Гипноз в истории человечества и исследования электрической активности мозга
Феномен гипноза был известен уже в глубокой древности. Первобытные шаманы использовали гипноз и самогипноз для введения себя и своих членов племени в трансовое состояние боевого экстаза для успешной охоты. А первые письменные свидетельства применения этого метода дошли до наших дней в виде «палочковых шрифтов», оставленных жрецами храмов культуры на берегах Тигрита и Ефрата. Упоминания о применении гипноза неоднократно встречаются в древне - индийских манускриптах на санскрите («Йога Сутра», Патанджали, начало н. э.), а также в древнегреческих и древнеримских писаниях. (Воngartz W & B. 1997; Kossak. H,C. 1997).
В древнем Египте применяли «пассы» в качестве гипнотических средств. В одном древнем папирусе, который египтологи рассматривают как копию с еще более раннего, утерянного текста, есть такая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до 7 раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать». Слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «видеть богов» и «разговаривать» с ними, не оставляют у современных специалистов никакого сомнения в том, что мальчик был под гипнозом, причем введен в него был тем самым методом, которые современные гипнологи называют "индукцией Элмана".
В Древней Греции врачевание было тесно связано с религиозными представлениями и производилось жрецами древнегреческого бога здоровья Асклепия, в храмах которого существовало специальное круглое помещение (аббатон), где жрецы погружали больных в лечебный гипнотический сон.
Начало научного исследования гипноза связывают с именем английского врача Дж.Брейда, а начиная со второй половины XIX в. феномен гипноза вошел в орбиту пристального исследовательского интереса многих известных ученых и целых научных школ ("Нансийская школа гипноза" - И.Бернгейм, Дюмон, Бони; "Сальпетриерская школа гипноза" - Ж.Шарко, П.Жане, А. Бине; "русская школа гипноза" - В.Я.Данилевский, А.А.Токарский, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов и др.)
В 1929 году немецкий психиатр Ганс Бергер обнаружил, что, когда глаза человека закрыты, его мозг меняет свою активность и генерирует ритмичные волны со скоростью 8 - 12 циклов в секунду. Он назвал эти волны альфа-волнами. Впоследствии были открыты и другие виды мозговых излучений, получившие названия тета-волн, бета-волн и дельта-волн.
Учеными было установлено, что эти волны соответствуют разным функциональным состояниям сознания:
Бета-волны. Бета-волны связаны с высшими когнитивными процессами и фокусированием внимания человека, находящегося в своем обычном состоянии бодрствования. Бета-волны - это область сознательного разума, когда мы с открытыми глазами и в бодрствующем состоянии наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо текущих проблем, когда мы рассуждаем и совершаем большую часть своих поступков.
В головном мозге человека бета-ритм регистрируется в области передних и центральных извилин, а также распространяется на задние центральные и лобные извилины.
Частотный диапазон бета-волн принято отмечать от 14 до 40 циклов в секунду и больше. Нормальным ритмом бодрствования принято считать около 20 циклов в секунду. Повышение бета-ритма выше обычно считается показателем острой реакции человека на стрессовое воздействие, а при частоте около 60 циклов в секунду человек впадает в состояние истерики.
Альфа-волны. Альфа-волны возникают тогда, когда мы закрываем глаза и начинаем расслабляться, т.е. они связаны с состоянием расслабления, покоя, мечтаний, грез. Это то состояние, которое считается подсознательным состоянием. Человек также находится в этом состоянии во время сна, а также - под гипнозом. Медитация тоже в основном относится к области альфа-волн, хотя иногда происходит углубление до уровня тета-волн.
Альфа-ритм регистрируется преимущественно в затылочной и теменной областях (зрительных отделах мозга). Частотный диапазон альфа-волн находится в пределах от 7 до 14 циклов в секунду.
Альфа-волны регистрируются у 85-95 % здоровых взрослых людей. Когда человек открывает глаза или думает над задачей, которая требует определённых зрительных представлений, и функциональная активность мозга повышается, амплитуда альфа-ритма уменьшается вплоть до полного исчезновения (так называемая депрессия альфа-ритма). Депрессия альфа-ритма также может быть признаком беспокойства, гнева, страха, тревоги, вызывающих депрессию; нарушений, связанных в той или иной мере с изменениями в деятельности активирующих систем мозга и, как следствие, с повышенным уровнем активации вегетативной и центральной нервной системы.
Диапазон альфа-волн является основным для процедур гипноза.
Тета-волны. Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в головном мозге становятся более медленными и ритмичными. Это состояние называется ещё «сумеречным», поскольку в нём человек находится между сном и бодрствованием.
Тета-волны частично относятся к подсознанию; некоторые ученые выдвигают предположения, что хранение всего эмоционального опыта связано с областью тета-волн. Тета-волны также связаны с возникновением так называемых измененных состояний сознания (ИСС), или, по-другому, транса. Часто состояние транса сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями. Большинство людей засыпают, как только в головном мозге появляется заметное количество тета-волн.
Тета-ритм связан с поисковым поведением, усиливается при эмоциональном напряжении, часто наблюдается при психотических нарушениях, состояниях спутанности сознания, сотрясениях мозга.
Диапазон мозговой активности от 4 до 7 циклов в секунду. Различают также тета-волны низкого диапазона (4-6 герц), которые ассоциируются с мечтательностью или переходом в сон, и тета-волны высокого диапазона (5-7 герц), которые в области фронтальной коры ассоциируются с потерей контроля за исполнением.
Тета-ритм в целом отражает массивное кортикальное торможение. Высокий уровень тета-ритма может показывать состояние сонливости и утомления, что может быть проявлением астенического синдрома, хронического стресса.
Поскольку тета-волны частично относятся к подсознанию, их диапазон также используется для гипнотических внушений.
Дельта-волны. Диапазон мозговой активности от 0 до 4 циклов в секунду. Это область бессознательного, о которой в действительности пока мало что известно. Считается, что дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна, и низким уровнем активации. При многих неврологических и других нарушениях дельта-волны заметно усилены. Избыток усиленных дельта-волн практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных функций. Возникает при естественном и наркотическом сне, а наблюдается так же, как при регистрации от участков коры, граничных с областью, поражённой опухолью.
В гипнозе переход на дельта-ритм происходит при глубокой стадии погружения в гипноз (сомнамбулическая стадия).

Это четыре главных паттерна мозговых волн. Впоследствии были выделены еще некоторые виды мозговой активности, которые, при частоте, соответствующей частотам четырех основных волн, отличаются при этом своей строгой локализацией в конкретных областях мозга: гамма-ритмы (регистрируется в прецентральной, фронтальной, височной и теменной зонах коры головного мозга), каппа-ритмы (в височной области головного мозга), мю-ритмы (локализация в области Роландовой борозды), тау-ритмы и лямбда-ритмы (в области височной коры), сонные веретена (регистрируются по всей коре головного мозга, однако наиболее выражены в центральных отведениях).
Альфа-волны и тета-волны в гипнозе и в состоянии медитации
После открытия, сделанного Гансом Бергером, постепенно стало возможным исследование феномена гипноза с использованием точной медицинской аппаратуры, постепенно раскрывая механизм его воздействия на мозг.
Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты всех диапазонов, причем, чем эффективней работа мозга, тем большая синхронность (когерентность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга. Но все же в целом в состоянии бодрствования преобладает бета-ритм.
В состоянии же гипноза происходит переход активности мозга на альфа-, тета- или дельта-ритмы функционирования, в зависимости от глубины погружения в гипнотическое состояние.

Кроме того, использование современной аппаратуры (ЭЭГ, ФМРТ) позволило ученым доказать, что состояние погружения в гипноз имеет очень много схожего с погружением в состояние медитации.
Как при гипнозе, так и при медитации области, где тета-ритм доминирует (фронтальная кора и передняя поясная извилина), имеют больше прилива крови, что означает, что они усиленно работают. Было обнаружено, что поясная извилина активируется как при гипнотических галлюцинациях, так и при гипнозе для уменьшения боли (Crawford et al., 1993).
Интересное сравнительное исследование механизмов гипноза и медитации было проведено Холройдом (Holroyd, 2003). Буддистская практика медитации включает концентрацию и осознание своего состояния (mindfulness). Концентрация фокусирует внимание на чем-то и сдвигает его, при этом позволяя забыть о других проблемах и мыслях. Практика осознания подразумевает умение наблюдать за мельчайшими изменениями внутри себя во время медитации, то есть за сменой мыслей, эмоций, ощущений, пропуская их через призму спокойного созерцания и осведомленности. Концентрация при медитации ведет к изменению состояния, аналогичному при вызове гипнотического состояния через сфокусированное внимание на каком-либо объекте. Эти состояния в медитации называются погружением. На первом уровне погружения при медитации внимание фокусируется на предмете или мысли, появляется состояние счастья, легкости, благополучия, восторга, блаженства. На втором уровне погружения при медитации состояние блаженства усиливается и переходит в экстаз, счастье чувствуется сильнее, как и восторг и энергия, но самое главное для этого уровня – это то, что бег мыслей начинает замедляться и начинает появляться ощущение мыслительного спокойствия и единство с ментальнодуховным. На третьем уровне погружения при медитации постепенно исчезают эмоции, восторг, блаженство, и появляется ощущение созерцательности, ничего не мешает наблюдать и быть осведомленным о своем внутреннем мире, ощущается спокойствие и легкость тела, единство с ментально-духовным. На четвертом уровне появляется созерцательная осведомленность о том, что происходит с самим собой. Наступает глубокое спокойствие и уже не ощущается ни счастье, ни благополучие, ни боль.
Гипноз также имеет разную глубину (по классификациям Фореля, Бехтерева и Каткова - 3 стадии; по классификации Дейвиса и Хьюсбэнда - 30 стадий). Как в медитации среднего погружения, так и при гипнозе средней глубины наблюдаются эмоциональные ощущения и изменения эмоций, поэтому этот уровень используется для коррекции эмоционально-психического состояния.
Используя электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и функциональную магнитно-резонансную томографию (ФМРТ), Холройд сравнил буддистскую медитацию с гипнозом и доказал, что нейробиология глубокого гипноза и глубокой медитации очень похожа по особенности протекания кортикального торможения, подтверждаемого очень медленными тета-волнами (что объясняет характерное для этих состояний отсутствие мыслей, эмоций, ощущения тела и чувств).
Как показала ЭЭГ, в гипнозе сила тета-волн часто усиливается, когда люди переходят в гипнотическое состояние (Crawford, Gruzelier, 1992). Поэтому возможно, что высокий диапазон тета-волн более характерен для людей с высокой гипнабельностью . Тета-волны усиливаются в различных областях коры, но особенно во фронтальной коре, которая начинает терять свои выборные и контролирующие функции.
ЭЭГ также показала, что при глубокой медитации тета-волны выдвигаются на передний план в области фронтальной коры и передней поясной извилины. Данные измерения при медитации с концентрацией на объекте не усложняются дополнительной активностью мозга, вызванной внушением при гипнозе. Индийские йоги и буддисты показывают большое увеличение тета-волн при контроле боли в трансе. Увеличивается связь в мозге и уменьшается сложность нейронной активации (уменьшается число активированных нейронных ансамблей). Возможно, такое уменьшение сложности происходит из-за того, что отключаются некоторые нейронные связи и сокращается информация при входе и таким образом поддерживается фокус на внутреннем внимании (Holroyd, 2003). По данным экспериментов, тета-ритм сопровождается блаженным эмоциональным состоянием, потерей чувства контроля и желания действовать. Йога-нидра включает зрительное воображение, и тета-ритм сопровождается усилением сенсорного воображения (Kjaer et al., 2002). При практике дзен, сопровождаемой специальным дыханием и релаксацией с концентрацией, наблюдалось также уменьшение активности симпатической нервной системы с усилением тета-ритма (Kubota et al., 2001).
При медитации у тибетских буддистских монахов наблюдалась активация поясной извилины, орбитальнофронтальной коры, дорсолатеральной префронтальной коры и таламуса (Newberg et al., 2001). У тех, которые практиковали трансцендентальную медитацию, было замечено, что активируется фронтальная и затылочная области (Jevning et al., 1996). А у тех, которые практиковали йогу-нидру, усиливался прилив крови к областям, связанным с воображением, и уменьшался в области поясной извилины (Lou et al., 1999). Активация областей коры при медитации также зависит от типа медитирующей активности, как и в гипнозе - от типа внушений.
Например, кундалини-йог (kundalini) имел больше альфа-ритма при медитации, но показал усиление тета-ритма сразу после медитации (Arambula et al., 2001). Такое же парадоксальное увеличение тета-ритма было обнаружено после гипноза (Williams, 2001). Один тибетский лама, фокусируясь на различных объектах медитации, активировал соответственно различные области коры: правую заднюю область для визуализации, левую центральную кору для вербализации и правую фронтальновисочную кору во время медитации по растворению и реконструкции себя. Когда три тибетских монаха поднимали или понижали метаболизм, усиливался бета-ритм (быстрые волны), наблюдалась асимметрия активности бета-ритма и альфа-ритма между полушариями (Holroyd, 2003).
Исследование записей ЭЭГ, сделанных во время медитации мастера йоги в ашраме «Вивекананды» (А. Каплан, 2004) позволили установить, что во время наступления кульминационной фазы медитации, альфа - ритм замещался тетта - ритмом с частотой около 5 Гц (свойственной функции гиппокампа). На основании анализа полученных данных А. Каплан пришёл к выводу, что в момент максимального спокойствия и внутреннего сосредоточения, для человека открывается возможность доступа к глубинным слоям долговременной эволюционной памяти (одинаковой у человека и животных), т. е. к подсознанию, где, по мнению автора исследований, скрываются резервы человеческой психики.
Взгляд современной нейробиологии на процессы изменения работы мозга, происходящие в состоянии гипноза
Несмотря на приведенные выше данные экспериментальных исследований, и несмотря на изобретение и внедрение в исследовательскую деятельность специализированной электрофизиологической аппаратуры и средств вычислительной техники, позволяющих проводить как высокоточные исследования нейро- и психофизиологических механизмов гипноза и сходных с ним состояний, современная наука пока еще не может до конца и с полной определенностью установить, с какими структурами или системами мозга связано состояние гипноза.
Тем не менее, ряд выводов о роли, которую оказывает гипноз на отдельные структуры и процессы, происходящие в мозге, уже сделан. Так, были получены данные о связи гипноза с активирующей ретикулярной формацией среднего мозга, которая приводит к изменению корково-подкорковых функциональных взаимоотношений. Эти изменения, как считается, определяются преимущественным влиянием гипноза на структуры гипоталамуса, ретикулярной формации среднего мозга и лимбической системы.
Имеется точка зрения, что установка на воображение при гипнозе опосредуется гиппокампальным кругом, связанным с неспецифической таламической системой. В то же время предполагается, что гипноз вызывает электрическую блокаду синаптических связей между ретикулярной формацией мозгового ствола и специфическими таламическими сенсорными, «парасенсорными» координирующими нейронными каналами. Вовлечение таламуса в механизмы гипноза было подтверждено при исследовании больного с электродами, вживленными в структуры зрительного бугра, когда электрическая стимуляция достаточной силы прерывала гипнотический транс; тeм не менее, не исключается возможность, что данный эффект опосредуется через активирующие ретикулярные системы среднего мозга.
В ряде исследований было доказано участие гиппокампа в механизмах гипноза: так, в одном из исследований, у больной, находящейся в гипнозе и под местной анестезией, при нейрохирургической операции наступало внезапное пробуждение, когда нейрохирург касался инструментом гиппокампальных структур. Больная затем вновь быстро погружалась в гипноз, и вновь при повторном прикосновении к той же области гипнотическое состояние резко прерывалось.
В исследовании, где исследовался больной с устойчивой височной эпилепсией и с электродами, хронически вживленными в лимбические структуры, при стимуляции электрическим током в состоянии гипноза правой и левой амигдалы наблюдалась реакция пробуждения от гипноза. Электрическая стимуляция височного неокортекса и Аммонова рога не оказывала влияния на гипноз. На этом основании предполагается, что гипнотическое поведение, по меньшей мере частично, обусловлено динамическим балансом антагонистических влияний дискретных лимбических структур – амигдалы и гиппокампа. Приведенные данные побуждают сделать вывод о несомненном участии гиппокампа и зрительного бугра в некотором гипотетическом механизме, который является морфофизиологической предпосылкой для возникновения (или прерывания) гипноза (Э.С.Ополинский, М.Н.Ромм, Г.Ф.Моисеев, А.Г.Московкина).






Огромный интерес представляют исследования в области гипнотической возрастной регрессии. W. Dimpfel и В.Л. Райков (1991) во время внушения глубокогипнабельным испытуемым состояния новорожденности наблюдали появление медленноволновой активности тетта-дельта высокой амплитуды (до 150 мкВ), в центральной и париентальной областях, ответственных за обеспечение функциональной активности мозга в самом раннем периоде мозговой деятельности. По заключению специалиста ЭЭГ детского периода Н.С. Мирзоянца, полученная кривая в медленно волновом компоненте напоминает ЭЭГ примерно шестимесячного ребёнка.
Изменения характера ЭЭГ при гипнотическом внушении возрастной регрессии установил также H. J. Kupfer (1961). В его исследованиях пациенту был внушён период, предшествующий заболеванию (эпилепсией), - ЭЭГ при этом оказалась нормальной (без патологических изменений эпилептического характера).
Практическое применение исследовательских данных об альфа- и тета-ритмах в терапевтическом гипнозе
В практической области применения гипноза эти и др. ставшие известными науке сравнительные данные позволили выдвинуть следующие предположения:
- Для гипноза с целью прекращения курения, борьбы с лишним весом, лечения фобий, улучшения спортивных результатов, нужен альфа-ритм, который ассоциируется с закрытыми глазами, релаксацией или дневной мечтательностью.
- Для решения эмоциональных проблем также достаточен гипноз средней глубины (в том числе так называемый эриксоновский гипноз).
- Для гипноза с целью терапевтического лечения нужен тета-ритм (характерный для состояния медитации).
- А вот для гипноанальгезии (обезболивания) нужны уже глубокий гипноз с тета- и дельта-ритмами.
Хаммонд (Hammond) указывает, что есть свидетельство, что высокая гипнабельность наблюдается у тех индивидуумов, которые имеют большую активность тета-ритма как при гипнозе, так и вне гипноза (Hammond, 2005). При гипнозе он усиливается. У детей пик гипнабельности наблюдается в возрасте 8-12 лет, и доминирующий фон - это тета-ритм. Затем к 13-14 годам он начинает спадать и происходит смещение в частоту альфа-ритма, как и у взрослых, и достигает постепенно уровня взрослых.
Более подверженные гипнозу люди показывают повышение альфа-ритма во время гипноза в задней части коры, который потом уменьшается, причем низкий тета-ритм продолжает увеличиваться и после гипноза. А менее гипнабельные показывают усиление тета-ритма при гипнозе. Они также показывают уменьшение альфа-ритма в задней части коры при гипнозе и его увеличение после гипноза.
Хаммонд делает предположение, что тета-ритм может представлять индекс релаксации, а альфа-ритм - индекс гипноза и подверженности гипнозу. Было замечено, что достаточно 6 сессий с тренировкой 8-13 герц и гипнабельность усиливается от 3,16 до 7,42 (с 4 до 5,14 в контрольной группе, в которой не было тренировки через обратную связь, но которой говорили, что их тренируют).
Ниже среднего уровня гипнабельности – это люди, страдающие от болезни навязчивых идей. Они обычно сфокусированы на внешних событиях, показывая более высокий уровень бета-волн, и им тяжело отойти от внешней фокусировки на внутреннее погружение (Hammond, 2005).
С помощью ПЭТ-сканирования мозга было обнаружено, что у человека при гипнозе изменяется восприятие цвета (Kosslyn et al., 2000), что нельзя сделать, когда человек находится в нормальном состоянии. Загипнотизированным говорили, что они видят определенные цвета и затем независимо, что им показывал гипнотизер (что-то цветное или нецветное) нейроны зрительной области, отвечающей за восприятия цвета, выстреливали.
При гипнозе также усиливается активность передней части поясной извилины обычно занятой в разрешении конфликта (больше у тех, которые сильнее подвержены гипнотическому воздействию). Очевидно, она пытается реагировать на гипноз и гипнотическое воздействие и свою подверженность ему. Также левая сторона префронтальной коры показывает более сильную активность, которая занята в когнитивной функции (особенно у сильно подверженных гипнозу). Это все определялось по сравнению с базовым уровнем нормального состояния без гипноза (Egner et al., 2005).
Гипноз ослабляет у человека возможность чувствовать стыд и смущение. Скептики считают, что человек сам себе внушает. Однако сканирование показывает разный паттерн при воображении чего-то и при реальном видении того же самого (хотя есть около двух третей одинаковых активированных областей мозга). А под гипнозом получается третий вариант: человек не видит и не воображает, но его мозг реагирует согласно воле гипнотизера, то есть нейроны ведут себя по-настоящему как в реальной ситуации, не как при своем собственном воображении, но реальной ситуации при этом нет, есть только желание такой ситуации гипнотизером.
Грузельер и коллеги (Gruzelier, Egner, 2004; Leach, Gruzelier, 2008), исследуя корреляции творчества с нейробиоритмами, обнаружили, что нужная пропорции тета- и альфа-волн усиливает психологическую интеграцию, уменьшает депрессию, а также лечит посттравматический стресс и алкоголизм (Gruzelier, 2009).
Многие гипнотерапевты-практики сегодня также считают, что астма, гипертония, язва, ожирение и другие так называемые психосоматические болезни, вызываемые неполадками в нервной системе и аутоимунными нарушениями, наиболее эффективно лечатся именно гипнозом. Так, бывают случаи, что если в глубокой стадии гипноза пациенту внушить, что сахар в его крови нормальный, глюкотест покажет норму. По выходе из гипноза сахар долгое время будет нормальным, а курс гипнотерапии поможет либо вообще отказаться от медикаментозного понижения сахара, либо снизить дозировку в разы.
В статье использовалась следующая литература:
Гаусс К.Р., Роль электроэнцелографии в исследовании гипноза животных: http://vetacademy.ru/obuchenie/stati/rol-elektroentsefalografii-v-issledovanii-gipnoza-zhivotnykh/
Ополинский Э.С., Ромм М.Н., Моисеев Г.Ф., Московкина А.Г., Нейро- и психофизиологические аспекты гипноза (краткий обзор текущей литературы) // Московский психотерапевтический журнал. - 1998. - №1. - С.106 - 124.
Руженков В.А. Основы клинической гипнотерапии: Учебник / В. А. Руженков. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С.7-8.
Сланевская Н.М., Мозг, мышление и общество. Ч. I. - Издательство: ООО Центр Междисциплинарной Нейронауки, Санкт-Петербург, 2012. - 321 с.
Суарез Бруно., Что такое гипноз? : https://rushypnosis.ru/%D0%B1%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B7-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B7/
Шеповальников А.Н., Гипнотический сон. Теория и практика. - http://eplab.valeo.sfedu.ru/video/kafedra/tempus201205/%D0%A8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_3.pdf