Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30138 специалистов из 978 городов
Скрыть

Развод и Дети.

Когда разводится семья с детьми, понятие "подходящего времени" не уместно, в принципе!
Развод и Дети

Наблюдение американских семейных психологов за группой разводящихся семей в течение пяти лет показало, что хотя обычно к концу первого года симптомы послеразводного периода смягчались, через пять лет дети все ещё испытывали трудности в адаптации к ситуации развода их родителей.
Из этого авторы исследования заключили, что процесс развода всегда растягивается во времени.
Неудивительно, что родители чувствуют большую вину по поводу провала своего брака и поэтому откладывают свое решение о разводе и часто терпят длительную сексуальную депривацию и одиночество поразительно высокой степень интенсивности

Так что же на самом деле происходит с детьми в процессе распада их родительской семейной системы?.

Дети испытывают стресс из-за потери первоначальной семьи, которая может включать потерю прежнего дома, соседей, уровня жизни, а также более или менее относительную и абсолютную потерю контакта с одним из родителей.
Дети имеют тенденцию идентифицироваться с некоторыми частями потерянного родителя и в то же время отвергать другие его части.
Дети чувствуют себя плохими, отвергнутыми, они сталкиваются со своими чувствами, переживают их как результат действий одного из родителей.
Иногда отсутствующего родителя считают ответственным за всё.
Дети часто проецируют в того родителя, который ушел, свои негативные чувства по поводу разрушенной семьи и потери пары родителей, состоящих в браке.

Больше всего дети страдают из-за утраты ощущения семьи как безопасного холдинга.

Иногда отсутствующий родители идеализируется и вся грусть и злость связывается с оставшимся родителем, который не смог предотвратить расставание.
Внутренний плохой объект находит внешнее вместилище в одном из родителей, который и переживает как отвергающий. Это происходит для того чтобы уберечь переживаний "хорошести" хорошего объекта и доверие к нему от деструктивной силы детского гнева и беспомощных атак родителей на свой брак. Иногда хороший объект ребенку приходится видеть в том родителе, который остается дома, потому что ребёнок чувствует,что от этого родителя он теперь зависит.
Защитная поляризация способна неожиданные быстро перевернуться!
Тогда об отсутствующем родителе тоскуют как об возбуждающем объекте, в то время как находящийся рядом родитель подвергается безжалостным нападениям за то, что не смог сохранить возбуждение в браке и супруга в доме, для того чтобы удовлетворять потребности ребенка.
Дело не только в том что ребёнок скучает по маме или папе, хотя, конечно, скучает, даже если этот родитель часто навещает его.

Ребёнок, прежде всего, скучает именно по родительской паре, по её взрослым заботливым сексуальным отношениям, которые сохраняют семью живой и потенциально надёжной.

Дети чувствуют свою утрату особенно остро во время перехода из дома одного родителя в дом другого. В это время контекстуальный холдинг прежней семьи особенно наглядно отсутствует, а заменяющая его способность к холдингу у одного из родителей рассматривается как явно что-то другое.
Ребёнок, нуждающийся в поддержке и зависящий от одного из родителей, передается для того, чтобы о нём заботился другой, в момент, когда оба родителя особенно тревожны. Приближаясь, каждый родитель в это время уязвим для воскрешение одновременного переживания утраты, негодования и сохраняющейся привлекательности бывшего партнёра, когда он или она целует ребёнка, здороваясь или прощаясь с ним.

Когда у расстающийся пары есть дети, утрата увеличивается, потому что происходит потеря не только пары, но и идеалов формирование семьи, который был у этой пары, и реальности этой семьи их идеала.
Иногда это настолько болезненно, что расстающаяся пара просто игнорирует тот факт, что у них есть дети, стараясь про это просто не думать, сосредоточившись исключительно на себе.



На вопрос "когда лучше расходиться, в каком возрасте должны быть дети?" -  Нам важно самим себе признаться, что время для развода никогда не бывает подходящим, как нет и подходящего для этого возраста родителей.
Реакция детей на развод их родителей всегда будет иметь место и может отличаться только по-своему качеству, в зависимости от стадии возрастного развития ребёнка.

Маленькие дети-дошкольники страдают от резкой регрессии и страха сепарации и поэтому обращаются за поддержкой к переходным объектам.
Старшие дошкольники в большей степени способны ощущать грусть и удар, нанесённый по их самооценке и обычно интегрируют этот свой опыт играя.
Младшие дети латентного возраста (6-9) оказываются в сильном дистрессе:  они напуганы или подавлены, их захватывают фантазии, они липнут к родителям или наоборот отталкивают их.
Старшие дети латентного возраста (9-12 лет) реагируют более открыто, выражают злость, разгневавшись на родителей, которые нарушили правила, они могут начать бунтовать и хуже учиться. Часто такой ребёнок становится не способным соблюдать социальные нормы поведения со сверстниками, которые могут в ответ начать избегать расстроенного ребенка.

Подростки, которые лучше всего способны понять значение решения своих родителей, переживают глубокое чувство утраты и беспокоятся о реальной материальной поддержке.

Соответствующие фазе возрастного развития оплакивание потери и идеальных родителей своего детства, зависимости и беззаботности прежних лет осложняется для них дополнительной травмой актуальной потери отношений родителей и привычного домашнего уклада. Это осложняет выполнение закономерной задачи подростка - сепарации от семьи и вызывает беспокойство о способности подростка формировать стабильные сексуальные отношения.

Все дети хотят иметь обоих родителей, которые друг друга любят!
Чтобы сохранить фантазию о такой родительской паре, они могут вытеснять знание о дисгармонии в браке их родителей - попросту не замечать, как папа и мама постоянно ссорятся или неделями не разговаривают, как они по отдельности надолго уходят из дому и тд и тп. Исследования показывают, что треть детей не знают о конфликтах в браке их родителей, а вторая треть постоянно знала о них и тревожилась, но при этом всё-таки и те и другие оказались совершенно не подготовленными к распаду брака.

Х.В.Дикс в книге «Семейные отношения» (1967) писал:
«Я чувствую, что человечество, прикрываясь цинизмом, все же нуждается в брачных отношениях и высоко их ценит, потому что такие отношения отвечают потребностям ребёнка в стабильной родительской диаде, объединённой любовью, как условии его личностного роста.»

Однако, когда для сохранения брака уже сделано все возможное и невозможное,а достичь совместимости с партнёром не удается, то развод становится самым здоровым выходом из сложившейся ситуации.

Выбирая между разводом и плохими отношениями с точки зрения развития своих детей, правильнее выбрать развод.

Хотя дети всегда будут расстроены разводом - и сейчас и через годы - они почувствуют облегчение, когда их родители решат закончить свой несчастливый брак и могут выиграть от того, что будут видеть своих родителей, принявших смелые решения, особенно, если впоследствии каждый из них оправится после развода и будет заново строить свою жизнь.

Психолог, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина), г. Киев, г. Ильичевск
Опубликовано: , 131 просмотр
К автору уже обратились 75 человек с сайта
Провела 1297 онлайн консультаций на сайте
Подписаться483
Подписаться483
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Колобовская Людмила
Психолог, Онлайн-консультант - г. Пятигорск
Ирина, спасибо за такую важную тему, языком не поп психологии, как часто принято говорить на эти темы. Психоанализ в этом разбирается детально. 🙏
№1 | 6 мая 2019
Наталья Джумыга
Психолог - г. Кишинёв (Молдова)
Главацкая Ирина Викторовна писал(а):
Подростки, которые лучше всего способны понять значение решения своих родителей, переживают глубокое чувство утраты и беспокоятся о реальной материальной поддержке.

Соответствующие фазе возрастного развития оплакивание потери и идеальных родителей своего детства, зависимости и беззаботности прежних лет осложняется для них дополнительной травмой актуальной потери отношений родителей и привычного домашнего уклада.
Согласна, что и подростки и уже взрослые дети от 18-ти и старше глубоко переживают развод родителей. К сожалению, не многие пары находящиеся в процессе развода это понимают.
Спасибо за полезную статью на важную тему.
№2 | 6 мая 2019
Быкова Светлана Викторовна
Психолог, Консультант - дианалитик - г. Новосибирск
Главацкая Ирина Викторовна писал(а):
Дети чувствуют свою утрату особенно остро во время перехода из дома одного родителя в дом другого.

В нашем городе Местные органы власти озадачены количеством разводов. Сформировано предложение: об обязательной процедуре медиации перед бракоразводным процессом, в надежде найти точки решения создавшегося конфликта. А так же, дать возможность детям подросткового возраста инициировать процесс медиации с каждым из родителей, чтобы найти способы договорённостей и спешить с разводом.

Идея, по моему мнению, разумная. Интересно, что скажут депутаты по поводу данного предложения?
№3 | 6 мая 2019
Главацкая Ирина Викторовна
Психолог, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина)
Быкова Светлана, скорее важно, не будет ли подобное решение нарушение Конституции и свободы взрослых граждан.
По моему опыту процесс медиации может помочь паре расстаться мирно, соблюдая интересы менее защищённых членов семьи. Сохранять же семейные ценности, на мой взгляд, правильнее привинтившими мерами - например, просветительской психологической работой со школьниками и студентами.
№4 | 6 мая 2019
Игорь Малов
Психолог, Чуткий психолог - г. Кольчугино
Спасибо за интересную статью на актуальную тему, Ирина Викторовна!

Главацкая Ирина Викторовна писал(а):
Маленькие дети-дошкольники страдают от резкой регрессии и страха сепарации и поэтому обращаются за поддержкой к переходным объектам.
Можете пояснить, что имеете ввиду под переходными объектами?
№5 | 6 мая 2019
Быкова Светлана Викторовна
Психолог, Консультант - дианалитик - г. Новосибирск
Главацкая Ирина, возможно, мало просветительских бесед по поводу мирного сохранения семьи или мирного расставания с помощью медиации.
Полагаю, что подобный опыт сможет качественно по новому, относиться супругам к собственному браку.
№6 | 6 мая 2019
Главацкая Ирина Викторовна
Психолог, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина)
Игорь Малов, под переходным объектом в анализе понимается люба ценная и любимая вещь, которая помогает ребенку справляться с ситуацией, когда первичный объект покидает его. Для совсем маленьких детей это может быть пустышка, собственный палец, который они часто сосут или волосы. Чем старше ребенок, тем шире выбор переходных объектов и зависит он от личных пристрастий и контекста окружения. Например, это может быть любимая игрушка.
По Винникоту переходный объект - это пороговый объект, сочетающий в себе функции внутренней и внешней реальности.
№7 | 6 мая 2019
Плотникова Ольга Анатольевна
Психолог, Супервизор, Психоаналитическая психотерапия - г. Пятигорск
Главацкая Ирина Викторовна писал(а):
Выбирая между разводом и плохими отношениями с точки зрения развития своих детей, правильнее выбрать развод
Тема важная... но кто знает как правильно?
№8 | 6 мая 2019
Главацкая Ирина Викторовна
Психолог, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина)
Плотникова Ольга, в этой теме "правильного", на мой взгляд, вообще существовать не может - только субъективное ощущение в моменте
№9 | 6 мая 2019
Колесникова Татьяна Сергеевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
Важная тема и непростая, спасибо.
№10 | 6 мая 2019
Пугачева Лариса Геннадьевна
Психолог, Семейный психолог - г. Екатеринбург
Ирина, спасибо за статью!
Грустно как-то читать!
Вместе с тем, важно не иметь иллюзий насчет того, что можно развестись каким-то очень аккуратным образом, не поранив ребенка если "все делать правильно".
№11 | 6 мая 2019
Тимофеев Виктор Леонидович
Психолог, Супервизор, Онлайн-консультант - г. Новый Уренгой
Главацкая Ирина Викторовна писал(а):

Хотя дети всегда будут расстроены разводом - и сейчас и через годы - они почувствуют облегчение, когда их родители решат закончить свой несчастливый брак и могут выиграть от того, что будут видеть своих родителей, принявших смелые решения, особенно, если впоследствии каждый из них оправится после развода и будет заново строить свою жизнь.
Вот именно, «каждый», нам работы хватит! Спасибо, коллега.
№12 | 6 мая 2019
Игорь Малов
Психолог, Чуткий психолог - г. Кольчугино
Главацкая Ирина, благодарю за ответ!
№13 | 7 мая 2019
Светлана Зазовская
Психолог - г. Москва
Ирина, спасибо, очень ценная статья. И актуальная, увы.
№14 | 8 мая 2019
Написать комментарий
В копилку отношений: Роман длиною в Жизнь с пошаговой инструкцией
Вы когда-нибудь делали глупые ошибки, которые разрушали хорошие отношения? Я не единственная, не так ли? С тех пор я прочитала очень много разных книг про отношения и, думаю, что уже имею представление ...
В копилку отношений: Благодарность - Простой путь к счастливым отношениям
Благодарность обладает замечательной способностью довольно быстро перевести человека из негативного состояния души в позитивное. Простой акт признательности другому человеку приведет любого, кто практикует ...
Проективная идентификация и ранние условия развития (взгляд Томаса Г. Огдена)
Проективная идентификация - это не просто абстрактное убеждение, что так работает психика, - феномен, который она описывает, существует в сфере мыслей, чувств и поведения. Большинство из нас переживало ...
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий e383f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз