Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29792 специалиста из 971 городa
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология»

Доступность дошкольного образования для всех категорий детей связана, в первую очередь, с поддержанием и сохранением их  психологического здоровья, созданием психолого-педагогических условий, обеспечивающих их душевный комфорт.

Одной из инновационных  здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольника, является сказкотерапия. Технология  считается   эффективной в работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, т.к. восприятие сказки дошкольником -  специфическая деятельность ребенка, обладающая  невероятно притягательной силой, позволяющая ему свободно мечтать и фантазировать. К тому же у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком или персонажем, присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Это и дает необходимый психокоррекционный эффект[5].

Распространенным отклонением поведения современных детей дошкольного возраста  является высокий уровень их агрессивности. И самая стойкая нервная система не всегда  способна выдержать сильные и продолжительные раздражители, которым подвержен сегодня дошкольник.  В  итоге  это вызывает у него состояние  вспыльчивости, гнева, злости, т.е изменения эмоционально-волевой сферы. Поэтому перед специалистом детского сада главной задачей является не только предотвращение развития отклонений в поведении ребенка, но и совершенствование социально-ценностных качеств: умения контролировать собственное поведение и выражение гнева приемлемыми способами, развитие эмоциональной зрелости, соразмерение своих желаний и возможностей, достижение целей.

Здоровьесберегающими компонентами  сказкотерепии при работе с агрессивностью дошкольников являются: знакомство ребенка со своими сильными сторонами, «расширение» его поля сознания и поведения, поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмен жизненным опытом, развитие  умения слушать себя и других,  принимать и создавать новое. В атмосфере сказки дети дошкольного возраста раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении разнообразных заданий. Даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Дошкольник почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, проживать и переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными героями. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Все это в конечном итоге способствует оптимизации его психологического здоровья [3].

В комплексной системе работы с агрессивными дошкольниками  можно предложить использование нескольких видов сказок: художественных, дидактических, медитативных, психотерапевтических и психокоррекционных.

Художественные: мифы, былины, притчи. При чтении их у ребенка может  меняться настроение, учащаться дыхание, кровь приступать к лицу, активизироваться мозговая деятельность, а сказочные действия становятся для него очень значимыми.

Суть дидактических сказок состоит в том, что все «одушевленные» символы и действия подаются в виде учебных задач, где дети могут раскрыть определенный смысл, заложенный в тексте, испытать удовлетворение от радости открытия.  

Психотерапевтические сказки созданы для того, чтобы  помочь дошкольнику  увидеть происходящее «с другой стороны, в реальности». Такие сказки имеют глубокий смысл и зачастую могут заканчиваться не всегда положительно, оставляя ребенка с вопросом для обдумывания и личностного роста.

Сказки медиативного характера предназначены для «разгрузки» эмоций и напряжения, накопления позитивного опыта, формирования наиболее лучших моделей поведения во взаимоотношениях.

Психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведение ребенка, так как они позволяют  замещать  неэффективный стиль его поведения на более продуктивный,  объяснить ребенку смысл происходящего. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок [2].

В ходе работы со сказкой используются приемы: придумывание новой сказки, анализ сказки, переписывание,  инсценирование сказок, постановка сказок с помощью различных кукол, рисование сказочных персонажей, элементы игротерапии и арт-терапии.

Доступным методом работы с агрессивными детьми является придумывание   самим ребенком  новой сказки по картинкам и с помощью фигурок. Алгоритм ее создания прост.  Сначала  выбираем героя сказки, близкого по полу и возрасту ребенка, описываем жизнь героя так, чтобы дошкольник нашел сходство со своей ситуацией. Потом  герой должен попасть в  условия, похожие  на реальность ребенка и наделенные всеми его переживаниями. В заключении  герой начинает искать варианты выхода из сложившихся обстоятельств. Опираясь на сюжет сказки, ребенок может найти выход и для себя. В сказке возможно  появление  мудрого наставника, который разъяснит ребенку смысл происходящего и подтолкнет его к принятию верного решения. Так с помощью взрослого образуется определенный набор способов разрешения сложных ситуаций, альтернативных моделей поведения.

Целью анализа сказок  является  осознание и понятие того, что стоит за каждой сказочной ситуацией и поведением героев. Можно выбрать  известную сказку и предложить ответить на вопросы: «Как ты считаешь, о чем эта сказка? «Кто из персонажей больше всех других понравился и почему?»; «Почему герой так поступил?» и т.д..

Прием рассказывания сказок помогает отработать фантазию, воображение и способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Возможен вариант рассказа сказки от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказочной истории. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга, историю Колобка - пенек, на котором сидел Колобок.

Переписывание авторских и народных сказок возможно тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Дописывая свой конец и изменяя сюжет, дошкольник сам выбирает наиболее подходящий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения проблемной ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Инсценировка сказок позволяет детям побыть на месте сказочных героев, осознать их поведение, помогает глубже усвоить содержание сказок, развивает  самостоятельность, раскрывает их индивидуальные способности.

Работая с различными куклами, ребенок видит, что всякое его действие сразу же отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работая при помощи такого приема, появляется возможность  совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование сказочных персонажей способствует развитию  нравственно-этических, эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ детей дошкольного возраста, а также оказывает помощь социокультурной адаптации с помощью искусства. Испытания, которые выпали на долю персонажей, помогают детям  стать разумнее, добрее и сильнее,  способствуют их внутреннему росту [1].

Работая с детьми с помощью  сказкотерапии, можно использовать  две формы. Первая форма реализуется в рамках индивидуальной работы с каждым ребенком, демонстрирующим агрессивное поведение. Важно здесь отработать индивидуально с детьми эмоциональные способы отреагирования гнева, дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева, обсудить, что заставляет ребенка гневаться, подвести его к выбору социально приемлемых форм выражения гнева. Только после этого ребенок включается в активную вторую (групповую) форму работы со сказкой.

Используя  психокоррекционные сказки в работе с агрессией, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Дошкольник ведет себя «плохо», если:

- желает привлечь к себе внимание. В таком случае в сказке предлагаются положительные способы привлечения внимания к ребенку «Голубая Искорка», «Догадливый комарик»;

- желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке важная мысль - главный герой, прежде всего,  заботится о своих друзьях; «Сказка про вредную ящерку».

- желает за что-то отомстить взрослому. В этом случае в сказке будет указание на неверное  видение героем проблемы и представлена правильная модель поведения «Сказка про вороненка, который хотел кого-нибудь клюнуть»;

- ребенку страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. Здесь персонажи коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления  своего страха «Как лисенок вылечился от страха», «Темная тайна»;

- у ребенка не сформировано чувство меры. В таких случаях психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героев, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха», «Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.) [4].

Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия как здоровьесберегающая технология, является одним из важных ресурсов в коррекции агрессии дошкольников, а также  их психологического здоровья в целом. Она  дает  возможность  эффективного использования сказочных историй, где все события понятные и естественны. Вместо ссор, поучений и наказаний можно просто рассказать, проиграть или сочинить вместе с ребенком сказку. Она снимет стресс, поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Литература

  1. Вачков И.В. Введениие в сказкотерапию.– Москва. – «Генезис», 2013.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002.
  4. Платонова Н.М. Агрессия детей и подростков. – СПб.: Речь, 2004.
  5. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008

 

 

 

 

 

Психолог - г. Курск
Опубликовано: , 184 просмотра
Подписаться1
Подписаться1
Поделиться2СохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий f4eba Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз