Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 24953 специалиста из 882 городов
Скрыть

Стыд

От автора: Опубликована в моем блоге
http://tumbalele.livejournal.com/77997.html

Стыд – одна из самых «отравляющих», токсических эмоций человека, связанных с отношениями   с другими людьми. Попробую поразмышлять на тему стыда, и обозначу его как чувство, сопровождающее осознание своей базовой дефективности.

СтыдКогда я думаю о стыде, то первым делом приходят телесные ощущения. Стыд связан с мощной физической реакцией: краснеют лицо-уши-шея-руки, выступает пот, ноги слабеют, в груди – ощущение провала, в который ухаешь всем своим существом. Глаза опущены, невероятно тяжело их поднять и увидеть реакцию другого человека – ты полностью и абсолютно уверен в том, что она негативная… Нет, это слишком слабо – «негативная»… На лице другого ожидаешь увидеть гримасу отвращения-осуждения-презрения – и, разумеется, видеть ее не хочешь, поэтому и смотришь в пол – так оно спокойнее. Но помогает мало, потому что стыд тесно связан с ощущением того, что ты весь, целиком и насквозь, виден. Это тотальная прозрачность для взгляда другого человека, и - что не подлежит сомнению в момент стыда – взгляд находит только ничтожное, то, что никогда бы не показал другому, но не можешь скрыть – ты же прозрачен! Стыд тесно переплетен с чувством обнаженности перед недружелюбным взглядом. Когда же мы обнажены (телесно или душевно) перед взглядом любимых людей – то мы испытываем возбуждение, подъем энергии, ее движение. В стыде же – полная остановка, замирание, замораживание и съеживание.

Стыд всегда перед кем-то. Когда один на один, наедине с собой, я не стыжусь, что бы ни делал. Но если появится кто-то еще – реальный или в воображении, то естественность исчезает, сразу начинаешь сторожить самого себя, соотносить свое поведение с возможными реакциями другого человека. Стыд не является естественным состоянием для человека как биологического организма, он всегда формируется в процессе вхождения человека в общество. Поэтому в разных культурах люди стыдятся разного. Там, где русский мужчина разденется до пояса, японец устыдится – это неприлично. Где-то неприлично сморкаться на улице, где-то – рыгать за столом… Взрослые люди объясняют детям, чего им нужно стыдиться, то есть чего нельзя им делать ни в коем случае, потому что это будет говорить окружающим о том, какие они грязные и плохие.

Стыд, как и любое чувство, не имеет четких границ, он перетекает в другие состояния и имеет разные степени выраженности. От неловкости через смущение и стеснение он может усиливаться в собственно стыд, вплоть до позора – тотального, всепоглощающего ужаса перед тем, что множество людей увидели твою «неприглядную» сущность. Не зря в славянских языках «позор» - это внимание, зрелище… «Неловкость» - это ощущение некоторой неуместности того, что происходит; смущение – стыд, направленный в будущее (может что-то произойти, что вызовет стыд). Стеснение рядом со смущением, просто во втором больше энергии и возбуждения, тогда как в первом ее меньше, и больше заторможенности, скованности.

Противоположностью стыда является гордость – ощущение собственной ценности. Я горжусь собой тогда, когда ощущаю, что сделал что-то ценное, значимое. Горжусь детьми, когда они делают то, что я считаю значимым. Гордость близка к уважению, равно как стыд тесно переплетен с презрением. Греческое «гордость» (hybris) имеет такой дополнительный смысл, как «дерзновение выйти за пределы, которые определила судьба». Тогда стыд – как противоположный полюс – это попытка сжаться в самого себя, исчезнуть, свернуться в черную дыру, подобно звезде, которая проваливается сама в себя.

Позитивное значение стыда заключается в том, что он делает сближение людей постепенным, дает нам осторожность в раскрытии перед другим человеком. Опасно, если вы не психопат, и если для вас важны реакции окружающих, быть с душой нараспашку со всеми – могут и ударить нас в этот уязвимый момент. Страх стыда – как переживания собственной «обнаженности» перед другим –позволяет не торопиться, закрывает душу. Одновременно, знание стыда обостряет интимность в отношениях – когда с конкретным человеком можешь быть бесстыдным, потому что не страшно, потому что тебя принимают полностью, во всей своей естественности. Интимность тогда становится пьянящей, в ней – свобода от страха стыда… Еще стыд может нам сигнализировать о том, что мы где-то в чем-то себе лжем, ведем себя неискренне и лицемерим.

Негативная ипостась стыда заключается в том, что он может полностью уничтожить возможность контакта. Человек, переживающий стыд, наглухо отрезан от остальных людей. В стыде невозможно никакое движение, никакое действие, направленное по отношению к другим людям. Только одно – прочь от людей. «Социофобия» иногда может быть связана с этой «токсичной» стороной стыда – невозможно смотреть в глаза, ужасно быть в фокусе чьего-либо внимания, потому что знаешь – ты ущербен. Ты ничтожество. Лучше бы тебя не было.

Граница между естественным стыдом и токсическим лежит, на мой взгляд, в точке перехода от частного стыда за конкретные действия/слова к тотальному стыду собственной ничтожности. В токсическом стыде нет способности локализовать его в конкретной ситуации, когда стыдно – обструкции подвергается вся личность. Стыдно не за что-то, а за себя, за то, что ты такой ничтожный… Вторая точка перехода от естественного к токсическому стыду – в его неутолимости. Токсический стыд никак не прекращается, он на самом деле – черная дыра, затягивающая и уничтожающая любую поддержку, любое ощущение собственной ценности. Утешений и поддержки никогда не будет достаточно… Токсический стыд – это жизненный провал, полный и всеобщий.

Стыдно брать деньги. Стыдно быть недостаточно благодарным. Стыдно иметь физические изъяны. Стыдно обнаружить свою необразованность перед значимым близким, для которого это важно… Стыдно не оправдать надежд матери или отца…Стыдно быть предателем своей семьи/рода/друзей…Стыдно «тупить»… Быть «плохим клиентом»… Ничего не понимающим «юзером» - рядом с продвинутым «компьютерщиком», который не преминет закатить глаза – мол, с кем я тут вообще имею дело?!

Конкретных причин для стыда – миллионы. Все эти причины объединяет разрыв между тем, как что-либо должно быть в глазах других людей, и как есть на самом деле. Можно стыдиться не только себя самого или своих действий, но и кого-то другого. Стыдятся родителей-алкоголиков или детей-наркоманов… Стыдятся психически больных родственников или детей с умственной отсталостью…Я ловил себя на мысли, что мне мучительно стыдно за свою страну, когда я слышу недоуменные рассказы иностранцев про то, с чем они сталкивались у нас. В этот момент я словно отвечал за всю страну, за поведение чиновников, разного рода гопников, вороватых бизнесменов и так далее, по списку. Разоблаченная, голая в своей неприглядности страна вызывала у меня стыд – до тех пор, пока я не задал себе вопрос: «а почему я сливаюсь с этими всеми чиновниками и т.д.? Как будто это мои негативные черты стали очевидными?» Я перестал стыдиться этих рассказов – но и разорвал свое слияние со страной…

Откуда берется тотальный, токсический стыд? Мне кажется, что он – это запечатленное в психике отражение себя в глазах других, значимых людей. По реакциям окружающих ребенок догадывается, кто он и какой он. Как в игре, когда на лоб прикрепляется имя или роль, и человек по поведению окружающих должен догадаться, кто он. И если на лицах взрослых ребенок видит осуждение, презрение, неприязнь или даже отвращение – он получает вполне определенные сигналы о том, какой он ничтожный и отвратительный. И верит…Верит настолько сильно, что потом не будет верить другим, но более поздним по времени реакциям других людей, говорящих о том, что он - хороший. Настолько сильно, что предложение психолога сказать только в воображении своим родственникам, что они ошиблись, вызывает ужас и чувство вины (вина – частый спутник стыда). Ведь как может такое ничтожество возражать тем, чью точку зрения воспринял как истинную?

Борьба со стыдом, на мой взгляд, чаще всего осуществляется тремя путями:

А) Нарциссический путь (бегство в противоположный полюс, гордость, доходящую до гордыни – мысли о собственной исключительности)

Б) Мазохистский путь (самобичевание, преуменьшение заслуг, самообвинение). Если стыдишь и критикуешь сам себя, то у других людей меньше поводов вас как-то стыдить и обвинять.

В) Садистский (проективный) путь – если стыдишься чего-то в себе самом, то не просто отрицаешь это, но начинаешь отчаянно бороться с объектом стыда во внешнем мире.

Но это не пути преодоления стыда, это, скорее, попытки заглушить его, сделать переносимым, не столь интенсивным. Если стыд рождается через отражение в других, то с помощью этого же отражения можно из него и выбираться. Но, как мне кажется, полностью самостоятельно выбраться из тотального, токсического стыда, невозможно – ведь он как раз блокирует возможность контакта, стимулирует бегство и неспособность поднять глаза и увидеть лицо другого человека, в котором, возможно – принятие и уважение. А если поднимешь глаза – то внутренний переводчик все интерпретирует сквозь призму стыда…Переживать стыд и быть в контакте с другим человеком – невозможно…   Поэтому с тотальным стыдом справляются только в ситуации, когда формируются доверительные отношения – в индивидуальной психотерапии или в групповой. Тогда становится возможным говорить о том, что вызывает стыд… «Есть вещи, о которых никому никогда нельзя рассказывать!»… Пока они есть – стыд никуда не денется, потому что тот, кто ни за что никому ничего про себя постыдного не расскажет, так никогда не увидит другой реакции окружающих, кроме той, которая и вызвала стыд… Никогда не узнает, что, например, нет ничего стыдного в интересе к своим половым органам, и что он/она в детстве были не единственными людьми в мире, кто подвергся сексуальным домогательствам со стороны старших, и что это вовсе не говорит об их грязности и никчемности… Рассказываешь другим, и убеждаешься, что мир не рухнул, а те, кто слышит эти вроде бы ужасные и чудовищные истории про тебя или твою жизнь, не спешат отворачиваться, сочувствуют, или же делятся чем-то очень похожим. А кто-то и вовсе даже не понимает, из-за чего тут убиваться-то…

Путь от токсического стыда к гордости лежит через признание естественности того, что происходило когда-то (если застревание в стыде произошло в давнем прошлом), через снятие вины за то, в чем не виноват, через признание собственной ценности как личности вне зависимости от того, что с тобой делали в прошлом, от реакций на тебя других людей когда-то давно... Очень сложный путь, постоянно сопровождаемый желанием остановиться или сбежать… Кто-то проходит его, кто-то замирает, увы…

Латыпов Илья Владимирович
Опубликовано на сайте: ,  4951 просмотр
Получить консультацию автора
К автору уже обратились 38 человек с сайта
Другие статьи автора:

Комментарии

Косинцев Владимир Георгиевич
Психолог, Супервизор, Коуч Ментор Консультант - г. Алматы (Казахстан)
Илья, хорошая статья. Благодарю!
№1 | 22 января 2014
Корчаковская Оксана Юрьевна
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Гродно (Беларусь)
Спасибо за статью! Последнее время сталкиваюсь часто с чувством стыда у клиентов и почему-то для меня это как тупик. После Вашей статьи, Илья, у меня все разложилось по полочкам, увидела, куда можно двигаться дальше в работе с клиентами, и почему для них поддержки всегда оказывается мало, как ненасытная безда, которая все требует и требует, но никогда ее недостаточно и так, по ощущениям, бесконечно.
№2 | 22 января 2014
Шпагина Елена Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Ярославль
Очень интересно, спасибо, Илья Владимирович!
№3 | 22 января 2014
Соколов Дмитрий Валерьевич
Психолог, Психоаналитик - г. Москва
Латыпов Илья Владимирович писал(а):
И если на лицах взрослых ребенок видит осуждение, презрение, неприязнь или даже отвращение – он получает вполне определенные сигналы о том, какой он ничтожный и отвратительный. И верит…

- я согласен с механизмом "отзеркаливания", но немного иначе осмысляю содержание.

Младенец (или патологичный взрослый) видит подтверрждение от других не того какой он ничтожный и отвратительный (это более поздние моральные сравнительные категории, не доступные на стадии симбиоза),

а того, что агрессия самого ребёнка определяет отношение к нему родителей, но сделать со своей агрессией (и желанием например аннигилировать родителя) сам младенец ничего не может.
В епрвые пол-года-год жизни ребёнок ещё не стыдится, а стыд накрывает уже в более старшем возрасте, в связи с дальнейшим развитием самооценки и когнитивных способностей в отношении "плохого" образа себя, заложенного и не преодолённого с помощью родителей раньше.
№4 | 22 января 2014
Голощапов Андрей Викторович
Психолог, Нейропсихолог - г. Москва
Иллюстрация очень интересная. Подскажите кто ее автор.
№5 | 22 января 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Дмитрий, спасибо за дополнение и свое видение. Поразмышляю...
№6 | 22 января 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Андрей, к сожалению, не знаю. Есть ссылка, но она просто на сайт, откуда взял, а не на автора.
№7 | 22 января 2014
Соколов Дмитрий Валерьевич
Психолог, Психоаналитик - г. Москва
Соколов Дмитрий Валерьевич писал(а):
в связи с дальнейшим развитием самооценки и когнитивных способностей в отношении "плохого" образа себя, заложенного и не преодолённого с помощью родителей раньше.
= т.е. стыд - уже обращение агрессии на самого себя. стыдится другого (родителя) - обращение агрессии на него, но и сразу наказание себя за агрессию к другому чувством тревоги...
№8 | 22 января 2014
Пугач Николай Владимирович
Врач-психотерапевт, Гештальт-терапевт - г. Ижевск
Спасибо за статью!

Хочу немного поспорить:

Латыпов Илья Владимирович писал(а):
Все эти причины объединяетразрыв между тем, как что-либо должно быть в глазах других людей, и как есть на самом деле.

Для токсического нарциссического стыда, мне кажется, характерна другая связка: разрыв между каким я должен быть (грандиозным) и противоположным полюсом (ничтожностью). И отсутствием "середины" - какой я есть на самом деле. Из этого вытекает и терапевтическая задача: формирования здоровой середины, где я и не грандиозен и не ничтожен, а просто могу быть в контакте с другим (а могу и не быть)
№9 | 22 января 2014
Здравствуйте, Илья!
Классные статьи вы пишете, спасибо.
У меня по теме вопросы:

1. Три варианта борьбы со стыдом способствуют образованию ролей из треугольника Карпмана? Нарциссический путь - героя, спасателя, который удовлетворяет свою потребность в гордости как противовес стыду; Мазохистский путь - жертву, которая ищёт удовлетворения своей потребности в самобичевании; Садистский путь - тирана, преследователя, который ищет реализации своих потребностей побороть в других то, что в себе не признаётся.

2. Есть ли у вас идеи по поводу предпосылок образования, выбора того или иного пути - по какой причине выбирается путь нарцисса, садиста или мазохиста?
№10 | 24 января 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Здравствуйте.
1. Аналогию с треугольником Карпмана можно провести, но, думаю, она все же будет натянутая - все-таки это несколько иной контекст.
2. Выбор пути "преодоления" стыда сильно зависит от личностного опыта и ситуации.Так, например, нарциссы в большинстве своем - это люди, которых жестко обесценивали в детстве. Поэтому, как мне кажется, четко выделить предпосылки выбора того или иного пути достаточно трудно.
№11 | 25 января 2014
Пугач Николай Владимирович
Врач-психотерапевт, Гештальт-терапевт - г. Ижевск
Насчет выбора пути "преодоления" согласен.
№12 | 26 января 2014
Попова Ольга Федоровна
Врач-психотерапевт - г. Москва
Добрый день, Илья.
Как всегда, с большим удовольствием читаю Ваши статьи:)
Стыд для меня еще про видимость меня другим в некой моей интимности и неидеальности, за которую я не готов стоять, и которую сам себе по разным причинам не позволяю, что и писали в комментариях раньше. Отсюда вытекают и пути работы. И Вы правы, что путь работы со стыдом каждый раз индивидуальный.
Еще раз, большое Вам спасибо.
№13 | 15 февраля 2014
Марунич Ольга Юрьевна
Психолог - г. Обнинск
Интересная статья, спасибо! Было бы любопытно узнать, как в психотерапии работать со стыдом. Так же как и с любой другой эмоцией? Переживать?
№14 | 15 февраля 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Ольга, вот тут как раз проблема. Мне трудно, например, работать с чужим стыдом... Стыд - это такое переживание, которое просто так не отпереживаешь, так как он связан с ощущением собственной ущербности как таковой, и он связан не с ситуацией, а с личностью как таковой. Поэтому переживание стыда не несет, на мой взгляд, исцеления. Исцеление несет присутствие Другого в тот момент, когда я переживаю стыд, и меня в этот момент не отвергают, а принимают. Но вот этой поддержки нужно иногда давать очень и очень много - и долго, если речь идет о токсическом стыде.
№15 | 15 февраля 2014
Уважаемый Илья Владимирович!
Ваша статья СТЫД во многом спорна, поскольку Вы не разделяете «ощущение стыда» на отдельных личностей, а подразумеваете одинаковость его проявления всеми. Увы!
Но я только к нескольким фразам вашей статьи:
«…Разоблаченная, голая в своей неприглядности страна вызывала у меня стыд – до тех пор, пока я не задал себе вопрос: «а почему я сливаюсь с этими всеми чиновниками и т.д.? Как будто это мои негативные черты стали очевидными?» Я перестал стыдиться этих рассказов – но и разорвал свое слияние со страной…».
И стало уместно задать вопрос: а как же весь наш народ: так и будет жить в «непригляд-ности?».
Незадолго до прочтения ваших слов в моей Записи: http://ziznihod.ru/?p=590 я предложил такой гипотетический выход:
"...Выход — не человек, не отдельные люди, а весь народ должен стать новым биологическим видом: народом стыдящимся!
Стыдящимся жить для себя!..."

С уважением
Евстафьев Юрий Петрович
№16 | 15 февраля 2014
Здравствуйте! Я давно рассуждала на тему стыда, понаблюдав за собой и за своими знакомыми открыла невероятно интересный факт! Возможно и вам это будет интересно. В мире, как оказалось всё просто, когда включается сознание и анализ с наблюдением. Понаблюдайте за европейцами, у них отсутствует понятие совести и стыда и посмотрите на русских- им стыдно за всё и за всех! А всё это от перепутанницы связей. Есть тело,есть имя. Энергия, информация. Тело-это энергия. Энергия уплотняется по степени-Деньги, еда,одежда, предметы. За энергию, нам не должно быть стыдно, так как это всё естественно. ВЫ же не стесняетесь цвета собственных глаз? Так зачем стесняться естественных потребностей собственного тела и тем более доводить его до болезней,откладывая визит к врачу, только потому, что стыдно и больно. Также противоестественно стесняться денег: попросить, одолжить и т.д. К стыдливому деньги не придут)) Вот чего стоит стесняться, так это собственных мыслей, слов и движений! Как мы любим перемалывать кости или думать плохо о ком-то, ругаться, сплетничать, кричать, материться, драться, бить детей, раздавать советы, поступать дурно-Страна Советов! Вот за это должно стать стыдно каждому! Поэтому разделите в себе эту перепутанницу! А тело оставьте в покое, полюбите его, наслаждайтесь им, присмотритесь к нему, оно взывает вас к общению с ним, так как разумно!!! Не стесняйтесь тем более есть и одеваться. Это противоестественно!
№17 | 16 февраля 2014
Очень интересно! Пж-ста,дайте ссылку.?. Спасибо!
№18 | 16 февраля 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Юрий Петрович, к сожалению, я не понял, что вы хотели сказать...
№19 | 16 февраля 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Марина, вы, мягко говоря, не правы, говоря об отсутствии совести и стыда у европейцев.
№20 | 17 февраля 2014
Здравствуйте, Илья Владимирович!
Да всё о том же я хотел сказать: что человечество -- вид общественный и хорошо бы всех "человеков" привести к осознанию этого. Попытки в истории не прекращаются, но положение только ухудшается. Убийственно сказал на эту тему В. Черномырдин: "Да, хорошая система в Японии. Но у нас мало японцев!".
Если мы ещё вспоминаем о "стыде", то, возможно, ещё не всё потеряно. Если теряем не на генном уровне.
№21 | 17 февраля 2014
Лысенко Алексей Рафаилович
Психолог - г. Москва
Молчание - золото. Автору - спасибо.
№22 | 17 февраля 2014
Астафьев Игорь Владимирович
Психолог, Семейный психолог Консультант - г. Комсомольск-на-Амуре
Хорошая статья! А вот интересно, в чём разница между стыдом и чувством вины и где эти границы? Очень часто люди отождествляют одно с другим и ассоциируют.
№23 | 18 февраля 2014
Астафьев Игорь Владимирович писал(а):
Хорошая статья! А вот интересно, в чём разница между стыдом и чувством вины и где эти границы? Очень часто люди отождествляют одно с другим и ассоциируют.
Человек с чувством вины чувствует себя плохим в смысле своего морального несовершенства, а человек с чувством стыда ощущает себя не столько аморальным, сколько внутренне пустым, он ничего из себя не представляет в собственных глазах.
Чувство стыда можно перевести как "я - ничтожество".
№24 | 18 февраля 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Астафьев Игорь Владимирович писал(а):
в чём разница между стыдом и чувством вины

В общем, выше ответили. Вина возникает как результат "преступления" (нарушения определенных норм), а стыд - общее ощущение себя как ничтожества, недостойного жить.
№25 | 18 февраля 2014
Зверев Денис Владимирович
Психолог, Детский психолог - г. Воронеж
Латыпов Илья Владимирович писал(а):
Стыд – одна из самых «отравляющих», токсических эмоций человека, связанных с отношениями   с другими людьми.
Зря вы так "заклеймили" этот важный фактор душевного развития!
Стыд – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь.
Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью.
№26 | 20 июня 2014
Анна Сидельникова
Психолог, Психотерапия Супервизия - г. Москва
Латыпов Илья Владимирович писал(а):
Противоположностью стыда является гордость – ощущение собственной ценности
мне кажется все-таки, что признание, ощущение самоценности, достоинства....
№27 | 7 сентября 2014
Латыпов Илья Владимирович
Психолог - г. Хабаровск
Анна Сидельникова писал(а):
признание, ощущение самоценности, достоинства

Это все включается в гордость.
№28 | 7 сентября 2014
Удалено автором комментария
Удалено автором комментария
Зверев Денис Владимирович писал: Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью.

Совесть – это искусственная надстройка, её может не быть. Мы же говорим иногда: у него нет совести!
Полагаю, что стыд -- это воспитанное у вас (или нет) чувство, определяющее ваш предстоящий поступок (слова, дело), который вы вынуждены совершить и который совершаете на глазах у людей. Нормально стыд возникает только в этом случае. Если ваш поступок некому осудить, то стыд не должен возникнуть. Если же и наедине с собой вы начинаете переживать, то есть стыдиться самого себя (повторяю, при вынужденном поступке), то это уже патология. Просто осознайте это. Случай простой, к психологу идти не надо. Не создавайте себе провоцирующих моментов, иначе жизнь станет кошмарной.
И положению Латыпова: «При ощущении стыда вы становитесь ничтожеством» можно противопоставить антоним: «При ощущении стыда вы становитесь великим!» -- это когда у вас воспитано наплевательство к людям. Так что – всё относительно, Марья Димитревна, всё относительно, всё относительно…
№31 | 31 марта 2015
По мне, стыд возникает, когда у нас есть ощущение загрязнения себя, своей сути. И стыдимся мы не того, что кто-то видел или знает, а то что я сам поступил хуже, грязнее, злее. Стыд за другого - я вижу или узнал, как другой загрязняет себя. Ощущение никчемности можно убрать, но воспоминания о собственном загрязнении - очень сложно. Стыд может стать отличным толчком для роста личности. Это желание стать лучше для себя. Ваша статья дает повод подумать о стереотипах в понимании стыда, о перемешанных, пытающихся выдать себя за стыд чувствах. Благодарю!
№32 | 16 мая 2015
Светлана Метальникова
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Воронеж
Благодарю за статью! Интересно, наблюдательно, полезный опыт! Буду рекомендовать к прочтению со ссылкой на эту страницу.
№33 | 6 апреля 2016
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов ed844 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз