Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29747 специалистов из 968 городов
Скрыть

Кто такой Гештальт и с чем его едят

   Очень часто у клиентов, приходящих уже ко мне на психотерапию или только ищущих подходящего специалиста в сетях интернета, возникают вопросы:"Что такое гештальт?", "Кто такой гештальт-терапевт?" и "Как это - гештальт-терапия?"  Некотрые клиенты пытаются перевести это слово, но это еще больше заводит их в тупик, так же как и попытки найти ответ в интернете.

     Эту заметку хочу посвятить Вам, мои  клиенты... Тем, кто уже сделал первые шаги в психотерапии и тем, кто только готовиться и собирается силами и конечно, просто интересующимся... Как многие уже догадались речь пойдет о гештальт-терапии. И чтобы не тратить на объяснения то прекрасное время, которое мы проводим вместе, предлагаю Вашему вниманию текст, где вполне ясно и четко объясняется "кто такой Гештальт и с чем его едят", а кому очень очень интересно думаю дочитают его до конца)))

С верою в Вас и в ожидании своих клиентов-

                                                                           гештальт-терапевт Елена Буга

...В 1970 году в чикагской больнице умирал семидесятисемилетний человек. Его тело было опутано проводами датчиков и резиновыми трубками, но однажды вечером умирающий, обрывая связи с продлевающей жизнь аппаратурой, попытался встать. Наблюдавшая за ним медсестра взволнованно сказала: “Вы должны лечь!”. Тогда непослушный больной посмотрел ей в глаза, сказал: “Не говорите мне, что мне делать” — и умер. Это был известный всему психологическому и психотерапевтическому миру Фриц Перлз — человек, долгие годы истово исповедовавший психоанализ и порвавший с ним после пятиминутной разочаровавшей его встречи с Фрейдом.  Человек, создавший целое направление в психотерапии (гештальт-терапию) на основании всего-навсего двух слов — “фигура” и “фон”, человек, назвавший свою автобиографию “Внутри и вне помойного ведра”…

 То, как он умер, было абсолютно естественным и логичным продолжением его жизни,  и одновременно наиболее точным воплощением его жизненной философии, основанной на понятии ответственности. Он оказался одним из немногих психологов, вразумительно сформулировавших собственное понимание душевного здоровья, связанное для него с понятием “зрелость”, — это способность человека выйти из трудной, тупиковой ситуации, опираясь только на самого себя. За год до смерти,  в предисловии к одной из своих книг он написал: “Я есть то, что я есть, и в этот момент я не могу быть ничем иным, кроме того, что я есть. Вот о чем эта книга. Я даю вам гештальтистскую молитву, может быть, она будет вас направлять. Молитва гештальт-терапии такова:

 “Я делаю свое, а ты делаешь свое.

 Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

 а ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.

 Ты есть ты, а я есть я.

 И если нам случится найти друг друга — это прекрасно.

 Если нет, этому нельзя помочь”.

                                      Фон, фигура и гештальт

 

После лирического настроя предыдущих абзацев, возможно, очень трудно поверить, что свое начало гештальт-терапия взяла от простейших — на первый взгляд — результатов экспериментального исследования, в котором было доказано, что человек способен различить две световые вспышки только в том случае, если временной промежуток между ними будет составлять не меньше шестидесяти миллисекунд. Собственно говоря, важно было не абсолютное значение этого интервала, а сам факт, доказанный в эксперименте, поскольку из него было сделано несколько весьма далеко идущих выводов. Стало ясно, что, во-первых, части и целое — понятия сугубо относительные. Во-вторых, анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой частей, а их взаимодействием и взаимозависимостью. Отдельно взятая часть, соответственно, не может дать никакого представления о целом. И, в третьих, из всего этого, с неоспоримой логичностью следовал вывод о том, что не существует разделения тела и ума, внешнего и внутреннего, человека и среды его обитания.

 А отсюда до основных понятий гештальт-терапии было рукой подать. На самом деле немецкое слово “гештальт” точного русского эквивалента не имеет, а в самом грубом приближении может быть переведено именно как “фигура”, то есть специфическая организация частей в некое самостоятельное целое. Сознание человека не может воспринимать все детали окружающего мира с одинаковой концентрацией внимания. Самые важные и значимые в настоящий момент события занимают в сознании центральное место, образуя ту самую фигуру (или гештальт), а все прочие отступают на задний план, являясь фоном. Если человек страдает от жажды, то роскошный стол, уставленный деликатесами, окажется для него всего лишь фоном для наиболее значимой фигуры — запотевшего стакана с простой водой.

 Соответственно, чтобы вышеупомянутый гештальт оказался полным, должны быть осознаны и реализованы все входящие в него части. Если же у человека из нашего примера нет возможности удовлетворить свою жажду или по каким-то причинам он умудряется эту потребность не осознавать, то гештальт остается незавершенным и посему никак не может стать фоном и уступить свое главенствующее место другой потребности. Понятно, что пока жаждущий человек не напьется, телятина в клюквенном соусе и двенадцатиярусная кулебяка не станут для него фигурой.

                                         Магическая сила осознания

 

Пример с едой и питьем, разумеется, понятен любому. Но вот как соотнести эти рассуждения с тончайшими и неуловимыми нюансами наших эмоциональных проблем?

 Оказывается, точно так же. Допустим, в какой-то ситуации наиболее сильной и всеобъемлющей эмоцией для человека оказалась ярость, но он не сумел или не посмел эту ярость адекватно и по адресу выразить. В итоге потребность выразить ее осталась неудовлетворенной, а гештальт — незавершенным, и не прожитое до конца чувство ярости будет, принимая скрытые и коварные формы, преследовать человека, отказавшегося его признать. Стойкое и длительное непризнание каких-то своих чувств, желаний и отношений в конце концов может привести к неврозу. Задача гештальт-терапевта как раз и сводится к тому, чтобы помочь клиенту осознать свои незавершенные гештальты (то бишь неудовлетворенные потребности, осознание которых по тем или иным причинам в разное время оказывалось блокированным), сделать их максимально определенными и в конечном итоге найти им завершение.

 И оказывается, что всего-то навсего для этого клиенту необходимо научиться существовать здесь и теперь, то есть осознавать все существующие в данный момент потребности и сосредоточиваться на них для их реализации. Перлз, любивший простые и порой даже шокирующие формулировки, говорил, что корни невроза лежат в склонности человека фантазировать и умничать там, где нужно просто осознать настоящее.

 В результате все это обозначает, что ни один гештальт-терапевт не ставит перед собой задачу кропотливого и мучительного исследования прошлого в поисках замаскированных психотравм, подобно психоаналитику. Его цель иная — помочь человеку сфокусироваться на осознавании настоящего. Однако оказывается, что сделать это практически невозможно, если не исследовать так называемые защитные механизмы каждого конкретного человека.

                                                  Лучшая защита — это…

 

В принципе, понятие защитных механизмов рассматривается любым психотерапевтическим направлением, поскольку вся жизнь человека, в сущности, состоит из трудностей и попыток от них защититься. От холода мы защищаемся одеждой, от врагов — укрытием в крепости или ношением оружия, от бактерий и вирусов — лекарствами и т. д. Естественно, что для защиты от разного рода психологических трудностей должны существовать какие-то совершенно специфические способы. Можно, например, отрицать или искажать очевидные факты, если они нам не нравятся, а можно заболеть, дабы избегнуть необходимости принимать какие-то нелегкие решения. В общем-то, изощренность человека в изобретении всяческих психологических защит границ практически не знает. Вот если бы эту изобретательность — да в мирных целях…

 К трудностям можно привыкнуть, но можно привыкнуть и к защитам, то есть защищаться даже тогда, когда на тебя никто и не нападает — скажем, даже летом ходить в шубе или ложиться спать с автоматом Калашникова. Строго говоря, именно механизм неадекватного использования защит и является причиной практически всех невротических проявлений человека. В соответствии с гештальтистской терминологией защиты, не соответствующие реальности, не имеют отношения ни к внутренней зоне человека, ни к внешней его зоне, — они относятся к средней зоне, иначе называемой зоной фантазии. Эта зона оказывается надежным буфером, защищающим человека от существования в прекрасном и рискованном настоящем. Она битком набита разнообразными незавершенными гештальтами — неотреагированными чувствами, нереализованными потребностями, неосознанными отношениями, которые играют роль целой своры собак на сене: и в реальную жизнь не пускают, и сами не реализовываются.

 И тогда задачу гештальт-терапевта можно сформулировать как сопровождение человека из зоны его фантазий в зону “здесь и теперь” — то есть в страну живой реальности. По пути клиенту и терапевту, конечно, приходится встречаться с серьезными препятствиями в виде тех самых защит, и уровень профессионализма терапевта в немалой степени определяется его способностью узнавать их в лицо. Гештальтисты выделяют четыре основных вида этих чудовищ. Первое из них зовется реакцией слияния и указывает на то, что человек, использующий этот защитный механизм, вообще слабо понимает, где проходит граница между ним и окружающим миром, а значит, с трудом отличает свои мысли и чувства от чужих. В жизни такой человек способен тяжко и мучительно переживать события, не имеющие к нему никакого отношения, но при этом избегает настоящей близости даже с тем, что ему действительно нужно.

 Второй защитный механизм называется ретрофлексией и присущ людям, которые склонны в критических ситуациях вместо борьбы за удовлетворение собственных потребностей ограничиваться борьбой с самими собой. Наиболее типичный способ самореализации такого человека можно описать как стремление сделать для других то, что ему хотелось бы получить для себя.

 Третий тип защит — интроекция — состоит в присваивании себе убеждений, способов мышления и поступков других людей без всякого критического их осмысления. Именно на таких людей в первую очередь рассчитаны рекламные ролики, провозглашающие достоинства тех или иных товаров. Ну нет отбеливателя лучше, чем “Ас”, и все тут! Однако в этом случае человек рискует только своей рубашкой и деньгами, а ведь в нашей внутренней жизни все намного серьезнее — человек, склонный к интроекции, просто-напросто отказывается строить свою жизнь так, как нужно ему, и соглашается делать это по чужому образу и подобию.

 Четвертый защитный вариант противоположен третьему и называется проекцией. Он заключается в стремлении переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри самого человека, на других людей или окружающую среду, а также приписывать им собственные мысли, страхи или намерения. Пока что можно с грустью констатировать, что этот способ защиты — наш национальный, и — что самое ужасное — абсолютно безнадежный. Ведь пока я считаю, что причина моих несчастий лежит где-то снаружи, я лишен возможности получить желаемое, поскольку у окружающего мира нет ни малейшего намерения меняться в соответствии с моими ожиданиями.

                                                   Как все происходит

 

Реальная работа со специалистом, исповедующим описываемую идеологию — процесс весьма симпатичный, поскольку в отличие от чопорного психоанализа, четко знающего, кто здесь начальник, а кто — дурак, гештальтист полагает, что психотерапевтическая сессия — это встреча двух равных людей, некое экзистенциальное событие, в равной степени значимое для обоих его участников.

 Если уж вы решили обратиться именно к гештальт-терапевту, то приготовьтесь к тому, что для начала он скорее всего будет заниматься самыми простыми вещами, направленными на расширение осознания вами ваших же чувств, мыслей, ощущений, впечатлений, намерений и пр. Вам придется также научиться отличать свои фантазии по поводу окружающего мира от реальных событий в этом мире. Например, то, что перед вами — сидящий человек в темном костюме с большой лысиной, скрестивший руки на груди и глядящий прямо на вас, — реальное событие, а вот то, что он смотрит на вас с неодобрением, проницательно или безразлично, то, что он устал, плохо выглядит или предпочитает темные костюмы, — это уже, извините, ваши фантазии. Иногда они соответствуют действительности, а зачастую, как вы обнаружите в процессе работы, оказываются чистейшей воды вашими проекциями.

 Далее гештальтист займется уживающимися — или не уживающимися — внутри вас вашими противоречивыми качествами, которые тоже неплохо было бы осознать, пока они не устроили в вашем внутреннем мире вооруженный конфликт. Можно дать слово каждому из них, можно заключить между ними договор, можно изменить свое отношение к ним — в общем, многое можно сделать, лишь бы не допустить внутреннего противостояния. Возможно,  вам даже, * придется рассадить по разным стульям, например, свою правую и левую руки, если уж выяснилось, что они у вас хотят разного.

 Потом вы долго и трудно будете учиться проявлять внимание к собственным чувствам. Вы думаете, что и так умеете это делать? А часто ли вы способны точно ответить на вопрос, что вы чувствуете в эту минуту — обиду, раздражение, восхищение, страх, гнев, влечение и т. д.?

 Конечной целью и основным содержанием вашей совместной работы будет оставаться принятие ответственности за свою жизнь на себя — и даже этому можно посвятить специальные упражнения. Не верите? Можете попробовать сделать это самостоятельно.

 Произнесите вслух три фразы, начиная каждую из них со слов “Я должен…”. Затем повторите их, заменив в каждой “Я должен” на “Я предполагаю”. Как изменились ваши чувства, связанные с содержанием этих фраз?

 А теперь скажите три фразы, начинающиеся со слов “Я не могу…”, и потом повторите их, заменяя “Я не могу” на “Я не хочу”. Как вам это понравилось? Как вы думаете, с чем связано ваше разное отношение к этим разным словесным конструкциям?

 То же самое можно проделать, трижды говоря “Мне надо…” — и заменяя это затем на “Я хочу”. И самые острые переживания будут связаны с заменой “Я боюсь, что…” на “Я хотел бы”. Хотя, конечно, все это будет иметь смысл только в том случае, если вы дадите себе труд и смелость быть честными в осознании того, что вы на самом деле чувствуете, произнося все эти фразы.

 Если вас увлек этот процесс и гештальтистские философские изыски показались близкими по духу, для вас не составит труда найти специалиста, работающего в рамках этой технологии, — в нашей стране, наверное, нет более сложившейся психотерапевтической школы, чем гештальтисты, которые имеют свои институты, свою систему профессионального образования и сертификации.

 У вас обязательно все получится, потому что, несмотря на иностранное происхождение официальной гештальт-терапии, первым гештальтистом, видимо, был все-таки наш соотечественник Козьма Прутков, — ведь в конечном итоге вся гештальт-теория может быть выражена его лаконичным “Хочешь быть счастливым — будь им!”.

Психолог, Гештальт-терапевт - г. Химки, г. Москва, г. Красногорск
Опубликовано: , 5868 просмотров
К автору уже обратились 12 человек с сайта
Подписаться29
Подписаться29
Поделиться11СохранитьЕщё...

Комментарии

Браницкая Наталия Рудольфовна
Психолог, Консультант Клинический психолог - г. Москва
Очень хорошо и доступно написано, спасибо!
№1 | 5 сентября 2013
Спасибо. Написано интересно и понятно. Теперь смогу объяснить близким что же такое гештальт))
№2 | 6 сентября 2013
Мария Вишнякова
Психолог, Онлайн-консультант - г. Омск
Спасибо, Елена Васильевна. Очень толково и на популярном языке.))
№3 | 6 сентября 2013
Благодарю Вас за доходчивое толкование гештальта, для меня это очень актуально.
№4 | 7 сентября 2013
похоже, что гештальт это просто вода и рассуждения с пациентом ни о чём. т.е. самое элементарное, я бы даже сказал, извините, недалёкое. это даже не психология, это просто разговоры о пустом.
№5 | 18 сентября 2013
Буга Елена Васильевна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Химки
Вы совершенно правы Егор, простите, Бог Егор... ведь в основном люди несчастны потому, что не понимают, что счастье человеческое в недалеких разговорах о пустом... А психология в том, чтобы клиент понял, для чего ему в жизни, нужны высокопарные стремления и идеалы, ради каких он предает себя и свои истинные чувства, отказывая себе в обычных элементарных человеческих радостях.
№6 | 24 сентября 2013
Игнатова Наталья Леонидовна
Психолог, Супервизор - г. Калининград
Я с удовольствием читаю статьи по ГТ, особенно, если они обещают быть написанными ясно и просто. У меня клиенты тоже спрашивают, что это такое? Но с ходу доступно объяснить это мне не всегда удается, поэтому подглядываю у коллег.
Но эта статья меня озадачила, и я чувствую себя обманутой. Вы предлагаете текст, написанный не вами. Было бы справедливо указать автора.
Читать мне было интересно, но мне кажется, что понять из этой статьи, что такое ГТ, не гештальт-терапевту невозможно.
Неприятно режет глаз сравнение с психоанализом. Складывается впечатление, что это единственные в мире да еще и конкурирующие между собой направления психотерапии. Я уж не говорю о том, что в ГТ используется психоаналитическая терминология.
Извините, если резко.
С уважением, Наталья.
№7 | 15 октября 2013
Ольга Юрьевна Диганаева
Психолог - г. Кемерово
Спасибо! Все просто и понятно написано))
№8 | 15 октября 2013
Да, Елена, мне очень интересно, как Вы прокомментируете заявление Натальи на счет плагиата? Я вот, например, нашел текст, если не один в один, то очень похожий у Булгаковой Аллы опубликованной ей аж в марте 2010 г.
№9 | 15 октября 2013
Надежда Любимова
Психолог, Супервизор, Психотерапия Диетология - г. Тамбов
Спасибо за статью, очень понравилось, только не совсем корректный пример с Козьмой Прутковым, который есть "группа товарищей", и не может быть ничьим соотечественником.
№10 | 15 октября 2013
Погонина Елена Евгеньевна
Психолог, Консультант - г. Новокузнецк
Савченко (Буга) Елена Васильевна писал(а):
Стало ясно, что, во-первых, части и целое — понятия сугубо относительные. Во-вторых, анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой частей, а их взаимодействием и взаимозависимостью. Отдельно взятая часть, соответственно, не может дать никакого представления о целом. И, в третьих, из всего этого, с неоспоримой логичностью следовал вывод о том, что не существует разделения тела и ума, внешнего и внутреннего, человека и среды его обитания.
Все верно, так оно и есть в гештальте. Соглашусь со всем написанным, увы, не Вами.
Однако какие продвинутые у вас клиенты, если они понимают этот текст.
Веду клиентские группы самопознания, знакомлю с гештальтом. Не так все просто, как кажется. Не хочется, чтобы у неспециалистов возникло ощущение пустой болтовни на консультации с использованием некоторых техник. Гештальт - способ жить. Внутри себя, с собой, с другими. Когда-то в согласии, когда-то в разногласии. Но жить. Радуясь, плача. Гештальт-терапевт и показывает клиенту КАК он живет. А менять или нет - выбор за самим человеком.
№11 | 15 октября 2013
Владимир Владимир
Развитие гармоничной личности - г. Москва
Савченко (Буга) Елена Васильевна писал(а):
Козьма Прутков, — ведь в конечном итоге вся гештальт-теория может быть выражена его лаконичным “Хочешь быть счастливым — будь им!”.
хорошо намекнул Козьма,что все зависит от человека. Пифагор похоже сказал: Счастье всегда находится в тебе самом!.
и еще у Стивена Кови в книге "7 привычек успешных людей" первое- человек должен взять ответственность за свою жизнь на себя!
№12 | 17 октября 2013
Буга Елена Васильевна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Химки
Савченко (Буга) Елена Васильевна писал(а):
предлагаю Вашему вниманию текст, где вполне ясно и четко объясняется "кто такой Гештальт и с чем его едят"

Ув. коллеги, Вы совершенно правы, текст написан не мной и я ни в коем случае не претендовала на его авторство, к сожалению автора я не нашла, в обратном случае обязательно бы его указала...Прошу прощения, если ввела Вас в заблуждение!
На мой взгляд, этот текст, показался мне более простым и полным. Потому что из моего опыта некоторым клиентам недостаточно и очень не понятно как
Погонина Елена писал(а):
Гештальт - способ жить. Внутри себя, с собой, с другими. Когда-то в согласии, когда-то в разногласии. Но жить. Радуясь, плача. Гештальт-терапевт и показывает клиенту КАК он живет. А менять или нет - выбор за самим человеком.
Многие просят более научные обоснования и описание определенных техник, текст выше прекрасен и я с ним согласна на все 100%, но по мне клиент его может принять и понять уже после определенного опыта в психотерапии. Опять же клиенты бывают разные)))
Прекрасным ответом на возмущение по поводу психоанализа, я считаю может стать вступительное слово Д.Хломова к книге Ф.Перлза "Эго, голод и агрессия". Как для меня это очень совершенно понятная вещь - сравнение гештальта с психоанализом и их конкуренция.


№13 | 17 октября 2013
Удалено автором материала
Удалено автором комментария
Удалено автором материала
Хорьякова Лариса Анатольевна
Психолог - г. Донецк (Украина)
Спасибо,грамотно и доходчиво поданная статья, без спец. " понтов", что является редкостью в среде психологов.
№17 | 6 мая 2015
В переводе die Gestalt
1) фигура,
2) образ,
3) структура (в лингвистике),
4) в кибернетике - совокупность раздражителей, на которые данная система отвечает одной и той же реакцией (из словаря Lingvo).
№18 | 13 октября 2017
Буга Елена Васильевна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Химки
Andrew28,
Спасибо! Четвертый пункт был мне неизвестен, очень интересно!)
№19 | 13 октября 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов ed287 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз