Давайте сразу договоримся, я не предлагаю упрощенно смотреть на феноменологию образования раковых клеток. Нельзя обобщить и сказать, что рак - это накопленные обиды и более ничего. Множество людей носят в себе накопленные с детства обиды, при этом организм довольно бодро справляется с этим грузом.
Ближе к реальности будет комплексный взгляд, которым мы сможем увидеть, что онкология имеет множественные причины, включая генетику, окружающую среду, образ жизни и инфекции.
И все эти причины сопровождаются определенными психическими процессами.
Итак, оттолкнемся от понимания психосоматики, как соматизированного невроза, когда внутри вас существует одновременно две или больше потребностей, и вы не можете сознательно выбрать, какую сейчас удовлетворить, или найти творческий способ удовлетворить все одновременно.
Раковый невроз состоит из желания полноценно жить, легально удовлетворяя все потребности, остановленностью этого желания страхом изменений (здесь у каждого будут свои нюансы переживаний этого страха) и вытекающим их этих переживаний страха смерти.
Теперь разберем эти компоненты подробнее.
1. Остановленные желания переживаются человеком чувством обиды. Частые переживания обиды формируются в склонность переживать это чувство и провоцировать мир так, чтобы подтверждать и укреплять эту склонность.
Склонность к обидам встречается у людей, сложно расстающихся с чем-то привычным, старым, понятным, удобным; и сложно адаптирующихся в новых обстоятельствах.
Привязанность к чему-либо живет годами. И это особая привязанность, имеющая двойной эффект:
- с одной стороны она помогает чувствовать себя комфортно, даже если это комфорт привычного, даже если он уже почти не имеет отношения к реальности,
- с другой стороны она мешает адаптироваться к новому, встречать новое с радостью, видеть в изменениях возможности для себя, рисковать, используя шанс получить то, что хочется.
Обида помогает сохранять связь с теми, на кого направленно это чувство, порой создавая новые невротические (болезненные) точки соприкосновения.
Обида держит, поддерживает в человеке чувство значимости. В первую очередь своей значимости для другого. И совершает работу удержания этого другого возле себя.
- А тебе такое было бы не обидно? - это вопрос обидчивых людей, нацеленный призвать другого смотреть на мир его глазами, сквозь очки обиды.
И одновременно это взгляд любви, поскольку только с теми, кто дорог, по-мнению обидчивых людей, можно так глубоко обижаться. Значит не все равно, значит есть любовь.
И все бы ничего, если бы не ощущение связанности рядом с обидчивым, тяжелой связанности по рукам и ногам, в которой нечем дышать.
И злости.
И вот на это стоит смотреть пристальнее. Эти ощущения тяжести и злости во многом про самоощущения обидчивого, которые он в себе не признает. Отрицая свою нуждаемость и враждебность, обидчивый видит других нуждающимися и враждебными. И стремится помочь в нужде и героически подсветить говнистость другого. И обижается, если кто-то «не соответствует» такой картине мира.
Склонность к обидам - очень крепкий эмоциональный и когнитивный невроз, выход из которого в готовности мерить другие очки, и обнаруживать свою значимость в самом факте бытия.
ВАЖНО! Не стоит относиться к чувству обиды с пренебрежением. Это НЕ детское чувство, хотя конечно, как и любое другое чувство, оно возникло в детстве. И запустило его как раз пренебрежение к чувствам, то самое пренебрежение, с которым мы сейчас легко можем относиться к обидчивым людям.
И злость. Я раз за разом в историях людей с онкозаболеваниями слышу злобное, неадекватно агрессивное отношение к ним в детстве, что по сути явилось бессознательным посланием «Не живи».
Агрессивность могла быть как открытой, так и латентной, то есть скрытой, преподносимой ребенку под соусом любви и заботы. Эта двойственность обычно расщепляет психику, и человеку во взрослом возрасте становится сложно распознавать подлинную любовь и подлинную злость. Они могут меняться местами, и создавать паттерн отношений люблю-ненавижу, когда объект любви либо полностью хороший (любимый), либо полностью плохой (ненавистный).
При этом внутри человек обычно мечется между любовь и злостью, и не может открыто выразить ни то, ни другое.
Злость вступает в конфликт с обидой, в которой много любви и заботы о том, на кого человек злится. И любовь вступает в конфликт с обидой, в которой много злости неудовлетворенных потребностей.
Как и любить и злиться, не запрещая себе хотеть, и просить о заботе, не ожидая пренебрежения и злости в ответ?
2. Второй компонент ракового невроза - это ригидность процессов или низкая способность достаточно быстро адаптироваться к изменениям. У онкобольных это протекает и на уровне психики и на уровне тела.
Тело здорового человека все время меняется, происходит обновление тканей и жидкостей за счет появления новых клеток. В организме онкобольного тоже создаются новые клетки, но старые не уходят, из-за чего наращиваются «лишние» ткани или увеличивается количество злокачественных клеток, которые нападают на новые.
Похожий процесс происходит и на уровне психики. Онкобольные не могут допустить никаких изменений, держаться за разные вещи, не могут что-то старое отпустить. Какая-та часть психики сдерживает естественное течение психических процессов. Человек не может допустить свободного самовыражения, удерживая себя от выражения чувств и мыслей, отсюда разные формы упрямства и повышенного контроля. Эмоции страха, злости и обиды удерживаются, или оказываются полностью под запретом. Запертая психическая энергия создает неимоверное давление внутри психики, часть которой уходит в тело и проявляется в виде соматических феноменов или заболеваний.
И вот эта невозможность что-то новое впустить, встроить внутрь себя, изменив тем самым образ себя и образ мира, выражается в виде неприятия инакомыслия, неприятия других, отличных от привычного точек зрения на разные вещи.
Человеку в итоге внутри очень плохо, ибо мир изменчив, это невозможно не замечать и не реагировать. Он реагирует злостью и чувствует себя лишним, как та самая «лишняя» ткань опухоли на здоровом изменчивом теле. А поскольку чувство должно быть удержано, в психике срабатывают защитные механизмы и провоцируют мир на те реакции, которые под запретом. Вот почему нам так плохо возле онкобольных, вот почему много злости и неприятия с ними.
3. Третий компонент в темной триаде факторов, влияющих на онкологию, это Страх смерти.
Он не всегда (почти никогда) бывает явным. Знаете, человек не встает по утру с мыслью «что-то мне сегодня страшно умереть», и не ложится спать с мыслью «завтра я могу не проснуться».
Нет, человек попадает в когнитивное искажение, в котором не может четко для себя осознать, что для него является смыслом жить, смыслом поддерживать отношения, смыслом проводить время на планете Земля хорошо, быть в удовольствии от того, как проводит время и с кем.
И даже не всегда человек ощущает бессмысленность своей жизни целиком и полностью. Незначительные, но все более настойчивые вкрапления ощущений, попадающих в сознание в виде мыслей «что же такого я НЕ делаю в этой жизни, что не ощущаю ее ценности».
Ценность осмысленной жизни в том, чтобы смыслы искать, возможно каждый день новые. Человек с когнитивным искажением о бессмысленности жизни лишает ценности этот поиск и тем самым избегает самой жизни, а поэтому панически начинает бояться смерти. Бессознательно.
В сознании это может выглядеть рациональными вопросами:
⁃ Что мне дает то, что я сейчас собираюсь делать?
⁃ Как мне поможет то, что я собираюсь делать?
⁃ Неужели это мне должно помочь?
⁃ Мне и правда это нужно?
⁃ Может мне уже ничего не поможет?
Важен контекст, в котором эти вопросы существуют в голове. Не всегда это искажающие действительность мысли. Иногда это способ искать опору и уверенность в сегодняшнем дне, когда человек осознает свой страх действовать. Или способ попросить о поддержке, если вопросы задаются вслух.
Когда это искажение?
⁃ при условии, если, задавая эти вопросы, человек апеллирует к логике и разуму, чтобы ИЗБЕЖАТЬ своих эмоций, вопросы помогают обдумывать эффективность действий, вместо того, чтобы ЧУВСТВОВАТЬ в процессе своих действий весь спектр чувств.
⁃ при условии, если человек пытается ОТРИЦАТЬ необходимость в тех изменениях, которые предстоит сделать, сомневаясь в их пользе, чтобы ИЗБЕЖАТЬ принятия сложных решений или новых действий.
⁃ при условии, если человек все время пытается найти логическое оправдание для предстоящих или текущих действий, чтобы оправдать свое участие в них или ИЗБЕЖАТЬ чувства вины за возможное нежелание меняться.
И тогда основное действие, которое человек делает, это ИЗБЕГАЕТ САМОГО СЕБЯ, т.е. избегает своих эмоций, чувств, своих состояний, своих подлинных потребностей. И в психической реальности все сильнее нарастает страх умереть, так и не поняв, зачем жил.
Когнитивные искажения такого рода появляются, когда человеку пришлось слишком рано пережить огромную потерю чего-то очень важного, от чего зависела его жизнь.
Итак, мы с вами видим, что хронический стресс, депрессия, социальная изоляция и другие психические состояния могут влиять на иммунную систему и, возможно, способствовать развитию рака.
Ученые продолжает изучать потенциальную связь между психосоматическими факторами и онкологией. Хотя некоторые исследования показывают корреляцию, прямая причинно-следственная связь часто остается неопределенной. Кроме того, рак является многомерным заболеванием, и у каждого человека он развивается по уникальному набору обстоятельств.
__________________________________________________________________________________
Приглашаю выявить свой уникальный набор психических процессов, влияющих на заболеваемость, в длительной терапии. Связаться со мной можно через сайт или напрямую в мессенджерах.
А также приходите в групповую терапию. Психотерапевтическая группа ГОРОД создана для помощи в самореализации, для определения профессиональной сферы, в которой вы сможете найти себя. Запуск по мере набора. 10 мест, 12 онлайн сессий по субботам длительностью 2 часа в течение 3 месяцев.