История развития когнитивно-поведенческой терапии

Философские основания когнитивно-поведенческого подхода уходят своими корнями к древнегреческой философии стоицизма. Представители этой философской традиции отвергали популярное в то время представление о том, что целью жизни является гедонизм. Они также отказались следовать позиции Аристотеля, провозгласившей цель жизни в сочетании добродетели и внешних благ, поскольку наличие или отсутствие последних не всегда подвластно нашему контролю (Owen, 2011). Стоики рассматривали в качестве высшей жизненной цели – добродетель, которая сочетала в себе мудрость и умеренность. Для современных когнитивно-поведенческих терапевтов важным отражением философии стоицизма является представление о том, что многое в жизни находится за пределами индивидуальных возможностей, и, принимая это, разумно будет сфокусироваться на том, что лежит в поле нашего контроля (Robertson, 2013). 

Когнитивно-поведенческая терапия развивалась в три этапа, которые принято называть “волнами”. 

Первая, так называемая, поведенческая волна была связана с именами таких ученых, как И. Павлов, Б. Ф. Скиннер, Джон Б. Уотсон и других (Павлов, 1927; Skinner, 1989; Watson, 1913). В радикальном бихевиоризме принимались во внимание такие параметры как стимул, реакция, подкрепление и т.д. Джон Б. Уотсон отрицал сознание как предмет для изучения, сфокусировавшись на изучении наблюдаемого внешнее поведение. В своих работах он опирался на разработанные И. Павловым понятия о условном и безусловном рефлексах. И. Павлов ввел понятие классического обусловливания, в котором поведение –  это рефлексивная и непроизвольная реакция на раздражители. В дополнение к этому Б. Ф. Скиннер позже сформулировал концепцию оперантного обусловливания, основанную на произвольном поведении, которое модифицируется за счет использования положительных и отрицательных подкреплений (Rice, 2015). Несмотря на критику радикального бихевиоризма, в частично видоизмененном виде его концепции нашли свое отражение в современной когнитивно-поведенческой терапии. В частности, один из применяемых для лечения тревожных расстройств, ПТСР и др. инструментов – экспозиция основана на изменении дисфункциональной поведенческой реакции на желательную, путем научения (Bill, 2016).   

Вторая волна когнитивно-поведенческой терапии возникла в середине двадцатого века после когнитивной революции – событий, когда в науке возрос интерес к познавательным способностям человека (Фаликман, 2015). Независимо друг от друга два американских психотерапевта – Аарон Бек и Альберт Эллис создают два направления когнитивной терапии – рационально-эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ) и когнитивную терапию. 

А. Бек начинал свой путь как психоаналитик. Работая с пациентами, страдающими депрессией, он заметил, что время от времени у них возникают спонтанные негативные мысли, которые Бек назвал “автоматическими”. Отличие автоматических мыслей от произвольных заключается в том, что автоматические мысли более краткие по содержанию, всегда носят оценочный характер и имеют высокую степень верования, даже если не имеют эмпирических доказательств. Автоматические мысли, характерные для депрессивных пациентов, образуют “когнитивную триаду” – негативные мысли о мире, образе себя и образе будущего (Beck, 1996). В процессе работы с пациентами А. Бек учил их выявлять и осознавать автоматические мысли, оспаривать и оценивать реалистичность. Впоследствии, исследуя другие нозологии, А. Бек выявил, что различным психическим расстройствам (тревожным, депрессивным, расстройствами личности, зависимостям и т.д.) соответствую разные автоматические мысли (Alford & Beck, 1998).

В методологической основе когнитивно-поведенческой терапии лежит когнитивная модель – допущение о том, что эмоции, мысли и поведение взаимосвязаны (Beck, 1995). Когнитивная модель объясняет, как спонтанно возникающие в ответ на триггер автоматические мысли вызывают эмоциональную и поведенческую реакцию. Приобретаемый навык отслеживания автоматических мыслей, их эмпирической проверки и соотнесения с реальностью приводит к снижению уровня дистресса и избегания. 

В настоящий момент когнитивно-поведенческая психотерапия доказала свою эффективность и является одним из наиболее научно обоснованных методов в психологии для работы с самым различными психологическими проблемами, включая зависимости, депрессию и дистимию, биполярное аффективное расстройство, тревожные расстройства, пограничное расстройства личности и т.д. (Hofmann et al., 2012)

Для лечения зависимостей и расстройств, связанных с употреблением ПАВ, размер эффекта КПТ варьировался от малого до среднего в зависимости от употребляемого вещества. Наибольшая эффективность была получена при лечении никотиновой зависимости, по сравнению с алкогольной (Dutra et al., 2008). Мета-анализы, посвященные исследованию когнитивно-поведенческой терапии депрессии и дистимии, показали смешанные результаты (Cuijpers et al., 2010). Аналогичные результаты показали исследования эффективности лечения биполярного аффективного расстройства – лечение депрессивных эпизодов при БАР оказало широкую поддержку у исследователей, однако долгосрочная перспектива и преимущества метода по сравнению с фармакотерапией еще не доказано (Cakir & Ozerdem, 2010). Высокий размер эффекта метод показал при работе с тревожными расстройствами (Ghahramanlou, 2003) и расстройствами личности (Binks et al., 2006). 

С начала 90-х годов двадцатого века и по настоящее время начала развиваться третья волна когнитивно-поведенческой терапии. Новые подходы соединили в себе западные концепции, унаследованные от радикального бихевиоризма и классической терапии А. Бека и А. Эллиса, с элементами традиционных восточных практик – медитации, навыков осознанности и присутствия в настоящем. Новые подходы построены не на оспаривании и реструктуризации дисфункциональных мыслей, а на их принятии. Последователи подходов третьей волны учат клиентов наблюдать за эмоциональными переживаниями, не оценивая их и не пытаясь изменить. К третьей волне когнитивно-поведенческой терапии относятся схема-терапия (Young, 2003); терапия принятия и ответственности (Hayes, 1999); терапия, сфокусированная на сострадании (Gilbert, 2013); диалектико-поведенческая терапия (Linehan, 1999) и др.


Опубликовано на сайте: 28 октября 2022,  1788 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться41
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Танатология: трансформация образа смерти в Средневековье
Неизбежность, неотвратимость смерти с самых древних времен, пугала, волновала и занимала умы человечества. Переживания, связанные с собственной смертью или смертью родных и близких, в каждой культуре сформировало ...
Пример анализа раннего воспоминания по Адлеру
«Я играю в трактор и, пока отец заправляет постель, занимаюсь перетаскиванием подушек с места на место. Выстиранное бельё приятно пахнет свежестью. Не знаю, сколько мне тогда было лет, но подушки ...
История развития когнитивно-поведенческой терапии
Философские основания когнитивно-поведенческого подхода уходят своими корнями к древнегреческой философии стоицизма. Представители этой философской традиции отвергали популярное в то время представление ...
Общенаучный аспект проблемы суицида
Согласно определению Всемирной Организации Здрамвоохранения, самоубийство — это преднамеренный акт убийства самого себя. Проблема суицида широко распространена в современном мире. По данным ВОЗ более ...
Психотерапевтическая сказка для застенчивых детей
Давным-давно в городке на окраине одной волшебной страны жил-был мальчик Яша. Он жил вместе с мамой и папой в красивом доме из желтого кирпича. В доме были большие окна и удобный подоконник, на котором ...
Рекомендуем почитать
Механизмы памяти.
Я много писал на тему работы памяти: с точки зрения работы химии мозга, с точки зрения анатомии ЦНС, метафорически описывал структуру кратковременной памяти. На этот раз мне хотелось бы коснуться представления ...
Сабиров Салават
Время всего "БЫСТРО"
В наше время ценится всё, что можно получить быстро. Быстро-еда, быстро-деньги, быстро-профессия, быстро-лечение. Ко мне недавно обратился потенциальный клиент с серьезным расстройством тревожного спектра, ...
Лисина Елена
Все взрослые сначала были детьми
Юлию Борисовну Гиппенерейтер спросили, как она стала детским психологом. «Я пришла к детям, потому что если уж помогать людям, то надо пораньше начинать, можно сказать с рождения, а, может быть, ...
Евгения Логинова-Латышева
Феномен улыбки.
Любите ли вы улыбаться? А смеяться? Хочу в статье рассмотреть такой феномен как улыбка. В мозге человека существуют разные нейронные связи. В зависимости от наших действий активируются одни или другие. ...
Юлия Таланцева
О постмодернизме
Самая главная идея постмодернизма - это критика. И критике, прежде всего, подвергаются абсолютные истины. Например, религиозные истины, социальные истины. Истина ставится в кавычки, потому что постмодернисты ...
Иванова Татьяна
b47a1
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз