Когда родители не в диалоге с детьми.

На мой взгляд, на сегодняшний день существует очень много работ по воспитанию детей, про позиции родителей, помогающие им быть в диалоге с детьми, про учёт возрастных особенностей в контексте тех или иных запретов и ожиданий. Вот я и заметил, что есть необходимость озвучить и прописать иные позиции родителей, которые, наоборот, являются причинами, по которым нарушается контакт с ребёнком и само воспитание превращается в конфликты, игнорирование, манипуляции.

С вашего позволения, я построю свою статью в привычной для себя форме: посредством перечисления пунктов (1,2,3) буду называть родителей, исходя из главных паттернов их поведения и передаваемых ими смыслов детям.

Когда родители не в диалоге с детьми

1. Критикующие родители. Данная токсичность в поведении выражается в чрезмерном неприятии действий, эмоциональных реакций, мнения и/или личностных качеств детей. На основании этого неприятия часто слышна критика в адрес ребёнка. Критика может носить уничижительный, саркастический характер. И, естественно, у ребёнка вырабатывается страх к ней и вследствие этого страха может последовать отказ от деятельности. Критикуя малыша, родители могут сравнить его с другими, конечно же не в его пользу. Таким образом, ребёнок получает картину, в которой он "хуже других". Эмоциональной поддержки в подобных детско-родительских отношениях, как правило, дети не получают.

2. Чрезмерно опекающие родители. Это выглядит как забота, предусмотрительность, переживание, осторожность. Но если приглядеться более внимательно, то будет явно просвечиваться лишь забота и тревога родителей о себе. Поясню. Опека и контроль в конечном счёте из детей формируют зависимых взрослых. Такие родители заранее не хотят отпускать своих детей, потому что боятся стать ненужными в их жизни, ощутить их "неблагодарность". Поэтому им выгодно, чтобы дети максимально зависели от них и как можно дольше и чаще чувствовали себя беспомощными.

3. Примерные родители. История "а вот Я в твоём возрасте..." - это как раз про них. Посредством мифологизации собственного детства, они создают картину своей непогрешимости. И, исходя из этих легенд, требуют от своих детей идеального послушания. Их ужасно расстраивает малейшие признаки неподчинения. Такие родители не умеют воспринимать индивидуальность ребёнка, любой протест с его стороны воспринимается и трактуется ими как грубость, наглость, подлость, неуважение. Поэтому родитель находится в обороняющейся позиции: он сам создал такую ситуацию, что ему приходится отстаивать собственные же мифы и легенды. В своем взаимодействии с ребёнком он не ориентируется на его потребности, а исходит сугубо из своих искаженных представлений об "идеальном" поведении ребёнка.

Контакт, диалог и взаимопонимание в детско-родительских отношениях возможны при уважении личности ребёнка, при ориентации на его потребности и возрастные особенности развития.

Берегите себя!

Сабиров Салават.

Мой Телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог


На консультацию онлайн или на личную встречу в Волгограде записывайтесь по номеру: +79050620750

Опубликовано на сайте: 15 марта 2023,  154 просмотра
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться297
Комментарии
Очень актуальная тема, спасибо вам за статью, Салават Шамгунович!
Психолог, КПТ Гештальт-терапия - г. Минск (Беларусь)
№1 | 15 марта 2023 | Ответить
№1 | Кирилл Алексеевич Липский писал(а):
Очень актуальная тема, спасибо вам за статью, Салават Шамгунович!
Благодарю за отклик, Кирилл Алексеевич.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№2 | 15 марта 2023 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович писал(а):
Контакт, диалог и взаимопонимание в детско-родительских отношениях возможны при уважении личности ребёнка, при ориентации на его потребности и возрастные особенности развития.
Очень хорошо сказано! Салават Шамгунович, спасибо за полезную публикацию!
Психолог, Семейный психолог Супервизор - г. Санкт-Петербург
№3 | 15 марта 2023 | Ответить
№3 | Федоров Владимир Александрович писал(а):
Очень хорошо сказано! Салават Шамгунович, спасибо за полезную публикацию!
Благодарю, Владимир Александрович.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№4 | 15 марта 2023 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович писал(а):
История "а вот Я в твоём возрасте..." - это как раз про них. Посредством мифологизации собственного детства, они создают картину своей непогрешимости
часто встречающаяся история, родитель так свою самооценку за счет ребенка поднимает)
Психолог, Магистр психологии - г. Санкт-Петербург
№5 | 15 марта 2023 | Ответить
№5 | Сорокина Екатерина Васильевна писал(а):
часто встречающаяся история, родитель так свою самооценку за счет ребенка поднимает)
Одно из самых нересурсных состояний ребёнка в детско-родительских отношениях: "планку", которую ему поставили родители ему ни за что не преодолеть...
Благодарю за отклик.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№6 | 15 марта 2023 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович, а еще бывает так, что эта планка фальшивая и не соответствует достижениям родителя, и с таким сталкивалась!
Психолог, Магистр психологии - г. Санкт-Петербург
№7 | 15 марта 2023 | Ответить
№7 | Сорокина Екатерина Васильевна писал(а):
Сабиров Салават Шамгунович, а еще бывает так, что эта планка фальшивая и не соответствует достижениям родителя, и с таким сталкивалась!
Как правило, так и есть. Мифы и легенды, в которые некоторые родители со временем сами начинают верить.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№8 | 15 марта 2023 | Ответить
Салават Шамгунович, благодарю вас за публикацию и типизацию родителей.
Психолог, Гипнотерапевт Психоаналитик - г. Красноярск
№9 | 15 марта 2023 | Ответить
№9 | Карпов Андрей Владимирович писал(а):
Салават Шамгунович, благодарю вас за публикацию и типизацию родителей.
Спасибо за отклик, Андрей Владимирович.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№10 | 15 марта 2023 | Ответить
Что то у меня такое чувство, что продолжение следует))
Салават, спасибо за статью.
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Волгоград
№11 | 15 марта 2023 | Ответить
№11 | Свищёва Татьяна Викторовна писал(а):
Что то у меня такое чувство, что продолжение следует))
Салават, спасибо за статью.
Может быть)
Спасибо, Татьяна.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№12 | 15 марта 2023 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович писал(а):
Поэтому им выгодно, чтобы дети максимально зависели от них и как можно дольше и чаще чувствовали себя беспомощными.
Может они даже этого не осознают, а от страха потерять контроль и избежать неудач.
Психолог - г. Брест (Беларусь)
№13 | 15 марта 2023 | Ответить
№13 | Лариса Николаевна Пищола писал(а):
Может они даже этого не осознают, а от страха потерять контроль и избежать неудач.
Да. При следовании стереотипным установкам, осознанности нет.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№14 | 16 марта 2023 | Ответить
Спасибо, Салават, за публикацию на важную тему.
Психолог, Дипломированный специалист ЭОТ - г. Иркутск
№15 | 16 марта 2023 | Ответить
№15 | Анастасия Пискунова писал(а):
Спасибо, Салават, за публикацию на важную тему.
Благодарю за отклик, Анастасия.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№16 | 16 марта 2023 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович писал(а):
Поэтому родитель находится в обороняющейся позиции: он сам создал такую ситуацию, что ему приходится отстаивать собственные же мифы и легенды.
И упаковывают туда ребёнка, начинают бороться с ним
Психолог, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
№17 | 16 марта 2023 | Ответить
Спасибо за статью, Салават. Список можно пополнять. Понравилось, что Вы выделили ключевые моменты.
Психолог, Супервизор, Семейный терапевт Коуч - г. Москва
№18 | 16 марта 2023 | Ответить
№17 | Вьюков Антон Сергеевич писал(а):
И упаковывают туда ребёнка, начинают бороться с ним
Точно. Ребёнок невольно становится объектом, с которым борются, которому что-то доказывают, стараются переубеждать его.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№19 | 16 марта 2023 | Ответить
№18 | Илья Ахмедов писал(а):
Спасибо за статью, Салават. Список можно пополнять. Понравилось, что Вы выделили ключевые моменты.
Скорее всего, я на днях приступаю к продолжению статьи. Накопилось ещё материала.
Спасибо, Илья.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№20 | 16 марта 2023 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Инициатива и отношения.
Девушки не проявляют инициативы и первые не знакомятся! Ну и кому стало легче от стократного повторения данного средневекового стереотипа? Ну не проявляют и остаются одни, испытывающие злость и ненависть ...
Почему кто-то, а не я?
Иногда у многих людей вырывается эта фраза: " Почему у кого-то получается, а у меня нет!" В этой фразе всё: злость, обида, вина. И вроде, на первый взгляд, нечем возразить на это "справедливое" ...
Фразы родителей, которые разрушают диалог с ребёнком.
По сути, это продолжение данной статьи. Просто в той статье я рассматривал типологию поведения родителей, а в данной работе мне хочется заняться анализом деструктивных фраз от мам и пап, которые не способствуют ...
О ценности.
Каждый из нас умеет наслаждаться моментом здесь и сейчас. Просто не каждый этим занимается. А чувствовать, анализировать и созерцать умеет каждый. В разной степени, конечно. Всё зависит от того, как часто ...
Поддержка без фразы "не волнуйся".
"Не волнуйся", "не переживай", "не бойся" - всё эти словосочетания не только не помогают в трудные минуты, но иногда и вовсе создают прямо противоположный эффект - человек ...
Рекомендуем почитать
Значение хвалы в детстве: как она влияет на нашу психологическую жизнь
Когда мы были детьми, нашим родителям, учителям и другим взрослым приходилось постоянно нас поощрять и хвалить. Эти слова поддержки и признания могут иметь глубокое влияние на наше самооценку и уверенность ...
Линков Цветан
7 проверенных способов воспитания счастливой и уверенной в себе девочки.
Воспитание счастливой и уверенной в себе девочки является важной задачей для родителей. Ниже перечислены 7 проверенных способов, которые помогут вам достичь этой цели: 1. Поддерживайте ее самооценку: похвалите ...
Литвиненко Наталья
Как строить отношения с детьми? Ведь дети стали другие.
Конечно, дети стали другие. Но они всё равно наши дети. Они по-прежнему люди и отношения строить с детьми надо по-хорошему. По-доброму. Со взрослыми людьми понятнее как строить. Мы что-то делаем, они что-то ...
Васильев Вячеслав
Ответ на встречу желания Другого.
В начале своего учения Лакан выводил на первое место символическое, настаивая, таким образом, на фонематическом противопоставлении fort - da (там - здесь) в этой повторяющейся игре, связанной с отсутствием ...
Ирина Вишнякова
Остаться в живых: прогулка
Первое и, пожалуй, самое главное, что хотелось бы сказать: если вы не гуляете с ребёнком два раза в день в любую погоду любого времени года и суток, вы – хорошая мать! Даже если вы не гуляете по ...
Ручкина Анна
1350c
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз