В детстве я отвечала себе на этот вопрос примерно так: "Потому что ребёнок учится когда играет". Да, так и есть. Мозг учится думать. Руки - брать и держать. Ноги - бегать, прыгать, переступать. Глаза, уши, язык, нос и кожа - всё учится и, в свою очередь, учит голову. Потому что мозг - это процессор, а растущее тело и органы чувств - это клавиатура, мышь и шнур питания. Когда выпадает какая-то функция "ввода информации" процесс мышления сильно меняется.
Теперь представим себе, что будет, если ребёнка в 3 года посадить за парту и начать учить как школьника. Посмотрите на своих детей или вспомните их в том возрасте. Это вообще возможно?
Однако, дети не просто увеличиваются в размерах к семи годам. Они учатся иначе думать, объем их внимания растёт, и постепенно они смогут выполнять задания, концентрируясь на том, что говорит и делает учитель в течение 30-40 минут. Эти изменения происходят не сами по себе, а за счёт активной развивающей работы, которую мы называем игрой.
В игре всегда есть сюжет и герои. Даже когда малыш сидит и делает задание по клеточкам у него в голове рисуется сказка. Это слышно у детей 2.5-3 лет, когда они думают вслух. Получается такая история "что вижу, то пою".
Главный герой в этом возрасте - сам ребёнок. Потому что он ещё не открыл для себя мир общения.
Дальше роли будут распределяться, сюжет усложнится и станет не таким понятным для взрослых. Если раньше мозг учили руки-ноги, то теперь подключаются ещё и внешние социальные взаимодействия. Естественно, раньше ребёнку был дан ещё и целый первый год жизни на главное - эмоциональный контакт с мамой. И это тоже игра. Помните "ку-ку", "где у тебя носик", "где у мамы глазки"?
Так вот... Сажая малыша за стол и предлагая что-то сделать, мы должны понимать, что игра - это единственная форма деятельности, в которой возможно его развитие. Можно заставить выполнить задание, но оно ему ничего толком не даст если ребёнку скучно, он хочет сбежать и заняться своими делами.
Поэтому вся система дошкольного образования строится на игре. И не зря на каждой страничке хороших тетрадок присутствуют какие-то персонажи, и ребенку предлагается, например, им помочь, а педагогу или родителям сначала дать малышу что-то из предметных игр, карточек, игрушек.
Самая важная часть детских игр - это свободное взаимодействие разновозрастных детей, когда малыши имеют возможность наблюдать за старшими. Дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, взаимодействовать, договариваться. В активных играх работает тело, а голова соображает, удерживая в памяти правила игры и реализуя их. Поэтому ваш ребёнок получит много пользы от любой деятельности, которую он свободно выбрал сам, когда окружающие условия удовлетворяют его возрастные потребности. В 2-3 года - это насыщенная предметная среда, заинтересованные взрослые и немножко сверстников. В 3-6 лет - это близкий взрослый где-то в зоне досягаемости и другие дети разных возрастов. В старину это часто были бабушки, сейчас - воспитатели, няни или родители. При этом у детей должно быть время на свободную игру. Дальше в 6-7 лет - это наставник. Подрастая и осваивая новые дела ребёнок никогда не перестанет играть и это чудесно.