Замещающее терапевтическое родительство – откуда оно взялось?
Идея замещающего родительства – это не инновация схематерапии. Новизна скорее кроется в самом термине, открытом и активном его использовании и той роли (сердце схематерапии), которая ему придаётся в этом направлении.
Например, в психоанализе тоже считается, что аналитик (терапевт) занимает к клиенту ассиметричную родительскую позицию.
Ещё основатель психоанализа (и психотерапии вообще, кто бы там что ни говорил) Зигмунд Фрейд в своих Психоаналитических этюдах писал, что психоанализ стал возможен благодаря тому, что они отнеслись к своим пациентам с любовью. А в своём письме Карлу Юнгу он прямо назвал психоанализ «лечением любовью».
Только надо иметь в виду что любовь бывает разная и проявляться может по-разному. Например, родительская любовь, человеколюбие.
Ученик Фрейда Шандор Ференци писал о том, что понимание себя должно стать эмоциональным переживанием. Он вводит технику релаксации (метод изнеженности) – материнское эмоциональное отношение к клиенту в противовес отцовскому рациональному. Терапевт ведёт себя по отношению к клиенту как нежная мать (я думаю, что достаточно хороший отец тоже способен на нежность). Как отмечает Экхард Рёдигер, «Ференци заметил, что некоторые клиенты видимо, были настолько нуждающимися, что, казалось, терапевту нужно было бы их усыновить».
Уилфред Бион вводит концепцию материнской «мечтательности» (ревери) как способности ощущать и придавать смысл тому, что происходит внутри младенца. И концепцию контейнирования, согласно которой любовь матери – это открытость всем проекциям ребёнка. Для этого мать также должна быть доступна. Но если ей по каким-то причинам это не удавалось, аналитик берёт на себя эту функцию (альфа-функцию), чтобы впоследствии она также могла развиться и у клиента, не справляющегося со своими переживаниями.
Дональд Винникотт ввел термин «холдинг». Он подчеркивал, что терапевт должен создать возможности для развития «подлинного Я» клиента и для этой цели ему не следует «сталкиваться» с ним в некоторые моменты терапевтической регрессии. Оптимальная функция терапевта при этих условиях, говорил он, – быть объектом, который «осуществляет холдинг», кем-то вроде матери для того, кому не хватает нормальной материнской заботы. В такие моменты происходит регрессия вплоть до самой примитивной зависимости от аналитика, воспринимаемого как «держащая на руках мама».
М. Сешэ рассматривала в качестве причины шизофрении фрустрированные потребности, прежде всего на оральной стадии. И предлагала технику символического удовлетворения фрустрированных потребностей, направленную на компенсацию дефицита материнской любви и заботы, отказ от аналитических техник, поддерживающую позицию для развития контакта и доверия, последовательное прохождение с пациентом возрастных стадий развития с удовлетворением соответствующих потребностей.
Джон Боулби вводит понятие «надёжной базы», чтобы обозначить таким образом важнейшую для ребёнка стабильность, доступность и безопасность матери, что формирует у него надёжную внутреннюю рабочую модель привязанности. Если она не была сформирована, то тогда роль «надёжной базы» выполняет терапевт. Развивающаяся в таких отношениях надёжная модель привязанности может тиражироваться клиентом в других отношениях.
А понятие эмоционально корригирующего опыта, очень активно применяемое в схематерапии, было введено психоаналитиком Францем Александером.
Как отмечает Галина Львовна Исурина, терапевтическая триада Карла Роджерса – безусловное позитивное принятие, эмпатия, искренность (конгруэнтность) также восполняет неудовлетворённые детские потребности клиента. Благодаря такому подходу он со временем начинает интегрировать части и проявления своей личности, которые отторгались родителями. Имея личный опыт прохождения обучающего тренинга у Роджерса, Галина Львовна утверждает, что бы он ни писал, работал он как психоаналитик.
А в трансактном анализе вообще был опыт осуществления полного переродительствования, когда пациенты с шизофренией на какое-то время буквально усыновлялись терапевтами (см. школа катексиса Джеки Шифф).
Имея личный опыт прохождения обучающего тренинга у Роджерса, Галина Львовна
"Я изучал терапию Роджерса — недирективный под-
ход — и находился в тупике. Люди приходили ко мне с серьезными
14 ПРОЧЬ ИЗ ЗАМКНУТОГО КРУГА!
проблемами и сильными эмоциями; меня учили слушать их, пере-
фразировать и объяснять, а они должны были прийти к своему ре-
шению. Конечно, им часто это не удавалось. Иногда пациенты на-
ходили решение, но на это тратилось столько времени, что к концу
терапии я уже был вне себя. Роджерианская система не соответст-
вовала моему темпераменту, моим естественным наклонностям."
Дж Янг
=========