Хочу. Почему не могу? или Что в нас мешает изменениям. Часть 1.

Автор статьи: Психолог, Интегральный подход
От автора: Можно годами разбираться в своих проблемах, понимать и изучать их, прочитать кучу умных книг, даже получить профессорскую степень, но при этом быть глубоко несчастным человеком. А можно с помощью системного подхода, грамотного специалиста и собственного желания вернуться к самому себе, раз и навсегда изменив свою жизнь. Каждый выбирает по себе...

Часто на сайте авторы тем на вопрос "что хотите здесь получить, какую помощь?" отвечают примерно следующее: "Хочу понять, что не так".

А что дает это понимание? Как всегда, каждому своё. Одному - возможность убедиться, что он не одинок в своей дезадаптации и на время успокоиться, другому - индульгенцию на  страдания и поиск виноватых, ну а третий, поняв и осознав, решится-таки на самый важный первый шаг по изменению себя.

И на любом этапе каждого ждет своё внутреннее препятствие, свой способ сопротивления естественному состоянию счастья и гармонии. Предлагаю рассмотреть все те возможные способы саботажа, которые крайне сложно изменить сознательно, ибо они работают на бессознательном уровне.

1. Конфликт частей.  Про Самостоятельные Единицы Сознания - СЕС -  и работу с ними Сергей Викторович Ковалев написал замечательную книгу "Команда нашего Я". Рекомендую всем. Здесь лишь поясню вкратце, что наша психика структурирована (конечно же, бессознательно) на СЕС, которые имеют собственную иерархию. Самые младшие из них - субчасти - отвечают за ощущения, чувствования.  Далее, по мере взросления, так сказать. Части - отвечают за поведение, реакции, состояния. Субличности - это уже эмоциональная окраска, ответ на вопрос "какой я?". И, наконец, идентичности - здесь уже разговор скорее о ролях, ответ на вопрос "кто я?".

Так вот о частях. Благодаря им человек способен учиться и доводить полученные навыки до автоматизма. А конфликт возникает как раз из-за того, что одновременно в человеке сформированы противодействующие части. Например, одна часть хочет постройнеть, а другая требует тортик на ночь. Или одна часть заставляет человека разбираться со своими проблемами, а другая сопротивляется, напоминая, как привычно-хорошо-тепло в родном болотце.

Спешу заметить, что на самом-то деле каждая из частей имеет в основе своей позитивное намерение, выявив которое можно очень даже договориться с конфликтующими сторонами. Это замечательно отрабатывается при помощи несложных психотехнологий. 

2. Вторичные выгоды.  Спорим, каждый из нас знаком с ними? Так не хочется утром вставать на работу/учебу...Так страшно брать на себя ответственность за свою жизнь... Так хочется подольше оставаться маленьким и беззащитным...Так приятно осознавать, что ты всем нужен... Так здорово быть независимым и свободным!..

Бессознательное обязательно услышит просьбу. И организует ситуацию: болезнь, навязчивая опека родителей, муж-тиран, родственники "без-меня-пропадут-совершенно", невозможность выстроить близкие отношения.

В общем, если есть проблема, которая не решается, ищите вторичные выгоды!

Работа с выявлением вторичных выгод очень интересна. На этом этапе у человека часто происходят те самые инсайты, позволяющие взглянуть на проблему как на задачу для решения.

3. Внушение значимых других. Здесь стоит поговорить о детстве и родительских предписаниях. Как говорится, сначала нас учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать...

"Ай-яй-яй, как не стыдно!...", "Мама обиделась на тебя!", "Ну что ты радуешься, как дурачок?", "Вот вечно ты всё портишь!", "Всё, больше не получишь!" Список этот, более чем печальный, можно пополнять до бесконечности.

Я уже не говорю о том, как привычно взрослые раздают определения, которые по уровню иерархии СЕС уже идентичности (см.п.1 наст.статьи): тупица, балбес, растеряша, неумёха, нытик/плакса, ябеда, жадина..., опять же, нашей фантазии нет предела.

Кстати, вы замечали, что привычное обращение врача к пациенту -"больной"? А врач ведь тоже значимая персона.

Чтобы сократить количество "букаф" приведу ссылку на свою статью, где расписаны периоды формирования человека и его базовые потребности. Проанализируйте, какого плана предписания/внушения мешают вам и в каком возрасте они получены.  https://www.b17.ru/article/29925/

 

 

Продолжение здесь:     https://www.b17.ru/article/30576/

 

Опубликовано на сайте: 20 апреля 2015,  3892 просмотра
Поделиться2В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться306
Комментарии
Наталья, спасибо! Точно в цель.
Железкова Наталья Александровна писал(а):
От автора: Можно годами разбираться в своих проблемах, понимать и изучать их, прочитать кучу умных книг, даже получить профессорскую степень, но при этом быть глубоко несчастным человеком. А можно с помощью системного подхода, грамотного специалиста и собственного желания вернуться к самому себе, раз и навсегда изменив свою жизнь. Каждый выбирает по себе...

Твой выбор - принятие решения + действия = результат - твоя ответственность.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№1 | 20 апреля 2015 | Ответить
Железкова Наталья Александровна писал(а):
Благодаря им человек способен учиться и доводить полученные навыки до автоматизма.

До физического навыка.

Как говорит один тренер, мы будем делать каждый день одно и тоже, но с каждым днем всё лучше и лучше, до тех пор пока приобретаемые навыки не станут физическими автоматизмами, привычками.

А привычки жизни формируют зону комфорта человека, качества его личности и характер.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№2 | 20 апреля 2015 | Ответить
Не в бровь, а в глаз.
Железкова Наталья Александровна писал(а):
Как говорится, сначала нас учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать...

Из статьи на b-17: "Почему взрослые перестали мечтать?"
https://www.b17.ru/article/30306/
... А в детстве маленький бесстрашный еще активный человек со своим «Хочу», начинает регулярно получать негативное подкрепление своих действий:

«А-а-а куда, полез? Сейчас накажу!»
«Не трогай я тебе сказала!»
«Ты что турок, не понимаешь по-русски? А?»
«Ты слишком много хочешь. Не беси меня!»
А почему не трогай так и не объяснили, только наорали и тем самым вызвали негативные эмоции, чувства. Хотя можно было бы заботливо, любя, взять ребенка и объяснить ему, показать и рассказать об опасности. Таким же образом, взрослые, по привычке, реагируют и на достижения ребенка. Плохое сразу подмечают, и, при этом, не скупятся на критику. А хорошее?

Ну, о хорошем мы и так всё знаем.

Директор
Психолог - г. Санкт-Петербург
№3 | 20 апреля 2015 | Ответить
Железкова Наталья Александровна писал(а):
как привычно взрослые раздают определения, которые по уровню иерархии СЕС уже идентичности (см.п.1 наст.статьи): тупица, балбес, растеряша, неумёха, нытик/плакса, ябеда, жадина...

Мама сыну, "ты, что турок".
Психолог - г. Санкт-Петербург
№4 | 20 апреля 2015 | Ответить
Лохмотов Игорь Александрович писал(а):
Мама сыну, "ты, что турок".
Да уж... Или еще вот что: целый год собираться в отпуск, например, к морю. Приехать и без конца ворчать, дергать, ругать, запрещать...Печально так((
Психолог - г. Сочи
№5 | 20 апреля 2015 | Ответить
Наталья Александровна, как все верно описано!!! Вот только отвечать за себя и свои действия родители не все и не всегда учат, а чаще предлагают свой сценарий действий и поступков.
Психолог - г. Смоленск
№6 | 9 мая 2015 | Ответить
Да, Людмила Витальевна, это так. Только ведь предлагают родители лишь то, что сами имеют... Мало того, несчастному внутреннему ребенку(ВР) родителя сложно смириться, если его родной ребенок захочет прожить свою жизнь по другому (читай: стать благополучным).
А потому, прежде чем начинать работу с детьми, я всегда объясняю старшему поколению, что начать стОит с самих себя.
Спасибо за отзыв)
Психолог - г. Сочи
№7 | 10 мая 2015 | Ответить
Железкова Наталья Александровна писал(а):
Кстати, вы замечали, что привычное обращение врача к пациенту -"больной"? А врач ведь тоже значимая персона.

Да, это очень тонкий момент. В медико-социальной экспертизе выпустили книжку про этику и деонтологию в деятельности специалистов. Авторы - кандидаты психологических, медицинских наук. В книжице широко используется слово "больной". Уже давно это слово режет мой слух. Но уже отмечается прогресс в этой сфере. Слово "инвалид" заменяют фразой "человек с ограниченными возможностями".
№8 | 25 сентября 2015 | Ответить
№8 | Rolania писал(а):
В медико-социальной экспертизе выпустили книжку про этику и деонтологию в деятельности специалистов.
О, глядишь и в родители готовить начнут))
Психолог - г. Сочи
№9 | 25 сентября 2015 | Ответить
Большое спасибо за статью, Наталья Александровна.Это тема сейчас более чем актуальна для меня.
Психолог - г. Ставрополь
№10 | 13 декабря 2016 | Ответить
Железкова Наталья Александровна писал(а):
Работа с выявлением вторичных выгод очень интересна. На этом этапе у человека часто происходят те самые инсайты, позволяющие взглянуть на проблему как на задачу для решения.
У меня инсайт случился, когда заполняла анкету на сайте знакомств. Сначала в целях выбрала "брак, семья", потом в "основных ценностях" написала "свобода"))).
№11 | 22 августа 2017 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Сценарная обусловленность. Драйверы и убеждения.
Я уже писАла про банальные сценарии Штайнера: , предлагаю рассмотреть вопрос несколько шире. Итак, для того, чтобы ослабить действие ограничивающего сценария нужно: - определить свой текущий сценарный ...
Хочу. Почему не могу? или Что в нас мешает изменениям. Часть 2.
Продолжаю список сопротивлений. Начало здесь 4. Психотравматический опыт. Уже из самогО этого словосочетания понятно, о чем пойдет речь. Не важно, в каком возрасте случится оный. Если психика не в состоянии ...
«…Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями» или Чем мечта отличается от цели.
Думаю, многие смотрели фильм «Секрет». И практически все уже знают, что думать-мечтать нужно позитивно. А еще лучше сделать коллаж или нарисовать свою мечту. Дальше вариантов предлагается не ...
Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.
Где-то читала, что дошкольник улыбается в среднем около четырехсот раз в день, а взрослый около четырех. В точности подсчетов можно и усомниться, просто запомнилась гигантская разница... Столько уже сказано ...
Выживать или жить? или Зачем нужна психотерапия.
Я уже живу или всё ещё выживаю? Ответить себе на этот вопрос не так просто. Задача специалиста – помочь человеку выяснить и скорректировать все, что не даёт наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. ...
Рекомендуем почитать
Молитва психолога
© Бондарович А.А. Наш Небесный Отец, пошли мне Клиента с проблемой, в решении которой, я компетентна. Дай возможность доступно донести до Клиента, что я не экстрасенс и не провидец, а специалист-Психолог, ...
Алена Анатольевна
Не лечи ближнего своего. Некоторые размышления о психологической помощи друзьям и близким
Двойные отношения в психотерапии - это ситуация, когда психотерапевт выступает по отношению к своему клиенту в любой другой роли (родственник, друг, любовник, работодатель, начальник, подчиненный, потребитель ...
Юлия Лишафаева
Сказка "Чистое дыхание"
В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили-были Царь с Царицей, и была у них дочка - царевна Одарина. На свой первый год рождения, в первый весенний день, девочка получила от своей бабушки особенный ...
Евгения Куликова
"Хорошие девочки (мальчики)" или право на негативные чувства
Книжку Уте Эрхард "Хорошие девочки отправляются на небеса,а плохие-куда захотят " прочитала давно. Моё ожидание, что хорошие девочки отправляются в рай в первой части названия книги оправдывались. ...
Дженгурова Людмила
Коррекционные истории для детей "Сюзи и её друзья"
УРА!!!Делюсь своими радостями...Не так давно вышла в свет моя книжечка-помогалка для родителей, детских психологов и воспитателей с привлекательным названием «Сюзи и её друзья»! В ней затрагиваются ...
Алена Анатольевна
9f674
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»