
Я Петя
Хороший
Мальчик
Был, есть, буду
Имею право, обязан
Так коротко и понятно выглядит структура самосознания личности согласно концепции В.С. Мухиной.
Валерия Сергеевна — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности», гениальный человек своего времени, — выделяет 5 основных структурных звеньев самосознания личности, которые, с одной стороны, являются неотъемлемой частью человека, с другой стороны, через них проходит развитие человека как личности: это имя человека, его притязание на признание, идентификация со своим полом, психологическое время личности и социально-нормативное пространство личности (сфера прав и обязанностей). Но самое важное, что она выделяет, – внутренняя позиция человека, его личное решение, что для него в этом мире важно, что неважно, что хорошо, а что плохо, что ценно, а что не очень, и, осознанно пропуская все общественное знание и сознание через эту свою внутреннюю позицию, человек становится уникальной личностью…
И как же формируются эти звенья самосознания у детей? И какую роль в целом играют в нашей жизни эти названные звенья? Подробнее ниже про каждое звено.
Имя – первое звено самосознания.
Как много значит имя! Как много традиций у любой народности, у любого этноса связано с имянаречением! Кто-то придерживается религиозных канонов в выборе имени, кто-то называет детей в честь дорогих и уважаемых родственников, кто-то долго изучает многообразные значения имен, вариантов много, но для всех без исключения выбор имени ребенку, приходящему в этот мир, - очень значимая задача.
- Имя – это личный и одновременно социальный знак человека, который дают ему при рождении
- Это первый шаг к внутренней личной уникальности каждого человека
- Это то, с чего презентирует человек себя в этот мир
- Это точка отсчета достижений человека в мире
- Имя настолько значимо в человеческих отношениях, что слово «имя» означает не только самого человека, но и его место среди людей
- Имя означает принадлежность к нации, конфессии, роду, семье. Имя дается в честь кого-то, во имя кого-то, ради кого-то
- «Сделать себе имя» - добиться социального признания, известности
- «Делать себе имя» - добиваться личностного роста, развивать себя духовно
Психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе.
И имя неразрывно связано с нашей телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью:
- мамы называют дитя по имени ласково, с безграничной любовью и нежностью в голосе, и именно так ребенок и начинает ощущать себя в этом мире;
- часто наше полное имя с резкими интонациями заставляет нас вздрогнуть, потому что мы есть имя, а имя есть мы сами;
- или мы позволяем дорогим нам близким людям называть нас ласково в уменьшительной форме, но не потерпим такого панибратского отношения со стороны малознакомого человека.
Поэтому так важно привить ребенку любовь и уважение к своему имени, а также полюбить свое имя самому и трепетно относиться к своему имени на протяжении всей жизни.
Почему именно про всю жизнь идет речь? Давайте посмотрим хронологически:
- малыша мы называем уменьшительно-ласкательным именем, и такая форма обращения на всю жизнь становится самой душевной, приносящей осознание близости с рядом находящимся человеком и взаимной любви;
- благодаря имени и выделению местоимения «Я» малыш начинает понимать, что он, все же, не продолжение мамы, а отдельный человек, и это его огромный шаг к собственной индивидуальности и уникальности;
- позже малыш узнает, что у родителей тоже есть имена, а у него самого есть еще отчество и фамилия, и каким же пока еще неосознанным уважением к самому себе наполняется этот маленький большой человек;
- в саду и в школе взрослые все чаще обращаются к ребенку по фамилии, и он уже начинает дифференцировать для себя по этому признаку близкий и дальний круг знакомств;
- затем сами дети (но сами ли?) начинают придумывать друг для друга прозвища, которые могут быть уничижительными или, наоборот, утверждающими сильный характер подростка, его волю, лидерские качества или интересные и уважаемые в своей среде особенности. Задача взрослых в этот период максимально сгладить негативные эпизоды с неприятными или обидными прозвищами, учить детей взаимоподдержке, подчеркивать, что каждый уникален, интересен и заслуживает уважения;
- уже к сознательному возрасту человек формирует свое внутреннее отношение к своему имени через собственное самоотношение к себе самому, и уже отсюда следует, что если у человека есть стремление изменить свое имя, то ему стоит сначала разобраться в себе. И такого рода проблемы для человека на самом деле очень глубинны и болезненны;
- и всю нашу жизнь, от мала до велика, мы явно или неявно лелеем мысль восславится своим именем, но это уже вопрос притязания на признание.
Имя – кристалл личности. Любите его, цените, берегите.
Притязание на признание — второе звено самосознания.
«Я хороший» , говорит нам малыш 2-3 лет, и очень переживает, когда у него случается оплошность, он очень не хочет оказаться плохим в глазах обожаемых мамы и папы. Ему так важно показать свой рисунок, рассказать стишок, получить одобрение взрослого и взрастить чувство гордости собой.
Но это и время, когда ребенок начинает испытывать чувство стыда, если взрослый за что-то порицает ребенка, и одно дело, если порицание идет за проступок, и совсем иначе – когда просто цветочек не совсем похож на цветочек.
Конечно же, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда в этом возрасте совсем не означает, что ребенок уже может контролировать свои поступки, но основным проводником ребенка в мир является взрослый, и в своей зависимости от взрослого малыш, в первую очередь, ориентируется на эмоциональный фон значимых ему людей, и именно положительные эмоции играют важнейшую роль в стимулировании позитивного и успешного развития ребенка, в то время как часто фрустрирующий взрослый способен остановить притязание ребенка на любой успех в его дальнейшей взрослой жизни:
- «Я не буду даже отправлять резюме в ту компанию, я им не подойду»
- «Я не пойду на эту вечеринку, я опять там буду белой вороной»
- «Я не пойду в магазин возвращать этот брак, как я им докажу, что я не носила эти туфли?»…
Через притязание на признание ребенок уподобляет себя человеку: «Я такой же человек, как и вы, и имею право быть».
Через притязание на признание человек выделяет себя как особенную и уникальную личность в социуме.
Через притязание на признание стремления человека направлены, в первую очередь, на любовь ближних, на успех в повседневной жизни, на интересную карьеру, и даже на то, чтобы оставить в истории след о себе и своем имени.
И в случае негативных переживаний своих неудач человек перестает дерзать на лучшее и достигать желаемого. И что тогда делать?
- Если речь идёт о вашем ребёнке, то важно адекватно оценивать способности ребёнка, ставить ему адекватные его возрасту и способностям цели и задачи, поддерживать в нем уверенность в себе и в том, что все у него получится, и искренне ценить и хвалить его за каждое достойное достижение.
- Если речь про вас самих, когда вы уже взрослый, то стоит взрастить самостоятельно своего внутреннего ребенка и полюбить себя самому, начать замечать все свои достижения и хвалить себя за них, хвалить и хвалить. И дерзать. Дерзайте! И все у вас получится!
Половая идентификация — третье звено самосознания.
Важно понимать, что именно родители на начальном этапе формируют будущую личность ребенка на своем примере и с помощью своего воспитания, и вопросы половой идентификации для гармоничного развития также важны, как и коррекция девиантного поведения, нейрофизиологических и каких-либо иных проблем.
Года в 3 ребенок начинает замечать разницу между мамой и папой, между мальчиком и девочкой: они носят разную одежду, играют в разные игрушки, любят разные цвета. Но так ли важно акцентировать внимание детей именно на этом?
Первый этап половой идентификации – в 4-6 лет, здесь важно объяснить детям, что основное различие полов заключается в особенностях строения и функционирования половых органов.
И в этот же период дети начинают уподоблять себя себе подобному взрослому: маме или папе, бабушке, дедушке, старшим братьям и сестрам, родственникам, друзьям семьи, учителям и тренерам.
И если ранее дифференциация между женщиной и мужчиной была более четкая: мужчина занимался тяжелым трудом, а женщина чаще оставалась у домашнего очага и занималась воспитанием детей, то сегодня все чаще и чаще идет смешение социальных ролей, и здесь важно, чтобы вы в своей семейной системе договорились о том, какие свои ценности и идеалы и в каком формате вы будете доносить до своего ребенка в вопросах дифференциации полов.
И так по нарастающей ребенок начинает присваивать поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Развивается эмоциональная причастность к детям своего и противоположного пола. Растет стремление поддержать престиж своего пола.
Второй важный этап половой идентификации – отрочество.
Со вступлением детей в пубертат именно важность межличностного общения выходит на первый план, и если ранее акцент был на образцах поведения мужчины и женщины, то в этом возрасте подростки обращают внимание именно на образцы взаимодействий мужчин и женщин.
Подростки обращены как вовне - в общение друг с другом,
так и внутрь: именно в это время идет бурное становление личности, осознавание себя как личности, определение своей социальной роли, своих особенностей, своей принадлежности к той или иной группе лиц, определение своей половой идентификации.
… И если вдруг что-то идет не по вашему сценарию, то самое важное все-таки принимать своего ребенка таким, какой он есть, и когда он еще в утробе, и когда уже взрослый самостоятельный человек …
Четвертое звено самосознания — психологическое время личности.
Итак, хронологически ребенок:
- сначала понимает, что его тело существует отдельно от тела мамы, затем он начинает понимать, принимать и любить свое уникальное имя и идентифицировать себя с ним;
- ему важно показать маме свой рисунок и порадоваться вместе с ней за себя;
- затем ребенку открывается понимание, что мама и папа разные, что он мальчик или девочка по биологическим признакам, начинает примерять на себя социальные роли будущего мужчины и женщины по примеру своих родителей и других близких людей;
- и взрослые начинают постепенно включать ребенка в мир времени: помогают ему что-то вспоминать «Когда ты был маленьким…», обращаются к его будущему «Кем ты станешь, когда вырастешь?»
Все эти процессы во взаимодействии малыша и взрослого идут естественно, непрерывно и связно, и всё вместе это формирует личность ребенка и его идентичность. Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, всё умеющую и всё могущую личность.
И постепенно ребенок учится соотносить себя настоящего с собой в прошлом: «Я раньше это не умел, а теперь умею», и с собой в будущем: «Чтобы стать еще сильнее, мне нужно еще много тренироваться». Это является одной из основ психологического здоровья личности.
А что же происходит, если человек не может опираться на себя в прошлом? Или не может по каким-либо причинам спланировать будущее? Сегодня принято призывать людей «Живите настоящим, так как прошлое ушло, а будущее еще не пришло».
Но в жизни сегодня - здесь и сейчас - человек опирается на себя и свой опыт в прошлом и на свое видение себя в будущем.
Именно в сегодняшнем дне человек видит результаты своих достижений за прошлое и может, опираясь на это, понять, что и как делать ему сегодня, чтобы в будущем получить то, что он хочет!
И как убрать из этого триединства 2 опоры?
И сложно будет устоять в этом мире, погрузившись только в прошлое или в будущее.
Важно отметить, что психологическое время человека неразрывно связано с тем временем и местом, где он живет.
Если в прошлые века люди 45 лет считались уже глубокими стариками, повидавшими этот мир, то в современном мире условно обозначается рубеж в 44 года как окончание молодости и с 45 лет переход в зрелость. И исходя из принятого в социуме восприятия времени человек и строит свою жизнь.
И хорошо, когда человек сам для себя решает, что и когда он хочет делать, но нет. Человек – часть социума, и, начиная с самого рождения, человек так и слышит:
- «Пора садиться!»
- «Пора ходить!»
- «Пора в школу!»
- «Пора замуж/жениться!»
- «Пора детей рожать»…
Феноменология «Пора…» - неотъемлемая часть социума, нашей жизни, и это двигатель нашей жизни вперед, в развитие, как бы не надоели нам уже эти фразы.
Пятое звено самосознания — права и обязанности, или социально-нормативное пространство личности.
Что это?
Во-первых, это наша культура, при чем культура конкретно в момент рождения и жизни человека, в определенном месте и среди определенного этноса. Согласитесь, что Европа времен Леонардо Да Винчи и сегодня – это разные культурно-исторические реалии. Равно как в нашей многонациональной стране есть разные условия развития личности среди разных этносов даже внутри единой, казалось бы, Москвы. Поэтому ребенок, рождаясь в определенный период времени, в некой стране, городе или деревне, в среде своего этноса, - перенимает культуру, обычаи, этику, общие знания о мире и философские смыслы и ценности именно из этого своего окружения:
- Мы есть то, что нас окружает
- Мы есть то, что мы изучаем
Во-вторых, перенимая знания своего окружения, ребенок погружается в мир правил, своих прав и своих же обязанностей перед этим миром. Именно структурируя права людей внутри общины и распределяя их обязанности между собой, человек сумел не просто сохранить все приобретаемые в ходе своей жизни знания, но и достичь того уровня развития, который мы имеем на сегодняшний день. А любое развитие начинается с маленьких шагов - всего лишь со слова «надо»…
- Надо выучить буквы!
- Надо идти в школу!
- Надо жить по чести!
Человек – существо социальное, он живет в обществе, перенимает его опыт, учится жить в согласии с другими людьми через свои права и обязанности, и сам же является источником развития общества.
Человек как существо социальное стремится быть ближе к другому человеку и может оказаться в своей точке сложности:
- например, имея свои представления о том, как правильно и идеально, можно встретиться с другим мнением;
- можно однажды получить травматичный опыт общения и бояться далее идти на контакт, перестать доверять людям;
- кто-то желает прославить свое имя на весь мир и на все века и ради такой великой цели сметает всех на своем пути, но что будет уже потом?
- ну и всем известна цитата, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Вот так социально-нормативное пространство становится неотъемлемой частью нас самих:
- это наши представления и наши знания о мире;
- это наши права и обязанности в этом мире;
- это наши сложности и наши кризисы, с которыми мы сталкиваемся на своем пути, взаимодействуя с этим миром.
Я Петя - Приятие и принятие своего имени и тела
Хороший - Любовь к себе самому через любовь и принятие со стороны окружающих
Мальчик - Осознание себя и своей роли через половую идентификацию
Был, есть, буду - Понимание своего опыта и знаний и осознание точки своего дальнейшего роста с перспективой в будущее
Имею право, обязан - Жизнь в мире и согласии с окружающими через знание и понимание норм и правил социума, через свои права и обязанности,
Именно так человек перенимает весь социальный опыт через себя и, выделяя из всего этого свое личное и ценностное, становится уникальной личностью, винтиком в обществе.
И речь здесь идет не только про то, на что обращать внимание, когда растет ваш ребенок, но и про то, что важно обратить внимание на себя взрослого, существующего здесь и сейчас.
Если человек испытывает свои какие-то сложности, сталкивается с высоким уровнем внутреннего дискомфорта, чувствует тревогу, одиночество, имеет сложности во взаимоотношениях с другими людьми, то стоит все-таки остановиться и задуматься о себе и своей жизни.
Как говорят в самолетах – сначала маску на себя, а затем уже на ребенка (или на любого другого близкого, кому требуется ваша помощь).
Берегите себя! Берегите своих близких!
Использованная литература:
- Мухина В.С. «Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности: Учебник для студентов ВУЗов: В 2 т. Т.1 / В.С. Мухина – 18-е изд., перераб. И доп. – М.: Наука, 2022 – 671 с.
- Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «Пора» в контексте жизненного пути // Журнал Развитие личности. – 2010. – №1. – С. 15-54.
- Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В.С. Мухина. – 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Национальный книжный центр, 2013. – 1088с.
- Цветкова Н.А. Применение идей научной школы В.С. Мухиной в психологическом консультировании // Журнал Развитие личности. – 2018. – №1. – С. 154-168.
☏ Онлайн-консультация, запись по телефону 8-926-733-23-57
✓ В моём телеграм-канале можно найти ещё больше полезной информации по психологии: https://t.me/alisa_vladi_psy
✓ Моя группа ВКонтакте: https://vk.com/alisa_vladi
важно обратить внимание на себя взрослого, существующего здесь и сейчас.