Ориентир - Успех, или ценные уроки ошибок

 Я являюсь помощником тренера и администратором родительской группы в месенджере спортивной секции одного из моих детей. В преддверии очередных соревнований у меня случился весьма интересный и говорящий о нынешних реалиях разговор с одной из мам. После его завершения я ещё долго возвращалась к содержанию переписки и размышляла о том, что лежит в основе такого поведения, а также о возможных последствиях, как для ребенка, так и для взрослого имеющего подобные убеждения и установки. 

Вот краткое содержание беседы.

Накануне соревнований ко мне обратилась одна из мам с вопросом о наличии видео-ролика с упражнением, которое дети должны будут показывать судьям. В её словах я слышала много тревоги, касаемо того, что ребенок не готов к соревнованиям, а упражнение почти не помнит. Также через все сообщение сквозил четко уловимый шлейф стыда, так как женщина писала о том, что она заявила ребенка на соревнования, находясь в больнице и основываясь на его желании участвовать. Теперь же, по выписке, она сомневается, нужно ли участвовать, ведь управление очень "сырое", а выучить его на достойном уровне уже нет времени. В ответ на это письмо я предложила ей подумать о том, что в том возрасте, в котором находятся наши дети, соревновательный компонент присутствует не так выражено и им больше интересно само участие. Я старалась обратить ее внимание, что участвуя даже с таким уровнем подготовки ребенок знакомится с атмосферой и правилами таких мероприятий, учится справляться с волнением и преодолевать его, смотрит на старших детей и видит, что трудолюбие и старание вознаграждаются более высокими оценками и значимыми наградами. Я говорила о том, что дети, занявшие вторые и третьи места, или вовсе не вошедшие в тройку лидеров, получают опыт преодоления разочарования, обиды и стыда, а также переживания столкновения идеального представления о себе с реальным результатом. Такой опыт важен, ведь он учит идти дальше, несмотря на неудачу сегодня, видеть перспективу дальнейших побед и достижений.

В ответ на все мои доводы я слышала одну и ту же фразу: "Результат мне не важен. Но зачем участвовать, если ребенок не готов". 

Это противоречие вскрывает очень важный элемент видения реальности, который укоренился среди современных людей. Большинство наших современников не терпит проигрыша в любом, даже самом незначительном, его проявлении. Неудача исключается из системы жизненных координат и лишается своего трансформирующего содержания. Мы не терпим своих и чужих ошибок и промахов. Стоящим результатом любого начинания считаем только успех, только высшее достижение. Часто второе или даже третье место (буквальное или символическое) рассматривается как проигрыш и полнейший крах. Мы ориентированы исключительно на успех и сопровождающие его положительные эмоции, и становимся заложниками гонки достижений. При таком отношении жизнь разделяется на два противоположных полюса, где один связан с тотальной успешностью, а другой с полным крахом и ничтожностью.

Говоря психоаналитическим языком ориентированность на бесконечные достижения можно расценивать как маниакальное стремление к успешности. Но это стремление, как было отмечено, является лишь частью континуума, где на противоположной его стороне располагается депрессивная фаза. Эти противоположности (мания - депрессия) являют собой пару, определяющую условную норму смены состояний человека: подъем и спад настроения, эффективность и плодотворность и уравновешивающее их состояние застоя и торможения. Когда связь между полюсами не нарушена, эти состояния представляют собой естественную смену жизненных циклов и не вызывают ощутимых нарушений во всех сферах жизни человека, а переход из одного состояния в другое представляет плавное перетекание энергии в некоем срединном пространстве без смещения к крайностям. Тогда хороший результат не воспринимается как единственно возможный исход любого начинания, а неуспех не пугает своей безысходностью и обрушением. В любом из возможных вариантов видится перспектива и дальнейшее развитие: успех сегодня уступает место завтрашним результатам, а на смену потере приходит возможность нового приобретения.

Когда же связь разорвана происходит критическое смещение к одному из полюсов, что выражается резким соскальзыванием в слепую гонку за результатом с последующим разрушением и отказом от какой-либо деятельности вообще. В этом случае насладиться результатом в полной мере нет возможности, так как достигнутое практически сразу обесценивается и ставится новая планка. Человек пребывает в постоянных фантазиях о своих беспредельных возможностях, превращаясь в некоего фантастического супер-героя, постоянно стремящегося вперед. Проигрыш или неудача воспринимается как полный крах и разрушение столь тщательно созданного идеального образа Я и, в конечном итоге, страх собственного уничтожения. На деле, постоянная гонка за успехом превращается в бесконечное хождение по кругу "достижение - новая цель - достижение" и оборачивается настоящей катастрофой, когда в идеальный план вклиниваются обычные жизненные обстоятельства. Тогда малейшая ошибка становится фатальной и необратимой, лишая человека возможности оправиться от неудачи и двигаться дальше.

Если набраться храбрости и взглянуть в лицо неудаче, она преподнесет нам урок жизни, развея "сочинённый" нами образ самих себя, напомнив нам об истинной природе человека. Идеальность - прерогатива богов. Но божественное существование слишком далеко от земной жизни, где есть встречи и расставания, любовь и предательство, успех и неудача, принятие и отвержение, жизнь и смерть, создающие целостность бытия. Сможем ли мы постигнуть эту нехитрую истину и передать её своим детям, зависит от нашей готовности отказаться от идеи божественного существования в пользу обычной, но столь удивительной жизни человека, принять ее и прожить во всей ее полноте и неповторимости. Как раз для такого принятия совсем не лишним окажется героизм, который в подобном прочтении становится подлинным воплощением божьего помысла в человеке, вытесняя ложную идею могущества и непоколебимости столь массово культивируемую в современном общем.

Что же касается результата соревнований, то ребенок показал неплохой результат и был вполне доволен им и полученной наградой. Дети как всегда оказались намного мудрее нас, взрослых, и преподали нам урок взаимовыручки, поддержки проигравших и умения радоваться успехам друзей. Осталась ли довольна мама? Не знаю, но очень надеюсь, что ей удалось преодолеть тревогу и почувствовать радость и гордость за своего маленького чемпиона.

2023 г.

Опубликовано на сайте: 8 января 2023,  44 просмотра
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться20
Комментарии
Согласна с вами, есть такая тенденция! Что неминуемо ведёт к неврозу.
Психолог, Семейный психолог - г. Тюмень
№1 | 8 января 2023 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Я рисую... часть 2 (продолжение)
Продолжаем разбирать тему рисования. Сегодня мне хотелось бы коснуться связи рисования и учебной деятельности, а также роли рисования в психологическом благополучии маленького человека. Когда ребенок подрос ...
Я рисую... часть 1 (начало)
Одна знакомая, рассказывая про школьную жизнь своей дочери, говорила, что современное образование очень сложное интенсивность преподавания новых тем высокая, а в программу включено много непонятных и ненужных ...
Пройти сквозь боль
Часто обращение за помощью к психологу воспринимается как "сейчас со мной что-то сделают и мне станет хорошо". Но первая и самая важная часть любого пути - признание своей боли. Там, где реальность ...
О подготовке аналитического психолога
Подготовка аналитического психолога - это длительный и непростой процесс. Это годы кропотливой работы и напряжённого обучения. Получая квалификацию "аналитический психолог" будущий специалист ...
О выборе
В современном обществе очень большое внимание уделяется возможности выбора. У человека во всем и всегда должен быть выбор хотя бы из двух альтернатив. А лучше чтобы этих альтернатив было больше, чем только ...
Рекомендуем почитать
Укрощение внутреннего саботажника
Когда у руля стоит внутренний саботажник, сурок встречает вас каждый день. Мы спотыкаемся об одни и те же проблемы, делаем шаг вперед и три шага назад. Мы саботируем себя. Есть определенные модели само ...
Копытин Михаил
Грязные мысли. Страх совершить убийство
Да, есть и такой навязчивый страх совершить убийство. Это разновидность ОКР. Думаю, что даже нет особой надобности объяснять насколько этот страх доставляет душевные муки! При этом если человек действительно ...
Олег Владимирович
Личные границы: судьба, рок, предназначение
Сегодня продолжим тему личных границ с мистической точки зрения. - Видно на роду уготована такая судьба и заранее все события расписаны... - подытоживает свой монолог на первой встрече практически каждый ...
Елена Давыдова
У меня грязные мысли. Я схожу с ума?
Клиенты с обсессивно-компульсивным расстройством частые посетители моего кабинета. Среди них встречаются и такие случаи, когда клиент страдает от мыслей, которые идут в разрез с его личными ценностями ...
Олег Владимирович
Самые часто встречающиеся ожидания прошедшего 2022 года.
Врываюсь в преддверие Нового года с наиболее интересными из них. Кстати, это вы поведали мне о них. Возможно, и в вашем арсенале они были или будут в 2023. Ожидалка номер раз: Многие ждали денег. Ну не ...
Чайлытко Наталья
3663d
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз