Психические заболевания и религиозная практика

От автора: Несколько лет назад принимала участие в международной конференции: Психология нравственности и религия. Была интересна тема рассмотрения симптомов психических заболеваний в мировой религиозной практике. Об этом была написана научная статья. Хочу ею поделится.

О. Н. Литвинова

Психические заболевания и религиозная практика.

Введение. 

I. Особенности психологии верующего.

II. Деструктивное действие некоторых религиозных верований на душевное состояние верующего.

III. Положительное влияние, оказываемое некоторыми религиозными практиками в лечении душевных болезней.

Введение.

      История древнего мира полна описаний душевных болезней, они содержатся в литературных источниках (Ветхий Завет, «Мифы древней Эллады»), исторических трудах(Геродот), научных исследованиях (Гиппократ, Цельс).

      Библия (Ветхий Завет) повествует об израильском царе Сауле, на которого напал злой дух, и он стал бесноваться (1 Цар 18. 10). Еще один пример душевной болезни, о которой говорится в библейских сказаниях, — это психическое расстройство у Навуходоносора, царя Халдеи, разрушившего первый Иерусалимский храм. У Навуходоносора наблюдались припадки ярости и, кроме того, ощущение себя животным: он скитался, как вол, опустив голову; оброс волосами, питался травой (Дан 4. 29–31). Состояние Навуходоносора трудно диагностировать; известный психиатр П. И. Ковалевский, анализировавший сказания древних, считал, что у царя Халдеи имели место симптомы деперсонализации (изменения собственного «я»). Наиболее часто подобное состояние и подобное поведение наблюдается при шизофрении.

       Депрессия (с точки зрения современности) ярко отражена в легенде о царе Эдипе (произведения Софокла «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне»). Царь Фив Эдип по незнанию убил своего отца и женился на собственной матери. Узнав об этом, Эдип в ужасе ослепил себя. В подавленном состоянии он в одиночестве бродил по дворцу, не хотел слышать дочерей, шума родного города и в конце концов решил отправиться в Афины, где в священной роще Эвменид (богинь совести) бог Аполлон предсказал ему смерть. Слепой страдалец, как зрячий, направился к спуску в царство теней Аида.

      О безумии Геракла Еврипид написал трагедию «Геракл»: Гера наслала на него исступление, и он перебил из лука собственных детей, приняв их за врагов.

      I. Религия не является воображением или иллюзией человека. Уже в доисторическую эпоху существовали определенные религиозные представления: об этом свидетельствуют пещерные захоронения в специальных культовых местах, жертвенники. По К. Г. Юнгу, религия представляет собой универсальный человеческий феномен; согласно Э. Фромму, потребность в религии укоренена в условиях существования человеческого рода [6, 28-29].Религиозность — душевное состояние, которое переживает человек, она проникает всю его жизнь. При этом необходимо иметь в виду, что адепты разных религий по-разному воспринимают феномен «человек»: для индуиста, например, или джайниста, сикхи — это ступень реинкарнации, переселения души из одного тела в другое; для христианина — создание Бога, состоящее из тела и души, неразрывно связанных, так что только в единстве они образуют человека. 

      II. Откуда появляется душевное повреждение или изменение в жизни человека? Область религиозной жизни является весьма чувствительной областью, пишет сербский психиатр и православный богослов В. Еротич, она связана с иррациональным и бессознательным, ведь сам опыт общения с Божеством открывает ощущение ужаса перед Святым и одновременно трепет и восхищение [6, 41]. Второй причиной, из-за которой болезненное присутствует и иногда «переплетается со здоровым» в христианстве, служит тот факт, что ни в какой другой религии нет такой глубокой потребности в покаянии и эта потребность не выражается в столь сильной степени. Иногда в драматическом акте покаяния проявляется преувеличенность, выражающая нарастающую строгость совести и доходящая до невроза — речь идет о преувеличенном чувстве вины у некоторых невротических личностей, для которых покаяние превращается в самоедство, а исповедь — в самобичевание[6, 42].

