Техники работы с шизоидами

Люди с шизоидным расстройством невнимательны к деталям в жизни, которые замечают другие люди. 

Это проявляется следующими особенностями:

  • мало что в жизни доставляет удовольствие;
  • слабое или ограниченное выражение эмоций (уплощённая аффективность);
  • эмоциональная холодность;
  • эмоциональная отстраненность;
  • почти неизменное предпочтение уединённой деятельности;
  • слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику;
  • отсутствие друзей или существование лишь одной близкой связи.

 

Например, человек с шизоидным расстройством говорит вам:

К: "Я не люблю коллегу по работе".

Для того, чтобы научить обращать внимание на такие детали, психолог может использовать технику уточняющих вопросов (напр., "Почему не любишь....?", "Возможно, она хорошо делает какие-то другие вещи?" "А какие у нее есть сильные стороны?", и т.д.), но для людей с шизоидным расстройством это, во-первых, очень скучно, а во-вторых, практически сразу включается негативизм по отношению и к коллеге "Ничего хорошо не делает! Нет никаких сильных сторон!", и к психологу, который посмел предположить что-то хорошее о ненавистном коллеге.

Поэтому удобно использовать технику замены обобщенной точки зрения на конкретную.

Она близка по смыслу к использованию уточняющих вопросов, но психолог предлагает клиенту использовать в речи следующий шаблон: "Я не люблю ....., потому что ....., но сильная (или хорошая) сторона этой ситуации в том, что .....".

К: "Я не люблю коллегу по работе". 

П: Почему не любишь, продолжи, пожалуйста, фразу в такой формулировке "Я не люблю коллегу по работе, потому что ....".

К: "Я не люблю коллегу по работе, потому что он полная противоположность мне."

П: "Но тогда его сильная сторона....".

К: "Я не люблю коллегу по работе, потому что он полная противоположность мне, но его сильная сторона умение договариваться с начальником".

Еще примеры из практики со взрослыми и подростками:

Из диалогов с подростками:

"Я не люблю, когда не могу решить задачу, потому что я могу получить плохую оценку, но зато это развивает ум".

"Я не люблю, когда учитель задает много домашних заданий, потому что могу не успеть решить все, но зато такой объем позволить мне работать лучше в будущем".

"Я не люблю скучные документальные фильмы, потому что там развитие событий происходит медленно, но сильная сторона в том, что я воспитываю в себе терпение".

"Я не люблю просыпаться по утрам, потому что тогда надо раскачаться, но зато я смогу сделать больше дел".

Из диалогов со взрослыми:

"Я не люблю, когда ко мне обращаются, потому что меня это напрягает, но сильная сторона в том, что я получаю информацию".

"Я не люблю, когда меня поправляют, потому что я злюсь, но я получаю знания".

"Я не люблю, когда кот ходит по кухонному столу, потому что он может принести грязь с пола, но зато я внимателен".

Я не люблю, когда дома заканчивается гель для мытья посуды, потому что это плохо, но я могу это восполнить".

"Я не люблю летать на самолете, потому что там нельзя поспать нормально, но на самолете быстрее добраться до места назначения".

В чем разница этих техник, показываю на примере:

Техника уточняющих вопросов:

К.: "Я не люблю Несквик!"

П: "Почему?"

К: "Потому что я от него толстею"

П: "Но он же вкусный?"

К: "Ну и что?"

Техника замены обобщенной точки зрения на конкретную:

К: "Я не люблю Несквик, потому что я от него толстею, но он очень вкусный".

 

Упражнение "Я люблю ..." и "Мне приносит радость..."

Также в процессе работы далее предлагаем обратить внимание на то, что любит клиент или что приносит ему радость. Используем равнозначные формулировки: "Я люблю ..." и "Мне приносит радость...". При всей кажущейся легкости упражнения, эти вещи не легкодоступны для шизоидов, потому что они привыкли восприниматься вещи неопределенно или глобально (напр., в масштабе поколений).

Стараемся, чтобы человек дал не менее 20 слов или фраз в ответ, так как далее эти ответы группируем по признакам, напр., "семья" или "тактильные ощущения" или "еда" и т.д.

Если человеку сложно отвечать на открытые вопросы "Что ты любишь?, "Что приносит тебе радость?" и звучит ответ "Не знаю", психолог может подсказать , задавая альтернативные вопросы: "Ты любишь лето или зиму" или закрытые вопросы "Ты любишь мороженое?"

В заключение хотелось бы отметить, что фокусируя внимание на конкретных вещах, человек с шизоидным расстройством учится осознано отмечать причины своих реакций, вещи, которые он не любит или любит, а также может обнаруживать в людях и ситуациях что-то хорошее, не очевидное ему ранее.

Опубликовано на сайте: 21 февраля 2024,  369 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться244
Комментарии
Морозова Оксана Александровна писал(а):
Люди с шизоидным расстройством невнимательны к деталям в жизни, которые замечают другие люди. 

Это проявляется следующими особенностями:

мало что в жизни доставляет удовольствие;
слабое или ограниченное выражение эмоций (уплощённая аффективность);
эмоциональная холодность;
эмоциональная отстраненность;
почти неизменное предпочтение уединённой деятельности;
слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику;
отсутствие друзей или существование лишь одной близкой связи.
Ценные наблюдения. Благодарю за статью, коллега!
Психолог, КПТ-Тревога Психосоматика Отношения - г. Санкт-Петербург
№1 | 21 февраля 2024 | Ответить
Морозова Оксана Александровна писал(а):
психолог предлагает клиенту использовать в речи следующий шаблон: "Я не люблю ....., потому что ....., но сильная (или хорошая) сторона этой ситуации в том, что .....".
Очень люблю техники с такими шаблонами, действительно помогает и даёт опереться клиенту, которому трудно выразить свои мысли и чувства. Спасибо!
Психолог, КПТ - г. Томск
№2 | 21 февраля 2024 | Ответить
Спасибо, Оксана! Очень полезные практики!
Психолог, Клинический психолог - г. Иркутск
№3 | 21 февраля 2024 | Ответить
Спасибо за описание техник для работы с шизоидами. Хорошая и полезная статья!
Психолог, EMDR ImTT IFS - г. Ростов-на-Дону
№4 | 23 февраля 2024 | Ответить
Ценная статья! Благодарю за техники
Психолог - г. Владивосток
№5 | 24 февраля 2024 | Ответить
Спасибо за статью.
№6 | 18 мая | Ответить
Потрясающе! Благодарю, Оксана Александровна!
Психолог, Юнгианский анализ - г. Курск
№7 | 24 июня | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Худеют ли в Рамадан? и другие вопросы психологу...
Автор статьи - Морозова Оксана Александровна, кризисный психолог. Перепечатка материалов допускается со ссылкой на автора Интересный вопрос психологу и тему для статьи задали мусульманки: "Диета и ...
Техники работы с подростками
Автор статьи - Морозова Оксана Александровна, кризисный психолог. Перепечатка материалов допускается со ссылкой на автора В работе психолога с подростками 14-18 лет органично переплетается выяснение обстоятельств ...
Роль моральной поддержки в работе с подростками
Моральная поддержка — это поддержка словом с эмоциональной окраской. Выражается фразами сочувствия, сопереживания, заботы, а также фразами похвалы, одобрения.Перед концом каждой четверти или триместра ...
F 44.81 Диссоциативное расстройство идентичности / раздвоение личности
F 44.81 Диссоциативное расстройство идентичности / множественное расстройство личности / раздвоение личности Будни психолога. Ниже небольшой реферативный микс практических рекомендаций, с учетом личного ...
Рекомендуем почитать
Инволюция на примере фильма "Отец"
Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. А.С. Пушкин Инволюция психологическая — это необратимое угасание (ослабление) или распад психических функций. Обычно, ...
Дженгурова Людмила
Симптомы шизофрении. Можно ли распознать заболевание самостоятельно
Шизофрения — редкий диагноз, но, если вовремя его не поставить, есть риск, что жизнь человека превратится в сущее наказание и для него, и для родственников. Все начинается с отстранённости, безразличия, ...
Валерий Анатольевич
Пищевая зависимость. Симптомы пищевой зависимости. Виды пищевой зависимости. Лечение.
Пищевая зависимость - психическое отклонение, при котором человек поглощают пищу не для восполнения энергии и удовлетворения физиологической потребности, а для того, чтобы устранить нежелательное эмоциональное ...
Петров Максим
Трансгендерный переход. Новый подход в РФ
В России приняты поправки, касающиеся трансгендерного перехода. Операции по смене пола теперь проводить запрещено, как и менять гендерный маркер в документах. Как это отразится на тех, кто ощущает свою ...
Сорокина-Чеченева Полина
Как становятся педофилом? 12 причин педофилии!
Кто такие педофилы и как ими становятся? Как вообще можно докатиться до такого? Как практический и клинический психолог, я расскажу о факторах, которые приводят к этому расстройству психики. Тема непростая ...
Лейла Али
f465c
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз