Почему важно играть?

Автор статьи: Психолог

В детстве я отвечала себе на этот вопрос примерно так: "Потому что  ребёнок учится когда играет". Да, так и есть. Мозг учится думать. Руки - брать и держать. Ноги - бегать, прыгать, переступать. Глаза, уши, язык, нос и кожа - всё учится и, в свою очередь, учит голову. Потому что мозг - это процессор, а растущее тело и органы чувств - это клавиатура, мышь и шнур питания. Когда выпадает какая-то функция "ввода информации" процесс мышления сильно меняется.

Теперь представим себе, что будет, если ребёнка в 3 года посадить за парту и начать учить как школьника. Посмотрите на своих детей или вспомните их в том возрасте. Это вообще возможно?

Однако, дети не просто увеличиваются в размерах к семи годам. Они учатся иначе думать, объем их внимания растёт, и постепенно они смогут выполнять задания, концентрируясь на том, что говорит и делает учитель в течение 30-40 минут. Эти изменения происходят не сами по себе, а за счёт активной развивающей работы, которую мы называем игрой.

В игре всегда есть сюжет и герои. Даже когда малыш сидит и делает задание по клеточкам у него в голове рисуется сказка. Это слышно у детей 2.5-3 лет, когда они думают вслух. Получается такая история "что вижу, то пою".

Главный герой в этом возрасте - сам ребёнок. Потому что он ещё не открыл для себя мир общения.

Дальше роли будут распределяться, сюжет усложнится и станет не таким понятным для взрослых. Если раньше мозг учили руки-ноги, то теперь подключаются ещё и внешние социальные взаимодействия. Естественно, раньше ребёнку был дан ещё и целый первый год жизни на главное - эмоциональный контакт с мамой. И это тоже игра. Помните "ку-ку", "где у тебя носик", "где у мамы глазки"?

Так вот... Сажая малыша за стол и предлагая что-то сделать, мы должны понимать, что игра - это единственная форма деятельности, в которой возможно его развитие. Можно заставить выполнить задание, но оно ему ничего толком не даст если ребёнку скучно, он хочет сбежать и заняться своими делами.

Поэтому вся система дошкольного образования строится на игре. И не зря на каждой страничке хороших тетрадок присутствуют какие-то персонажи, и ребенку предлагается, например, им помочь, а педагогу или родителям сначала дать малышу что-то из предметных игр, карточек, игрушек.

Самая важная часть детских игр - это свободное взаимодействие разновозрастных детей, когда малыши имеют возможность наблюдать за старшими. Дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, взаимодействовать, договариваться. В активных играх работает тело, а голова соображает, удерживая в памяти правила игры и реализуя их. Поэтому ваш ребёнок получит много пользы от любой деятельности, которую он свободно выбрал сам, когда окружающие условия удовлетворяют его возрастные потребности. В 2-3 года - это насыщенная предметная среда, заинтересованные взрослые и немножко сверстников. В 3-6 лет - это  близкий взрослый где-то в зоне досягаемости и другие дети разных возрастов. В старину это часто были бабушки, сейчас - воспитатели, няни или родители. При этом у детей должно быть время на свободную игру. Дальше в 6-7 лет - это наставник. Подрастая и осваивая новые дела ребёнок никогда не перестанет играть и это чудесно.

 

Опубликовано на сайте: 6 июля 2021,  67 просмотров
Поделиться1В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться44
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Круг доверия и заботы
"Я всем запретила лезть к ребёнку. Они же ничего не читали, накормить могут не тем, посадить на колени, берут не правильно, сюсюкают с ним. Пусть лучше только я буду с ним. Зато всё как мне надо" ...
Ругаться при ребенке?
Да. Потому что мы все живые люди и конфликт - это один из видов взаимодействия, когда есть разногласия. Замалчивать недовольство, раздражаться, копить и проглатывать гнев и обиду - это не здорово. Нужно ...
Зачем тебе ребёнок?
Мотивов рожать и растить детей может быть множество. И у каждого из нас их не по одному - это нормально и хорошо. Есть ли у тебя дети или ещё нет - это не важно. Подумай, вспомни себя на разных этапах ...
Личные границы ребенка
"Если вам кажется, что ребёнок вас не слышит, скорее всего вы его тоже сейчас не слышите". Ребёнку необходимы не только правила и демонстрация того, что границы есть у других, но и помощь в формировании ...
Ребенок не убирает за собой
Это раздражает и оставляет ощущения безнадёжности и бессилия. Это точно не потому что он вас не любит и ему наплевать. Почему так может быть? 1. Между вами нет договорённости, они формальные или в них ...
Рекомендуем почитать
"Мама не уходи!" или Как говорить «Пока» ребёнку от 1 до 3 лет маме, уходящей на работу
Ребёнку от 1 до 3 лет: В этом возрасте ребёнок не понимает ваших объяснений, куда, зачем и когда вы вернётесь. Слова здесь вам не помощники. В этом возрасте дети сложнее всего расстаются с мамами. Его ...
Мария Бостен
Какой я родитель?
Я хороший родитель? «Хорошая мама» или «хороший папа» - понятия очень относительные…. У каждого, кто их слышит, в голове возникает свой образ абстрактного хорошего родителя. ...
Мария Живакова
О неэффективных, хотя весьма распространенных методах воспитания дисциплинированности ребенка
Данная статья – продолжение разговора об основных способах дисциплинирования ребенка и составляющая цикла статей «Почему ребенок не слушается».Сегодня - разговор об неэффективных способах ...
Наталия Фомина
Вы увидели, что кто-то ударил вашего ребенка, что будете делать ?
Несколько недель назад я наблюдал, как бьют моего ребенка. Сыну 6 лет. Мы поехали купаться. Ребенок плещется в воде в надувном круге, я сижу на берегу и контролирую происходящее. К моему сыну подплывать ...
Богомолов Евгений
Человек играет с рождения
Человек играет с рождения и делает это на протяжении всей своей жизни. Сначала он играет детскими игрушками, а потом взрослыми. Детские игрушки помогают развиваться, изменять настроение, делать открытия, ...
Елена Бархатова
ebb57
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»