Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования.
«Обломов» И.А.Гончаров
Каждый из нас сталкивался с собственным бессилием. Трудное и тяжелое чувство. Для одного человека такое чувство - причина для агрессии: драки, ругани, колких замечаний, для другого - подтверждение идеи о слабости своего характера и о том, что и делать ничего не стоит. Если таких ситуаций много в жизни человека , то можно говорить о том, что в его жизни есть место «выученной беспомощности».
Итак, состояние, в котором человек может изменить ситуацию к лучшему, но не делает этого, получило название «выученная беспомощность».
Открыл этот феномен М. Селигман, проводя эксперименты на собаках. Затем, он и другие исследователи обнаружили, что в жизни людей тоже есть место этому явлению.
Например, когда группе школьников давали заведомо невыполнимое задание, часть из них (≈30%) отказывалась от выполнения задачи, но остальная группа была настроена на преодоление трудностей и старалась решить задачу.
Также, в доме престарелых проводились исследования и той группе, которая могла принимать решения: как расставить мебель, за каким растением ухаживать и т.п. Эта группа чувствовала себя значительно лучше физически, по сравнению с той группой, за которой пристально ухаживали.
Три вида беспомощности:
Деятельная – неспособности действовать, активно вмешиваясь в ситуацию.
Познавательная – нет готовности обучаться новому эффективному поведению.
Эмоциональная – сниженный фон настроения из-за отсутствия готовности действовать.
Рождение выученной беспомощности:
- родительские страхи и тревога, направленная на ребенка, выражающая чаще всего в деструктивных родительских посланиях: «Ничего толкового из тебя не вырастет». «Будешь дворником, уборщицей, алкоголиком, наркоманом, неучем …».
- гиперопека со стороны матери и пассивное поведение со стороны отца. Ребенок не учится самостоятельности, и закрепляется фантазия о том, что все желания будут исполняться по мановению волшебной палочки. Зачем действовать, если все мама принесет. Зачем чувствовать, если мама предугадает все чувства. Зачем проявлять волю в решении трудной задачи, если мама прибежит и поможет.
Изя иди домой!!! Что холодно? Нет, кушать. (с) анекдот
Формирование выученной беспомощности во взрослом возрасте возможно при следующих обстоятельствах:
- Много стрессовых факторов в один промежуток времени, после которого наступает эмоциональное и физическое истощение.
- Неблагоприятные условия, в которых находится человек. На работе это может быть среда, когда качества и таланты человека не востребованы. В семье скандалы и ссоры.
- Находится среди беспомощных людей. Так в курящей компании многие начинают курить. Среди лентяев редко выживает трудолюбивый человек. Есть механизм психологического заражения, когда окружение (племя) влияет на наши привычки и ценности.
- Наличие негативных установок, таких как: «Я не справлюсь. Неудачи мои, а успех Ваш. Моя жизнь от меня не зависит. Меня не за что любить и уважать. Если я начну что-то новое, у меня точно не получится».
Как справиться с выученной беспомощностью?
- Сместите фокус внимания на зоны своего успеха. Огромное количество дел может получаться просто отлично, но мысли могут быть сфокусированы на неудачах. Остановитесь и посмотрите, что у Вас удается. Каждый раз, когда Вы это сделаете, будет выделяться гормон радости. Таким образом, Вы сможете перенастроить свою нейронную сеть.
- Ревизия окружения. Проводите больше времени с теми людьми, с которыми Вы чувствуете себя свободно, расслаблено. Желательно, чтобы они практиковали тот образ жизни, к которому Вы хотите прийти. Будет работать механизм позитивного психологического заражения.
- Ведите дневник. Это будет необычный дневник.
Ситуация когда я переживал ВБ | Я хотел познакомиться с девочкой на улице |
Какие эмоции я переживал? | Мне было стыдно и страшно |
Какие идеи/убеждения возникали | Я думаю, что я не красивый. Возможно, ей не интересно со мной. Она сразу откажется. |
Альтернативный взгляд | Я замечаю интерес девочек к себе. |
Какие чувства/идеи вызывает у меня АВ | Возможно, я ошибаюсь в отношении своей привлекательности |
1) Думайте о том, что Вам лично идет во вред, а что во благо.
2) Как я в этой ситуации могу достичь поставленной цели.
3) Какие силы стоят за моим желанием делать или не делать.
4) Между какими альтернативами я сейчас выбираю.
5) К каким последствиям приведет мой выбор.
6) Принять, что осознания мало, важно действовать, несмотря на возможные трудности и лишения.
- Медитация. Самая простая пятиминутная практика – например, концентрация на вдохе и выдохе при отсутствии мыслей, позволяет активировать фронтальную зону коры головного мозга, которая отвечает у нас за волю.
- Психотерапия. Не все рекомендации легко и просто реализовать самостоятельно. Психотерапия - это отличный метод решения проблем с выученной беспомощностью.
В заключение скажу, что исследования в области нейропсихологии утверждают – мы можем изменить свою жизнь в любом возрасте. Человеческий мозг перестраивает нейронные сети и вознаграждает дофамином (гормоном удовольствия) правильное поведение.