Досрочное завершение длительной терапии случается по-разным причинам, и чаще всего это совокупность факторов, как со стороны клиента, так и со стороны терапевта. В этой статье я хочу рассказать о клиентских причинах, взгляд на которые может помочь более осознанно выстраивать отношение к прерыванию терапии с обеих сторон.
Причин ухода клиента из терапии может быть несколько:
1. Так называемый негативный перенос (О. Кернберг, Ф. Йоманс, Д. Кларкин. ТФП при пограничном расстройстве личности)
- когда клиент проективно размещает «ненавистные» внутренние репрезентации, или проще говоря образы, представления о себе в терапевта. И затем пытается отделиться от них, покидая терапию. При этом клиент переживает невозможность выражать агрессивные чувства в сторону терапевта, даже если терапевт приглашает это делать, подкрепляя непереносимое чувство одиночества.
- когда нейтральная позиция терапевта воспринимается клиентом, как безучастная или даже преследующая свои цели, и в сознании клиента нарастает бунт против такого отношения, что также может оставаться невыраженным, и клиент идет на крайнюю меру - покидает терапевта.
2. Страх привязанности. В интерпретации клиента привязанность может трактоваться как зависимость, или действительно переживаться через зависимые паттерны. А поскольку клиент хорошо знает, что ничем хорошим для него зависимость кончится не может, рвет отношения с терапевтом, чтобы избежать тревоги зависимого.
3. Нарциссические страхи. С развитием отношений клиент может почувствовать зависть и начать конкурировать с терапевтом, как будто терапевт более сильная фигура, поскольку стоит в позиции дающего, помогающего, а значит в сознании клиента власть в руках терапевта. Тревога иллюзорной униженности не дает клиенту видеть себя на равных с терапевтом, и единственный известный способ, которым клиент может «победить» терапевта, это уйти из контакта.
4. Страх причинить ущерб терапевту. Клиенты с мазохистической динамикой бояться отношениями с терапевтом причинить боль или разрушить терапевта. Срабатывает убеждение, что агрессивные и/или любовные импульсы, с которыми имеет дело терапевт, чрезмерны и губительны, поэтому легче покинуть кабинет и не причинять никому ущерб. Садистическая динамика в клиенте также стремится снизить интенсивность чувства вины и стыда за любые «неподходящие» проявления, а поскольку самостоятельно или в контакте отрегулировать чувства клиент не может, то поднимается тревога уничтожения, и тогда уход из терапии - это акт саморегуляции.
Многие другие причины прерывания терапии могут варьироваться, исходя из индивидуальной истории клиента. Например, невротическое покидание может быть способом отыгрывания травмы покинутости, а может быть способом преодолеть травму эмоционального захвата со стороны родителя.
В любом случае, мне кажется важным давать время себе и клиенту на осознание того, что разворачивается между вами в пространстве отношений, и не торопиться с выводами. Иногда нужны четкие границы, жесткая терапевтическая рамка, иногда постоянное валидирование чувств клиента, чаще всего и то и другое.
И конечно, нельзя не брать во внимание, что клиент имеет право закончить терапию в любой момент. Свободу волепроявления никто не отменял.
Считаю, что если повторяются такие случаи прерывания терапии, то это отличный повод для супервизии - поисследовать что и как происходить происходит..
Помню, своему почти-первому психологу я объясняла свою проблему с финансами, и в целом, что мне тяжело было до неё ехать (у меня были панические атаки). Но она в этот момент растерялась, не услышала, что это проблема. И я не смогла к ней больше приехать. Хотя она была первой, кто меня услышал, и было приятно впервые быть понятой и открыть свои чувства кому-то.
Было тяжело приезжать к ней, морально тяжело и немного физически. Останавливало чувство траты денег (которых было на тот момент не много), и телесное чувство дискомфорта от самой поездки. От неё - уезжала в полном кайфе и чувством свободы. Но всё же негатив в два раза сильнее позитива, и он перевесил)