      Кроме того, верующий может поддаться самообольщению, именуемому «прелестью». Она может овладеть как неофитом, так и подвижником, преуспевшим в аскетическом делании. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» [8, 228]. Одержимый «прелестью» мнит о себе, что он имеет многие добродетели, он обуян гордыней, своеволием, самообольщением. При этом происходит деградация всего человека: извратив образ мыслей, «прелесть» отравляет и тело, появляется «раздвоение» — вплоть до «астрального двойника», деперсонализация, ощущение невесомости и полета и т. п. [7, 394-397]. Епископ Игнатий приводит различные случаи прельщения, например: старец отсек себе кисть руки, полагая исполнить евангельскую заповедь (ср.: Мф 19. 18), и рассказывал, что отсеченная кисть сделалась святыми мощами, что она хранится в Московском Симонове монастыре, а он, находясь в пятистах верстах от монастыря, чувствует, когда братия с архимандритом прикладываются к его руке.

      Для конца XX века в духовно-религиозном плане характерно возникновение религиозных движений и многочисленных сект, в том числе деструктивных: «Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике», «Церковь объединения», «Сайентологическая церковь», «Церковь Христа» и др. Характерные особенности тоталитарных сект: 1) жесткий контроль над волей, сознанием, чувствами адептов — железная дисциплина; обязательная зубрежка печатных пособий секты; внушение адептам чувство вины перед организацией; психологическое давление на тех, кто хочет порвать с сектой; 2) формирование психологической зависимости от лидера и организации — подавление критического мышления; требование от адепта разрыва с членами семьи, с друзьями и ограничение круга общения только членами секты; отсутствие личной жизни вне организации; создание атмосферы тревоги и страха. 

      Страх перед скорым концом света и Армагеддоном у иеговистов, маниакальное отыскание врагов, «подавляющих личностей» у сайентологов, отказ от медицинской помощи в сектах Петра и Виссариона — это и все выше перечисленные характеристики деструктивных сект приводят к многочисленным случаям психических расстройств сектантов, нередко к суициду [5, 80-83].

      Созданная в 1994 году Комиссия по медико-психологической и юридической оценке деятельности некоторых религиозных организаций, — в состав которой вошли руководитель клинического отделения Московского НИИ психиатрии проф. Ю. И. Полищук; главный научный сотрудник НИИ МВД РФ проф. Ю. М. Антонян; руководитель ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Н. В. Вострокнутов; юрист, врачи психиатры из Московского НИИ психиатрии и психоневрологического диспансера № 21 г. Москвы, — проанализировала письма родителей, чьи дети были вовлечены в секты 1990–1994 годов, истории болезни молодых людей, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера; обследовала 11 пациентов, обратившихся к психиатру после пребывания в сектах; провела беседы с некоторыми членами сект. В своем заключении Комиссия отметила: «Деятельность организаций «Белое братство», «Богородичный Центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны» сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности» — это «проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств» и проч. [5, 96].

      III. Христианство греческий психолог и православный богослов Иерофей Влахос называет наукой врачевания, поясняя, что такое лечение и от чего лечит нас Православие с помощью своего богословия и богослужения.

      Под лечением души понимается в первую очередь лечение и освобождение ума. Человеческое естество «заболело» с момента отпадения его от Бога, и эта болезнь заключается в пленении и падении ума. Праотеческий грех – это удаление человека от Бога, утрата божественной благодати, что ведет к помрачению и смерти ума. Ум утрачиваетспособность функционировать правильно или функционировать вообще; 2) в более общем смешении умственной деятельности с физиологическими процессами; и 3) вследствие этого в порабощении ее гнету внешних обстоятельств. Результатом плохого функционирования умной силы является ослабление связей между человеком и Богом и людей между собой.Утрата Божией благодати умертвила ум человека, причем все его естество оказалось больным и передало эту болезнь потомкам. Так понимается наследование греха в православном учении. Слова апостола Павла «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим 5. 19) отцы Церкви толкуют не в юридическом, а в медицинском смысле — имеется в виду, что человеческое естество «заболело» грехом: в плотскую часть человеческой природы вторглись с тех пор наслаждения, страсти и нечистота [2].

      Ветхий и Новый Завет свидетельствуют, что людям многократно давались заповеди, которые определяли, что можно и что нельзя делать, содержали перечни запретов, которые должны были способствовать здоровью человека при их соблюдении. Например, Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу определенных животных (Втор 14. 4–21), запрещалось употреблять тук и кровь животных (Лев 7. 22–27; Втор 12. 16). Большинство животных, мясо которых нельзя было есть, действительно были непригодны для этого, повсюду на Востоке мясо их считалось нездоровым. Многочисленные примеры, приведенные в Библии показывают непосредственную связь личного греха и болезни, в том числе душевной (Пс 114. 3–8; ср.: Ин 5. 14).

      Поскольку на духовное состояние человека огромное влияние оказывают страсти — греховные навыки души, перешедшие с течением времени и от частого согрешения как бы в природные качества, — то необходимо излечения души человека от страстей. Связь таких страстей, как пьянство, наркомания, со страданиями, болезнью очевидна, сложнее заметить это в душевных болезнях: но что только не сотворят зависть, алчность, гордыня и др.

      Христианство раскрывает человеку мир духовный и те законы взаимодействия с миром душевным, от исполнения которых зависит возможность обретения полноценной жизни во Христе. Изучением душевного мира человека, поиском средств и механизмов в душевном для обретения духовного занимается аскетика — святоотеческое учение о борьбе со страстями и сохранении себя в добродетелях. Эта область, по определению святителя Феофана Затворника, является внутренней областью человеческой души. Изучение внешней области души человека занимается психология.

      К душевным болезням необходимо подходить путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания личности. В каждом человеке заложен образ Божий. Главное — уметь увидеть и показать больному здоровые стороны его личности, на которые надо опереться в борьбе с душевным недугом. В беседах с друзьями Д. Е. Мелехов — один из основателей современной социальной психиатрии, т. е. той области психиатрии, которая вырабатывает принципы возврата душевно больных в жизнь, — приводил примеры, когда, несмотря на психические заболевания, благодаря духовно правильному образу жизни, человек сохранял свою личность и оказывался трудоспособным.

      Сложную проблему представляет диагностика одержимости и ее отличия от психических заболеваний. Неосведомленность в этом вопросе приносит большой вред человеку, страдающему «одержимостью». Врач психиатр Б. Т. Демьяненко отмечает, что в своей медицинской и душепопечительской практике он столкнулся с тем, что и служители церкви и врачи плохо ориентируются в этой проблеме. Часто одержимыми считают пациентов, страдающих эпилепсией, шизофренией, истерией — такой подход к диагностике наносит духовный и психологический ущерб страдающему человеку. В последние годы отмечается увеличение количества лиц, подверженных одержимости.

      Русская Православная Церковь считает «одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытку лечения любых растройств исключительно клиническими методами», полагая при этом наиболее плодотворнымсочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при разграничении сфер компетенции врача и священника [14, 117-118].

 Основные симптомы одержимости:

      1. Одержимые проявляют сопротивление божественному. Часто они не могут войти в церковь, богохульствуют, проклинают, выражают ненависть ко всему христианскому, могут проявить негодование, когда происходят религиозные обряды и церемонии. Евангелие от Марка (1. 23–26) описывает такой случай: «В синагоге их был человек одержимый духом нечистым и вскричал: оставь! Что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Отмечается беспокойство при слышании Слова Божьего. 

      2. Личность одержимого ставится в подчинение чуждой ему личности. Окружающие могут увидеть искаженное злобной гримасой лицо одержимого, услышать измененный голос или голоса. Женщины говорят мужским голосом, а мужчины — женским. Мышление и речь одержимого, как правило, логические. Одержимые могут устраивать дискуссии с верующими людьми, проявляя при этом хорошее знание Слова Божьего.

      При наличии каких-либо психопатологических нарушений (эмоциональное расстройство, психомоторное возбуждение) обязателен признак насильственности, который проявляется в возникновении чуждых человеку мыслей. В психиатрии это носит название «синдром психического автоматизма». Происходит нарушение сна; во время сна человек ощущает темный предмет, который придавливает, душит; иногда такие люди видят гномиков, чертиков.

      Поведение при выходе злой силы: судороги, крик, катание по полу, потеря сознания. По выходе злых духов испытывают облегчение (Б. Т. Демьяненко). Центр медицинской духовной и социальной помощи для оказания адекватной диагностики и реабилитации имеющих духовные и психические нарушения, создан в Киеве при миссионерском обществе «Свет на Востоке». При Обществе православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки, архиеп. Крымского, в 1999 г. был организован Душепопечительский центр, в котором оказывается помощь пострадавшим от оккультных практик.

      В различных религиях существует практика изгнания злых духов из одержимого с помощью заклинаний, молитв и обрядовых действий — экзорцизм. Христиане верят, что бесов из человека можно изгнать, избавив его от недуга. Об этом свидетельствуют случаи изгнания бесов Иисусом Христом (Мф 12. 22; 17. 18; Мк 7. 29–30), неоднократно описываемые в Новом Завете. В древней Церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов.

      В Русской Церкви экзорцизм называется отчиткой — это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. В РПЦ происходит все больше выступлений против экзорцизма (проф. МДА А. И. Осипов и др.), наиболее известным в настоящее время экзорцистом является архимандрит Герман из Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад).

     Австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл считал, что если религию, согласно ее исходной направленности, мало заботят и волнуют такие вещи, как выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее по своим результатам — ненамеренно — она оказывает психогигиеническое, даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентном, в абсолютном [16].

      «В современной психологии и психиатрии в процессе разработки научных теорий личности все яснее выступает стремление найти общие пути научного и религиозного понимания личности, а в практической работе психологов, психиатров и священников идти путем взаимопомощи, взаимоуважения и взаимообмена опытом в подходе к вопросам воспитания здоровой личности и лечения больных людей» [12].

      Однако, как пишет М. В. Розин в статье «Религия и психотерапия: возможен ли кентавр?», психотерапия, обогащенная религиозными методами и даже целиком построенная на них, не становится одним из видов религии, а сохраняет свою специфику [15].

      Различные религиозные конфессии в практике врачевания душевных болезней исходят из своего вероучения. В буддизме просветление, или состояние нирваны, достигается путем медитаций. Ведическая религия включает специальное знание о поддержании здоровья — Аюрведу. Адепты религии верят, что это знание дано Богом и передается с незапамятных времен до наших дней. Цель Аюрведы — научить человека поддерживать естественное равновесие элементов в физическом теле и равновесие ума, а также гармоничные отношения с природной средой и другими людьми, что, в свою очередь, способно обеспечить физическое здоровье и умиротворение.

    Библиография: 

1. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. М., 1995;
2. Влахос И. Православная психотерапия: Святоотеческий курс врачевания души / Пер. с греч. М., 2004;
3. Добросельский П. В. Общие аспекты психики: или введение в православную психологию. М., 2008;
4. Евмений (Перистый), игумен. Пастырская помощь душевнобольным // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 4; 
5. Егорцев. А. Тоталитарные секты: Свобода от совести. М., 1997; 
6. Еротич В. Христианство и психологические проблемы человека / Пер. с сербск. М., 2009;
7. Зенько Ю. М. Психология религии. СПб., 2009;
8. Игнатий (Брянчанинов), еп. Полное собрание творений. М., 2007. Т. 1;
9. Ковалевская О. Б. Христианская психология // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 4;
10. Ларше Ж. К. Исцеление психических болезней / Пер. с франц. ГОРОД, ГОД;
11. Лоренцер А. Археология психоанализа. М., 1996;
12. Мелехов Д. Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 1997;
13. Неопятидесятничество: вирус в христианстве / Под ред. игумена Анатолия (Берестова). М., 2010;
14. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 13–16 августа 2000 года. М., 2000;
15. Розин М. В. Религия и психотерапия: возможен ли кентавр? //Московский психотерапевтический журнал. 1994. №2.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. 1979; М., 1990;
17. Чемберс О. Библейская психология. СПб., 2011;
18. Чернышев В. М. Сектоведение. К., 2006.

 

Статья опубликована в сборнике НПК "ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИЯ", Москва, 2011

 

 

Опубликовано на сайте: 24 марта 2018,  6505 просмотров
Поделиться5В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться562
Комментарии
Спасибо, Оксана Николаевна. Действительно мощный труд. Моя практика показывает, что пограничные или в некоторой степени неадекватности скатываются в религию, а зачастую в фанатичной форме, многие клиенты. Благодарю Вас за статью.
Психолог, Гипнотерапевт Психоаналитик - г. Красноярск
№1 | 24 марта 2018 | Ответить
Карпов Андрей, благодарю за отзыв,Андрей, т.к. были сомнения в публикации данной статьи и она долго лежала в черновиках.
Психолог, Кризисный КПТ - г. Москва
№2 | 24 марта 2018 | Ответить
Серьезная работа! Оксана Николаевна спасибо за интересную работу и за вложенный труд.
Психолог, ЛИЧНОСТНЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ - г. Новосибирск
№3 | 24 марта 2018 | Ответить
Лукашевская Наталья, благодарю, Наталья!
Психолог, Кризисный КПТ - г. Москва
№4 | 24 марта 2018 | Ответить
Оксана Николаевна, благодарю Вас за труд. Был очень интересен взгляд с точки зрения психологии на одержимость и экзорцизм.
Психолог - г. Тамбов
№5 | 24 марта 2018 | Ответить
Спасибо, интересно и ценно.
Психолог - г. Ижевск
№6 | 24 марта 2018 | Ответить
Белан-калинкина Татьяна, благодарю за отклик!
Психолог, Кризисный КПТ - г. Москва
№7 | 24 марта 2018 | Ответить
Яковлева Оксана, спасибо!
Психолог, Кризисный КПТ - г. Москва
№8 | 24 марта 2018 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
12 установок, которые мешают Вам жить. Третья.
12 установок, которые мешают Вам жить. №3 «Человек человеку волк» (лат. Homo homini lupus est)* «Ничто так не обманывает нас, как наше мнение» Леонардо да Винчи Представляю Вашему ...
12 установок, которые мешают Вам жить. Вторая.
12 установок, которые мешают Вам жить №2 И швец, и жнец, и на дуде игрец (народная мудрость)* Представляю Вашему вниманию вторую иррациональную установку Альберта Эллиса. Она была сформулирована так: каждый ...
12 установок, которые мешают Вам жить. Первая.
12 установок, которые мешают Вам жить №1. О любви и одобрении. Человек не только желает быть любимым, он старается заслужить любовь и быть действительно достойным ее. Адам Смит* Поскольку я практикую когнитивно-поведенческий ...
Что такое «успех» и «успешность»?
Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения ...
Учёные разработали терапию аватаром для страдающих от слуховых галлюцинаций
bСлуховые галлюцинации — один из наиболее неприятных аспектов шизофрении, при том что фармакологическое лечение и психотерапия, по статистике, оказываются неэффективными для четверти пациентов. В ...
Рекомендуем почитать
В поисках мотивации мы забываем о воле…
Мотивация прочно вошла в нашу жизнь. На работу берут мотивированных людей. Сотрудников и клиентов мы тоже мотивируем и находим вместе с ними «огонь», который их греет. Если у нас нет сил то, ...
Зырянова Людмила
Мистика и иллюзия контроля
Как я сама отношусь к мистике? Когда-то я много времени проводила за гаданием, самыми разными способами, покупала книги на эту тематику. Всплески подобной активности приходились на периоды влюблённости. ...
Людмила Артёменко
О пользе ничегонеделания
Постоянно работать, к чему-то стремиться, постоянно совершенствоваться, учиться, добиваться целей. Все эти тенденции у нас в обществе присутствуют, что само по себе очень хорошо и прекрасно. Приветствуется ...
Машин Владислав
Мои переживания. Самораскрытие.
Может ли быть человек лишен каких бы то ни было переживаний? Можно ли ко всем событиям, которые происходят в нашей жизни относиться спокойно и нейтрально, быть таким созерцателем? Думаю, в некоторой степени, ...
Машин Владислав
Наша жизнь – отражение наших мыслей и фраз.
Какое огромное количество фраз уже настолько сильно вторглись в нашу жизнь, о значении которых мы совершенно не задумываемся, и какое влияние накладывает это на нашу жизнь в целом! Давайте рассмотрим некоторые ...
Жанна Чертова
a8e4b
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз