Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30426 специалистов из 984 городов
Скрыть

Внутренний ребенок и стоит ли его исцелять?

 

Внутренний ребенок и стоит ли его исцелять

 

 

Недавно прочитала книгу Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка. Следующий шаг.»  Он  изучал гештальт, Эриксоновский гипноз и КПТ и  развивал собственное направление «Квантовой психологии». Если честно, я про это направление впервые узнала именно из  этой книги. У автора несколько нетрадиционный взгляд на внутреннего ребенка. Мне захотелось с вами поделиться некоторыми выводами,  почерпнутыми из книги и собственными мыслями по этому поводу.

 Например, Волински считает, что так популярная ныне работа, которая ведется во многих направлениях психотерапии по исцелению «раненого» внутреннего ребенка, а это техники визуализации, медитации и т.д., вот это все «обнять себя маленького»,  - совершенно не эффективна. Кстати, наверняка, каждый специалист может вспомнить несколько клиентов из своей практики, которые ни под каким видом не хотели «взаимодействовать» со своим представлением себя в детстве, сообщая, что у них нет сил в данный момент, и они ничем не могут помочь этому маленькому человечку, прошлому себе. Одна моя клиентка сказала , что ей очень жаль, конечно, эту девочку, которой еще хорошо там из-за незнания, какие ужасы ждут ее впереди и во что превратится ее жизнь.

Так вот, автор пишет, что прежде внутреннего ребенка появляется Наблюдатель. Его роль заключается в том, чтобы систематизировать знания о мире, выбрать подходящие паттерны поведения и наблюдать за тем, как взаимодействуют друг с другом и ребенком значимые другие.

Для последующей терапии важно знать, что Наблюдатель был прежде рождения  внутреннего ребенка, присутствовал и даже являлся автором создания внутреннего ребенка (иногда во время травмы) и существует  сейчас. А раненый внутренний ребенок сформировался в результате произошедшей травмы и зажил собственной жизнью, пытаясь воссоздавать травмирующую ситуацию снова и снова уже во взрослой жизни, чтобы закрыть наконец гештальт, но с  теми же ресурсами, представлениями о мире и способами поведения, которые только и есть у этого внутреннего ребенка. По этой причине мы и терпим поражение, страдаем от  нервных срывов и впадаем в депрессию. Естественно, что там и тогда – это была часть, которая способствовала творческому приспособлению, защите Наблюдателя, а иногда и выживанию в прямом смысле этого слова.

Так же, как и в гештальте, Волински особую роль в терапии отводит принятию ответственности, но, конечно, не в бытовом значении наказания и «признания» вины за свои поступки. А в том смысле, что если ваш Наблюдатель сам создал вашего внутреннего  ребенка, то, если его разбудить от летаргического сна, Наблюдатель сможет заново переосмыслить окружающую реальность, найти различия с «там и тогда», с той ранней ситуацией развития. Ведь мир другой, он давно изменился.

Получается, что  чтобы остановить  внутреннего ребенка или, другими словами, прервать цепь повторяющихся ситуаций , нужно принять тот факт, что вы его создатель. И как только вы примите на себя ответственность за создание  своей раненой субличности, появится шанс, прекратить создавать ее снова и снова, исходя из искаженного восприятия реальности.

В этом заключена для меня лично мощная поддержка.

Исходя из данной концепции, становится понятно, что «исцеление» лишь подпитывают раненую субличность внутреннего ребенка, придает ей сил и, тем самым, подтверждает ее право на существование.

Интересно, что в процессе исцеления  приходится создавать еще одну субличность, которая будет поддерживать, переубеждать, защищать  внутреннего ребенка. Некую хорошую родительскую фигуру, которой, возможно, в реальности у человека и не было никогда, и даже представления нет о том, как  это может быть. Получается, что для процесса исцеления внутреннего ребенка, сам этот образ приходится искусственно поддерживать и  сохранять в душе.  Те, кто боготворит чудесного внутреннего ребенка, не замечают его «темной» стороны.

Чтобы разорвать порочный круг воспроизведения одного и того же, нужно опять стать Наблюдателем и исследователем, познакомиться с темной стороной своего внутреннего ребенка:  изучить, какие задачи когда-то в прошлом он решал, как научился добиваться своего и как сейчас поддерживает и формирует виртуальную реальность, не имеющую ничего общего с настоящей жизнью, забирая множество ресурсов и жизненной энергии.

Основная задача  – избавиться от автоматизма внутреннего ребенка с помощью осознания его стратегий, паттернов, и за счет проживания ранних, заблокированных чувств. Иными словами, чем больше Вы знаете о темной стороне Вашего внутреннего ребенка, тем больше шансов освободиться от нее.

 Если вы считаете себя глупым, неудачником, некрасивым -  все эти представления рождены темной стороной внутреннего ребенка.  Пока он руководит Наблюдателем, вы будете искать именно тех людей и те отношения, которые раз за разом будут подкреплять ваше представление о себе.

Рассмотрим примеры темной стороны внутреннего ребенка.

Например, родители поощряют только то поведение, когда ребенок, не считаясь с  собственными желаниями и потребностями, делает то, что ему говорят. Так формируется «послушный» внутренний ребенок, который пытается заслужить любовь, забывая о себе. Теперь он думает, что его будут любить, только если он будет подчиняться и угождать, нельзя спорить, нельзя отстаивать свои интересы. Часто во взрослом возрасте собственные желания уже и не ощущаются совсем. Для «послушного» ребенка – любое проявление собственного недовольства связано со страхом потери отношений.  Получается, что человек отказывается от собственных глубинных потребностей. Но у «послушного» внутреннего ребенка есть и другая сторона, агрессивная и озлобленная. Злость как раз и возникает в результате фрустрации основных потребностей и желаний.Непосредственно на родителей или значимых других  злость быть направлена не может, иначе не получишь любви, поэтому идет отреагирование на других, на мир или  на себя. Выражается это в немотивированном гневе, например, когда накрывает внезапно на заправке или в магазине, и не можешь остановиться. Этот гнев не может относиться к проживаемым чувствам, так как направлен совсем не туда, куда должен был быть.  В гештальте такой механизм защиты называется дефлексией. Думаю, что со мной согласятся коллеги, что на практике эта злость часто не осознается. Спрашиваешь: «Ты сейчас злишься?» – «Я? Нет». А злость, направленная на себя, приводит к вине и депрессии.

Или в ситуации с жестоким обращением. Темная сторона внутреннего ребенка усваивает, что боль – это и есть любовь, иначе он не смог бы ее выносить. Во взрослой жизни, выбирая в партнеры абьюзера, человек готов терпеть боль и даже умереть, лишь бы не остаться в одиночестве, без любви. Одиночество и ощущение покинутости становится гораздо  страшнее физической смерти.  Возможно, поэтому так трудно работать с такими клиентами, и они снова и снова возвращаются к тому, кто их избивает.  Какими последствиями их можно «запугать»?

И в конце немного о практической стороне вопроса. Как бы я изменила, с учетом вышесказанного, технику  по визуализации возрастной регрессии.

  1. Вместо того, чтобы качать на руках, обнимать и предлагать поддержку из взрослого состояния тому ребенку, которого мы просим представить, хорошо бы расспросить этого ребенка, что он чувствует, о чем думает,  кто его окружает, что он чувствует к этим людям, что эти люди хотят от него.  Обязательно выяснить, что хочет на самом деле он сам и позволить, наконец, хотя бы в символической форме совершить это действие.  Здесь можно было бы использовать феномены транса для углубления анализа.
  2. Вспоминать, возвращаться в первоначальную ситуацию, в которой формировалась темная сторона внутреннего ребенка и досмотреть фильм до конца с проживаниям аккуратно всех чувств, всех незавершенных действий.  Это относится к работе с травмой в принципе.

Итак, получается, что замечая и анализируя внутреннего ребенка, мы опять становимся тем Наблюдателем, который когда-то выставил вперед нашу раненую субличность и удалился смотреть сны о несуществующей реальности или искаженной  реальности раненого внутреннего ребенка. Если удастся разбудить Наблюдателя, то можно надеяться построить гораздо более надежную картину окружающей действительности, и научится жить,  хотя бы не испытывая так много боли.

Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва, г. Мытищи, г. Королёв
Опубликовано: , 354 просмотра
К автору уже обратились 17 человек с сайта
Подписаться23
Подписаться23
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Речь видимо идет о метапозиции. насчет раненого ребенка, если он проявляется, значит есть причина. Он включается в определенных ситуациях подавляя родителя или взрослого. Значит есть причина. Осознание своего раненого ребенка уже и есть процесс лечения, даже не просто осознание, а понимание и безусловное принятие.
№1 | 26 апреля 2019
Донцова Инна Юрьевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Psychologan,
Спасибо за комментарий. К сожалению, различные направления психотерапии еще пока не интегрировались настолько, чтобы понимать друг друга без уточнения концептуальных вещей. Однако, в данном случае, хотя я не очень понимаю термин "метапозиция", с Вашими выводами я в целом согласна).
№2 | 26 апреля 2019
Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Консультант - г. Новосибирск
Инна Юрьевна, спасибо за Ваши размышления, очень интересно.
Донцова Инна Юрьевна писал(а):
Наблюдатель был прежде рождения  внутреннего ребенка, присутствовал и даже являлся автором создания внутреннего ребенка
Для меня эта концепция непонятна. Полагаю, что детская часть личности возникает одновременно с рождением ребенка, затем добавляется родительская - аналог поведения реальных родителей. Затем, по мере взросления, формируется взрослая часть. Именно она напоминает Наблюдателя Волински. Именно она, по моему представлению, помогает исцелению внутреннего ребенка и ведет себя так, как Вы, Инна Юрьевна, предлагаете. Расспрашивает
Донцова Инна Юрьевна писал(а):
ребенка, что он чувствует, о чем думает,  кто его окружает, что он чувствует к этим людям, что эти люди хотят от него.  Обязательно выяснить, что хочет на самом деле он сам и позволить, наконец, хотя бы в символической форме совершить это действие.  Здесь можно было бы использовать феномены транса для углубления анализа.
Вспоминать, возвращаться в первоначальную ситуацию, в которой формировалась темная сторона внутреннего ребенка и досмотреть фильм до конца с проживаниям аккуратно всех чувств, всех незавершенных действий.  Это относится к работе с травмой в принципе.
№3 | 27 апреля 2019
Александр Молярук
Психолог, Активатор Счастья Онлайн - г. Владивосток
№2 | Донцова Инна Юрьевна писал(а):
Спасибо за комментарий. К сожалению, различные направления психотерапии еще пока не интегрировались настолько, чтобы понимать друг друга без уточнения концептуальных вещей. Однако, в данном случае, хотя я не очень понимаю термин "метапозиция", с Вашими выводами я в целом согласна).

У меня давно объединились - есть универсальный язык любого психотерапевта/человека. Я тебя люблю. ты мне нравишься. Я запрещаю тебе это делать с собой. И т.д.
№4 | 27 апреля 2019
Иван Горбачев
Врач-психотерапевт, Семейный консультант - г. Санкт-Петербург
Донцова Инна Юрьевна писал(а):
Если вы считаете себя глупым, неудачником, некрасивым -  все эти представления рождены темной стороной внутреннего ребенка.  Пока он руководит Наблюдателем, вы будете искать именно тех людей и те отношения, которые раз за разом будут подкреплять ваше представление о себе.
хорошо сказали! Спасибо)
№5 | 27 апреля 2019
Донцова Инна Юрьевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Иван Горбачев,
Спасибо за Ваш комментарий)
№6 | 27 апреля 2019
Донцова Инна Юрьевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Александр Молярук,
:=)
№7 | 27 апреля 2019
Донцова Инна Юрьевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Милашина Ольга,
Ольга Георгиевна! спасибо за Ваш комментарий). Психология тем и отличается от точных наук, что теорию, которую развивает автор, трудно экспериментально проверить. Только отдельные закономерности. Это, видимо, больше предмет веры, мне кажется, и способности автора-основателя заразить своим видением мира тех, кто обращается к нему за помощью и дальше обрести некоторое количество последователей . Эдипов комплекс ведь тоже предмет веры, как мне кажется. Просто теория Фрейда удобна тем, что объясняет довольно обширные пласты реальности и из неё можно черпать и черпать. Вон сколько направлений, отталкиваясь от психоанализа, появилось. Все эти банальности пишу просто для того, чтобы подтвердить что Ваше представление и представление автора могут параллельно существовать и помогать людям.) Мне понравился парадоксальный взгляд на вещи Волински и мысль о том, что если мы сами создаём «темную» субличность, то сами же в состоянии ее поменять. Это близкий к Гештальту оптимизм)
№8 | 27 апреля 2019
Карпов Андрей Владимирович
Психолог, Гипнолог Психоаналитик - г. Красноярск
Инна Юрьевна, спасибо за публикацию. Интересный разворот.
№9 | 27 июня 2019
Донцова Инна Юрьевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Карпов Андрей, Андрей, спасибо за внимание к статье)
№10 | 27 июня 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 84d46 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз