Сбалансированный и несбалансированный билингвизм

Сбалансированный и несбалансированный билингвизм

Исследователи выделяют несколько типов билингвизма, среди которых особый интерес представляют сбалансированный и доминантный языки. Если первый подразумевает владение двумя языками в равной степени, то второй характеризует преобладание одного языка над другим. Часто термин „сбалансированный билингвизм“ используется для обозначения прекрасного владения двумя языками, степень владения  на уровне родного языка. Но, как мы видим на графике, сбалансированность не зависит от уровня владения языками (рис. 1)


Индивида, одинаково низко владеющим двумя языками, так же как и человека, одинаково уверенно использующего несколько языковых систем, можно отнести к сбалансированным билингвам. 

Представление о сбалансированности билингвизма подразумевает не только отсутствие доминирования одного из двух языков, но и означает  необязательность высокого владения обоими языками (David Birdson, 2018).

По мнению Л. С. Выготского (1935), двуязычие может быть благоприятным или тормозящим фактором развития ребенка, в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности и возраста ребенка. Так, например, в процессе формирования речи есть этапы как количественных изменений, так и качественные скачки: появление фразовой речи, овладение письмом и чтением. Иллюстрацию таких случаев вследствие отсутствия комплекса  необходимых условий для развития сбалансированного билингвизма можно найти в ряде исследований.

Зарубежные исследователи билингвизма (Grosjean, 2010, Birdsong, 2018,) подчеркивают, что степень доминирования языка и его направленность может варьироваться на протяжении всей жизни в зависимости от изменяющихся  обстоятельств, таких как смена места жительства, смена образовательного учреждения, психосоциальная и личностная идентичность, таким же образом и иностранный язык  в какой-то момент может стать доминирующим. Данное положение интересно для работы психолога с биэтническими семьями,  многие семьи с детьми билингвами, в связи с профессиональной деятельностью родителей, достаточно часто меняют место жительства, оказываясь в разной языковой среде социума, а дети соответственно посещают разные школы, в том числе с разными языковыми образовательными программами.

Таким образом, сбалансированный билингвизм - достаточно динамическое соотношение двух языков, которое может измениться при несоблюдении некоторых необходимых условий поддержания уравновешенности языков. 

В зависимости от условий соотношение языков может меняться, как отмечает О.В.Легостаева, «один из языков может частично деградировать (языковая аттриция), перестать развиваться (фоссилизация), вытесниться из употребления (смена языка), забыться, выйти из употребления (языковая смерть); либо, наоборот, язык может возрождаться (ревитализация), поддерживаться (сохранение), доводиться до уровня официального признания и употребления (модернизация)» (Легостаева О.В., 2014). Причины этого лежат, по-видимому, в физиологии мозга. Высказываются мнения, что пластичность мозга направлена, с одной стороны, на удовлетворение важнейшей потребности в коммуникации, а с другой стороны, стремится к экономному использованию ресурсов мозга и возвращению к исходной одноязычной программе.

В двуязычных семьях, где дети с первого года своей жизни постоянно слышат два языка, формирование билингвизма становится одним из наиболее оптимальных путей их речевого развития. Такую стратегию освоения языка  называют ранним и симультанным, т.е. ребенок с раннего возраста одновременно усваивает две языковые системы.

Когда второй  язык добавляется после трех лет, когда у ребенка уже появилась фразовая речь на одном языке, и другим он овладевает на базе первого, т.е. последовательно, исследователи называют такой билингвизм поздним и суксессивным (Dr.Doreen Asbrock, 2006)

Чем сознательнее и настойчивее родители следуют определенным принципам и учитывают особенности речевого развития в двуязычной ситуации, тем успешнее протекает процесс и тем больше положительных черт наблюдается в общем развитии ребенка. Наиболее типичный случай возникновения билингвизма – когда ребенок вырастает в семье, где родители говорят на разных языках (принцип «одно лицо – один язык»).

Частный случай – когда няня или гувернантка, проводящая много времени с ребенком, говорит на другом языке и таким образом обучает ему ребенка. Все более распространенный случай – семья живет в иноязычном окружении, ребенок общается вне семьи на другом языке, чем дома (беженцы, иммигранты, экспаты).

В речи двуязычных детей переключение кодов, то есть осознанное или неосознанное употребление в одном тексте разных языков, — это обычное явление. Оно рассматривается не как отрицательное, а скорее как положительное и естественное для билингвального общения, особенно в двуязычных обществах и коллективах, явление.

Хотели бы, чтобы ваш ребенок владел в совершенстве двумя и более языками?

Очень интересно ваше мнение! Пишите в комментариях!❤


Запись на консультацию в телеграмм 

https://t.me/anna_stollenwerk

Опубликовано на сайте: 9 августа 2023,  451 просмотр
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться163
Комментарии
Очень познавательно! Спасибо за материал!
Психолог - г. Тамбов
№1 | 9 августа 2023 | Ответить
Новочук Павел Александрович,
Благодарю за отклик!
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№2 | 9 августа 2023 | Ответить
С большим интересом прочла! Анна, благодарю за ценную публикацию!
Психолог, Семейный психолог - г. Калуга
№3 | 9 августа 2023 | Ответить
Отличная публикация, очень интересно, разносторонне и познавательно. Благодарю!
Психолог - г. Ростов-на-Дону
№4 | 9 августа 2023 | Ответить
Абдуллаева Ирина Николаевна,
Спасибо вам, Ирина, за внимание и отклик!
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№5 | 9 августа 2023 | Ответить
Благодарю за интересную статью! Там, где вижу ссылку на Выготского, авторитетность вырастает в разы!!!
Психолог - г. Москва
№6 | 9 августа 2023 | Ответить
Татьяна Каплунова,
Выготский - наше все;)))
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№7 | 9 августа 2023 | Ответить
Штолленверк Анна Романовна писал(а):
Часто термин „сбалансированный билингвизм“ используется для обозначения прекрасного владения двумя языками, степень владения  на уровне родного языка. Но, как мы видим на графике, сбалансированность не зависит от уровня владения языками (рис. 1
Татьяна, я несколько раз перечитала. Для меня сложно, но очень интересно и познавательно, спасибо!)
Психолог - г. Москва
№8 | 10 августа 2023 | Ответить
Познавательно, Анна! Я думаю, что это замечательно, когда дети вырастают билингвами и одинаково хорошо владеют двумя языками. Грустно, когда "бывший" родной язык забывается из-за желания как можно полнее ассимилироваться в новой стране. Так произошло с некоторыми моими племянниками, которые, будучи детьми уехали вместе со своими родителями в Германию и совершенно забыли русский язык. А взрослые и русский не забыли, и немецкий выучили...
Психолог, Cемейный Карьера - г. Москва
№9 | 10 августа 2023 | Ответить
Ольга Кеслер,
Это прежде всего обеспокоенность родителей, чтоб у детей не было буллинг из-за акцента, поэтому русскому и не уделяли внимания. Хотя в Германии полно воскресных русских школ.
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№10 | 10 августа 2023 | Ответить
Виктория Григораш,
Спасибо за внимание и стремление разобраться, Виктория!
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№11 | 10 августа 2023 | Ответить
Штолленверк Анна Романовна, конечно, я это понимаю, Анна! В семье достаточно было говорить по-русски...Но это решение взрослых.
Психолог, Cемейный Карьера - г. Москва
№12 | 10 августа 2023 | Ответить
По первому образованию я переводчик, тема для меня очень интересная. Спасибо за статью!
Психолог, Клинический психолог - г. Мурманск
№13 | 10 августа 2023 | Ответить
Мало пишут об этом, а ведь как увлекательно!
Психолог - г. Москва
№14 | 11 августа 2023 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Перфекционисты на отдыхе
6:30. Средиземное море. На пляж стягиваются перфекционисты. Им нужно обязательно занять определенное место под зонтиком и поставить лежаки так, чтобы они четко соответствовали солнечной дорожке , ни в ...
«Я без мамы не могу!» О воспитании мальчика
«Я без мамы не могу!» - говорит парень семнадцати лет. Наверное, вы слышали фразу «не нужно искать идеального мужчину, его можно родить»! Или «Ребенок для меня все», ...
Самоутверждение за счет других
Многим, наверное, знакома ситуация, когда, сидя за праздничным столом, кто-то совершает нелепую ошибку и опрокидывает бокал на скатерть, на себя или на соседа. И тут очень диагностична реакция окружающих ...
Загадочная штука - билингвизм!
Дорогие друзья, я много работаю с биэтническими семьями и долгие годы изучаю билингвизм. Знанием нескольких языков в наше время никого не удивишь, давайте рассмотрим некоторые теоретические основы двуязычия. ...
Как выжить маме?!
Если вы одна летали на 8-ом месяце беременности с двумя маленькими детьми (2, 4) из Африки в Европу; Если вы одна летали с грудным малышом и с двумя детьми, из которых среднему трехлетке в самолете было ...
Рекомендуем почитать
Где найти меру в воспитании?
Пишущему человеку всегда необходимо искать источники для появления идей своих статей, книг. Много идей у меня возникает из практики, случаев реальной жизни, а также в процессе общения с читателями мои ...
Танкова Оксана
Стадия существования - была ли у вас психотравма в младенчестве
Перинатальный (внутриутробный) период и младенчество еще называются стадией «Существования» - он длится от зачатия и до 6 месяцев после рождения Стадия «Существования» - это фундамент ...
Александрова Марина
Мой ребенок – лидер!?
В своей практике нередко слышу от родителей такую фразу: «Мой ребенок – лидер». Лидерские качества родители начинают видеть у ребенка лет с двух-трех, то есть с того периода, когда он ...
Журавлева Галина
Выражение агрессии маленькими детьми
В 2020 - м году я уже публиковала на сайте заметку по теме "Когда ребёнок бьёт и оскорбляет родителей?" и с ней можно ознакомиться здесь: Приведу из неё свою цитату для того, чтобы Вам было понятнее ...
Юлия Вадимовна
Что делать, если у ребенка нет мотивации и он ничего не хочет?
Мотивация – это ключевой фактор успеха в любой деятельности, в том числе и учебе. Однако, иногда у ребенка мотивация может быть снижена или вовсе отсутствовать. В такой ситуации важно не паниковать ...
Арина Евгеньевна(Доценко)
85608
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз