Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30074 специалиста из 978 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Ребенок - не маленький взрослый

От автора: Иногда кажется, что ребенок - это такой же человек, как и мы, только может и знает об этом мире меньше. На самом деле это совсем не так. В статье будем говорить об особенностях развития детской психики.

 

Это один из законов психического развития. Нам, взрослым, кажется, что дети - наши маленькие копии. Да, они могут и знают об этом мире меньше, но в остальном очень похожи. На самом деле это не так. Детская психика качественно отличается от взрослой. Он действительно видит и ощущает мир иначе. Это напрямую связано с устройством и развитием центральной нервной системы.

Как вам кажется, в каком возрасте у ребёнка до конца формируются все отделы мозга? Большинство родителей, которым я задавала этот вопрос, говорят о первом-третьем году жизни. Ну иногда отмечают, что окончательно все должно сформироваться к 2 классу.

На самом деле, те механизмы и отделы, которыми в полной мере пользуемся мы, дозревают к 12-14 годам. А всю дальнейшую жизнь в мозге строятся и укрепляются все новые нейронные связи.

Что из этого следует? Приведём примеры из школьной жизни.

    В первом-втором классе ребёнок может путать похожие по написанию буквы и цифры, поскольку на этот момент произвольное, то есть осознанное, управляемое волей, восприятие сформировано не достаточно. Дело даже не во внимание (о котором мы поговорим в следующем пункте), а именно в том, как мозг ребёнка обрабатывает зрительный образ. Поэтому не пугайтесь, если ваш первоклассник иногда путает б и в, все наладится вскоре. Конечно, в случае, если ошибки встречаются часто, ребёнок регулярно путает местами буквы или слоги, стоит обратиться к логопеду и неврологу.Теперь про внимание. Как и в случае с восприятием, выделяется непроизвольное и произвольное внимание. Первое присутствует с рождения, ребёнок легко концентрируется на ярких стимулах, например, может часами смотреть мультики, потому что они задействуют непроизвольное внимание. Произвольное развивается медленно вплоть до подросткового возраста. В норме в первых классах ребёнок способен удерживать внимание 30 минут, а к 4 классу это время увеличивается до 40. Также важно учитывать объём внимания, то есть сколько элементов способен удерживать в фокусе человек. В 1-2 классе это 2-5 элементов, в 4 классе - 3-6, к 12 годам - 5-8. Память. В дошкольном детстве формируется эмоциональная память, поэтому в первых классах не можно использовать. Что это значит? Можно стихи, правила и даты связывать с какими то эмоциональными идеями, шутками. Все, что вызывает эмоции, запоминается лучше. Также, в 7-9 лет формируется образная память, позволяющая пользоваться разными мнемотехниками, где нужно представлять и зарисовывать образы и схемы по изучаемому материалу. В 10-13 формируется логическая память, поэтому ребёнок уже может запоминать более сложные схемы. Мышление. С первых месяцев жизни малыш осваивает наглядно-действенное мышление, то есть учится взаимодействовать и оперировать предметами. В младшем школьном возрасте развивается образное мышление, то есть появляется возможность классифицировать, анализировать, синтезировать не только предметы, но и образы. Далее развивается словесно логическое мышление и постепенно появляется понятийное. Именно оно формируется только к 12-14 годам. Это значит, что до этого ребёнок не осознает многие абстрактные понятия, не может самостоятельно о них рассуждать и их контролировать. Это проявляется и в вопросах морали, ценностей. Также, ему сложно оперировать понятием времени. Настоящее время хорошо чувствуется и осознается, прошлое уже хуже, а вот будущее совсем туманно. Поэтому до 14 лет не стоит рассчитывать на то, что ребёнок сможет планировать что-то долгосрочное, ставить далекие цели, как поступление в вуз, и мотивировать себя ради того, что, возможно, произойдёт когда-то. Поэтому важно ставить реалистичные, обозримые во времени (от недели до 3 месяцев) цели.

Второй закон психического развития - нелинейность.

Замечали ли вы, что ребёнок то делает огромный скачок и радует родителей, то на какое то время стагнирует или даже регрессирует. Эти процессы очень пугают. Нам может казаться, что развитие должно быть планомерным, постоянным, но это не так. Человек меняется ступенчато и с помощью кризисов. Выделяется ряд нормативных возрастных кризисов, каждый из которых приносит что-то новое в личность человека. После кризиса наступает спокойный период, в который не происходит ярких изменений. Например, в ходе кризиса 3 лет рождается «Я», ребёнок начинает выделять себя как отдельного человека, и, как следствие, отстаивать свои интересы и потребности через истерики и протесты. В это время ведущая деятельность ребёнка-игра. Сначала с предметами, потом, когда к 4 годам появляется социальный интерес, - ролевые игры с детьми. Кризис 7 лет даёт два новообразования. Во-первых, теперь появляется новая ведущая деятельность, учебная. К окончанию младших классов она полностью сместит мотивацию к игре. Во-вторых, смещается ведущий канал формирования самооценки. До школы главным было поведение, с 1 класса - знания и учебная успеваемость. Поэтому необходимо помочь ребёнку найти место, где он будет чувствовать себя успешным, будь то школа, кружок или спорт. В подростковом возрасте все переворачивается. Теперь ведущей деятельностью становится общение и реализация в группе сверстников. Часто снижается успеваемость, и это не удивительно: при активных гормональных изменениях временно снижаются когнитивные способности (включая и внимание, и память), на первый план выходят задачи сепарации от родителей и формирование новых представлений о себе, своём теле, возможностях. К самым старшим классам фокус, как правило, снова переходит на учебу и уже профессиональную реализацию, но только если задачи предыдущего этапа решены.

 

Третий закон психического развития, о котором мы поговорим в этой статье, это сензитивность. На каждом этапе у ребёнка появляется новая зона ближайшего развития, которая представляет собой совокупность всего, что человек способен освоить в ближайшее время. Это значит, что планируя обучение и воспитание, необходимо идти постепенно, предлагать ребёнку делать шаг за шагом, не перепрыгивая ступеньки. Если же мы пытаемся дать ребёнку что-то, что опережает его нормальное развитие, мы рискуем нанести ему травму, дать острый опыт неуспешности.

 

В заключение стоит отметить, что все, что описано в этой статье, относится к нормативному развитию, но в воспитании и обучении ребёнка необходимо учитывать его индивидуальные особенности и историю жизни

 

Психолог, Кандидат психологических наук - г. Санкт-Петербург, г. Всеволожск
Опубликовано: , 282 просмотра
Подписаться3
Подписаться3
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Петров Сергей Викторович
Психолог, Гештальт-терапевт скайпконсультант - г. Минск (Беларусь)
Борисова Мария Михайловна писал(а):
Третий закон психического развития, о котором мы поговорим в этой статье, это сензитивность. На каждом этапе у ребёнка появляется новая зона ближайшего развития, которая представляет собой совокупность всего, что человек способен освоить в ближайшее время. Это значит, что планируя обучение и воспитание, необходимо идти постепенно, предлагать ребёнку делать шаг за шагом, не перепрыгивая ступеньки. Если же мы пытаемся дать ребёнку что-то, что опережает его нормальное развитие, мы рискуем нанести ему травму, дать острый опыт неуспешности.
Согласен с вами, это важно учитывать
№1 | 20 марта 2019
Аверьянова Елена Николаевна
Психолог - г. Ангарск
Спасибо за статью! Очень важные вещи, которые нужно донести до каждого родителя!
№2 | 21 марта 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов d8344 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз