Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29787 специалистов из 970 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Психологическое насилие над ребенком: удар словом

От автора: В написании статьи принимал участие Цымбал Е.И.

Вопросы  воздействия на ребенка в процессе воспитания много обсуждаются родителями и специалистами их разных областей. И чаще всего все сводится к вопросу: бить или не бить? И каждый родитель решает  для себя сам, исходя из личного детского опыта. Мое мнение, как специалиста, – физические наказания имеют  краткосрочный  эффект «видимого подчинения», но оставляют в большинстве случаев глубокие рубцы на личности ребенка, которые остаются на всю жизнь.

В этой статье мне бы хотелось коснуться другого вида насилия – психологического. Это такой вид насилия, который может быть незаметен с первого взгляда, он не привлекает внимания окружающих, он может быть «тихим», но отравляет отношения маленького человека и взрослых, формируя пропасть отчуждения и непонимания.

Психологи выделяют  5 основных форм психического насилия:

ОТВЕРЖЕНИЕ проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить что-либо от родителей

При ИЗОЛЯЦИИ взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться даже контакты с другим родителем. У ребенка возникает впечатление полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

ТЕРРОРИЗИРОВАНИЕ проявляется в постоянной вербальной агрессии, регулярных обзывательствах, словесных унижениях, угрозах со стороны взрослого ( в том числе, заявления отказаться от ребенка), что создает  у ребенка чувство страха, тревоги, и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о ребенке.

При ИГНОРИРОВАНИИ взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым ( отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психологической патологии родителя.

РАЗВРАЩЕНИЕ проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или  прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптировнным.

Родители, не способные к конструктивному взаимодействию с ребенком, не получают удовлетворения от общения с ним, они понимают, что допускают ошибки при воспитании. Однако вновь- и вновь их повторяют. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься  как неразрешимые проблемы.

Если родители неспособны объективно оценить ситуацию, выбрать правильную педагогическую тактику и последовательно претворять ее в жизнь. В результате общение с ребенком для них оказывается постоянно связанно  с отрицательными эмоциями, вследствие чего формируется отвержение ребенка, восприятие его как неблагодарного, не ценящего заботы родителей, стремящегося досадить им. Преобладание негативных эмоций, постоянная неудовлетворенность также ведут к тому, что обычные педагогические трудности начинают восприниматься как неразрешимые проблемы. Родители, испытывающие подобные чувства, значительно чаще используют наказание, рассматривая его как универсальное средство педагогического воздействия, в конечном итоге целью воспитания они начинают считать облегчение своей жизни, а не развитие и социализацию ребенка.

            Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдаленные последствия, которые также зависят от возраста, когда ребенок пострадал от этого вида жесткого обращения. Психологам хорошо известно, что эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их заменяющими, в первые годы жизни являются важнейшим условием для его нормального психического и физического развития.

Недостаток или отсутствие такой эмоциональной поддержки, психическое насилие вызывают существенные психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться много лет спустя в подростковом возрасте. Нередко эти дети, вырастая, оказываются плохими родителями, не могут установить эмоционально теплые отношения с собственными детьми.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

  • отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
  • агрессивность;
  • импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
  • низкая самооценка и повышенная тревожность;
  • неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
  • трудности в общении со сверстниками

 В большинстве случаев психологического насилия имеют место словесные оскорбления ребенка, его негативная оценка со стороны родителей или воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых становится низкая самооценка ребенка. Отсутствие эмоционального контакта с родителями вынуждает его искать альтернативные способы отреагирования эмоций: от бегства в мир фантазий до антиобщественного поведения и агрессии, направленной либо на окружающих, либо на себя. Однако таким путем не всем детям удается стабилизировать свое эмоциональное состояние, поэтому у них нередко встречаются аффективные нарушения (депрессия, тревога).

  Психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родителей родительских прав или привлечения их к уголовной ответственности. Это связано с тем, что психическое насилие сложно выявить, еще сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом средства для защиты прав ребенка, поскольку в полной мере негативные последствия данного вида жестокого обращения проявляются спустя длительное время. Кроме того, отсутствуют четкие границы, отделяющие допустимые дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая дает основания для привлечения родителей к административной или уголовной ответственности либо является основанием для предъявления иска о лишении родительских прав. Остается надеяться только на просветительскую и профилактическую работу средств массовой информации и специалистов в вопросах детства.

                Наличие эмпатии к ребенку, чуткое отношение к его потребностям, возникновение у родителей положительных эмоций при общении с ним способствует формированию обоюдной привязанности, а так же более внимательному отношению к ребенку.  Такое конструктивное взаимодействие отвечает интересам ребенка и в то же время облегчает процесс воспитания. Данная статья попытка внести лепту в понимание обществом недопустимости психологического насилия над ребенком и расширения диапазона родительской компетентности.

 

 

 

 

 

 

Психолог - г. Москва
Опубликовано: , 7820 просмотров
Подписаться5
Подписаться5
Поделиться55СохранитьЕщё...

Комментарии

Шрамченко Евгения Васильевна
Психолог - г. Краснодар
Очень интересная и необходимая статья. Спасибо!
№1 | 27 сентября 2015
Мария Самохина
Психолог, Консультант - г. Саратов
Такая страшная вещь с такими сложно корректируемыми последствиями. И действительно, общество зачастую смотрит сквозь пальцы или игнорирует большинство видов психологического насилия. Так много еще нужно работать в этом направлении!
Большое спасибо за статью, абсолютно согласна с тем, что информация необходима к распространению!
№2 | 27 сентября 2015
Тимошенко Вероника Владимировна писал(а):
удар словом
это, частенько, куда больней ремня будет. И удобно-то как - хлестанул наотмашь, а следов никаких. Ну кто там этому ребенку на слово поверит? Да и вообще - ачотакова? Ну сказали ему пару ласковых о том, какой он не... и недо... - так для его же пользы. И чего там за такие
Тимошенко Вероника Владимировна писал(а):
глубокие рубцы на личности
Па-а-адумаешь, какие мы нежные.
№3 | 27 сентября 2015
В том то и дело, что в порыве эмоций родители часто не отдают себе отчет в силе влияния слова на ребенка(
№4 | 28 сентября 2015
Интересно, а почему в самом что ни на есть
№4 | Тимошенко Вероника Владимировна писал(а):
порыве эмоций
эти же самые родители распрекрасно
№4 | Тимошенко Вероника Владимировна писал(а):
отдают себе отчет
в своих словах и поступках (да что там - даже в выражении лица и тоне голоса) беседуя, к примеру, со своим начальником. Да и вообще с любым человеком, способным в ответ на вылитый ему на голову порыв эмоций выдать симметричной и увесистой обратной связи. А дети - дело другое. Им-то можно сказать (и сделать) практически все, что угодно, не опасаясь, что прилетит "ответка". И ведь действительно не прилетит. До поры, до времени.
№5 | 28 сентября 2015
Вероника Владимировна, спасибо Вам за статью.

№3 | wertgeim писал(а):
это, частенько, куда больней ремня будет.
Да, действительно, последствия психологического насилиям как правило гораздо серьезнее последствий физического насилия для личности ребенка. Особо страшно скрытое психологическое насилие и газлайтинг. Сплошь и рядом замечаю как родители манипулируют детьми, формирую у них чувство вины, сплошь и рядом вижу психологическое насилие в отношении детей, а то и самоутвержадаясь за счет детей отрабатывают свои собственные перенесенные травмы, родители сами не понимают, что тем самым разрушают личность и жизнь ребенка. И такую модель поведения родители как правило перенимают у своих родителей, не мало сталкиваюсь с такими случаями к сожалению.
№6 | 29 декабря 2016
№5 | wertgeim писал(а):
И ведь действительно не прилетит. До поры, до времени.
А вот когда наступает пора и прилетает обратка, родители удивляться потом когда дети вдруг не соответствуют их ожиданиям, мол такие они сякие, неблагодарные и так далее. А ведь в том как потом к ним относятся дети виноваты как правило сами родители которые напрочь отказывайся даже думать о том, что они сами виноваты.
№7 | 29 декабря 2016
Саратовцева Елена Викторовна
Психолог, Гипнолог Мастер НЛП - г. Москва
Да, тоже считаю, что это не лучше, а возможно и хуже насилия физического. И, как это ни странно, но кажется что в нашем обществе в целом к насилию над детьми отношение достаточно толерантное, а такая, не физическая форма многим кажется нормой. Это видимо передаваемая из поколение в поколение проблема. Те, кто столкнулся сам в детстве с насилием, позже начинают повторять родительское поведение. Но есть ведь и те, кто не передает это дальше, от обратно, старается не повторить пример родителей. Интересно в чем разница между первыми и вторыми?
№8 | 21 мая 2017
№8 | Саратовцева Елена Викторовна писал(а):
но кажется что в нашем обществе в целом к насилию над детьми отношение достаточно толерантное, а такая, не физическая форма многим кажется нормой.
Да, и у меня такое же складывается ощущение.

№8 | Саратовцева Елена Викторовна писал(а):
Те, кто столкнулся сам в детстве с насилием, позже начинают повторять родительское поведение. Но есть ведь и те, кто не передает это дальше, от обратно, старается не повторить пример родителей.
Повторение родительского поведения к сожалению более частое явление, был печальный опыт отношений с таким человеком. Но действительно встречаются и такие кто старается не повторять поведение родителей, я лично знаком с такими людьми. Разница между такими людьми (исхожу из своего личного опыта общения и отношений) я заметил в том, что у первых как правило отсутствует способность к эмпатии, сочувствии, сострадании, такие люди эмоционально холодны и эгоистичны, а вот во втором случае - обратная ситуация, они чувствительны, способны к эмпатии, заботятся о чужих чувствах поэтому стараются не причинять боль которую испытали сами, еще о втором человеке могу сказать, что она - творческая личность. Я вот подумал, что у первых мне кажется меньше вероятность наличия творческих способностей. А не может быть разница в том, что первые чаще всего люди с нарциссическим расстройством, а вот вторые с нарциссической травмой? Может еще разница быть в генетических особенностях характера? Получается, знаю двоих людей, у которых были очень похожие - токсичные детско-родительские отношения, а вот люди по качествам прямая противоположность друг-другу.
№9 | 22 мая 2017
Саратовцева Елена Викторовна
Психолог, Гипнолог Мастер НЛП - г. Москва
Pacific Breeze, большое спасибо за подробный ответ! Да, я тоже знаю таких людей, потому мне важно понять причины.
№10 | 22 мая 2017
Pacific Breeze, это плохо,но что делать если жертва ты?И живешь с родителями?Я наверное 2ой творческий тип
№11 | 13 июля 2017
Дулепина Ольга Александровна
Психолог, Сертифицированный гештальт-терапевт - г. Москва
статья - супер! спасибо, коллега! исчерпывающе
№12 | 2 августа 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий b0551 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз