Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30426 специалистов из 984 городов
Скрыть

Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"

Эфир на Детском радио, тема "Меня обижают в школе"

25 января меня пригласили в гости на Детское радио в программу "Не игрушка". Каждую субботу в этой программе психолог отвечает на письма детей и говорит с ними в прямом эфире. Я была на радио первый раз и, конечно, волновалась, как все получится. Но обстановка в студии была очень доброжелательной и непринужденной, поэтому справится с волнением было легко. Если интересно, послушать эфир можно по ссылке:

http://www.deti.fm/archives/ni/

Тема передачи была серьезной: "Меня обижают в школе". Это название специально выбрали для детей, хотя на научном языке явление школьной травли, издевательств в школе носит название "Буллинг" (от анг. bully - хулиган, драчун). Это явление распространено во всем мире, причем не только в детских коллективах: в садиках, школах, детских домах, но и во взрослых офисах, компаниях и армии (в виде "дедовщины"). Характерный пример такой ситуации показан в фильме "Чучело". Хотя скорее всего, многие из вас и сами, если и не были непосредственными участниками издевательств (агрессором или жертвой), то точно были свидетелями таких ситуаций в школьные годы.

В школе буллинг проявляется в виде бойкотов, обывательств, избиения, порчи вещей, запугивания и других насильственных действий. Все они направлены на то, чтобы запугать жертву, унизить ее достоинство, часто публично, поиздеваться. Конечно, такое отношение выдерживать очень тяжело. Жертвы буллинга испытывают страх, унижение, обиду, боль и страдания. Часто ребенок получает психологическую травму, последствия которой сказываются и на дальнейших отношениях с разными коллективами.

В чем же причина школьной травли? Причин может быть несколько. Иногда инициатором травли, агрессором, становится бывшая жертва буллинга, которую когда-то очень обидели и унизили, поэтому решив больше такого не допустить, травмированный нападает первым, лишь бы снова не испытать ту же обиду и унижение. Другой причиной может быть неблагополучная или даже асоциальная семья (причем как агрессора, так и жертвы), где насилие - это норма, это часть повседневной реальности семьи. Также причиной агрессивного поведения могут быть и садистские наклонности личности, поэтому их важно выявить как можно раньше для успешной коррекции.

Что характерно для ситуации буллинга в школе? Во-первых, жертва часто оказывается беспомощной, изолированной и не надеется на помошь. Педагоги не всегда замечают такие ситуации, склонны игнорировать их или списывать на банальное баловство и хулиганство. К счатью, далеко не все. Родители, к которым обращается ребенок, тоже не всегда сразу реагируют на его жалобы, давая советы "не обращать внимания" или "дать сдачи". Те дети, которые становятся свидетелями унижений, часто из страха тоже подвергнуться обзывательствам или насилию не рискуют рассказать взрослым о проблеме. В результате, жертва теряет надежду на помощь, смиряется со своей ролью и этот "жертвенный сценарий" становится основным. Ребенок превращается в "козла отпущения", и без серьезной коррекционной и психологической работы ему сложно вырваться из этой роли. Конечно, так бывает не в 100% случаев, у многих детей хватает смелости "отбиться" и отстоять себя, но нужно понимать, что ресурсы ребенка ограничены.

Администрация и педагоги часто до последнего пытаются скрыть случаи насилия в школе, поскольку это может негативно отразиться на репутации школы. Конечно, эамалчивание тоже больше играет на руку агрессору. Для того, чтобы справиться с таким явлением, как школьная травля, необходима совместная работа администрации школы в виде разработки и проведения различных программ по профилактике насилия в школе, родителей и родительского комитета в виде поддержки администрации и участия в разборе как можно большего количества случаев школьной травли. Также родительская поддержка, понимание и защита необходимы ребенку, который подвергается издевательствам. Роль психолога состоит в том, чтобы проводить, как групповые, так и индивидуальные занятия со школьниками, которые так или иначе были вовлечены в проблему, уделяя особое внимание "агрессору" и "жертве" буллинга; также необходима разъяснительная работа с педагогами, администрацией и родителями.

Я очень надеюсь, что в российских школах будет уделяться больше внимания этому вопросу, и совместными усилиями мы сделаем школу безопасной и доброжелательной средой для наших детей.

 

С уважением, Климова А.Г.

 

 

Психолог, Системный семейный терапевт - г. Москва
Опубликовано: , 582 просмотра
К автору уже обратились 37 человек с сайта
Провела 29 онлайн консультаций на сайте
Подписаться85
Подписаться85
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Сафронов Александр Викторович
Психолог, Ваш терапевт Скайп-консультирование - г. Подольск
Климова Анна Георгиевна писал(а):
Если интересно, послушать эфир можно по ссылке:
Анна Георгиевна, по этой ссылке проще будет Вас послушать ( http://www.deti.fm/archives/ni/ ), Ваша не открылась, у меня во всяком случае.
№1 | 28 января 2014
Сафронов Александр Викторович
Психолог, Ваш терапевт Скайп-консультирование - г. Подольск
Климова Анна Георгиевна писал(а):
уделяя особое внимание "агрессору" и "жертве" буллинга
Особое внимание - это как? (программу не дослушал.)
№2 | 28 января 2014
Дети копируют поведение взрослых, как можно обойтись без насилия в школе, если вся страна построена не насилии.
№3 | 28 января 2014
Климова Анна Георгиевна
Психолог, Системный семейный терапевт - г. Москва
Сафронов Александр Викторович писал(а):
Особое внимание - это как? (программу не дослушал.)
Есть разные варианты работы - можно работать индивидуально, можно целую группу набрать из агрессоров или из тех, кто подвергался издевательствам. А работу каждый специалист ведет в своем направлении, если вы спрашиваете о конкретных методиках.
№4 | 28 января 2014
Климова Анна Георгиевна
Психолог, Системный семейный терапевт - г. Москва
Алекс писал(а):
Дети копируют поведение взрослых, как можно обойтись без насилия в школе, если вся страна построена не насилии.
Алекс, спасибо, что прочитали статью. Дети копируют поведение в первую очередь родителей. Конечно, есть семьи, в которых насилие - это норма, но их все-таки меньшинство.
№5 | 28 января 2014
Любимкин Роман Андреевич
Психолог - г. Комсомольск-на-Амуре
Очень важная тема. Спасибо за статью.
№6 | 28 января 2014
Сафронов Александр Викторович
Психолог, Ваш терапевт Скайп-консультирование - г. Подольск
Климова Анна Георгиевна писал(а):
работу каждый специалист ведет в своем направлении, если вы спрашиваете о конкретных методиках.
Климова Анна Георгиевна писал(а):
Есть разные варианты работы
Это я понимаю )
Я про то, что стоит ли этому уделять "особое внимание" и фиксировать внимание ребенка на этом?
№7 | 28 января 2014
Климова Анна Георгиевна
Психолог, Системный семейный терапевт - г. Москва
Сафронов Александр Викторович писал(а):
Я про то, что стоит ли этому уделять "особое внимание" и фиксировать внимание ребенка на этом?
Александр Викторович, я предлагаю не фиксировать, а с помощью психологической работы помочь ребенку, который подвергался травле справиться с чувствами обиды, гнева, отвержения и несправедливости, обрести уверенность в себе и развить у него коммуникативные навыки, которые помогут ему найти друзей и спокойно общаться в коллективе. Такая расшифровка "особого внимания вас устроит"?))
№8 | 28 января 2014
Сафронов Александр Викторович
Психолог, Ваш терапевт Скайп-консультирование - г. Подольск
Климова Анна Георгиевна писал(а):
не фиксировать, а с помощью психологической работы помочь ребенку, который подвергался травле справиться с чувствами обиды, гнева, отвержения и несправедливости, обрести уверенность в себе и развить у него коммуникативные навыки, которые помогут ему найти друзей и спокойно общаться в коллективе.
Спасибо, что расшифровали "особое внимание".
Если будет возможность, то расскажите о том, как Вы это делаете...Как
Климова Анна Георгиевна писал(а):
помочь ребенку, который подвергался травле
?

Спасибо.
№9 | 28 января 2014
Шпагина Елена Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Ярославль
Анна Георгиевна! Мне понравилось Ваше выступление. Дети так искренне делились, а Вы очень доступно, мягко и деликатно с ними беседовали, объясняли. И голос у Вас очень приятный! :)
№10 | 30 января 2014
Фания Закарьяевна Ахметзянова (Сиафетдинова)
Психолог, Специалист по психодиагностике - г. Казань
Чаще подвергаются всякого рода насилию дети, к которым агрессивно относятся в семье. Ребенок уже внешне становится "забитым" и всем своим видом как бы заявляет об этом, притягивая нездоровое внимание агрессоров. Такие дети страдая, в порыве отчаяния так и кричат или ворчат "Я дебил", "я чмо" и т.п., используя нецензурные слова. И здесь необходимо проводить не только психологическую, но и правовую работу, и лучше ее проводить комплексно: с родителями и другими членами семьи, с детским коллективом и индивидуально с агрессорами, учителями -предметниками, классным руководителем, директором школы, инспекторами ИДН, представителями отдела опеки. В моей практике был случай, когда мне пришлось несколько раз посетить школу, присутствовать на уроках и проводить наблюдения во время перемен. Поражают своими доводами классные руководители и директора школы, которые, дорожа репутацией школы, всеми способами пытаются доказать, что жертва сама виновата и лучше от нее(ученика) избавиться, определив ученика-страдальца в специальную школу. А классный руководитель однажды заявила, что родители (причем агрессоров) не только возмущены тем, что на уроках присутствует психолог, но и категорически против таких посещений.
№11 | 9 декабря 2015
Исаева Ангелина Николаевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо Вам за статью!

Мне еще кажется важным работать в сопровождении с родителями, так как может сложится ситуация, когда родитель не готов принять, что его ребенка обижают. Родители могут начать думать, что их дети какие-то не такие, раз их оскорбляют и унижают, и неосознанно транслировать это.
№12 | 5 ноября 2016
Климова Анна Георгиевна
Психолог, Системный семейный терапевт - г. Москва
Исаева Ангелина Николаевна, Рада, что статья вам понравилась! Родители часто просто не догадываются, насколько сильно ребенок может переживать и страдать от травли в школе, поскольку многие и сами в своем детстве сталкивались с травлей в школе и "ничего, пережили"(, усвоили сценарий "терпи, все равно никто не поможет"...
№13 | 5 ноября 2016
Исаева Ангелина Николаевна
Психолог - г. Санкт-Петербург
Да, согласна с Вами.
№14 | 6 ноября 2016
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов e43cc Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз