Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29087 специалистов из 956 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Психотерапевт как Другой

От автора: Статья написана по мотивам лекции, прочитанной на международной конференции «Гештальт-подход: от индивида к сообществу». В ней описаны особенности работы с клиентами пограничного уровня с проблемной Эго-идентичностью. Будет интересна специалистам, работающим с клиентами с нарушениями Эго-функций.

ПСИХОТЕРАПЕВТ КАК ДРУГОЙ

  

Психотерапевт как Другой 

 

Психотерапия

это совместное с клиентом

 конструирование реальности.

 В том числе и реальности его Я.

 

Психотерапевт «подчищает» родительские  

ошибки  и промахи в контакте с ребенком. 

 

Суть психотерапии 

Суть психотерапии, на мой взгляд,  в совместном (клиент/терапевт) переструктурировании картины мира клиента и ее составляющих (картины Другого и картины Я). Если в  рамках психологического консультирования ставится задача решать проблемы Я, обусловленные ситуацией, то в рамках психотерапии такой проблемой становится проблема самого  Я или образа Я (картины Я) и образа мира (картины мира), которые перестают быть адекватными реальности.

Психотерапевт не меняет объективную реальность клиента, да и не может это сделать. Объектом его профессионального внимания становятся субъективные образы этой реальности – внутренние феномены Я. Одним из таких центральных феноменов является Я, или точнее образ Я или Я-идентичность.

Объект терапии

Я есть социальный конструкт.Мне откликается идея Джерджена о том, что нет иной реальности, кроме той, которую мы конструируем в отношениях. В таком случае, Я, как результат, содержательно есть продукт знания и опыта человека. Я, как процесс,  представляет собой контакт с миром не-Я. Лишь в контакте, встречаясь с иным, не-Я Я обретает свои границы, свою плотность и наполненность.

Изначально Я – пустое.  Я – это сумма знаний, приобретаемых человеком в процессе жизненного опыта. Знания эти могут быть получены разным путем: они могут быть «открыты» Я в результате контакта с миром не-Я,  а могут быть усвоены от других. В первом случае это будут свои знания, активные, во втором – чужие, пассивные.

О важности Другого

Человеческие существа не обладают базовой, фундаментальной, чистой человеческой природой. Она является трансисторической и транскультурной. Человек является изначально незавершённым (недоукомплектованным) и его докомплектация предполагает необходимость встроенности в специфическую культурную матрицу. Другой человек выступает проводником для ребенка в мир людей.

Именно Другой является для нас некоей ценностью, в глаза которого мы можем посмотреться и увидеть себя. Увидеть себя в Другом, как в живом зеркале. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.

Лишь глядя в глаза Другого, мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.

Родитель как Другой

Психическое и личностное развитие  является развитием интерпсихическим и межличностным и предполагает интенсивный контакт между ребенком (Я) и взрослым (Другим, не-Я). Еще Л.С. Выготский, говоря о важности другого человека в психическом развитии ребенка, утверждал что «каждая высшая психические функции появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая (межличностная), а затем, как интрапсихическая (внутриличностная)». Несомненно, это относиться и к личностному развитию, к развитию Я. Наличие Другого – иного, не-Я – необходимое условие появления, осознавания и заполнения Я.

Родительское отношение к ребенку становится в итоге его самоотношением. Значимые Другие (а такими в первую очередь являются родители) закладывают в ребенке основы для его Я-образа и образа Мира.

В норме, у индивида с ранних лет должна быть воспитательная среда, обеспечивающая в значительной мере эмпатию, внимание и отзеркаливание.

Анализируя модели детско-родительских отношений в раннем возрасте,   Х. Кохут обратил внимание, что большинству родителей свойственна специфическая откликаемость на развивающиеся потребности ребёнка. Родители искренне радуются успехам своего малыша, испытывают чувство гордости за него, переживают в случае, когда ребенка постигает какая-либо неудача, стараются успокоить его, когда он плачет, помогают ему в трудной ситуации и пр.

Когда в детско-родительских отношениях присутствует все названное, Х. Кохут говорит, что между родителями и ребёнком образуется Я-объектная связь, а сами родители становятся Я-объектами для своего ребёнка.

 Среди важнейших функций Я-объекта Х. Кохут выделяет:

  •  контейнирование  (родитель смягчает неудачи, сглаживает их, не позволяет гипертрофировать эмоции малыша до состояния паники и ужаса);
  •  авансирование  (родитель верит в возможности ребёнка, предоставляет ему условия для самостоятельного достижения целей); 
  • поддержка (родители искренне со-радуются со своим малышом, испытывают чувство гордости за него); 
  • принятие (родители безусловно принимают своего ребенка и разные его качества).

Родительские качества-функции (забота, поддержка, принятие, любовь) интернализируются  ребенком (присваиваются, ассимилируются) и становятся со временем его собственными Эго-функциями – самоподдержка, самоверенность, самопринятие, самоуспокоение… и много еще других «само-». В итоге, повзрослевший человек в стандартных, привычных для него  ситуациях, уже не нуждается в поддержке родителей и способен самостоятельно работать в «режиме само-».

Если у ребёнка была мать (либо другой значимый объект) , которая испытывала искреннюю радость от первых достижений своего малыша, контейнировала его неудачи верой в растущие способности и успех, принимала и любила его, то у такого ребёнка во взрослом возрасте будет стабильное позитивное самоотношение, его идентичность будет целостной и непротиворечивой.

Проблема

В том случае, если Я-объектная связь между родителем и ребенком не образуется (а это возникает в связи с психологической несостоятельностью Я-объектов) у ребенка могут оказаться провальными некоторые базовые Эго-функции (М. Балинт говорит о базовом дефекте). Это может привести к формированию  проблемной Я-идентичности – от фальшивого Я при нарциссической структуре личности, до пустого Я – в случае структуры пограничной.

Вышеназванные варианты проблемной Я-идентичности приводят к целому ряду психологических проблем различного плана:

  • проблемы с самооценкой (низкая, либо неустойчивая самооценка);
  • различного рода зависимостям (пищевые, химические, зависимость от другого человека или со-зависимость и др.);
  •  депрессия, апатия, скука;
  • экзистенциальные проблемы (отсутствие смысла жизни, радости жизни, хаос ценностей и др.)

Терапевт как Другой

Х. Кохут, который является одним из глобальных реформаторов классического психоанализа, обратил внимание, что аналитическое правило абстиненции терапевта травматически фрустрирует клиента. Психоанализ, собственно, как психотерапевтический метод был разработан Фрейдом под клиента невротического уровня. Однако для клиента пограничного уровня "отзеркаливающие" реакции терапевта разрушали и без того хрупкую идентичность клиента.

Терапевт, руководствуясь психоаналитическим предписанием нейтральности, загоняет клиента «в угол» повторения своих типичных детских реакций.  И если на первом этапе целесообразность такого поведения терапевта можно обосновать диагностическими целями, то дальнейшее пребывание психоаналитика в «отзеркаливающей» нейтральной позиции препятствует, по мнению Х. Кохута, развитию клиента.

Смысл же и основная цель психотерапии, с точки зрения этого учёного-аналитика, в предоставлении клиенту пространства для до-формирования своих прерванных процессов развития. Таких процессов у клиента всегда множество. Связаны они с тем, что в своё время ребёнку не было дано достаточно условий для полноценного развития всех своих личностных качеств, потребностей, нужд, желаний и чувств. Так или иначе, родители фрустрировали ребенка своими запретами, холодностью, обесцениванием и другими деструктивными проявлениями своего поведения.

Что бывает, когда одна или несколько функций Я-объекта нарушены?

Кохут говорит, что из тех детей, у которых не было хороших Я-объектов, вырастают личности с проблемати в Эго-идентичности, то есть те, кто составляют основной контингент психотерапевтов.

Что же делать? Ведь клиенты уже состоялись как личности и их прошлого не изменить? Возможно ли дорастить клиента, восстановить его несформировавшиеся Эго-функции?

Да, возможно, посредством появления в жизни клиента Я-объекта и создания продуктивной Я-объектной связи.

Таким Я-объектом для клиента становится терапевт. Терапевт «подчищает» родительские ошибки и промахи в контакте с ребенком.  Х. Кохут говорит, что правильно будет не продолжать фрустрировать клиента «отзеркаливанием» либо молчанием, а эмпатийно откликнуться на его переживания. Тогда в  психотерапии у клиента появляется возможность заново выстроить с психотерапевтом Я-объектную связь. Х. Кохут говорит про необходимость формирования в психотерапии Я-объектного переноса, когда все функции Я-объекта будут спроецированы на психотерапевта.

  Нужно ли для этого психотерапевту что-то делать специально?

Формирование Я-объектного переноса – естественный для клиента процесс. Если психотерапевт эмпатийный и принимающий настолько, что позволяет клиенту регрессировать к своим более ранним возрастам, то формирование Я-объектного переноса запускается автоматически. Психика клиента будет требовать до-развития тех прерванных процессов, которые когда-то были фрустрированы «холодными» родителями. И здесь психотерапевту понадобятся все ранее перечисленные отсутствующие в жизни клиента родительские функции: контейнирование,   авансирование,  поддержка, принятие.

Психотерапевту необходимо эмпатийно откликаться на переживания клиента, помогать ему образовывать в психотерапевтическом пространстве Я-объектную связь, контейнировать его сильные чувства.. Тогда клиенту будет предоставлена возможность в до-формировании себя самого, в до-развитии собственной эмоциональности, в до-собирании недостающего психико-энергетического ресурса.

 Терапия не должна останавливаться на уровне отношения с клиентом Родитель - Маленький ребенок.  Клиент, подобно ребенку, постепенно «подрастает» в процессе терапии. И вот тут начинается пространство для фрустрации, которая позволяет ребенку в жизни и клиенту в терапии столкнуться с правилами и ограничениями этого мира, разочароваться в нем, принять его несовершенство, разочароваться в иллюзиях относительно мира и родительских фигур, пережить это разочарование и встретиться с реальным миром и реальными Другими.  И вырасти.

Для иногородних возможна консультация и супервизия по скайпу. 

Скайп

Login: Gennady.maleychuk

  Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Опубликовано: , 2445 просмотров
Подписаться2325
Подписаться2325
Поделиться87СохранитьЕщё...

Комментарии

Отличная статья! Только вот это место:
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Нужно ли для этого психотерапевту что-то делать специально? В принципе нет.
вызывает некоторые сомнения. Как минимум, пт нужно понимать вещи, описанные в этой статье, ну и оставлять такие возможности клиенту, не лишать их. Даже по форуму видно, что это часто не понимается: возьми ответственность на себя, и все, не понимая и не желая понимать, что некоторые вещи невозможно форсировать и что не пережив "более ранний опыт" нельзя успешно справиться со следующим.
№1 | 31 мая 2015
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Айрен! Соглашусь с Вами. И внесу коррективы)
№2 | 31 мая 2015
Ухова Татьяна Михайловна
Психолог, Врач-невролог Семейный психолог - г. Краснодар
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Терапия не должна останавливаться на уровне отношения с клиентом Родитель - Маленький ребенок.
Согласна с Вами.
Создаётся у меня ощущение, что довольно часто психотерапевты и особенно психоаналитики не очень хотят отпускать клиента из этой позиции.
Я сталкивалась с такими клиентскими описаниями терапии, когда клиент просит перейти на одно занятие в неделю, а пт говорит, что надо три или два.
Или когда клиент говорит, что хочет завершить терапию, а ПТ возражает, объясняя, что три года в терапии - это ещё маленький срок.

Для меня это схоже с ситуацией не отпускающего родителя, который не верит, что его ребёнок в силах справиться и без него, а соответственно, не даёт взрослеть, хронически инфантилизируя своего клиента.
Спасибо за статью, Геннадий Иванович, как всегда заставляет задуматься.
Ждём новых работ)
№3 | 31 мая 2015
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Вы читаете мои мысли, Татьяна Михайловна! Думал об этом, когда писал))) Думаю написать о "терапевтическом использовании"
№4 | 31 мая 2015
Светлана Поднебесная
Психолог, Онлайн-психолог - г. Москва
Спасибо, Геннадий Иванович, за статью! Очень откликается, мои размышления об этом в последнее время.
№5 | 31 мая 2015
Лариса Бандура
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн-психолог - г. Одесса (Украина)
Ой, спасибо, Геннадий Иванович за статью! Очень вовремя. Я как раз сейчас раздумываю об одном своем агрессивном клиенте. Очень отозвались эти строки.
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Психика клиента будет требовать до-развития тех прерванных процессов, которые когда-то были фрустрированы «холодными» родителями. И здесь психотерапевту понадобятся все ранее перечисленные отсутствующие в жизни клиента родительские функции: контейнирование,   авансирование,  поддержка, принятие.
Психотерапевту необходимо эмпатийно откликаться на переживания клиента, помогать ему образовывать в психотерапевтическом пространстве Я-объектную связь, контейнировать его страхи. Тогда клиенту будет предоставлена возможность в до-формировании себя самого, в до-развитии собственной эмоциональности, в до-собирании недостающего психико-энергетического ресурса.
Здесь вы пишите про страхи клиента, я думаю, то же самое можно сказать и про агрессию клиента, то что я умею ее контейнировать оказывается важным для клиента...
№6 | 31 мая 2015
Сверчков Михаил Борисович
Психолог, Психоаналитическая психотерапия - г. Москва
Спасибо за интересную статью, Геннадий Иванович. Вы неизменно выбираете темы наиболее важные для психотерапии и стремитесь обосновать свои взгляды на проблему, используя различные психотерапевтические подходы, в том числе - психоанализ. Согласен, с тем, что Х.Кохут с его эмпатическим подходом обогатил психоаналитическую теорию и практику, особенно в плане работы с пограничными пациентами. В связи с этим мне не очень понятно это высказывание Кохута (а может и не Кухут это сказал?))) :
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Кохут говорит, что из тех детей, у которых не было хороших Я-объектов, вырастают невротические личности, то есть те, кто составляют основной контингент психотерапевтов.

Невротики не так уж и часты в психотерапии сегодня, а вот нарциссические и пограничные пациенты , по-моему составляют основной контингент .

Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Если у ребёнка была мать, которая испытывала искреннюю радость от первых достижений своего малыша, контейнировала его неудачи верой в растущие способности и успех, принимала и любила его, то у такого ребёнка во взрослом возрасте будет стабильное позитивное самоотношение, его идентичность будет целостной и непротиворечивой.
Здесь тоже вопрос возникает: а отец имеет хоть какое нибудь отношение и влияние к формированию целостной идентичности?

Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Так или иначе, родители фрустрировали ребенка своими запретами, холодностью, обесцениванием и другими деструктивными проявлениями своего поведения.
Тут хотелось бы добавить, что ребенка фрустрирует не только "холодность" и запреты родителей, но и их инцестуозность.
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Терапевт, руководствуясь психоаналитическим предписанием нейтральности, загоняет клиента «в угол» повторения своих типичных детских реакций.
Хочется здесь напомнить, что идеализация эмпатии (безграничной) как основного инструмента в работе с пациентом тоже приводила Кохута и американских интерсубъективистов "в угол", но уже другой . Кохут отказывался от конфронтации и интерпретации агрессии пациента, возникающей при обнаружении границ в отношениях с аналитиком, что заводило психотерапию в тупик "навязчивого повторения" и останавливалась как раз на том самом уровне, о котором вы здесь пишите:
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Терапия не должна останавливаться на уровне отношения с клиентом Родитель - Маленький ребенок. Клиент, подобно ребенку, постепенно «подрастает» в процессе терапии. И вот тут начинается пространство для фрустрации, которая позволяет ребенку в жизни и клиенту в терапии столкнуться с правилами и ограничениями этого мира, разочароваться в нем, принять его несовершенство, разочароваться в иллюзиях относительно мира и родительских фигур, пережить это разочарование и встретиться с реальным миром и реальными Другими. И вырасти.

Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Формирование Я-объектного переноса – естественный для клиента процесс. Если психотерапевт эмпатийный и принимающий настолько, что позволяет клиенту регрессировать к своим более ранним возрастам, то формирование Я-объектного переноса запускается автоматически.

Это открытие не Кохуту принадлежит, а Фрейду : он писал, что для того, чтобы перенос сформировался терапевту делать ничего не нужно, только "сочувственно"(по Кохуту - эмпатийно) слушать пациента.
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Психика клиента будет требовать до-развития тех прерванных процессов, которые когда-то были фрустрированы «холодными» родителями.
Или "горячими"родителями, не соблюдающими границ, инцестуозными. Чаще бывает то горячо, то холодно, "то прижмут, то отшвырнут".

Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Терапия не должна останавливаться на уровне отношения с клиентом Родитель - Маленький ребенок. Клиент, подобно ребенку, постепенно «подрастает» в процессе терапии. И вот тут начинается пространство для фрустрации, которая позволяет ребенку в жизни и клиенту в терапии столкнуться с правилами и ограничениями этого мира, разочароваться в нем, принять его несовершенство, разочароваться в иллюзиях относительно мира и родительских фигур, пережить это разочарование и встретиться с реальным миром и реальными Другими. И вырасти.
№7 | 31 мая 2015
Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
Благодарю Вас Геннадий Иванович, за интересную грамотную статью. Мои личные знания и практика полностью согласны с мнением, выраженным в статье.. Все остальные ньюансы -из разряда индивидуальных случаев, возможно и исключений.
еще раз спасибо и удачи Вам во всем!
С уважением Татьяна.
№8 | 31 мая 2015
Татьяна Силаева
Психолог, Медицинский-клинический психог - г. Валенсия (Испания)
Сверчков Михаил Борисович писал(а):
Невротики не так уж и часты в психотерапии сегодня, а вот нарциссические и пограничные пациенты , по-моему составляют основной контингент .

Извините, Михаил Борисович. Вы имеете право так думать. А мы, читатели. имеем право не соглашаться с Вашим мнением. Не правда ли?
Всего Вам наилучшего!
№9 | 31 мая 2015
Главацкая Ирина Викторовна
Психолог, Супервизор, Индивидуальная-и-семейная терапия - г. Одесса (Украина)
Спасибо. Хочется подробного продолжения про
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
И вырасти.
№10 | 31 мая 2015
Ветошко Александра Владимировна
Психолог - г. Брест (Беларусь)
Геннадий Иванович, меня картинка зацепила. Возникла метафора, что клиент видит себя огрызком,а терапевта он видит красивым яблоком) Может ли яблоко понять огрызок? И может ли огрызок стать яблоком? Или огрызок может считать себя не хуже яблока? Хотя на самом деле и клиенты и терапевты "покусанные", больше или меньше...
Спасибо за статью и за иллюстрацию.
№11 | 31 мая 2015
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Саша, Терапевт - это зеркало, а не отражение в зеркале! И оно (зеркало-терапевт) отражается клиента целым, красивым яблоком!
№12 | 31 мая 2015
Ветошко Александра Владимировна
Психолог - г. Брест (Беларусь)
Свет мой зеркальце?))))))
№13 | 31 мая 2015
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
клиент видит себя в терапевте - зеркале не как огрызок яблока, а как целое. красивое яблоко)
№14 | 31 мая 2015
Ветошко Александра Владимировна
Психолог - г. Брест (Беларусь)
Я поняла с первого раза)))
№15 | 31 мая 2015
Тугарина Ирина Васильевна
Психолог, Экзистенциальный анализ - г. Москва
Спасибо за очередную, крайне познавательную и полезную статью, Геннадий Иванович.
М.Бубер писал о важности отношений для становления и развития Я, когда
"Я" находит себя рядом с "Ты".
Терапевтическая важность Другого ( "Ты") еще и в том, чтобы не только принимать клиента таким как он есть, но и увидеть его потенциал.
Виктор Франкл приводил в своей книге такой пример:
«Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Но если мы рассматриваем его таким, каким он должен быть, мы даем ему стать таким, каким он мог бы стать». Знаете, кто это сказал? Не мой инструктор по пилотированию, и даже не я. Это сказал Гете». Франкл.....
№16 | 1 июня 2015
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Благодарю, Ирина Васильевна!
№17 | 2 июня 2015
Геннадий Иванович, спасибо большое за статью!

возьми ответственность на себя, и все, не понимая и не желая понимать, что некоторые вещи невозможно форсировать
Айрен, спасибо, что написали об этом. Я думала, что категоричность советов типа "хватит быть инфантильным, откажись от вторичных выгод детской позиции и возьми ответственность за свою жизнь" в комментариях и статьях психологов, раздражает только меня. Как будто бы клиент сам не догадывается о том, что у него инфантильная позиция, и если бы он мог вот так просто взять и выйти из нее, то не сделал бы этого. Мне это напоминает психологические советы фобам в стиле "не бойся, твои страхи не рациональны" и ожиданий, что человек от таких "бесценных" советов перестанет бояться.
№18 | 3 июня 2015
Главное,чтобы терапевт распознавал яблочные послания к своему яблочному образу со стороны клиента, а то два нарцисса встретятся и не получат "глубины эмоционального переживания"). Распознавание из каких голов: шизойдной,невротической или нарциссической дает послание клиент к терапевту важный момент ва терапии. Спасибо за статью и спасибо в комментариях Ветошко А.В., за метафору огрызки-яблоки)!

№19 | 15 июня 2015
Полетаева Виктория Васильевна
Психолог, Психоаналитик - г. Новосибирск
Спасибо, за статью.
Правда, добавить нечего.
С ув. Виктория.
№20 | 15 июня 2015
Марина Колёскина (Алёшина)
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Сочи
Глубоко и интересно! Спасибо.
№21 | 15 июня 2015
Алёна Авсянкина
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
Геннадий Иванович, мне очень нравится Ваш авторский стиль и почерк. Вопросы какой глубины Вы поднимаете и каким "лёгким" словом излагаете свои тексты. Читается с удовольствием! Спасибо!
№22 | 11 ноября 2016
Геннадий Малейчук
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
Спасибо, Алена!
№23 | 11 ноября 2016
Нещадим Дмитрий Владимирович
Психолог, Психоанализ Член ЕКПП - г. Новосибирск
Хорошая статья, коллега! Спасибо вам))
№24 | 20 ноября 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 9712e Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз