Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28617 специалистов из 952 городов
Скрыть

Аттачмент (эмоциональная привязанность) и его формирование

От автора: Нарушение эмоциональной привязанности довольно распространенное в современное время явление, проявляющееся в трудностях построения отношений, установлении эмоциональных связей, избегании и пр. Задача статьи разобраться в феноменологии нарушений привязанности.

Аттачмент: определение, механизм формирования. Нарушение аттачмента.

В психологической литературе, касающейся эмоциональной связи используется два термина: «привязанность» и американизм – «аттачмент».

По определению Боулби и Айнсворта аттачмент не сводим просто к привязанности, а трактуется как эмоциональная связь высокого порядка. Подобное отличие является весомым в контексте жизненного пути личности, так как в ходе онтогенеза каждый человек формирует много эмоциональных связей с объектным миром, но далеко не все из них способны достигать высокого порядка (уровня аттачмента).

Для аттачмента необходимо наличие нескольких критериев:

1. Критерий постоянства и стабильности установленной эмоциональной связи;
2. Критерий субъектности, или обязательного наличия человека, незаменимого кем-либо другим. Пример подобной связи – любая утрата, в ситуации разрыва, потери невозможно кем-то заменить утраченный объект привязки. Также, для ребенка не может заменить мать другая женщина. Для влюбленного человека утрачивают значимость другие люди);
3. Критерий эмоциональной значимости отношений;
4. Критерий стремления находиться в непосредственной близости от объекта аттачмента;
5. Критерий психической травматизации в случае разрыва отношений;
6. Критерий поиска безопасности и гомеостаза в рамках отношений. (Этот критерий является одним из определяющих).
7. Нарушение в любом критерии способно внести существенный дискомфорт в жизнедеятельность.

Развитие аттачмента: идеальная базовая модель. Биологический и эволюционный смысл аттачмента – установление связи между младенцем и матерью, которая обеспечивает выживание. В зависимости от того, как сформируется базовый аттачмент, будет зависеть дальнейшая общая способность устанавливать межличностные отношения.

Нормальный вектор развития возможен только при наличии интуитивной, эмпатичной матери, которая на уровне инстинктов способна читать невербальные посылы ребенка с последующей адекватной реакцией на них. В таких условиях ребенок оказывается огражденным от негативных эмоций, фрустрации и стресса, что формирует чувство безопасности и базисного доверия миру. Это дает благородную платформу для последующего психического развития ребенка: развивается способность к психической саморегуляции, более ранних автобиографических воспоминаниях.

Формирование патологии аттачмента. Психологические последствия возникают, когда аттачмент по каким-либо причинам не формируется (или какие-либо из выше представленных критериев) в младенческом возрасте.

Что может явиться причиной нарушений? Некомпетентное родительство, проявляющееся в следующих признаках:

1. Долгое и систематичное покидание ребенка;
2. Грубое психические нарушения у матери;
3. Постоянное эмоциональное напряжение, тревожность;
4. Эмоциональная холодность, отстраненность;
5. Нежеланный ребенок или ребенок как функция («для себя», «для удержания мужа» и пр.);

По каким сферам психического функционирования проявляются нарушения аттачмента (базовые характеристики):

  • Самовосприятие, самоопределение, восприятие других и мира;
  • Вариабельность и диапазон лабильности аффективной сферы;
  • Особенности межличностного функционирования (избегание социальной сущности природы человека или ее игнорирование);
  • Контроль импульсивных реакций.

 Приведем примерный перечень проявлений. Подчеркну - ПРИМЕРНЫЙ:

  • Нарушение восприятия окружающего мира;
  • Импульсивность;
  • Стремление к получению максимума с минимальной отдачей;
  • Получение эмоционального драйва через эпатирование окружающих чувством страха, ужаса;
  • Рудиментарная эмоциональность;
  • Неэмпатичность;
  • Отсутствие поиска контактов и пр.;

Грубое нарушение аттачмента.

Важно!!! Если аттачмент не установился в первые 7 месяцев жизни младенца, то формируется нарушение, когда во взрослой жизни утрачивается способность к развитию эмоциональных связей к другим людям и окружающему миру (животным, явлениям и пр.).

Также важно отметить научные наблюдения начала 20 века, согласно которым тяжелая депривация привязанности блокирует инстинкт самосохранения, снижая мотивацию к выживанию и задержки психического развития.

Подобные последствия проявляются в девиантном и оппозиционно-вызывающем поведении, начиная с раннего возраста. Именно этот факт ранней эмоциональной депривации является негативным обстоятельством, препятствующим усыновлению/удочерению детей из детских домов.

В чем проявляется девиантность детей:

  • Отсутствие эмпатии;
  • Эмоциональная холодность (во взгляде не проявляются признаки эмоциональной связи);
  • Обедненный эмоциональный репертуар;
  • Импульсивность;
  • Агрессивность;
  • Жестокое обращение с животными и сверстниками;
  • Вандализм, воровство, пиромания;

Таким образом, можно сделать важный вывод – грубое нарушение аттачмента является мощным этиопатогенетическим фактором формирования личностных и поведенческих расстройств в будущем (личностные расстройства кластеров "А" и "В").

 Дифференциальная диагностика проводится:

  • С Нарушением поведения в детском возрасте – отсутствие способности производить позитивное впечатление на людей (с манипулятивными целями);
  • С личностными расстройствами кластера «А»;
  • С шизофренией;
  • С личностными расстройствами кластера «В» (антисоциальным и нарциссическим, в силу отсутствия эмпатии).

В процессе диагностики часто нарушения эмоциональной привязанности «подгоняют» под рамки вышеуказанных расстройств. С одной стороны можно выделить этиопатогенетические сходства между указанным расстройствами, а с другой – отсутствие на данный момент самостоятельной нозологической единицы как «Нарушение эмоциональной привязанности» в современных классификаторах.

Исходя из данных обстоятельств в современной психиатрии предлагается введение симптомокомплексов, отражающих нарушение аттачмента – «Синдром эмоциональной недостаточности» и «Синдром избегания». О них в отдельной статье.

С уважением, Алексей Мосин!

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Опубликовано: , 217 просмотров
К автору уже обратились 18 человек с сайта
Провел 41 онлайн консультацию на сайте
Подписаться161
Подписаться161
Поделиться3СохранитьЕщё...

Комментарии

Макаренко Амалия Алексеевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Харьков (Украина)
Алексей, спасибо) что радуете нас своими полезными, профессональными материалами!
№1 | 11 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Макаренко Амалия, Благодарю Вас, Амалия Алексеевна, за столь теплые слова и внимание к статье!
№2 | 11 февраля 2019
Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр психологических наук - г. Челябинск
Алексей, спасибо, очень важная информация!
№3 | 12 февраля 2019
Наталия Филимонова
Психолог, Семейный терапевт - г. Петергоф
Алексей, спасибо за очередную полезность!
№4 | 12 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Наталия Филимонова, Благодарю Вас!
№5 | 12 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Буркова Елена, Спасибо за внимание к статье! Очень приятно)
№6 | 12 февраля 2019
Быкова Светлана Викторовна
Психолог, Консультант - дианалитик - г. Новосибирск
Мосин Алексей Викторович писал(а):
Исходя из данных обстоятельств в современной психиатрии предлагается введение симптомокомплексов, отражающих нарушение аттачмента – «Синдром эмоциональной недостаточности» и «Синдром избегания».

Ориентируясь на состояние клиентов, такое наименование симптомокомплексов будет наиболее правильным.

Алексей Викторович, благодарю.
№7 | 12 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Быкова Светлана, Спасибо Вам за отзыв!
№8 | 12 февраля 2019
Бондарович Любовь Павловна
Психолог, Гештальт-терапевт супервизор - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Алексей Викторович, очень интересна. важная статья!
№9 | 12 февраля 2019
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Алексей Викторович, с большим интересом прочитал Вашу статью! Настолько тонко и определяет всю последующую жизнь влияние этого механизма, формирующегося в раннем возрасте!
№10 | 12 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Бондарович Любовь, Благодарю Вас за внимание к статье!
№11 | 12 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Путилин Олег, Спасибо Вам за внимание к статье и отзыв! Тема привязанности очень важна и актуальна в структуре большого спектра нарушений.
№12 | 12 февраля 2019
Нещадим Дмитрий Владимирович
Психолог, Очно и онлайн - г. Новосибирск
Алексей, с удовольствием прочитал. Прям бальзам на мою душу.

Мосин Алексей Викторович писал(а):
Нормальный вектор развития возможен только при наличии интуитивной, эмпатичной матери, которая на уровне инстинктов способна читать невербальные посылы ребенка с последующей адекватной реакцией на них.
Очень важный момент в отношении психолог/психотерапевт-клиент/пациент. Как раз в психотерапии привязанности делается на этом фокус. "Нормальный вектор развития возможен только при наличии интуитивного, эмпатичного психолога/психотерапевта, который на уровне инстинктов способен читать невербальные посылы клиента/пациента с последующей адекватной реакцией на них". Это увлекательнейшая работа. Очень долгая и кропотливая.

В последнее время чувствую, что эмпатия не отвечает всем критерия необходимости во взаимодействии матери-ребенка. Например, израильский психотерапевт Одед Нави (со слов моих коллег) говорил, что мать может быть эмпатичной, но при этом не способной встретить своего ребенка в его потребностях. Я в практике такое видел и не мог сначала понять, что же тут не так? Оказалось, что такое бывает при расщеплении Эго (переживания регулирующего = "Я"). Расколотые части могут быть эмпатичными, но нарушается ментализация, когда мать не может удержать в сознании сразу свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние ребенка. Происходит переключение и вытеснение одно другим, обычно в сторону своих переживаний с последующим нападением на ребенка, причиняющим страдание своей матери. Я предполагаю, что это больше относится к характерологическим нарушениям этой клиентки, так как явной социальной декомпенсации не было, а вот тотальность и стабильность нарциссической адаптации было налицо. Получается выборочная эмпатия в сторону ребенка и окружающих до тех пор пока не встретит свою боль, которая "раскалывает" Эго.

Спасибо за такую обзорную статью. Буду ждать новую!))
№13 | 13 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Нещадим Дмитрий Владимирович, Благодарю за внимание к статье, отзыв и интересное дополнение!
№13 | Нещадим Дмитрий Владимирович писал(а):
что мать может быть эмпатичной, но при этом не способной встретить своего ребенка в его потребностях.
К сожалению да, одной эмпатии недостаточно.
Эмпатия - это способность, которая не у всех и не всегда связана с поведенческим компонентом, то есть с умением ее выражать и проявлять.
Даже в концепции эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо есть разные аспекты (см.картинку)
№13 | Нещадим Дмитрий Владимирович писал(а):
Я в практике такое видел и не мог сначала понять, что же тут не так? Оказалось, что такое бывает при расщеплении Эго (переживания регулирующего = "Я"). Расколотые части могут быть эмпатичными, но нарушается ментализация, когда мать не может удержать в сознании сразу свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние ребенка.
Также неоднократно сталкивался с подобным при личностных расстройствах и лиц с травмами.
Спасибо!))
№14 | 13 февраля 2019
Нещадим Дмитрий Владимирович
Психолог, Очно и онлайн - г. Новосибирск
Мосин Алексей, спасибо за картинку! А есть ссылка на книгу по этой картинке?)
№15 | 13 февраля 2019
Мосин Алексей Викторович
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Нещадим Дмитрий, Это картинка с презентации для вебинара, которую я делал на основе методического руководства к тесту эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо.
№16 | 13 февраля 2019
Нещадим Дмитрий Владимирович
Психолог, Очно и онлайн - г. Новосибирск
Мосин Алексей, спасибо за наводку. Живём!)
№17 | 13 февраля 2019
Кроха Юлия Борисовна
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
Алексей, спасибо, очень полезно.
№18 | Вчера - 16:46
Написать комментарий
Синдром эмоциональной недостаточности и синдром избегания
Данная статья является логичным продолжением статьи Аттачмент (эмоциональная привязанность) и его формирование Опишем феноменологические проявления Синдрома эмоциональной недостаточности и Синдрома избегания. ...
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (взрослый вариант)
С момента описания симптоматики, расстройство имело различные наименования, прежде чем стало именоваться СДВГ. В литературе можно встретить следующие названия: минимальная мозговая дисфункция, гиперкенетическая ...
Депрессивное личностное расстройство в практике психолога
Основной паттерн поведения при ДЛР – стойкие депрессивные когниции и поведение, которые держатся стабильно, а не вызваны большими депрессивными эпизодами и не могут описываться дистимическим расстройством ...
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий cec44 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз