Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30093 специалиста из 978 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Помогаем ребенку при поступлении.

От автора: Наступает горячая пора выпускных и поступлений! С этим приходит много тревоги, страхов и ожиданий. Некоторые родители хотят помочь своим детям, но не всегда знают как. В этой статье я попытался наметить основные векторы поддержки.

Помогаем ребенку при поступлении

  Уже совсем скоро прозвенит последний звонок,  и бывшие школьники превратятся в абитуриентов, а затем и студентов. Но между этими событиями необходимо пройти тестирование на поступление. Этот период практически в каждой семье переживается как очень напряженный, волнительный и тревожный. Что же нужно делать родителям, чтобы не усиливать и без того тревожное настроение?

  Большинство родителей сдавали экзамены при поступлении, теперь сдаются тесты. Если раньше мы общались с преподавателем (письменно или устно) и отвечали на 1-3 вопроса из билета, то сейчас правильные ответы абитуриента определяет бездушная машина и вопросы охватывают всю школьную программу. Сегодняшним детям намного сложнее, особенно когда они оказываются один на один со своими тревогами и страхами. Помощь взрослых тут необходима как никогда.

  Для начала определите по шкале от 0 до 10 степень своей тревоги, где 10 - это «ну очень боюсь», а 0 – «мне полностью безразлично». Определите степень тревоги ребенка (как вам кажется). Обсудите это с ним.

  Вспомните, как вы сами справляетесь со стрессом? Это поддержка семьи, друзей, хобби, спорт, интересные занятия, работа, деньги, сон, еда, крепкое здоровье, стальные нервы, жизненный опыт или что-то другое? Составьте свой личный список, обсудите это со своим ребенком. Ему сейчас нужен рядом устойчивый и сильный родитель, а не нытик-паникер. Пускай ваш ребенок составит такой же список ресурсов и обсудит с вами. Конечно, что – то вам может не понравиться, например: тусовки с друзьями, компьютерные игры, поддержка своего канала на YouTube и т.д., но это его способ восстанавливаться.

  Попытайтесь понять, что происходит с вами во время стресса. Например – становлюсь сонливым, раздраженным, много ем, злоупотребляю алкоголем, кофеином, плохо сплю, теряю вес, ухудшается память и внимание и т.д. Теперь узнайте у ребенка – как он понимает, что устал, на что стоит обращать внимание. Это нужно для того, чтобы четко определять степень усталости и собственно саму усталость.

  Раздражительность, которая у вас может появляться при мысли о подготовке ребенка к экзаменам может являться ожиданием. Когда мы на что-то надеемся, ждем и боимся, что это не получится, то тогда может прийти страх, злость, разочарованность. Многие родители возлагают на своих детей собственные ожидания – он должен быть таким и таким. Когда мы начинаем боятся, что этого не произойдет – мы начинаем злиться, и это никак не помогает ребенку. Такие ожидания отдаляют родителей от детей, что усугубляет ситуацию. Необходимо взглянуть на ребенка такого, какой он есть – с его сильными и слабыми сторонами, его желаниями и страхами, способностями и талантами.

  Попробуйте понять свои страхи. Обсудите с ребенком чего боится он? Что случится, если он не поступит, не наберет достаточное количество баллов? Чем грозит это в будущем. Какие тогда варианты остаются. Какие выходы есть из возможной ситуации.

  Ни в коем случае не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Теперь это практически не работает, а вызывает только сарказм, злость, раздражение и ощущение беспомощности. Вспомните известный мем про сына маминой подруги! Ребенок сам сравнит себя с тем, с кем захочет. Лучше попробуйте понять какие сильные стороны есть у вашего ребенка и поддержите их. Поделитесь с ним, что поддерживало и поддерживает вас в сложных ситуациях.

  Итак, что же делать во время подготовки к экзаменам, какая помощь нужна вашему ребенку? Для начала обязательно обсудите правила подготовки, которые вы уже частично выработали, если внимательно читали первую часть статьи. Не давите на ребенка, не стимулируйте его чрезмерно – заботьтесь о его здоровье! Объясните, что даже в случае неудачи вы все равно будете его любить и ценить. Это очень важно! Ведь помимо всего прочего любому из нас страшно потерять любовь и уважение близких в случае неудачи. А теперь по пунктам:

1. Отрегулируйте сон. Спать несовершеннолетнему нужно не менее 8-10 часов в сутки. В идеале вставать самостоятельно, без будильника и не в 6-7 утра. Все ресурсные (поддерживающие) дела перенести на дневное время. Ночью не заниматься.

2. Разработайте рацион на этот период. При высокой умственной нагрузке есть нужно раз в 3-4 часа, но при этом еда должна быть легкая, разнообразная и главное доступная. Ребенку не нужно думать о том, что приготовить и тратить время на это.

3. Соблюдайте баланс между отдыхом и нагрузкой, между умственной активностью и физической.

4. Поддерживайте личным примером – если ему нужно лечь спать в 23:00, значит и вы идете спать в это время. И никаких гаджетов в постели.

5. Если вашему ребенку сложно приступить к подготовке – обсудите это с ним. Может ему просто страшно браться за большой объем информации.

6. Распределите темы для подготовки – от самых сложных к самым простым. Сложные темы отложите на время.

7. Разбейте материал на части – тема не должна перетекать на следующий день. Незавершенные дела всегда неприятно висят в памяти.

8. Никаких ультиматумов и приказов – только поддержка.

А теперь собственно тестирование:

1. Перед сном накануне тестирования проветрите комнату, дайте выпить ребенку успокаивающий чай (с мятой, мелиссой). Утром приготовьте любимый завтрак, поговорите с ним.

2. Приготовьте удобную одежду. Положите в карман платок, влажные салфетки. Если можно – дайте с собой воду.

3. Если это возможно – сходите с ребенком на тестирование и подождите его за дверьми. Ему важно осознавать, что кто-то из близких рядом.

4. После тестирования пройдитесь немного пешком вместе, обсудите как все прошло, какие сложности были, что получилось, а что нет. Не грузите!

5. Обсудите тактику на следующее тестирование.

6. Дайте отдохнуть ребенку в этот день так, как захочет он.

7. Придерживайтесь выработанной стратегии!

Ни пуха не пера!

Психолог, Медицинский психолог - г. Солигорск (Беларусь)
Опубликовано: , 72 просмотра
К автору уже обратились 4 человека с сайта
Подписаться9
Подписаться9
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Андриянова Тамара Теймуразовна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо! Ободряющая статья. Родители сами сильно невротизируются.
№1 | 15 апреля 2019
Варвашеня Игорь Михайлович
Психолог, Медицинский психолог - г. Солигорск (Беларусь)
Андриянова Тамара, Пожалуйста!
№2 | 15 апреля 2019
Трофимова Татьяна Сергеевна
Психолог, Гештальт - терапевт - г. Новосибирск
Когда есть ясный план, тогда меньше энергии тратится на решения, что же делать! Спасибо за вашу статью. Очень полезные рекомендации!
№3 | 15 апреля 2019
Варвашеня Игорь Михайлович
Психолог, Медицинский психолог - г. Солигорск (Беларусь)
Трофимова Татьяна, Рад, что пригодилась!
№4 | 15 апреля 2019
Павлова Оксана Валерьевна
Психолог - г. Смоленск
Нужные и важные рекомендации!
Спасибо за статью.
№5 | 15 апреля 2019
Варвашеня Игорь Михайлович
Психолог, Медицинский психолог - г. Солигорск (Беларусь)
Павлова Оксана, Пожалуйста!
№6 | 15 апреля 2019
Спасибо Игорь Михайлович! Со старшей это уже позади, средняя на подходе... актуально. На мой взгляд , очень важно ограждать ребят от истерики , нагнетаемой учителями, и не заражаться самим . Спокойно, планомерно работаем, и всегда есть план Б . Конца света при неудаче на ЕГЭ не наступает.
Ну и ещё. Напрягло слово" ребёнок" в заголовке .Абитуриенты ведь уже практически взрослые юноши и девушки , многим уже есть 18 к экзаменам. И поступление - прежде всего их, а не родительская задача . Или по принципу- "плод жизнеспособен, когда женился и защитил кандидатскую? "
№7 | 15 апреля 2019
Варвашеня Игорь Михайлович
Психолог, Медицинский психолог - г. Солигорск (Беларусь)
Австралийская ехидна, Спасибо! Писал с точки зрения родителей, поэтому использовал "ребенок", подбирал и другие варианты,но этот, как показалось - более-менее отражает суть. Хотя согласен - уже не дети в 17-18 лет.
№8 | 16 апреля 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 8836a Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз