Переживание времени - экзистенциально-аналитический взгляд

В предыдущих статьях понимание времени было представлено в психофизиологии, психологии и философии. Данная статья будет направлена на рассмотрение переживания времени в экзистенциальном анализе. Здесь будут заметны переплетения со многими представленными концепциями и идеями, так как данный взгляд направлен на самого человека, и его собственный опыт переживания.

Экзистенция может быть понята только во временном горизонте. Время как было представлено выше напрямую связано с самой жизнью. Время даёт ориентиры, а также разделено на прошлое, настоящее и будущее, но в течение жизни это разделение исчезает и приходит единство экзистенции. Похожий взгляд подробно рассматривался в анализе идеи Хайдеггера.

Есть также понимание экзистенциального времени, иначе его можно назвать проживаемым временем. То есть время, которое человек берет для себя, чтобы выполнить какое-то дело и прожить его целиком. Осознание событий и их последовательности приводит к связыванию воедино этих событий. На основе этого формируется собственная биография и персональное восприятие времени.

Когда проживаемое время отображается в сознании и чувстве, то в каждом мгновении жизни человека происходит что-то новое.

Каждый человек иначе воспринимает время. У каждого есть свои собственные ценности, и когда эти ценности отсутствуют, то время воспринимается как долго тянущееся. Когда человек наполняет время ценностями и растворяется в них, то время исчезает. Похожие ощущения возникают при потрясениях. В такие моменты короткий промежуток времени воспринимается вечностью. Если же мы не проживаем время, то оно наполняется длительностью и возникают ощущения, что оно не прекращается – «скорее бы это закончилось» - человек начинает хотеть какого-то ограничения у этого времени.

Современный экзистенциальный анализ даёт следующее определение времени – «иметь подходящий случай, иметь возможность. Время - это потенциальность» [Лэнгле, 2020, С. 184].

Также можно связать время с различными переживаниях при болезнях. Например, при страхе взгляд направлен в будущее, при депрессии в прошлое, а при истерии взгляд обращён на настоящее.

Если в жизни присутствуют постоянные изменения и нестабильность, то данные моменты позволяют переживать время.

Реализация возможностей позволяет человеку ухватить несущийся поток времени и активно установить себя в нём. В такие моменты мы наполняем время, также как и оно наполняет нас. Пустота времени проживается, когда отсутствуют возможности.

В экзистенциальном анализе похожий взгляд на время, как было представлено у Хайдеггера: нет строгого разграничения настоящего, прошлого и будущего – они постоянно переходят друг в друга.

Прошлое время:

  • Переходящие возможности – не выбранные возможности;
  • Проходит процесс действия, а прожитое продолжает влиять на нас;

«Быть бывшим – это ещё один вид бытия, возможно, наиболее надёжный» [Frankl, 1982]. В. Франкл рассматривает старение как источник ресурсов, опыта, как еще одну отправную точку для ценностей отношения, как процесс бытия и становления человеком. Такое старение он называет метафорой - "полные амбары прошлого".

Настоящее время:

  • место, где в нашем распоряжении находится время;
  • экзистенциальное время берётся для чего-то, то есть становится событием и получает какое-то содержание;
  • настоящий момент не терпит отлагательств.

Будущее время:

  • Бытие человека находится в Становлении [Лэнгле, 2015];
  • иметь будущее – иметь возможности.

Таким образом, человек никогда не «есть уже», он всегда только становится. Как только завершаются все возможности – человек становится ставшим. И именно тогда он становится историческим, то есть человек становится завершённым только тогда, когда жизнь заканчивается. И как говорил В. Франкл:

«человек свободен по отношению к прошлому, а, следовательно, и по отношению к судьбе. Хотя прошлое и делает понятным настоящее, было бы несправедливым, если бы будущее определялось исключительно прошлым» [Франкл, 2000, C.79].

___________________________________________________

 

На личные встречи и встречи по скайпу можно записаться:

Telegram: +7 977 553 43 83

WhatsApp: +7 776 5 370 370

Запись на психологическую консультацию (google.com)

Опубликовано на сайте: 8 апреля 2021,  673 просмотра
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться87
Комментарии
Екатерина Куриленко писал(а):
Если в жизни присутствуют постоянные изменения и нестабильность, то данные моменты позволяют переживать время.
То есть, переживая время, мы... находимся в истерии, так как
Екатерина Куриленко писал(а):
при страхе взгляд направлен в будущее, при депрессии в прошлое, а при истерии взгляд обращён на настоящее.
???
Или здесь о другом?
№1 | 8 апреля 2021 | Ответить
Red Swan,
№1 | Red Swan писал(а):
Екатерина Куриленко писал(а):
при страхе взгляд направлен в будущее, при депрессии в прошлое, а при истерии взгляд обращён на настоящее.
???
Или здесь о другом?
Здравствуйте! В этом предложении говорится о том, что люди, которые болеют истерией в большей степени направлены на настоящий момент. Это не значит, что все люди болеют истерией. Здоровые люди, могут одинаково смотреть на настоящее, прошлое и будущее - они не ограничены одним временем, как это может быть у людей с психическими особенностями.
Психолог, Экзистенциальный и психоанализ - г. Москва
№2 | 8 апреля 2021 | Ответить
Екатерина Куриленко писал(а):
Экзистенция может быть понята только во временном горизонте.
автором статьи не раскрыто понятие: "временной горизонт". Не совсем понятно о чем это?

Екатерина Куриленко писал(а):
Время даёт ориентиры
Каким образом время дает отдельному человеку ориентиры?

Екатерина Куриленко писал(а):
человек наполняет время ценностями
ценности и жизненные ориентиры это разные понятия, в чем их отличие? Время расставляет для человека ориентиры, а человек наполняет время ценностями, так? (не совсем, правда, понимаю о чем это конкретно, так как нет в статье примеров).

Екатерина Куриленко писал(а):
Когда человек наполняет время ценностями и растворяется в них, то время исчезает. Похожие ощущения возникают при потрясениях. В такие моменты короткий промежуток времени воспринимается вечностью. Если же мы не проживаем время, то оно наполняется длительностью и возникают ощущения, что оно не прекращается – «скорее бы это закончилось» - человек начинает хотеть какого-то ограничения у этого времени.
восприятие времени связано с наполнением его ценностями, тогда откуда черпаются ценности?

Екатерина Куриленко писал(а):
Современный экзистенциальный анализ даёт следующее определение времени – «иметь подходящий случай, иметь возможность. Время - это потенциальность» [Лэнгле, 2020, С. 184].
спорно. Время - это последовательность (прошлое-настоящее-будущее), время - это причинность, время позволяет из поля возможностей воплотить лишь одну. Спорно, что время синоним возможности. Утверждение, что "время - это возможность, потенциальность" не вступает ли в противоречие с предыдущим утверждением
Екатерина Куриленко писал(а):
Время даёт ориентиры, а также разделено на прошлое, настоящее и будущее, но в течение жизни это разделение исчезает и приходит единство экзистенции.

Екатерина Куриленко писал(а):
Также можно связать время с различными переживаниях при болезнях. Например, при страхе взгляд направлен в будущее, при депрессии в прошлое, а при истерии взгляд обращён на настоящее.
интересное утверждение, интересное, но нет ни теоретического, ни практического обоснования.

p.s. дальше статью не успела дочитать, вечером постараюсь.
№3 | 9 апреля 2021 | Ответить
Первое, что хотелось бы отметить, так это то, что я писала словами и терминами самих авторов, и то, что я буду объяснять ниже воспринимается только мной так. Вы можете увидеть в этих словах что-то другое, и вы можете быть не согласны со мной. Прошу читать мои ответы с пониманием того, что это моё субъективное понимание.

№3 | mvm2020 писал(а):
автором статьи не раскрыто понятие: "временной горизонт". Не совсем понятно о чем это?
Нет, в работах определения нет, но со стороны моего понимания текстов Хайдеггера, время представляется единственным и предельным горизонтом - «тем, из чего» экзистенция вообще может быть понята.
№3 | mvm2020 писал(а):
Каким образом время дает отдельному человеку ориентиры?
Я это воспринимаю как то, что время дает понять, что человек не бессмертен и его время ограничено, не стоит тратить его впустую - благодаря этому пониманию человек может ориентироваться в своём мире и выбирать то, что не будет восприниматься "потраченным временем".
№3 | mvm2020 писал(а):
Время расставляет для человека ориентиры, а человек наполняет время ценностями, так?
Здесь, я соглашусь с вашими словами. Как я сказала выше по поводу ориентиров, так и здесь время, которое даёт человеку понять, что он не бессмертен и должен чем-то ценным наполнить его (должен только себе, а не кому-то другому).
№3 | mvm2020 писал(а):
восприятие времени связано с наполнением его ценностями, тогда откуда черпаются ценности?
Свои ценности человек сам определяет для себя - это уже знание есть в нём, что для него ценно, а что нет. И через наполнение или не наполнение своей жизни ценностями может восприниматься время иначе - это то, что было замечено в личном опыте людей. Сидя на скучной лекции, которая не воспринимается вами как ценная - время будет именно тянуться, а когда вы читаете свою любимую книгу, которая для вас интересна - вы видите в этом чтении ценность, то время пролетает незаметно. И так любое дело за которое берется человек.
№3 | mvm2020 писал(а):
спорно. Время - это последовательность (прошлое-настоящее-будущее), время - это причинность, время позволяет из поля возможностей воплотить лишь одну. Спорно, что время синоним возможности. Утверждение, что "время - это возможность, потенциальность" не вступает ли в противоречие с предыдущим утверждением
На счет последовательности - я не говорила, так как и не было этого сказано у Лэнгле или Хайдеггера. У них иное восприятие времени.
А время - это не возможность, время - это ИМЕТЬ возможность, то есть время даёт нам саму возможность что-то выбрать и исполнить.
№3 | mvm2020 писал(а):
интересное утверждение, интересное, но нет ни теоретического, ни практического обоснования.
Эту мысль я взяла также из слов Лэнгле, как и всё остальное. И в какой-то степени я с этим согласна, потому что во многом это совпадает с тем опытом, который есть в моей жизни и с тем опытом, который видела в жизни моих клиентов.
Психолог, Экзистенциальный и психоанализ - г. Москва
№4 | 10 апреля 2021 | Ответить
№4 | Екатерина Куриленко писал(а):
Нет, в работах определения нет, но со стороны моего понимания текстов Хайдеггера, время представляется единственным и предельным горизонтом - «тем, из чего» экзистенция вообще может быть понята.
к сожалению, я не читала Хайдеггера. Сейчас прочитала небольшой фрагмент, вернее даже сказать несколько предложений: "Присутствие есть таким способом (здесь, наверное, правильнее сказать, таким образом), чтобы существуя понимать нечто подобное бытию. ... то, из чего присутствие вообще неявно понимает и толкует нечто подобное бытию, есть время. Последнее как горизонт всякой понятности бытия..
Отграничивают «временно» сущее (процессы природы и события истории) от «невременно» сущего (пространственные и числовые соотношения). Заботятся об отделении «вневременного» смысла пропозиций от «временного» протекания их высказываний. Далее находят «пропасть» между «временно» сущим и «надвременным» вечным и предпринимают попытки ее преодоления. «Временный» означает здесь всякий раз то же что сущий «во времени», определение, которое конечно тоже еще достаточно темно. Факт остается: время, в смысле «бытия во времени», служит критерием раздела бытийных регионов".
Я не могу сейчас сказать свое понимание прочитанного, так как до конца не могу осознать (возможно, потому что у меня по времени уже поздний вечер, или подача материала для моего восприятия сейчас слишком сложна по каким-то причинам).

№4 | Екатерина Куриленко писал(а):
время - это ИМЕТЬ возможность, то есть время даёт нам саму возможность что-то выбрать и исполнить.
время нас ограничивает в возможностях выбора, оно не может ждать долго пока мы выбираем, оно течет, оно требует от нас скорости в принятии решений. Если я не выберу сегодня из нескольких возможностей, то завтра их уже может не быть. Время присутствия имеет границы.
№5 | 10 апреля 2021 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Психоаналитический взгляд на нарциссическую личность
Понимание феномена нарциссизма в классическом психоанализеФрейд написал свою статью “Введение в нарциссизм" в 1914 году. : некоторые проявляли чрезмерную любовь к себе как сексуальное отклонение ...
Нарциссизм: определение и развитие
Термин нарциссизм происходит от мифа о Нарциссе, красивом и тщеславном молодом человеке, который отчаянно влюбился в собственное отражение в водоеме. Хотя первоначально это, возможно, была сказка о воображаемых ...
"Когда уже это закончится?" - как справляться с временной неопределённостью
Теоретический анализ психологических и философских идей о понимании времени позволяет сделать вывод о значимости времени в жизни человека и его мироощущении. Во многих исследованиях подтверждается связь ...
Понимание времени в работах Хайдеггера
Временность как онтологический смысл заботыХайдеггер тему времени и временности переплетает с Dasein, а именно с заступающей решимостью. «Заступающая решимость есть бытие к самой своей отличительной ...
Как я переживаю время? - взгляд Августина
Во всём многообразии и красоте время представлено в работах Августина. Он связывает время с тайной всего сотворённого существа [Августин, 2000, 12.15]. На протяжении всей «Исповеди» можно заметить ...
Рекомендуем почитать
Стать жадной до себя
Ты не звонишь подруге и она словно забыла о твоем существовании? Ты ешь вкусно приготовленное блюдо и делаешь это так, будто просматриваешь новостную колонку в печатном издании, внимательно, но без интереса, ...
Ольга Федосеева
Почему я завидую другому и как это использовать во благо?
Все мы, люди, кому-то иногда завидуем. Абсолютно все.И каждый знает, насколько это неприятное чувство..Зависть - это сложное чувство, в котором смешаны стыд + гнев + страх.Стыд возникает потому, что в ...
Евгения Милькова
Про злость, гнев, агрессию.
Люди, которые переполнены гневом, которые срываются на всех и по любому поводу - проблема очевидная окружающим. Многие так и скажут такому человеку - тебе пора к психологу. Да и самому человеку это принесет ...
Бодненко Татьяна
Нужна ли ложка дёгтя в бочке мёда?
Нужна ли ложка дёгтя в бочке мёда? Балахонская Г. В. Аудиоверсия статьи здесь # Пишу эту статью, уважаемые друзья, в некотором роде в продолжение своей предыдущей статьи"Что делать с неприятными эмоциями?" ...
Галина Владиленовна
«Секонд-Хенд-Счастье» – купи, нацепи и… мучайся!
В своё время в одном из произведений Лев Николаевич Толстой обронил мысль о том, что все счастливые семьи друг на друга похожи. А от неё недалеко и до вывода, что, мол, и все счастливые люди, ежели рассудить, ...
Марика Ивановна
ddec6
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз