На индивидуальных консультациях клиенты часто задают вопросы:
"Как Вы стали психологом? Как Вы пришли в эту профессию? Как Вы все это можете слушать? Как Вы можете пропускать столько боли через себя?"

Знакомо ли вам это?
Задавали ли вы себе или своему психологу/психотерапевту подобные вопросы?
В моем случае:
Будучи студенткой я тоже думала, что "столько боли через себя" пропустить невозможно. Практика же показала обратное: и можно, и нужно пропускать эту боль, но легко, так, чтобы в моменте быть с клиентом эмпатичным и устойчивым к травме одновременно. К счастью этому научилась!
Как же я стала психологом?
На ум всегда приходила ситуация с родной тетей, когда та сильно заболела после утраты и врачи не знали, что делать, а там была обычная психосоматика и человеку нужен был хороший психолог.
Сегодня же я понимаю, что на самом деле все значительно глубже, в детских травмах.
Давайте поговорим о детских травмах с помощью самораскрытия. Я начну делиться и если вам захочется, то тоже присоединяйтесь. Ведь самораскрытие психолога - может быть хорошим ресурсом для коллег, и клиентов тогда, когда оно уместно.
Сегодня мне захотелось поделиться с вами собственным опытом, тем, что я когда-то пережила. Возможно это поможет кому-то , что-то лучше понять про себя, про свою работу, про своих клиентов, про свои (или другого) детские травмы.
Я поделюсь с вами своей травматической ситуацией, которая длительное время (самая травмирующая часть) была вытеснена психикой и раскрыта полностью всего лишь 2-3 года назад на личной терапии у талантливого психолога, который умеет чувствовать клиента, при этом остается устойчивым, поддерживающим, сильным в моменте аффекта.
Случай из собственной жизни:
Мне 1 год и 7 месяцев, попадаю в больницу с подозрением на дизентерию. Помню, как из теплых маминых рук меня забирают женские руки в белом халате и относят в палату, где стоит большой белый манеж для "прогулки" малышей, белая тумбочка на которой лежит красное яблоко, кровати, застланные белыми простынями.
Первое, что я заметила - это большое красное яблоко на тумбочке, потом манеж и все остальное. Возможно меня отвлекали, чтобы мама ушла, но мама осталась стоять за стеклянной стеной и когда меня поставили в манеж мама стояла там и что-то пыталась мне объяснить: "Не переживай, я за тобой приду. Нужно немного подождать". Она махала мне рукой, что-то говорила, я отвечала ей в ответ кивком головы, мама снова махала мне рукой и потом ушла...
Я не совсем понимала, что происходит, болел живот, но когда все это произошло мне кажется я уже не чувствовала эту боль... я просто не понимала, что происходит. Я просто начала ждать маму.
Первая ночь (то, что было вытеснено психикой):
Помню вечер, я стою в манеже и все смотру на то место, где стояла мама, но ее там не было, она не приходила... а я стояла и смотрела, не помню плакала или нет, просто ждала маму. Подошла нянечка и сказала, что нужно спать, но я не ложилась. Она взяла меня на руки и пробовала укачать, но не получалось, я не закрывала глаза... Через какое-то время в палату зашла другая нянька и сказала:
" Что ты с ней мучаешься? Уложи ее в кровать и привяжи, она и заснет".
Первая нянечка сначала не соглашалась, пыталась меня уговорить, но потом поддалась советам другой. Мне привязали руки, я стала капризничать, сопротивлялась, пиналась ногами, пыталась встать. Тут я заметила, что на другой кровати сидит женщина с малышом, она кормила ребенка грудью (поэтому и была с ребенком).
Женщина сказала: "Хватит издеваться над ребенком".
Но, злые тетки привязали мне и ноги. Я боролась, но через какое-то время выбилась из сил и заснула.
Первое утро:
Пришла нянечка и сказала: "Пора вставать", и стала развязывать мне руки и ноги, дескать уже можно. Я не понимала, что происходит, "неужели можно???", руки и ноги были ватными. Я почувствовала, что, что-то изменилось в моей жизни, что-то изменилось во мне, я проснулась другим человеком... Я встала и пробовала ходить по манежке, меня качало, сил не было, радости не было...
Другие дни:
Иногда в стеклянном проеме я видела знакомые лица: маму, бабушку, тетю... Мне они уже казались на одно лицо. Они приходили и уходили, а я оставалась.
Наверное меня больше не привязывали, но когда приходила злая нянька я всегда старалась тихо лежать, вдавливалась в кроватку. Но, нянька подходила ко мне и специально щипала за ноги так, чтобы я заплакала... Плакала я или нет не помню. Но тело мое это запомнило.
День выписки:
За мной пришли родители, но я опять не понимала, что происходит. Особой радости не было в том моменте, чувствовала какую-то горечь, предательство. Я не понимала почему с другим ребенком была мама, а со мной нет. Конечно родители не знали, что со мной происходило в палате, и что происходило с моими чувствами, да и я не могла об этом сказать в силу своего возраста. Но, я это пережила!
Как я отреагировала свои чувства:
Первое время я молчала, и снова училась говорить и ходить по своей комнате, а не по белой манеже. Через несколько месяцев я с родителями переехала в другой город. Была зима (кругом бело, как в палате) и однажды на прогулке я увидела у детей большую надувную куклу похожую на неваляшку. Я попросила такую же куклу у родителей, но мама сказала, что сейчас они не могут мне ее купить.
Я закатила истерику впервые в жизни (на тот момент мне уже исполнилось 2 года). Мама сильно испугалась, усадила меня на скамейку в беседке, где были дети. Дети с куклой ушли. Я сбрасывала с ног валенки, а родители мне их бережно надевали. Потом мама сказала, чтобы папа сходил и купил эту надувную неваляшку. Когда мы пришли домой, то я не долго думая стала прыгать на этой кукле, как на батуте. Мама говорила, что кукла лопнет, но я продолжала свое дело со всей "своей злости" и только тогда, когда эта кукла лопнула я смогла "выпустить пар" и успокоилась.
Ситуация иногда "всплывала" во взрослой жизни:
Тогда в детстве я не понимала зачем так делаю, но ситуация все же осталась в памяти и впервые "всплыла", когда моя дочь оказалась в больнице. К счастью я могла с ней быть в больнице тогда, когда она была годовалой, но, когда ей исполнилось 4 года и она снова попала в больницу я могла только с ней ночевать, а днем уходила на работу, и тоже говорила: "Я вернусь".
Потом, я задавалась вопросами: "Зачем, почему я закатила истерику из-за куклы и сама же ее уничтожила?".
Сейчас я знаю точно, что все это нужно было для меня, для моего психического здоровья. Ведь после этого случая то, что происходило в больнице в детстве я больше и не вспоминала, вновь поверила своим родителям, они доказали, что любят меня, а моя психика спрятала от меня детскую травму "как страшный сон" поглубже до тех пор, пока я не стала готовой встретиться с ней.
Вот такая история получилась про детские травмы и про то, что психологом просто так не становятся. И, если вам есть чем поделиться про детские травмы, то пишите в комментариях. Задавайте вопросы, буду рада ответить!
Акчалова Елена, клинический психолог, гештальт-практик
Мне повезло, в детстве родители были рядом. Но, конечно были другие травмы, сценарии и запечатления.
Спасибо за вашу историю и за статью!
Благодарю за описание сущности детских психотравм.
Как же влияют на малышей расставание с мамой!
Мне 1 год и 7 месяцев
А другое что-то из этого возраста запомнилось? Или только травмирующие события так могут запечатлеться в сознании?
Спасибо за ваш опыт, очень проникновенный рассказ.