Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29779 специалистов из 970 городов
Скрыть

Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей

Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей

Всем доброго времени суток!

Давно не писала ничего про родительство и воспитание детей, и хочется исправить это упущение! Поэтому сегодня хотела поделиться не только последней фотографией нашего  такого уже большого старшего сына, которая очень мне нравится, но и простыми полезными советами о том, как можно развивать эмоциональный интеллект у ребенка.

Начать хочется с определения, поскольку, как мне кажется, не всем до конца понятно, а что вообще за зверь такой – этот эмоциональный интеллект – и ради чего его развивать?!

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

То есть, если выразить это более простым языком, к ЭИ будет относиться умение слышать и осознавать, что происходит внутри тебя, понимать свои чувства и называть их, уметь выражать их адекватным и здоровым образом, в противовес подавлению или излитию на окружающих в виде пассивной либо открытой агрессии. Эти навыки рождают следующий уровень умений – разделять свои чувства с другими, что способствует глубокой эмоциональной близости с ними, а также ощущать эмпатию, сопереживать и сочувствовать окружающим. Согласитесь, для счастливой и полноценной жизни все эти способности являются не менее, а иногда и более, важными, чем уровень непосредственно умственного, интеллектуального развития.

Я неоднократно писала здесь про важность работы над собственным эмоциональным здоровьем у взрослых. Сегодня же хотела затронуть эту тему с точки зрения развития этой сферы у детей. Но прежде, чем перейду к содержанию, отмечу – ни один из нижеперечисленных советов не сработает, если первоначально Вы не занимаетесь собой, не разбираетесь с собственными эмоциями, не учитесь слышать их, распознавать, выражать, разделять с другими... Поэтому, здесь, как и в других вопросах – любое здоровое поведение должно в первую очередь демонстрироваться самими родителями, а уже потом – с помощью тех или иных действий развиваться в детях. Если же с этим у Вас все в порядке – можно смело читать дальше и внедрять в свою жизнь что-то, что покажется близким из нижеперечисленных рекомендаций.

Перед тем, как перейти непосредственно к советам, которыми хотелось поделиться, хочу рассказать об их авторстве. А заодно сделать это первым постом о нравящейся мне детской литературе. Не так давно клиентка рассказала мне о книгах Корнелии Спилман серии «Полезные сказки». В легкой и доступной форме, с помощью иллюстраций и подписей к ним, эти книги повествуют нашим детям, что малыши и взрослые испытывают чувства, с которыми иногда им бывает непросто справиться. Издания знакомят с миром эмоций, а также учат выражать их по-здоровому, предлагая альтернативу вранью, дракам, истерикам, обидам и прочему подобному поведению.

А названия этих сказок (каждая из них содержится в отдельной книжке) говорят сами за себя:

  1. Когда я тревожусь
  2. Когда я скучаю
  3. Когда я завидую
  4. Когда я грущу
  5. Когда я верю в себя
  6. Когда я злюсь
  7. Когда я боюсь
  8. Когда я забочусь о других

Как только я услышала об этой серии книг, сразу же «побежала» на сайт с книжками посмотреть, что это? И влюбилась! Заказав всю серию, не была разочарована. Старший сын (ему 6.5) сам читает книги вслух, перекладывает похожие ситуации на собственную жизнь, что дает нам почву для глубоких и очень ценных для меня (думаю, немаловажных и для него) бесед. Младший (2.4) пока просто слушает, рассматривает картинки и делает комментарии по простым деталям сюжета (например, плачет хомячок или радуется), но думаю, что и в таком объеме знакомство с миром эмоций для него полезно.

Родители же могут почерпнуть из этой литературы нечто ценное и для себя. Для некоторых может стать открытием и то, что содержится в детской части, ведь далеко не все из нас получили должное понимание о мире собственных чувств и здоровых способах обращения с ними, когда были маленькими. Для более же «продвинутых» родителей Корнелия Спилман приводит отдельные комментарии – по страничке в начале и в конце книги. И если те, что в начале, индивидуальны для каждой из сказок и относятся непосредственно к затрагиваемой теме, то завершающие содержат универсальные рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и укреплению эмоционального здоровья у детей в целом. Ими-то я и хотела с вами поделиться ниже.

Итак, сами «полезные советы»:

- Помогите детям называть свои чувства и говорить о них. (Например: «Я вижу, ты расстроен. Ты можешь рассказать мне, что ты чувствуешь?») Сами покажите пример, учитесь называть собственные чувства и говорить о них. («Я тоже переживаю из—за этого».)

- Когда дети выражают какое—либо чувство, внимательно слушайте. Не говорите им, что они не должны испытывать подобных чувств. (Если ребенок разозлился, вы можете принять чувство злости, но в то же самое время ограничить поступки, которые оно способно спровоцировать.)

- Используйте истории и книги, чтобы проиллюстрировать эмоции других людей. («Что чувствует герой этой книги? Как мы можем об этом догадаться? Ты когда—нибудь чувствовал что-либо подобное? И что помогло тебе почувствовать себя лучше? Как ты думаешь, что необходимо герою этой книги, чтобы почувствовать себя лучше?»)

- Помогите детям вспомнить мгновения их жизни, когда они чувствовали страх, грусть, одиночество или боль. А затем вместе подумайте о тех поступках, которые совершили окружающие, которые помогли им вернуть хорошее настроение.

- Посоветуйте детям проявить заботу, чтобы вести себя дружелюбно, слушать своих друзей, не жадничать, обращаться к взрослым за помощью.

- Попробуйте проиграть с детьми разные ситуации, в которых люди могут ощущать различные эмоции. Для этого можно использовать кукол или же предложить самим детям поучаствовать в ролевых играх. («Что ты почувствуешь, когда придешь в школу в первый день? Что ты почувствуешь, если кто-то влезет впереди тебя в очереди?») Подчеркните, что, несмотря на то, что все люди разные, у нас у всех есть одинаковые потребности и чувства.

- Продемонстрируйте радость и удовольствие, которые мы испытываем, когда можем помочь другим людям. («Я так рад, что смог тебе помочь!»)

- Предложите детям вспомнить примеры из повседневной жизни, которые иллюстрируют то, как мы помогаем окружающим. («Наша пожилая соседка очень радуется, когда мы приходим к ней в гости и предлагаем ей свою помощь. Например, когда мы идем в магазин за продуктами для нее, так как ей тяжело делать это самой».)

- Поговорите о том, как мы помогаем людям в целом мире. («Что мы делаем, чтобы помочь больным или голодающим людям или тем, кто оказался в сложной ситуации?») .

- Внимательно слушайте детей, когда они говорят о своих эмоциях. Просите их называть чувства, a нe только проявлять. Помните, что подобрать правильные слова для обозначения эмоций— это сложная умственная работа. Даже взрослым проще выразить чувства с помощью мимики и жестов, чем назвать их.

- Обсуждайте с малышом события из вашей жизни. Делитесь с ним своими впечатлениями. (Например: «Я очень рад, что мы так здорово погуляли!»‚ «Меня расстраивает, что третий день идёт дождь»).

- Предоставляйте ребёнку возможность сопереживать и сочувствовать членам семьи, друзьям и близким. Принимайте его заботу, поощряйте её. Рассказывайте малышу о своих чувствах. Давайте возможность детям пожалеть вас, а потом порадоваться всем вместе.

- Не сердитесь на детей, когда они выражают те чувства, которые вам не нравятся, ипи говорят о них. Скажите, что вы их понимаете, и научите справляться с бурей плохих эмоций. Не стоит наказывать детей за проявление чувств, даже негативных.

- Обсуждайте с ребёнком иллюстрации этой книги. Попросите его, чтобы он описал сюжет на картинке. Пусть ребёнок расскажет, как он понимает эмоции главного героя. Попробуйте вместе найти способы, которые помогут ему справиться с чувствами.

- Вспоминайте вместе с малышом ситуации, в которых он испытывал те же эмоции. Спросите, как он их преодолел. Найдите с ребёнком героя книги или сказки, который поможет ему переживать трудные ситуации: разлуку с мамой, страх, боль от ушиба.

- Поиграйте с детьми в ролевую игру, где один из героев будет «неправильно» проявлять чувства: ругаться, драться, обижаться, а другой (которого будет играть ваш малыш) — помогать ему справляться с чувствами и вместе с ним искать решение проблем.

Вот такие полезные советы содержатся в этой не менее полезной серии книжек. Нашли ли вы среди них для себя что-то полезное? Пользуетесь ли чем-то из вышеперечисленного, или, возможно, сможете дополнить какими-то своими пунктами?

Теплой атмосферы и эмоциональной близости друг с другом желаю вашим семьям! А лично вам – замечательного вечера и всего самого светлого!))

Психолог, Консультирование и терапия - г. Липецк
Опубликовано: , 92 просмотра
К автору уже обратились 17 человек с сайта
Провела 2 онлайн консультации на сайте
Подписаться33
Подписаться33
Поделиться5СохранитьЕщё...

Комментарии

Османова Елена Геннадьевна
Психолог, Расстановщик - г. Астрахань
Спасибо! Очень полезно!
№1 | 14 марта 2019
Войтенко Оксана Викторовна
Психолог, Психолог-консультант - г. Санкт-Петербург
Спасибо, за статью, давно собиралась купить эту серию книг, а вы напомнили))))
№2 | 14 марта 2019
Спасибо! Очень интересно!
№3 | 14 марта 2019
Главацкая Ирина Викторовна
Психолог, Супервизор, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина)
Срасибо за интересную статью!
№4 | 14 марта 2019
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Елена Станиславовна, от Вашей статьи такой положительный заряд исходит! Спасибо Вам!
№5 | 14 марта 2019
Написать комментарий
Результат или удовольствие? Психологическая подготовка к конкурсам и соревнованиям для детей и взрослых
Доброго времени суток, друзья!Давно я не писала постов. А всё потому, что моя неделя выдалась очень насыщенной как на работу, так и на соревнования у старшего сына!Полгода тренеры, хореографы и другие ...
Про "монстров", слона и улитку - игровых помощников в достижении целей
Доброго солнечного вечера, друзья! На мой взгляд, весна – прекрасное время для новых начинаний, реализации давно откладываемых задумок, планирования и воплощения планов в жизнь. Но далеко не ...
Про "эмоциональный банковский счёт" в отношениях
Всем доброго времени суток! С некоторым опозданием, но все же решила выложить и сюда свою статью, написанную и опубликованную в соцсетях в прошлое воскресенье. Как вы провели выходные, которые в этот ...
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов b5801 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз