Многие предприниматели, что уже давно в большом бизнесе, учебники и маркетологи (и еще я), скажут вам, что самый ценный актив бизнеса – клиентская база. Это конечно хорошо, но что это, как собрать и что делать дальше – вопрос открытый. На него то и постараюсь ответить сегодня в трех простых правилах.
1. Клиентскую базу собирать НУЖНО
Да, это первое что, стоит запомнить. Вы должны знать как минимум имя и номер телефона своего клиента (и не важно какой у вас бизнес), дальше уже можно собирать и е-маил, и место работы и семейное положение и памятные даты и даже интересы и вкусы человека (Харви Маккей вообще дает 66 пунктов, что следует знать о клиенте, вплоть до того, где учатся дети и почему он уволился с предыдущей работы, но мы так далеко заходить не будем). Зачем? Очень просто, зная самого человека, продавать ему будет намного проще, ведь в предложении вы будете учитывать выгоды клиента. К примеру, сравните два предложения - Этот курс поможет вашему бизнесу и Этот курс идеально подходит под вашу потребность в конкретных навыках подбора персонала. Разница в том, что первое предложение можно дать каждому, ведь вы незнакомы с ними, а когда потребности человека вам известны, ваши предложения более персонализированы, а значит и более заманчивые. Поэтому, начинайте с того, что просите у людей их контакты, и по возможности выясняйте другие подробности и ведите это в отдельном документе, папке или файле.
2. Сегментируйте базу
Просто иметь список из 100500 контактов не пойдет, нужно заниматься сегментацией. Я предлагаю разбить вашу клиентскую базу на 3 уровня - Горячие клиенты - те, кто купил в пределах одного месяца, теплые клиенты - те, кто покупал от одного месяца до четырех и спящие клиенты - те, кто не покупает у вас уже больше 4 месяцев. Конечно, такой расклад не для всех подходит, но тем не менее вы уже можете подставить свои цифры при неизменном принципе – горячие, теплые, спящие. Так делать обязательно, ведь методы работы с каждой группой отдельные и давать одну и ту же информацию всем будет неправильно, ведь у каждого разный статус по отношению к вашей компании, кто-то купил неделю назад и ваш продукт ему сейчас просто неактуален, а кто-то уже 6 месяцев “спит” и забыл о вас, соответственно “касаться” их нужно по разному!
3. Имейте план работы с каждой группой
Подумайте, что требуется от каждой из трех групп для вас?
Думаю так, первая группа – не нуждается в продукте, но может привести вам нового клиента, или рассказать о вас своим друзьям. Вторая группа, люди которых нужно привлечь к себе каким то интересным стимулом, ведь пришла пора делать новую покупку. Третья группа – нуждается в том, чтобы их разбудили, потому-что они уже почти забыли о вас.
Как же выстроить работу с каждой из этих групп?
Первая группа (горячие) - пишите/звоните им после покупки и шлите ПОЛЕЗНЫЕ смс раз в неделю на протяжении месяца, давайте советы по уходу за товаром, таким образом, вы будете в памяти человека дольше и заработаете репутацию “общительного и полезного” бренда, а значит интересного, а значит, можно рассказать своим друзьям. Главное, не продавайте в СМСках, толку то все равно никакого только раздражение вызовете!
Вторая группа (теплые) - Звоните когда пришла пора делать новую покупку (или пишите СМС, все от рынка зависит конечно), и сначала приглашайте человека купить что-то интересное. Говорите о том, что вы сейчас рассылаете инсайдерскую информацию “только для клиентов!”. Если человек не отреагирует, через 1-2 недели, пишите опять, но уже давайте специальное предложение (подарок или участие в розыгрыше/конкурсе, только не скидка!).
Третья группа (спящие) - сразу узнавайте почему человек давно к вам не заходит, будьте дружелюбны и интересны, ваша цель, вернуть человека, поэтому выгодно и скидку дать и подарок и особое дружелюбие проявить.
Помните, главное, иметь четкий план работы с каждой из этих групп, тогда, конверсия возвращений к вам будет намного выше чем у конкурентов, а значит, вы уже значительно сэкономите на рекламе, ведь привлечь одного нового клиента, в 5-6 раз дороже, чем вернуть старого!
Больше полезных статей - здесь!
а какой софт порекомендуете?
Иногда, достаточно одного только Exel, но если клиентов до 100, то хороший инструмент Microsoft Outlouk, там достаточно детальные карточки можно заводить.
CRM достаточно сложны, они хороши когда есть алгоритмы сегментации клиентов, подходит больше под розницу, там где клиентов много и т.д.
Но думаю, для Вас будет Microsoft Outlouk полезен, с его карточками/досье. :)