) в Греции всё есть))
№2 | 7 октября 2018
Куракина Тамара Николаевна
Психолог, Семейный психолог онлайн-психолог - г. Самара
Спасибо! Очень интересно написано! И познавательно!)
№3 | 7 октября 2018
Юлия Терёшкина
Психолог, Психоаналитическая психотерапия - г. Самара
Спасибо, что не про пенсионную реформу)
Я заметила, что, чем старше картина, тем страшнее образ времени, тут серпы и коса, людоеды. Искусство христианского времени уже больше о бессмертии, с надеждой.
У нас очень патриархальная страна, это ясно и без опросов. Женщина интересна пока она «невеста», самое грустное, что так считают и сами женщины. С другой стороны, сейчас в моду входит не закрашивать седину, красота без погони за молодостью.
№4 | 7 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович
Врач-психотерапевт, Skype - г. Самара
Юлия, это да, возраст женщины определяется отчетливо если обнажена, а у мужчин символическое обозначение возраста. Но не все так плохо и по патриархальному, просто изображать голого молодого мужчину с эрекцией как-то не художественно.
№5 | 7 октября 2018
Юлия Терёшкина
Психолог, Психоаналитическая психотерапия - г. Самара
Дрёмов Сергей, Давид вот очень красивый, правда он без эрекции. И у древних греков, с их разрешением на гомосексуализм, не было проблем с мужской обнажёнкой.
№6 | 7 октября 2018
Оксана Владимировна Бубнова (Петрушина)
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Белгород
Прекрасные иллюстрации и интересная тема. Спасибо.
№7 | 7 октября 2018
Гусельникова Ирина Анатольевна
Врач-психотерапевт, Консультант - г. Омск
Спасибо! Очень интересно! Особенно серия картин Коула. Даже не знала таких картин! А вот " Сатурн, пожирающий сына" наводит ужас.
№8 | 8 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович писал(а):
Как можно предположить возрастная периодизация зависит не только от биологического, но и от психологического возраста, от самоощущения человека и возраста социальной активности.

Спасибо за интересную тему!

Навели своей статьёй на размышления)))
А ведь, действительно, ощущение возраста может сильно меняться в течение жизни и зависеть от психологического благополучия и здоровья человека в тот или иной период.
Я до 40 лет чувствовала себя моложе лет на 10 своего паспортного возраста. В 40 был резкий "скачок" на "свой" возраст. Когда была в депрессии - ощущала себя лет на 70. А в свои нынешние 48 вернулась к ощущению 40. Интересно)))
№9 | 9 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович писал(а):
Психологическая работа, в процессе которой человек принимает свой возраст не всегда приносит радость. Если человек в возрасте 50-60-и лет все еще считает себя во многом ребенком, то возвращение в свой реальный возраст возвращает ему и внешние черты его реального возраста.

А что плохого в том, что человек чувствует себя моложе своего реального возраста?
Мне всегда казалось, что это хорошее ощущение... Ну, ребёнком в 50-60 лет себя чувствовать, пожалуй, перебор... А чем плохо ощущение вечной молодости?

№10 | 9 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович
Врач-психотерапевт, Skype - г. Самара
Наталья_1970, я думаю, что умирать лучше старым и готовым к смерти, чем молодым.
№11 | 10 октября 2018
№12 | Дрёмов Сергей Владимирович писал(а):
я думаю, что умирать лучше старым и готовым к смерти, чем молодым.

Получается, что к смерти ещё и готовиться заранее нужно?
№12 | 10 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович
Врач-психотерапевт, Skype - г. Самара
Наталья_1970, всю сознательную жизнь.
№13 | 10 октября 2018
№14 | Дрёмов Сергей Владимирович писал(а):
всю сознательную жизнь.

И в чём суть подготовки? Что входит в "обязательную" программу?
№14 | 10 октября 2018
Дрёмов Сергей Владимирович
Врач-психотерапевт, Skype - г. Самара
Наталья_1970, чтобы хорошо умереть, надо хорошо и желательно долго пожить.
№15 | 10 октября 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий a80ce Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз