Психосоматика изучает, как телесные физиологические реакции тела на стрессовые ситуации связаны с психикой и возникновением конкретного заболевания.
В современной психосоматике (Р. Барнаи, Ж. Рено и др.) представлено понимание того, как естественные, природные реакции тела на стресс находят своё отражение в психике, и какие факторы (психоэмоциональные, ценностные) способствуют или препятствуют тому, чтобы возникло заболевание или наоборот стало более активно происходить восстановление организма. Теперь обо всем по порядку.
Стресс — это естественная реакция организма на ситуацию, в которой не удовлетворяется какая-то из потребностей (они подробно описаны А. Маслоу). Какие это потребности? Если обобщить, то это:
- выживание,
- безопасность,
- любви и нахождения своего места в социуме,
- в признании и уважении,
- персонального смысла и самореализации (духовная потребность).
Потребности сами по себе “вшиты” в наше тело, и если какая-то из потребностей не удовлетворяется, то мы ощущаем фрустрацию, т.е. состояние, когда потребность не удовлетворена. В принципе, человеку не так много надо, но у нас есть еще и психика. И если потребность в безопасности закрывается при наличии любой крыши над головой, но не для каждого из нас это будет однокомнатная хрущевка. Так к потребностям приплюсовывается желание от ума и человек хочет жить в Москве, купить там квартиру за несколько десятков миллионов рублей. С этой целью он строит карьеру, берет кредит или ипотеку, чтобы жить в квартире, диктуемой его желанием, но если его неожиданно увольняют, то организм этого человека включает стресс до момента, пока не будет найдена работа и вновь не появится возможность выплачивать займ за жильё.
Пока человек ищет подходящую работу, его организм вошел в полосу стресса, о чем свидетельствует: беспорядочная, “на нервах”, малорезультативная физическая активность, холодные конечности, хаотичное мышление, снижение аппетита, бессонница, эмоциональная аффективность. Человек может испытывать гнев или страх, тревогу за будущее или раздражение/обиду на уволившее его руководство и пр.
Стресс проходит в две стадии: первая стадия — конфликтная, вторая — постконфликтная. Первая, конфликтная стадия завершается тогда, когда найдено решение проблемной ситуации, и неудовлетворенная потребность закрылась хотя бы частично. Этой стадии соответствуют описанные выше симптомы, и именно на этой стадии закладываются предпосылки заболевания, возникновение или не возникновение которого зависит от многих факторов, таких как:
- воспринял ли человек проблемную ситуацию как шок из-за эффекта неожиданности;
- воспринял ли человек проблемную ситуацию как представляющую угрозу, несущую опасность;
- переживал ли он её сам в себе, ни с кем не делясь, длительное время не находя решение по выходу из проблемной ситуации, когда стресс уже успел перейти в дистресс, который можно охарактеризовать как мучительное страдание от нереализованной потребности/желания.
Ну и конечно, наследственный фактор играет здесь тоже немаловажную роль, потому что гены — это не только внешность и преемственность (папа лётчик и сын лётчик, папа пьёт и сын пьёт), но и обусловленность психоэмоционального реагирования на стресс, схожим с родственниками образом.
Когда первая, конфликтная стадия завершается, т.е. находится решение, фрустрированная потребность удовлетворяется хотя бы частично, то организм переходит во вторую, постконфликтную или восстановительную стадию. Для этой стадии характерны: сниженная физическая активность, медлительность в речи и мышлении, сонливость, повышенный аппетит, горячие конечности, может возникнуть отёчность. В этот период ничего не хочется делать, но это и понятно, ведь организм начал самовосстановление. И вся ирония в том, что именно на второй, постконфликтной стадии могут проявиться симптомы конкретного заболевания, на ликвидацию которых направлены все старания современной медицины. Однако, как заболевание связано с проблемной ситуацией, которая оказала на человека психотравмирующее воздействие, и на которую человек отреагировал именно таким образом, остается за кадром.
Иногда приходится слышать мнение, мол, болезни возникают из-за “негативных” мыслей и эмоций. Но это не совсем так, поскольку эмоции появляются уже после того, как произошла физиологическая реакция организма на стрессовую психотравмирующую ситуацию, и служат они для оценки ситуации, чтобы на уровне психики было понятно, что происходит. Если человек злится, то это свидетельствует о том, что есть кто-то или что-то причиняющее боль. Думаю понятно, что речь идет не сколько о боли физической, сколько о душевной, которая может стать результатом чьих-то действий или резко сказанных слов. Если человек испытывает чувство вины, то это говорит о том, что он чувствует себя поступившим по отношению к кому-то или в чем-то не справедливо, неправильно, не так, как должен был поступить добропорядочный гражданин. Т.е. эмоции и мысли — это следствие уже запущенной биологической программы организма на стрессовую ситуацию.
Поскольку главное для тела — это выжить во чтобы то ни стало, то в момент стресса в организме запускаются процессы, которые призваны помочь справиться со стрессовой ситуацией, преодолеть её. И тут опять вся ирония в том, что таковых способов у организма не так уж и много. Укладываются они в основном в категории: “нападай”, “убегай”, “замри” и “притворись, что тебя здесь нет, возможно тогда опасность тебя не заметит и пройдет мимо” и т.п. При этом в первой, конфликтной стадии стресса, когда симптомы не столь ярко выражены, в организме может начаться рост тканей (опухолевые процессы в фазе роста) или изъязвление тканей, их отмирание (Матвеев О. “Психика, мог, тело: глубинные причины болезней. Справочник клинического психолога”). Но поскольку конфликт не разрешается до конца на первой, конфликтной стадии, иначе, остается на уровне психики, то на второй, постконфликтной стадии обнаруживаются ярко выраженные симптомы. Если бы человек своевременно разрешил конфликт на первой, конфликтной стадии, тогда организм перешел бы во вторую, постконфликтную стадию и завершил восстановление до конца. У нас у каждого есть раковые клетки, количество которых может начать увеличиваться, могут начать расти микроопухоли как реакции на стрессовую, психотравмирующую ситуацию, но до заболевания может не доходить, потому что конфликт не достигает той тяжести и глубины, а своевременно завершается на первой, конфликтной стадии, когда микроопухоли еще не успевают разрастись.
Возникает вопрос: зачем организму растить опухоль? Как это связано с природной логикой организма “помочь выжить, во чтобы то ни стало”? Природная логика организма следующая: для того, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию (в случае с опухолями) нужно усилить функцию тканей, а затем, когда ситуация спадет на нет, разрушить опухоль с помощью микроорганизмов. Если в общих чертах, то такова логика организма, и лично мне эта позиция представляется более ясной, нежели мнение, что болезни возникают не с того ни с сего, без видимой на то причины. Но тут нужно отметить один важный момент: в организме такого рода программы сформировались для жизни в условиях дикой природы, когда опасность вот она — перед носом и надо что-то предпринимать, причём безотлагательно. Но в условиях “каменных” джунглей, да и при наличии психики (а это мышление, память, воображение, представление), когда человек может начать испытывать страх при мыслях о своём беспросветном будущем или о будущих ситуациях, его пугающих и т.п., то конфликт так и остается на уровне психики и не разрешается на первой, конфликтной стадии. Оттого болезни могут становиться хроническими или переходить в запущенную форму, в которой они тяжело поддаются лечению.
Какова связь между физиологическими реакциями и психикой? Рассмотрим это на примере сахарного диабета. Какова биологическая программа этого заболевания? Сахар накапливается в крови, но не транспортируется в мышцы, потому что поджелудочная железа не вырабатывает инсулин. Зачем организм накапливает сахар в крови? Сахар накапливается к ситуации, когда нужно прямо сейчас с кем-то физически сразиться. Сахар разом поступает в мышцы, снабжая их энергией, помогая телу справиться со стрессовой ситуацией, справиться с объектом, представляющим угрозу. Когда конфликт исчерпал себя, то организм начинает восстанавливать сам себя. У больного сахарным диабетом тело с кем-то “сражается”, оказывает сопротивление на уровне психики, и это проявляется в каких-то неразрешенных конфликтах, воспоминаниях о прошлых обидах, несправедливом отношении к себе, гневе на кого-то и пр. Инсулин не вырабатывается, потому что для разрешения конфликта в голове он не нужен, нужно провести работу над причинами и произвести психологическую проработку конфликта. Оттого мозг и не вырабатывает инсулин, потому что ПРЯМО сейчас сражаться не с кем. Сражение осуществляется на уровне психики, виртуально, но организм, обратите внимание, приведен в постоянную боевую готовность сражаться и оказывать сопротивление так, как будто он пребывает в условиях дикой природы, и объект угрозы прямо перед его носом.
Что нужно сделать для того, чтобы начать двигаться к выздоровлению (несмотря на то, что сахарный диабет тяжелое заболевание с неоднозначным прогнозом, затрагивающее многие органы и системы организма)? Завершить конфликт на уровне психики, проработать его.
В своё время я изучал религию и долго не мог понять некоторые цитаты Иисуса Христа относительно подставить другую щеку. Теперь я понимаю о чем это. Ведь в социальной среде, в каменных джунглях организм, приведенный в боевую готовность сражаться, сопротивляться, уничтожать объект угрозы, физически все равно этого не сделает, потому что это асоциальное поведение, и человека быстро упрячут куда подальше. Остается учиться реагировать так, метафорически, “подставлять другую щёку”, иначе говоря, своевременно разрешать конфликт на первой, конфликтной стадии, чтобы он не разрастался и не приводил к психосоматическим заболеваниям, к которым с каждым днём относят всё больше и больше недугов.
Приглашаю вас в онлайн-клуб медитации и развития осознанности на базе интроспективной психологии:
https://albertzayneev.ru/psy/club