Критика примера Э.Берна по самомтоятельному определению жизненного сценария ребенком

В Главе 10  Книги «Современный транзактный анализ» И.Стюарта и В.Джойнса, Природа и происхождение сценария жизни, указано, что «  Человек сам принимает решение о сценарии. Берн». Авторы книги отмечают, что «на решение о выборе сценария оказывают воздействие не только такие внешние факторы, как родители или окружение. Поэтому мы говорим, что человек сам принимает решение о выборе сценария. И приводят пример от Берна: случай с двумя братьями, которым мать сказала следующее: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим больным в психиа­трической лечебнице, а другой психиатром.

Однако, авторы не дают расшифровку понятия «сам принимает». Что именно заставило одного брата стать психиатром, и почему второй брат стал больным в психиатрическом отделении? Можно ли сделать вывод, что человек сам себя может привести к шизотипическому расстройству? Или это какая-то иная психическя болезнь? Может быть,  второй брат, решив, что его брат болен и ему нужна помощь, выучился на психиатра? Как-то всё не прозрачно и немного притянуто за уши.

При обучении математике можно использовать аналогию для более лёгкого и прочного усвоения учебного материала. Предлагаю использовать  метод аналогии для рассмотрения указанного случая и построить эпюру напряжения мозговой деятельности ребенка, для принятия сценарного решения в зависимости от давления на него силы убеждения высказывания матери «Вы оба попадете в психушку».

Эпюра напряжений: это график, на котором откладываются значения внутренних сил и напряжений на каждом из участков поперечного сечения тела (бруса, балки, вала).  В точках приложения сосредоточенных сил на эпюре получаются скачки значений, равные величине приложенной силы. В данном случае, силой, вызывающей это напряжение будет послание матери «Вы оба попадете в психушку». Далее, видимо, можно сделать предположение о том, что не одинаков сам материал «тела», на которое действует эта сила, т.е. психическая реакция на это послание. У одного ребенка одна психологическая устойчивость к посланию матери, у другого другая, эта устойчивость может быть сильнее или слабее. При этом, трудно предположить, что психически здоровый ребёнок согласиться с утверждением, что его место в психушке.  

Предположим, что у первого брата, психологическая устойчивость к родительским посланиям немного слабее.

Однако, если мы постоим эпюру напряжения, применительно к нашему случаю, учитывая силу воздействия послания, то окажется, что у первого-больного брата, устойчивость к посланию матери отрицательная, т.е. отсутствует, а у   второго брата-психиатра, она условно говоря положительная, т.е. наличествует. Такое может случиться  если у исходного материла противоположные свойства. Т.е. брат- психиатр, изначально здоров, психологическая устойчивость к родительским посланиям имеется,  а брат- больной, изначально болен, т.к. психологическая устойчивость к родительским посланиям вообще отсутствует. При этом, материнское послание «Вы оба попадете в психушку», не что иное, как констатация этого факта при определенном поведении обоих детей.

Рассуждая с точки зрения логики, мы, с большой степенью вероятности, можем предположить, что мать, уже была утомлена поведением больного ребенка, которое копировал и здоровый ребёнок. Это была его психологическая защита, так как больному ребенку многое прощалось, и здоровый ребенок стал его копировать, что бы снять с себя груз ответственности.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что высказанное матерью мысль «Вы оба попадете в психушку», в данном примере,  не является посланием, оказавшим влияние на решение ребенка о сценарии.

Опубликовано на сайте: 21 декабря 2023,  222 просмотра
Поделиться3В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться35
Комментарии
То, что дети в одной семье могут быть совершенно разными, выбирая разные паттерны поведения это факт. Семья динамична и разные периоды, проживает по-разному. Материнские послания тоже воспринимаются по-разному в силу физиологии и темперамента. Достаточно сложная тема со множеством составляющих.
Психолог, EMDR-терапевт травмотерапевт - г. Ставрополь
№1 | 21 декабря 2023 | Ответить
Могу предположить, что ключевым в интерпретации послания матери стала часть Эго-состояния "Взрослый" каждого из братьев.

Благодаря этой части и был выбран или откорректирован "Жизненный сценарий"
Психолог, Семейный психолог Медиатор - г. Норильск
№2 | 21 декабря 2023 | Ответить
Павельев Дмитрий Анатольевич писал(а):
Такое может случиться  если у исходного материла противоположные свойства. Т.е. брат- психиатр, изначально здоров, психологическая устойчивость к родительским посланиям имеется,  а брат- больной, изначально болен, т.к. психологическая устойчивость к родительским посланиям вообще отсутствует.
не обязательно здоров/болен. Вполне вероятно, что у братьев разный темперамент, т.е. различные характеристики свойств нервной системы. К тому же Берн был убежден, что все рождаются Принцами и в процессе жизни могут стать Лягушками. Исходя из этого, можно предположить, что его пример был о изначально здоровых людях.
Психолог, Транзактный анализ - г. Москва
№3 | 21 декабря 2023 | Ответить
Павельев Дмитрий Анатольевич писал(а):
При этом, трудно предположить, что психически здоровый ребёнок согласиться с утверждением, что его место в психушке
На ребенка слова мамы действуют как гипноз. Это вы пытаетесь от имени ребенка рассуждать головой взрослого да еще с точки зрения сопромата.

Мама не из Родителя говорит, а послание идет из Дитя маминого. Там и пострашнее есть приказания, сгинь, сдохни!
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№4 | 21 декабря 2023 | Ответить
Павельев Дмитрий Анатольевич писал(а):
Таким образом, напрашивается вывод о том, что высказанное матерью мысль «Вы оба попадете в психушку», в данном примере,  не является посланием, оказавшим влияние на решение ребенка о сценарии
Продолжайте читать книгу и сопоставляйте прочитанное со сценарием своих клиентов. плюс очень хорошо помогает в вопросе понимания многолетняя работа по преодолению собственного сценария, даже если он банальный.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№5 | 21 декабря 2023 | Ответить
№3 | Наталья Егорова писал(а):
К тому же Берн был убежден, что все рождаются Принцами и в процессе жизни могут стать Лягушками. Исходя из этого, можно предположить, что его пример был о изначально здоровых людях.
Это не Берн - это так назвали создатели НЛП, Берн был психиатром и работал с больными людьми.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№6 | 21 декабря 2023 | Ответить
№1 | Вебер Ирина Васильевна писал(а):
То, что дети в одной семье могут быть совершенно разными, выбирая разные паттерны поведения это факт. Семья динамична и разные периоды, проживает по-разному. Материнские послания тоже воспринимаются по-разному в силу физиологии и темперамента. Достаточно сложная тема со множеством составляющих.
Да и мама в разных возрастах по отношению к сыновьям - это как бы две разных мамы
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№7 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, да, он был психиатром, а также психологом и несостоявшимся психоаналитиком.
Пример, который автор приводит в статье отражает убеждённость Берна в том, что люди от природы хороши (ОК, победители, принцы), а родители в некоторой мере задают своими предписаниями вектор развития. И эту убеждённость Берн описывал метафорой
"Люди рождаются Принцами и Принцессами, а родители превращают их в Лягушек" Отсюда же и основной принцип ТА - все люди ОК.
Психолог, Транзактный анализ - г. Москва
№8 | 21 декабря 2023 | Ответить
№8 | Наталья Егорова писал(а):
Александр Молярук, да, он был психиатром, а также психологом и несостоявшимся психоаналитиком.
Пример, который автор приводит в статье отражает убеждённость Берна в том, что люди от природы хороши (ОК, победители, принцы), а родители в некоторой мере задают своими предписаниями вектор развития. И эту убеждённость Берн описывал метафорой
"Люди рождаются Принцами и Принцессами, а родители превращают их в Лягушек" Отсюда же и основной принцип ТА - все люди ОК.
Это я помню. Я не спорил с вами.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№9 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, видимо, я не поняла о чем вы писали про создателей НЛП, извините.
Психолог, Транзактный анализ - г. Москва
№10 | 21 декабря 2023 | Ответить
№10 | Наталья Егорова писал(а):
Александр Молярук, видимо, я не поняла о чем вы писали про создателей НЛП, извините.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№11 | 21 декабря 2023 | Ответить
№2 | Мустафина Татьяна Андреевна писал(а):
Могу предположить, что ключевым в интерпретации послания матери стала часть Эго-состояния "Взрослый" каждого из братьев.
Да весь прикол в том что мать не говорила прям буквально " вы попадете в психушку" она передала это из Дитя невербально. И сыновья не из ума прямо так и приняли это решение.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№12 | 21 декабря 2023 | Ответить
Павельев Дмитрий Анатольевич писал(а):
Таким образом, напрашивается вывод о том, что высказанное матерью мысль «Вы оба попадете в психушку», в данном примере,  не является посланием, оказавшим влияние на решение ребенка о сценарии.
согласна! Скорее всего такое стечение обстоятельств и совпадение паттернов, привычка избегания привели к такому итогу. Дмитрий, благодарю за статью, очень интересно!
Психолог, Супервизор, Переедание похудение аддиктолог - г. Москва
№13 | 21 декабря 2023 | Ответить
Есть также понятия "Жизненный сценарий" и "антисценарий".

Второй сын, который стал психиатром пошёл в антисценарий.

А в последующем, благодаря внутреннему Взрослому мог и вовсе выйти из сценария. Тем самым стать Победителем (выражаясь языком Берна).
Психолог, Семейный психолог Медиатор - г. Норильск
№14 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, я с вами полностью согласен, послания разные. Однако, в приведённом примере много неизвестных. В каком возрасте детей мама это им сказала? В каком эго-сотоянии дети были в это время? Было ли восприятие из Дитя мамы в Дитя ребенка?
Что касается посланий Не живи, то это не значит, что ребенок умер , это может быть травмой.
Психолог, Специалист - г. Сочи
№15 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, да, это так. Однако, я поставил под сомнение истинность сценария. в связи с тем, что изначально не было известно, был ли один из детей болен психически. Если мы берём за основу основной принцип ТА -все люди-ОК, то мама была доведена этими детьми до такого состояния именно так, как я предположил в статье. Могло ли такое быть, как вы считаете?
Психолог, Специалист - г. Сочи
№16 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, а вот это уже совсем интересно. Если бы именно так описывали авторы, у меня явно не возникло бы этого вопроса.
Психолог, Специалист - г. Сочи
№17 | 21 декабря 2023 | Ответить
Александр Молярук, книга давно прочитана) . Просто недавно возник похожий вопрос и с коллегой дискутировали рассматривая эту тему. Он и напомнил о многих спорных моментах книги. Вот и родилась статья))
Психолог, Специалист - г. Сочи
№18 | 21 декабря 2023 | Ответить
Коллеги, благодарю за отзывы! Они очень актуальны для меня.
Психолог, Специалист - г. Сочи
№19 | 21 декабря 2023 | Ответить
№15 | Павельев Дмитрий Анатольевич писал(а):
Александр Молярук, я с вами полностью согласен, послания разные. Однако, в приведённом примере много неизвестных. В каком возрасте детей мама это им сказала? В каком эго-сотоянии дети были в это время? Было ли восприятие из Дитя мамы в Дитя ребенка?
Что касается посланий Не живи, то это не значит, что ребенок умер , это может быть травмой.
Тот пример который вы выбрали для разбора - вовсе не клинический случай, вам просто показали принцип. Еще раз повторюсь нужна личная терапия чтобы понять как сценарная терапия действует изнутри.
Психолог, РаскруткаКоллег ТерапияПсиТравм - г. Владивосток
№20 | 22 декабря 2023 | Ответить
Спасибо за интересную статью!
Психолог, Супервизор, Психоаналитик - г. Москва
№21 | 23 декабря 2023 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Несколько шагов к энергетической психологии
В духовных учениях, шаманизме, буддизме , эзотерике, энергия играет ключевую роль. Утверждается, что человек способен восполнить свои запасы жизненной силы, взаимодействуя с миром вокруг – получая ...
Где брать энергию?
Когда ко мне на приём приходит очередной посетитель, я, как доктор традиционной китайской медицины, имея большой опыт в диагностике пациентов, могу определить, насколько можно начинать работать с этим ...
Критика примера Э.Берна по самомтоятельному определению жизненного сценария ребенком
В Главе 10 Книги «Современный транзактный анализ» И.Стюарта и В.Джойнса, Природа и происхождение сценария жизни, указано, что « Человек сам принимает решение о сценарии. Берн». ...
Сокровенное число Три или где психологи потеряли Дух.
Интересно наблюдать, как складывается система счёта у разных народов, особенно тех, от которых остались древние письменные источники. Римская цифра три –III Китайская цифра три – Шумерская ...
Психология- наука изучающая что?
«Психология (от др.-греч. ψυχ «душа [1]; λ γος «учение») — гуманитарная научная дисциплина , изучающая закономерности возникновения, ...
Рекомендуем почитать
Родительские послания со знаком "-" и "+". Что выбираешь ты?
Фразы родителей, которые разрушают доверие и обесценивают действия подростка (ребёнка): - А если у тебя не получится? Потом не плачь и не жалуйся, если у тебя не получится и ты ошибёшься, не справишься!- ...
Василакий Ирина
"Как поддержать подростка, когда его все бесит: Руководство для родителей"
Привет Друзья! Сегодня я хочу поговорить на тему: "Как поддержать подростка, когда его все бесит: Руководство для родителей" В период подросткового возраста многие родители сталкиваются с вызовом, ...
Алексей Штырков
Вопросы психологу: нашла в телефоне ребенка порно. Что делать?
Вопрос психологу: я обнаружила порноролик в телефоне 14-летнего сына. Мы с его отцом развелись, и у нас до сих пор не было с ним «разговора о сексе». Мой вопрос: стоит ли мне говорить с сыном ...
Ксения Андреева
Какие потребности у подростка?
Подросток ещё не взрослый, но уже не ребёнок. Следовательно меняются потребности и цели.Что необходимо малышу, чтобы встать и пойти самостоятельно? Поддержка! Не переставлять за него ногами, а быть рядом, ...
Василакий Ирина
Подросток сначала делает, а потом думает.
В подростковом возрасте действиями рулят инстинкты. Да, те животные инстинкты, которыми оперирует рептильный мозг. Почему так? Идёт перестройка организма. Неокортекс - кора головного мозга не может удерживать ...
Василакий Ирина
2e605
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз