Люди с шизоидным расстройством невнимательны к деталям в жизни, которые замечают другие люди.
Это проявляется следующими особенностями:
- мало что в жизни доставляет удовольствие;
- слабое или ограниченное выражение эмоций (уплощённая аффективность);
- эмоциональная холодность;
- эмоциональная отстраненность;
- почти неизменное предпочтение уединённой деятельности;
- слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику;
- отсутствие друзей или существование лишь одной близкой связи.
Например, человек с шизоидным расстройством говорит вам:
К: "Я не люблю коллегу по работе".
Для того, чтобы научить обращать внимание на такие детали, психолог может использовать технику уточняющих вопросов (напр., "Почему не любишь....?", "Возможно, она хорошо делает какие-то другие вещи?" "А какие у нее есть сильные стороны?", и т.д.), но для людей с шизоидным расстройством это, во-первых, очень скучно, а во-вторых, практически сразу включается негативизм по отношению и к коллеге "Ничего хорошо не делает! Нет никаких сильных сторон!", и к психологу, который посмел предположить что-то хорошее о ненавистном коллеге.
Поэтому удобно использовать технику замены обобщенной точки зрения на конкретную.
Она близка по смыслу к использованию уточняющих вопросов, но психолог предлагает клиенту использовать в речи следующий шаблон: "Я не люблю ....., потому что ....., но сильная (или хорошая) сторона этой ситуации в том, что .....".
К: "Я не люблю коллегу по работе".
П: Почему не любишь, продолжи, пожалуйста, фразу в такой формулировке "Я не люблю коллегу по работе, потому что ....".
К: "Я не люблю коллегу по работе, потому что он полная противоположность мне."
П: "Но тогда его сильная сторона....".
К: "Я не люблю коллегу по работе, потому что он полная противоположность мне, но его сильная сторона умение договариваться с начальником".
Еще примеры из практики со взрослыми и подростками:
Из диалогов с подростками:
"Я не люблю, когда не могу решить задачу, потому что я могу получить плохую оценку, но зато это развивает ум".
"Я не люблю, когда учитель задает много домашних заданий, потому что могу не успеть решить все, но зато такой объем позволить мне работать лучше в будущем".
"Я не люблю скучные документальные фильмы, потому что там развитие событий происходит медленно, но сильная сторона в том, что я воспитываю в себе терпение".
"Я не люблю просыпаться по утрам, потому что тогда надо раскачаться, но зато я смогу сделать больше дел".
Из диалогов со взрослыми:
"Я не люблю, когда ко мне обращаются, потому что меня это напрягает, но сильная сторона в том, что я получаю информацию".
"Я не люблю, когда меня поправляют, потому что я злюсь, но я получаю знания".
"Я не люблю, когда кот ходит по кухонному столу, потому что он может принести грязь с пола, но зато я внимателен".
Я не люблю, когда дома заканчивается гель для мытья посуды, потому что это плохо, но я могу это восполнить".
"Я не люблю летать на самолете, потому что там нельзя поспать нормально, но на самолете быстрее добраться до места назначения".
В чем разница этих техник, показываю на примере:
Техника уточняющих вопросов:
К.: "Я не люблю Несквик!"
П: "Почему?"
К: "Потому что я от него толстею"
П: "Но он же вкусный?"
К: "Ну и что?"
Техника замены обобщенной точки зрения на конкретную:
К: "Я не люблю Несквик, потому что я от него толстею, но он очень вкусный".
Упражнение "Я люблю ..." и "Мне приносит радость..."
Также в процессе работы далее предлагаем обратить внимание на то, что любит клиент или что приносит ему радость. Используем равнозначные формулировки: "Я люблю ..." и "Мне приносит радость...". При всей кажущейся легкости упражнения, эти вещи не легкодоступны для шизоидов, потому что они привыкли восприниматься вещи неопределенно или глобально (напр., в масштабе поколений).
Стараемся, чтобы человек дал не менее 20 слов или фраз в ответ, так как далее эти ответы группируем по признакам, напр., "семья" или "тактильные ощущения" или "еда" и т.д.
Если человеку сложно отвечать на открытые вопросы "Что ты любишь?, "Что приносит тебе радость?" и звучит ответ "Не знаю", психолог может подсказать , задавая альтернативные вопросы: "Ты любишь лето или зиму" или закрытые вопросы "Ты любишь мороженое?"
В заключение хотелось бы отметить, что фокусируя внимание на конкретных вещах, человек с шизоидным расстройством учится осознано отмечать причины своих реакций, вещи, которые он не любит или любит, а также может обнаруживать в людях и ситуациях что-то хорошее, не очевидное ему ранее.
Люди с шизоидным расстройством невнимательны к деталям в жизни, которые замечают другие люди.
Это проявляется следующими особенностями:
мало что в жизни доставляет удовольствие;
слабое или ограниченное выражение эмоций (уплощённая аффективность);
эмоциональная холодность;
эмоциональная отстраненность;
почти неизменное предпочтение уединённой деятельности;
слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику;
отсутствие друзей или существование лишь одной близкой связи.
психолог предлагает клиенту использовать в речи следующий шаблон: "Я не люблю ....., потому что ....., но сильная (или хорошая) сторона этой ситуации в том, что .....".