«Не сотвори себе кумира» (вторая заповедь, Десять заповедей Божьих)
Хочу поднять ух какую тему, да простят меня восторженные почитатели великих талантов. Но это из серии «не могу молчать».
Осваивая новую профессию, вот уже 9-й год я постоянно учусь, прохожу супервизию и личную терапию у более опытных коллег. Среди них есть и признанные звезды российского и мирового масштаба, авторы книг и методов терапии.
И как же неприятно бывало обнаружить, что мой учитель или терапевт, профессионал с большой буквы к которому я пришла учиться или лечиться делает какую-нибудь фигню. Например:
- попадает в перенос и начинает видеть в своем клиенте кого-то другого,
- обнаруживает некомпетентность и вместо поддержки усиливает фрустрацию и ретравмирует клиента,
- навешивает на клиента собственные проекции,
- дает оценку личности,
- проваливается в свои травмы и не выдерживает собственных эмоциональных реакций и психического материала клиента, обрывая с ним контакт,
- врет и манипулирует,
- нарушает профессиональный этический кодекс и организует отношения с клиентом помимо терапевтических,
- и т.д. и т.п.
Встретив такое впервые, я замирала, как будто видела то, о чем вслух говорить нельзя, начинала сомневаться в себе и в происходящем. И благополучно попадала в собственную травму, лишая себя поддержки и возможности сказать о том, как я себя чувствую. Это похоже на ситуацию, когда психологически нездоровый родитель делает какую-то фигню, а ребенок это чувствует, но все же сомневается в силу своей неопытности, маме/папе же виднее.
И вот однажды я доросла до того, чтобы сказать открыто о происходящем: «Что вы имели ввиду? Я хочу прояснить. Это оценка личности. Мне так не подходит». Группа замерла в страхе, ведущие попытались неловко замять произошедшее, участники не решались выносить свои случаи на обсуждение. В кулуарах коллеги мне сказали: «Ты молодец! Это пример для меня! Я тоже была в такой ситуации, но мне не хватило смелости сказать открыто. Я поддерживаю тебя. Я на твоей стороне». К сожалению, у ведущего не хватило смелости признать собственную проекцию и восстановить контакт. Но и на плохом опыте можно учиться и понимать то, как делать не стоит.
Мои выводы в копилку опыта:
- Достижения и признанный авторитет не страхуют от ошибок. Это кстати приносит облегчение, так как по мере профессионального роста мое право совершать ошибки будет со мной.
- Вылечиться в психотерапии полностью невозможно, личность терапевта уже сформирована и основные ее черты никуда не денутся. Еще никто не стал просветленным Буддой, у терапевта всегда останутся слепые пятна и слабые места.
- Каким бы ни был авторитет, стаж, признание, специалисту НЕОБХОДИМА супервизия и время от времени личная терапия.
- Ведущие группы имеют большую власть и авторитет, стоит об этом помнить.
- В сложной ситуации важно оставаться в диалоге с другим человеком, прояснять чувства, намерения, ситуацию до тех пор, пока контакт не будет восстановлен.
- Не бывает «токсичных» клиентов. Бывает, что у терапевта не хватает собственного уровня дифференциации, силы «Я» и квалификации для работы с этим клиентом.
- Постоянно учиться не так уж и плохо. Наука не стоит на месте, появляются новые методы и открытия, в результате взгляд психологов на многие проблемы человека меняется.
- Преподающему психологу, ведущему группы и супервизору важно быть ролевой моделью для своих студентов, клиентов, супервизантов. Важны не только его знания и навыки, но и то, как он строит контакт и взаимодействует с людьми.
Когда дети взрослеют, они вдруг обнаруживают, что родители не всесильны и не совершенны. Что-то они могут, а что-то нет, в чем-то правы, а в чем-то заблуждаются. Они просто обычные люди, такие же, как ты и я. Похоже, мой этап профессионального взросления завершен.
А разве есть такие терапевты?
Вылечиться в психотерапии полностью невозможно, личность терапевта уже сформирована и основные ее черты никуда не денутся. Еще никто не стал просветленным Буддой, у терапевта всегда останутся слепые пятна и слабые места.
как же неприятно бывало обнаружить, что мой учитель или терапевт, профессионал с большой буквы к которому я пришла учиться или лечиться делает какую-нибудь фигню.
У меня сложилось впечатление, что они сами не проходят личную терапию.
Олег Владимирович Сурков, да, личности некоторых терапевтов опасны для клиентов. От этого никто не застрахован, к сожалению.
Олег Владимирович Сурков, я тоже знаю опытных терапевтов, которые не проходят личную терапию, считая что она им уже не нужна. ну или что нет никого круче их, поэтому не к кому пойти. Это очень опасный сигнал. Доля сомнений в себе нужна. Если сомнения пропали - срочно на терапию)
Разницы нет) Поступают не профессионально, совершают ошибки... Если что-то является недопустимым в психоанализе, то на это даже не обратят внимания в трансактном анализе, А про астропсихологов, православных и т.д я вообще молчу))))
Или вот у вас, психотравматолог, это что? У вас наверняка есть свой свод норм и правил)