Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 28617 специалистов из 952 городов
Скрыть

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

Все родители знают о том, что каждый дошкольник ежегодно должен проходить профилактический медицинский осмотр. Делается это для того, чтобы специалисты могли профессионально определить, соответсвует ли развитие детского организма возрастным нормам и, при обнаружении отклонений, вовремя их скорректировать. 

В возрасте до шести лет ребёнка будут наблюдать педиатры, стоматологи, ортопеды, офтальмологи…Каждый специалист будет оценивать динамику развития какой-то определенной системы юного организма: офтальмолог будет следить, чтобы была в порядке зрительная система, стоматолог - чтобы не было проблем с зубами, хирург - чтобы здоровыми были кости и мышечный корсет… 

А что с нервной системой? За ней «приглядывают» невролог и психиатр. Первый будет следить за тем, нет ли неврологических нарушений: двигается ли ребёнок свободно и уверенно, нет ли тремора (дрожания), говорит ли он. Второй - за тем, нет ли психических заболеваний и отклонений: ЗПР, СДВГ, расстройства аутистического спектра, умственной отсталости.

Согласно новому приказу «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года, вступившему в силу 1 января 2018 года, за первые шесть лет жизни малыш увидит невролога четыре раза: в 1 месяц, 1 год, 3 года и 6 лет (против шести раз по старому приказу). Психиатра - три раза: в 2 года, 3 года и 6 лет (против двух раз до 2018 года). 

Для того, чтобы отследить выраженные нарушения в развитии нервной системы в целом и психики в частности этих мер достаточно. Но как быть с теми нарушениями и особенностями в развитии, которые не достигают уровня патологии, но вызывают тревогу и обеспокоенность родителей? Ребёнок говорит, но скудно и неохотно, ходит и бегает, но при этом сшибает все углы, различает цвета и фигуры, но не может сложить простой узор из мозаики?

Озвучивая свои тревожные мысли на приёме у того же невролога или психиатра, родители часто слышат в ответ: «Ну, чего же вы хотите, он ещё маленький, израстётся, всё и пройдёт». И специалиста можно понять: его задача - следить за тем, чтобы не было патологии, а мелкие «недочёты» в развитии - не его ведомство (особенно, если мы вспомним, сколько времени отводится врачу на приём пациента в государственных медицинских учреждениях). 

Авторитетное мнение врача часто успокаивает родителей и они покорно ждут, когда «израстётся». Иногда действительно со временем ребёнок компенсирует свои недостатки, но бывает и так, что в первый класс он отправляется вместе со своими особенностями и тогда уже для родителей наступает новый период тревог и печалей. 

Есть такое понятие «высшие психические функции» - это всё то, что делает человека человеком: память, внимание, мышление, речь, произвольные движения. Эти функции обеспечиваются работой головного мозга и, соответственно, развиваются вместе с ним. Если в формировании мозга имеются какие-то отклонения или особенности, вполне возможно, что и функции, которые он должен обеспечивать, будут развиваться не так: как вариант, медленнее нормального. Тогда мы увидим, например, семилетнего ребёнка, который ведёт себя, как четырёхлетний: за партой не сидит, учителя не слушает, соседей тыкает. 

Для того, чтобы к моменту поступления в школу ребёнок был максимальным для себя образом готов, недостаточно просто отдать его в подготовительную группу. Нужно на протяжении всего периода его взросления внимательно следить за развитием этих его высших психических функций. Для этого нужно показаться детскому психологу, владеющему диагностикой, или нейропсихологу, который сможет точно оценить развитие каждой функции и составить рекомендации для родителей, а в случае необходимости - коррекционную программу для малыша. 

Рассмотрим на примере функции речи. Это сложная функция, то есть она буквально «сложена» из нескольких других.

Вот только некоторые из них:

 

  • Способность различать звуки. Чтобы научиться говорить, ребёнку нужно уметь различать сначала простые шумы (колокольчик, скрип двери, шуршание бумаги), а затем и звуки родной речи - гласные, согласные (отличать «а» от «о», «цэ» от «сэ»). 

(За эту функцию отвечает часть мозга, расположенная в правом и левом виске)

 

  • Способность произносить звуки. Нужно в такой мере владеть мышцами рта и языка, чтобы иметь возможность подражать услышанным звукам. 

(За эту функцию отвечает лобно-височная часть левого полушария мозга). 

 

  • Способность складывать звуки в слоги, слова. Научившись произносить отдельные звуки, необходимо научиться соединять их.

(За эту функцию отвечает зона, находящаяся выше лба). 

 

  • Способность запоминать слова. Чтобы научиться говорить, необходимо уметь запоминать слова, услышанные от взрослого. Чтобы произнести предложение, нужно помнить, какие слова ты уже сказал, а какие только собираешься. 

(За эту функцию отвечает участков мозга в средней и задней височной области левого полушария). 

 

  • Способность понимать смысл слов и высказываний. Для того, чтобы использовать речь по назначению, а именно обмениваться мыслями с другими людьми, нужно понимать смысл слова, иначе речь превратится в словесный винегрет. 

(За это отвечают лобные доли головного мозга).  

Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

 

Совершенно ясно, что при нарушении любой из этих функций будет страдать речь в целом. Нейропсихолог сумеет понять, где именно произошла «поломка» и сможет разработать стратегию «починки» в соответствии с этим. 

 

Психическое развитие малыша - грандиозный и чрезвычайно сложный процесс, требующий такого же внимательного и уважительного к себе отношения, как физическое развитие, почему же о нём мы вспоминаем только тогда, когда что-то идёт не так? Уважаемые родители, не пускайте на самотёк то, что сегодня ещё можно изменить, а завтра уже оно будет менять жизнь вашего ребёнка.



 

Психолог, Нейропсихолог - г. Реутов, г. Москва
Опубликовано: , 158 просмотров
Подписаться8
Подписаться8
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Спасибо за полезную статью!
№1 | 21 января 2019
Черкасова Екатерина Михайловна
Психолог, Гипнотерапевт Клинический психолог - г. Иркутск
Благодарю за статью! Очень ценный материал!
№2 | 21 января 2019
Гайнуллина Светлана Мугаллимовна
Психолог, Семейный детский - г. Уфа
Спасибо за материал!
№3 | 21 января 2019
Журавлева Галина Вячеславовна
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
Спасибо Кристина! Много ценного узнала из Вашей статьи.
№4 | 21 января 2019
Интересно написано!
№5 | 21 января 2019
Курош Кристина Александровна
Психолог, Нейропсихолог - г. Реутов
Большое спасибо за проявленный интерес!
№6 | 21 января 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 6f329 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз