Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?

В наше время система образования требует определенного уровня знания от детей, причем этот уровень становится выше почти с каждым годом. Для того, чтобы ребенку «поступить» в школу, которая дает высокий уровень знания и занимает первые места рейтинга по бальной системе ЕГЭ, одного детского сада (всему, чему там обучают) мало. Нужны еще дополнительные кружки и занятия с мамой, которое отбирает все свободное время мамы и ребенка. И чем раньше начнем заниматься, тем лучше, тем «больше времени для подготовки к поступлению в хорошую школу». Научить ребенка читать в 3-4 года – тоже входит в эти занятия.

Процесс раннего обучения чтению для ребенка младшего дошкольного возраста (3-4 года) является достаточно сложным и я не думаю, что он остро ему необходим. Почему?

Во-первых, чтение – это прежде всего волевой процесс, требующий много усилий для концентрации внимания на том, что написано в книжке, и усидчивости в течение долгого периода времени. Подчеркну, что условия обучения чтению в корне противоречат закону природы развития дошкольника. У детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) повышена потребность в двигательной активности, с помощью которой они изучают предметный мир и отношения между людьми. Блокировать движение и взаимодействие в социуме означает лишить ребенка практической деятельности, где формируются его экспериментальность, инициативность, развитие в рамках социальных отношений.

Во-вторых, необходимо желание ребенка научиться читать. Если говорить о старшем и подготовительном дошкольном возрасте (5-7 лет), то здесь, движущей силой является желание ребенка стать взрослым и стремление получить интересующую информацию, которой можно поделиться в группе. Ребенок, владеющий широким кругозором, пользуется особой популярностью среди сверстников. У детей 3-4 лет еще нет ориентации на сверстников, а желание быть взрослым удовлетворяется гораздо более доступными и простыми способами, например, умение самостоятельно надеть ботинки или вытереть пыль тряпкой.

В-третьих, раннее обучение чтению (в том числе, большая интеллектуальная нагрузка) ведет к перенапряжению структур головного мозга. Искусственная стимуляция мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а впоследствии – к деформации личности ребенка.


Развивать интеллектуальные способности ребенка нужно, я бы даже сказала необходимо, но в игровой форме или с помощью творчества. Например, игра «Угадай, какая игрушка спряталась». Перед ребенком расположены 3 игрушки. Он на них смотрит и запоминает. Далее просим ребенка закрыть глаза (не подглядывать) и прячем за свою спину одну игрушку. Просим ребенка открыть глаза и назвать игрушку, которая спряталась. В дальнейшем, количество игрушек в начале игры увеличивать до 10 штук. Эта игра хорошо развивает память и внимание. И еще, она очень нравится детям любого дошкольного возраста.

Опубликовано на сайте: 27 апреля 2020,  690 просмотров
Поделиться2В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться8
Комментарии
Согласна, обучать ребёнка знаковой системе (буквы, цифры) в 3-4 года рановато.
Психолог - г. Кисловодск
№1 | 27 апреля 2020 | Ответить
К сожалению, огромное количество родителей сейчас увлечено идеей раннего развития, в погоне за мнимым успехом в будущем. Интересно было бы порассуждать на тему родительской тревожности и ее связи с ранним развитием детей.
Психолог - г. Воронеж
№2 | 27 апреля 2020 | Ответить
Валентина, спасибо за грамотную статью! К сожалению, приходится часто сталкиваться с амбициозными родителями, которые учат читать детей с 3-х лет. А потом обращаются с эмоциональными проблемами. А когда ж эмоциональной сфере развиваться, если мозг занят обучением!
Психолог, КПТ ДПДГ - г. Королёв
№3 | 27 апреля 2020 | Ответить
Валентина Колгушкина писал(а):
Научить ребенка читать в 3-4 года – тоже входит в эти занятия.
Для чего учить читать в 3-4 года? Может, здесь больше речь идет об амбициях взрослых?!
Психолог, Телесный терапевт - г. Москва
№4 | 21 февраля 2022 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Когда маме нужно срочно уехать..
Когда моему старшему ребенку было ближе к 2-м годам, мне нужно было срочно уехать в другой город, приблизительно на неделю. Поездка не терпела отлагательств, поэтому детей я оставила с мужем. Каждый день ...
Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
Какие бывают вредные привычки у детей дошкольного возраста? Это сосание пальца, онанизм, накручивание волос на палец, грызение ногтей/карандаша, кусание/облизывание губ и т.д. Это регулярное, не контролируемое ...
Консультация для родителей "Скоро в школу"
Выпускной в детском саду - первый раз в первый класс. Эти моменты волнительны и тревожны не только для родителей, но и для детей. Я бы сказала уровень тревожности у детей выше, чем у родителей. Мы с вами ...
Любимая игрушка
Есть ли у Вашего ребенка любимая игрушка? Та игрушка, с которой он спит, ходит гулять, играет или берет с собой, когда идет в детский сад? У моих детей есть любимые игрушки, но относятся они к ним по - ...
Режим дня ребенка раннего возраста.
Что такое режим дня? Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток.Несмотря на то, что педиатры, педагоги, психологи всеми руками и ногами "за" режим, многие ...
Рекомендуем почитать
Стресс у ребенка.
"Мой ребёнок стал агрессивным, дерется в детском саду, стал плохо засыпать вечером" - это можно часто услышать от мамочек. Причина в изменившемся психологическом состоянии ребёнка. Даже новорождённые ...
Юлия Таланцева
8 шагов послушания
Как научить детей слушатьсяили8 шагов к воспитанию послушного ребенка. Наши дети привыкли нас не слушаться. И для того что бы было наоборот, необходимо выработать у них другую привычку – привычку ...
Ксения Камышова
Дракон и бабочка
Дракон и бабочка. По экрану скользили тени. Они говорили о том, возможно ли быть идеальным или никто не идеален? Спорили друг с другом. Детскими голосами. Мы немного задержали отбой. Дети полвечера занимались ...
Кузьминых Антон
Главный фактор развития ребенка
Сейчас очень популярно раннее развитие и многие специалисты обеспокоены этой ситуацией, и неспроста. Для освоения любого навыка у ребенка есть свой сензитивный (*чувствительный, подходящий) период и что ...
Байбакова Елена
Давай потушим пожар.
Когда Мишке было полтора года, то у них в квартире, где он был вдвоем с бабушкой, случился пожар. Его удалось потушить, но с этого дня мальчик изменился. Стал панически бояться огня и выглядел "замороженным". ...
Танкова Оксана
95187
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз