Психологический портрет Маргариты из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Чтоб понять почему роман Булгакова называют великим, надо понять главную движущую силу романа – образ Маргариты. Ведь она выступает у М. Булгакова в двух ипостасях: Маргарита-человек и Маргарита-ведьма.

Маргарита-человек

Влюбилась в самого лучшего мужчину на свете и вышла за него замуж, но с течением времени, сама взрослея, она обнаружила, что и не полюбила, а полюбить хотелось более всего на свете. И вот ей повезло – она встретила его и сразу узнала. Подошла и спросила ничего не значащее и он ответил так же, потому что они давно мысленно говорили друг с другом, потому что они пара.

Конечно, кто не понимает, тому это все покажется прелюбодейством, развратом, скелетом в шкафу и пр. Прелюбодеи – это те, кто использует человека с сексуальной целью, либо скрывает меркантильный интерес. Но эти мужчина и женщина были осенены любовью. (Так сейчас модненько говорить на любовь – созависимость, спасательство, он тебе партнер, - как будто речь идет о бизнес-проекте).

Расспрашивая мужчину о его жизни, она узнает, что он выиграл в лотерею, что снял на эти деньги полуподвал и, уволившись с работы, пытается осуществить давно вынашиваемую им идею романа об Исусе Христе. Другая бы женщина сбежала сразу от такой непонятной жизни – безработный, денег нет, живет на последние, жилья нет, роман пишет крамольный, да и не ясно талантлив роман получится или так записочки как у любого – бессмысленное бытописание – ни уму, ни сердцу. НЕ ПИШИТЕ НИКАКИХ. А Маргарита его поняла. Потому что они – пара.

Мужу ничего не объяснить – не хотелось сделать ему больно: он подумал бы, что она сошла с ума. Выхода из тупика пока нет. Она не мешала писать роман, не отвлекала, только приходила на некоторое время к нему, а потом сподвигла отнести главу написанного романа в редакцию. И на этом их счастье и кончилось – Мастера критики стали травить, он не выдержал и заболел. В ту ночь, когда его должны были арестовать за роман, он сжег роман и ушел в ночь. Больше Маргарита его не видела и ничего о нем не знала – жив он или нет, но осталась с одним – она во всем виновата, и как спасти, и где искать.

Очень жизненная история. Сплошь и рядом такие истории. Проходит почти год ее мучений. И ночью накануне 1 мая она умирает от сердечного приступа, и в это же самое время Мастер умирает в психбольнице. Здоровье их закончилось от бед, на них свалившихся.

Маргарита-ведьма

Но у человека есть еще и духовная жизнь. Он ее потрогать не может, она эфемерна, но он знает, что она есть. Например, он знает, что зло наказуемо, а добро вознаграждаемо.

         Духовная жизнь человека отражена в Священных писаниях, в народных сказках. В Священных писаниях не покажешь – уровень не тот, потому что они уже написаны избранными. В Священных писаниях рай и ад как понятия высшие. В сказках – подлунный волшебный сад отдыха и в этом смысле покоя (а не смерти, как ошибочно полагают), а прототип ада в сказках – это сама злобная сила – она клубится, летает, сбившись вместе, например – бал Сатаны, куда слетелась вся нечисть.

Выбирать не приходится и М. Булгаков показал духовную жизнь героев в сказке. Итак, чтоб Маргарите узнать что-то о Мастере нужна некая высшая сила, которая поможет. У Золушки – это была тетя-добрая фея.  У Маргариты – Сатана. Непонятный выбор. Почему не фея? Чтоб помягче так. А то сразу Сатана. Ужас какой-то.

А потому что это русская сказка. Сразу черта за рога и поставить его на службу себе уже не как злобную силу, а как креативную силу. Но человек всегда КАЧЕСТВЕННО креативней, потому что он – Божественное творение по образу и подобию. А все остальные силы ему служат в той форме, в которой он им позволит. Но Сатана всегда старается победить человека и играет с ним только в эту игру – злобную.

Маргарита решила сыграть в игру с Сатаной – чтоб узнать о Мастере и спасти и его, и его творение (роман), потому что она понимает, что Мастер жил ради романа – такая участь всех мужчин жить ради плода своего труда. Опять же, для обывателя, мещанина, т.е. для человека с местечковым мышлением, странно звучит – жить ради романа, да лучше б он жил ради дворца, шикарного авто, женщины-престижной модели – это еще понять можно. Но жить ради стопки бумажек? Да кому они нужны, да еще и в тюрьму загремишь, переругавшись с властями из-за несовпадения взглядов. Точно, он и его Маргарита - сбрендили оба.

Итак, Маргарита играет с Сатаной, чтоб перетащить его на свою сторону, оказав уважение, ее цель - спасти Мастера и ей лично жить с ним вечно. Маргарита уже ведьма, но она и человек, который действует в сказке. Вот так. Это сказочный зачин. Ведьма и человек в одном флаконе. Но не ведьма и не человек. Сложно понять. Но это условие русской сказки – в ней человек должен победить Сатану. Ведьма не может победить Сатану. Такая вот креативность человека. Потому что у есть него ЧЕЛО. У Сатаны чела – нет. И Сатаны вообще нет. А есть лишь злобная сила. В сказке он есть. В реальности – нет, а есть лишь злобная сила, исходящая от самого человека.

Маргарита натирается мазью, летит на метле, громит квартиру Латунского, гуляет со сказочными персонажами на пруду за городом, едет в машине назад в город, в нехорошую квартиру, подыгрывает Фаготу, который обольщает ее разговорами о том, что у нее высшая голубая кровь королевы самой Франции (пой, батенька, ври себе в удовольствие, я тебе подыграю), треплет и почесывает кота Бегемота, натирает ногу Воланду, делает вид, что интересуется занятиями Воланда и рассматривает его игрушку (живой земной шар в миниатюре), а Воланд нарочно сидит на грязной кровати в грязной заплатой рубахе, выставив старую грязную ногу, которую натирает женщина-упырь  Гелла омерзительной вонючей мазью, а Маргарита предлагает сменить Геллу и сама натирает эту ногу с видимым наслаждением.

Надо понимать все эти тонкости. Это начало прошлого века и Булгаков сам из аристократии и описывает как аристократ – для него все эти намеки на грязь – внешнюю и душевную - они важны. Это современный читатель может их не заметить как Воланд провоцирует Маргариту всем и во всём, чтоб она сдалась: сорвалась от отвращения, испугалась, пошла на поводу посулов, заныла, запросила, обозвала, послала к черту самого черта, тогда у Воланда будет полное право ее изничтожить – так по законам сказки.

Так, например, Воланд предлагает Маргарите выбрать желание, и он его выполнит. Она мгновенно, будто приготовила ответ заранее, не раздумывая, очень убедительно просит за Фриду, детоубийцу. Переиграла Воланда. Он был уверен, что она попросит за себя, не за Фриду или кого другого просить из этой шайки головорезов. А Маргарита все сделала по этикету, как и положено королеве: к ней как к королеве, отчаянно нарушая все правила поведения на балу, обратилась с просьбой некая Фрида, поэтому Маргарита считает своим долгом королевы передать просьбу и просит за нее сама как королева (т.е. как ведьма-королева, а не как человек, поэтому ни о каком сострадании и спасательстве речь не идет). Этикет срабатывал у воспитанной аристократии автоматически: если бы Фрида к ней не обратилась, то Маргарита выбрала первого попавшегося гостя бала, которого запомнила, и просила бы за него. Некого там было спасать и некому сострадать – сплошная нечисть. Маргарита умна и на поводу у головорезов не пойдет, когда они ноют и плачут, надеясь на включения инстинкта спасательства у нормального человека, тем более проще разжалобить женщину.

Психологический портрет Маргариты из романа М Булгакова Мастер и Маргарита

По этикету, воспитанию просить за себя – это потерять достоинство. Пока не предложат сами дать то, что тебе лично действительно необходимо как воздух. Гордость, в последнее время, некоторые люди путают с гордыней. Это совершенно разные вещи и поэтому обозначаются разными словами. Гордый – значит обладает чувством собственного достоинства. Гордыня – высокомерие, заносчивость. Т.е. ровно наоборот. А Маргарита пришла взять Мастера. И все это знали и за тем ее звали. Это была жестокая сатанинская игра на смерть. Маргарита искала высшую силу и она пришла в таком виде – злобного Сатаны, чтоб испытать силу любви Маргариты.

Все накручивается кульминация испытания - сцена бала. Если ее перечитывать и представлять, то выглядит это очень страшно. Маргарита летала по залам, где мертвецы развлекались. Т.е. летает голая, вся в крови страшная ведьма под потолком, а внизу мертвецы. Это поужаснее, чем в кино «Вий» панночка летала под куполом, а внизу всего лишь один несчастный Хома.

Кровью облили, лезет к тебе всякая нечисть знакомиться, вурдалаки облепили со всех сторон, нашептывают, убийцы коленку целуют, кровь из отрубленной головы нужно выпить, - стоишь голая, незащищенная никем и ничем - так Маргарита как человек всё это воспринимала, она же НЕ была в сказке. Это мы понимаем, что это сказка и она хорошо кончится, а для Маргариты это была реальность. Та же реальность, что и в реальности. 

Чем же кончается сказка? Маргарита и Мастер вместе в волшебном саду: Сатана им это устроил - сам выпросил у Всевышнего, сам и коня подал, и отвез.

Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины. 

https://www.b17.ru/article/544372/

https://www.b17.ru/article/503870/


 https://www.b17.ru/article/510360/

  https://www.b17.ru/article/512845/

Дорогой читатель! Давайте обменяемся мнениями этому по поводу.

Обращайтесь ко мне за помощью не только, если Вы хотите разрешить свою проблему, но и если Вам хочется более высокого качества своей жизни, достичь большего успеха во всех сферах жизни. Запись только смс +79119887123, WhatsApp.

Опубликовано на сайте: 4 марта 2024,  5009 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться2,6K
Комментарии
Мусина Вера Петровна писал(а):
Подошла и спросила ничего не значащее и он ответил так же, потому что они давно мысленно говорили друг с другом, потому что они пара.

Вера Петровна, мне понравилась ваша оценка произведения М.Булгакова. И то, что они поняли , что пара, только увидели друг друга.... волшебно..
Психолог, Семейный Абьюз-измена-развод - г. Курск
№1 | 4 марта 2024 | Ответить
Вера Петровна, очень сильно! Восхищена!
Психолог, КПТ - г. Краснодар
№2 | 4 марта 2024 | Ответить
Сильный и подробный разбор, Вера Петровна!
Спасибо за труд!
Психолог, Гештальт-психолог - г. Москва
№3 | 4 марта 2024 | Ответить
Ваш анализ образа Маргариты глубок и проникновенен, подчеркивая многогранность и сложность ее персонажа в контексте романа. Особенно ценно, как Вы выделяете важность любви и духовного поиска в жизни героини. Ваши мысли не только обогащают понимание литературного произведения, но и вдохновляют на глубинную рефлексию о сущности человеческих отношений и стремлений. Благодарю за ваш труд и преданность делу! 🌟💫📚
Психолог, Экзистенциальная психотерапия - г. Люберцы
№4 | 4 марта 2024 | Ответить
Сильный разбор, Вера Петровна!
Много есть, о чем подумать.
Спасибо!
Психолог, Интегративный подход - г. Москва
№5 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
И как читателю в моменты прочтения, очень хочется иметь характер Маргариты и поверить в некое волшебство. Спасибо за статью!
Психолог, Транзактный Анализ - г. Братск
№6 | 5 марта 2024 | Ответить
Отличный анализ романа великого. А какой позитивный вывод?
Психолог, Коуч Магистр психологии - г. Тольятти
№7 | 5 марта 2024 | Ответить
Бесконечное переплетение добра и зла, рая и ада, продолжает волновать наши умы и задаваться разными вопросы и поисками ответов на них.
Вера Петровна, спасибо за размышления! Интересно и спорно для меня.
Психолог, Личный Семейный Групповой - г. Иркутск
№8 | 5 марта 2024 | Ответить
Спасибо за такой важный и актуальный обзор! Познавательно и доступно.
Психолог, Медицинский психолог - г. Новосибирск
№9 | 5 марта 2024 | Ответить
интересный взгляд) нравится, что органично и цельно выглядит образ)
Психолог, Отношения Кризисы Родительство - г. Воронеж
№10 | 5 марта 2024 | Ответить
Потрясающий разбор!
Мусина Вера Петровна писал(а):
Это поужаснее, чем в кино «Вий» панночка летала под куполом, а внизу всего лишь один несчастный Хома.
это точно!
Психолог, EMDR-терапевт травмотерапевт - г. Ставрополь
№11 | 5 марта 2024 | Ответить
Прекрасный разбор, много раскрывший важных и ценных смыслов для жизни и глубоких отношений. Спасибо, Вера Петровна!
Психолог, ГипнологОтношенияЗнакомства - г. Москва
№12 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Ведьма и человек в одном флаконе. Но не ведьма и не человек. Сложно понять. Но это условие русской сказки – в ней человек должен победить Сатану.
Благодарю за анализ этого произведения через сказку.
Я воспринимала до этого иначе- язык Эзопа.
Даже захотелось вновь, уже не первый раз, прочесть.
Психолог - г. Казань
№13 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
Это точно, великий роман, великая любовь - и обычная женщина становится необычной! Большое спасибо, прекрасная статья!
Психолог, Консультант онлайн - г. Санкт-Петербург
№14 | 5 марта 2024 | Ответить
Если учитывать автобиографичность романа и то, что Мастер - сам Булгаков, а Маргарита - его третья жена Елена Сергеевна, то очень объяснимы заигрывания Маргариты с Сатаной. Прототипом этого было то, что Елена Сергеевна сама заигрывала с нечистой силой (сотрудничала с чекистами ещё со времен дела Тухачевского). Живя с Булгаковым, чтобы угодить вождю, просила его, умоляла написать пьесу о Сталине, чтобы ее поставили на сцене МХАТ. И он написал...Это стало началом его конца. Но классика потому и классика, что имеет много пластов. То, что актуальным было тогда, сейчас уже утратило свою значимость и на поверхность выходит что-то новое, удивительное, который каждый воспримет по-своему. Спасибо за ваш взгляд, Вера Петровна, на этот великий роман.
Психолог - г. Новосибирск
№15 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
Потрясающий роман.
Столько много нового для меня в вашем аналитическом разборе. И не только Маргариты, нюансы и тонкости самого произведения -
Мусина Вера Петровна писал(а):
Надо понимать все эти тонкости. Это начало прошлого века и Булгаков сам из аристократии и описывает как аристократ – для него все эти намеки на грязь – внешнюю и душевную - они важны.
Психолог, Гештальт-терапевт супервизор - г. Минск (Беларусь)
№16 | 5 марта 2024 | Ответить
Спасибо, Вера Петровна, за то, что показали персонаж с точки зрения психологии. Интересно. С удовольствием прочитала!
Психолог, Уверенность-Деньги-Самореализация - г. Москва
№17 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Гордость, в последнее время, некоторые люди путают с гордыней.
Вера Петровна, как точно вы подметили! Спасибо за интереснейший материал!
Психолог - г. Москва
№18 | 5 марта 2024 | Ответить
№15 | Ионова Наталья писал(а):
Если учитывать автобиографичность романа и то, что Мастер - сам Булгаков, а Маргарита - его третья жена Елена Сергеевна, то очень объяснимы заигрывания Маргариты с Сатаной. Прототипом этого было то, что Елена Сергеевна сама заигрывала с нечистой силой (сотрудничала с чекистами ещё со времен дела Тухачевского). Живя с Булгаковым, чтобы угодить вождю, просила его, умоляла написать пьесу о Сталине, чтобы ее поставили на сцене МХАТ. И он написал...Это стало началом его конца. Но классика потому и классика, что имеет много пластов. То, что актуальным было тогда, сейчас уже утратило свою значимость и на поверхность выходит что-то новое, удивительное, который каждый воспримет по-своему. Спасибо за ваш взгляд, Вера Петровна, на этот великий роман.
Чем кто из реальных людей занимался и что было причиной и что следствием и почему кто-то кому-то третий муж жена и пр.пикантные подробности - это дело этих людей и про то знают они. У всех остальных только домыслы. А если домыслы написать да еще издать то такая бумажка уже начинает считаться видеонаблюдением со звуком и точными фактами, которые все более обрастают слухами догадками и такими же бумажками. Статья о героине романа.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№19 | 5 марта 2024 | Ответить
№7 | Валиулов Айдар Абдуллович писал(а):
Отличный анализ романа великого. А какой позитивный вывод?
Ищите женщину.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№20 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
Очень люблю это произведение и образ Маргариты. Вера Петровна, спасибо за интересный анализ!
Психолог, Выгорание Кризис Эмиграция - г. Хайфа (Израиль)
№21 | 5 марта 2024 | Ответить
Да, разноречивая роль у Маргариты в романе Булгакова
Психолог, Канд-пси-наук - г. Москва
№22 | 5 марта 2024 | Ответить
Прочитала ваш анализ на одном дыхание! Очень интересно и подробно написано, спасибо!
Психолог, Арт-терапевт - г. Ейск
№23 | 5 марта 2024 | Ответить
Интересная интерпретация!
Спасибо, что делитесь!
Психолог, Специалист по психосоматике - г. Коломна
№24 | 5 марта 2024 | Ответить
№1 | Анастасия Грибанова писал(а):
Вера Петровна, мне понравилась ваша оценка произведения М.Булгакова. И то, что они поняли , что пара, только увидели друг друга.... волшебно..
Да. Говорят такую фразу _ ОНИ -ПАРА и все уже даже перестали понимать что это такое. всем кажется что это что-то чтоб не скучать. Но это вовсе не так. Это одно целое и счастлив тот, кто наткнулся на это бродя, по жизни.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№25 | 5 марта 2024 | Ответить
шерше ля фамилия Мусина Вера Петровна, в смысле надо сразу фамилию (семью) искать, по моему мнению. А то в романе женщина отдельно, мужчина отдельно, книга отдельно...
Психолог, Коуч Магистр психологии - г. Тольятти
№26 | 5 марта 2024 | Ответить
№2 | Заборовская Эверита Борисовна писал(а):
Вера Петровна, очень сильно! Восхищена!
Если стоять на позициях знания сути русской сказки - то это именно так. Конечно, там полно образов, но их не описать, лучше роман читать и получать импульс от него.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№27 | 5 марта 2024 | Ответить
№3 | Алексей Ермолов писал(а):
Сильный и подробный разбор, Вера Петровна!
Спасибо за труд!
Нельзя великие художественные образы сводить к узкой линии одного из психологических подходов. Это настолько не грамотно, что вызывает смех. Активный жизнеутверждающий образ Маргариты пытаться свести к депрессивному узкому психоанализу - что может быть искусственнее притянуто за уши.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№28 | 5 марта 2024 | Ответить
№4 | Мария Маринова писал(а):
Ваш анализ образа Маргариты глубок и проникновенен, подчеркивая многогранность и сложность ее персонажа в контексте романа. Особенно ценно, как Вы выделяете важность любви и духовного поиска в жизни героини. Ваши мысли не только обогащают понимание литературного произведения, но и вдохновляют на глубинную рефлексию о сущности человеческих отношений и стремлений. Благодарю за ваш труд и преданность делу! 🌟💫📚
Спасибо за развернутый анализ материала. Я старалась донести. А что получилось - то получилось.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№29 | 5 марта 2024 | Ответить
№5 | Мария Максимова-Столпник писал(а):
Сильный разбор, Вера Петровна!
Много есть, о чем подумать.
Спасибо!
И Вам спасибо, Мария , за внимание к материалу. Длинноват, конечно, но как получилось. Надо, конечно, редактировать.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№30 | 5 марта 2024 | Ответить
№6 | Подъяблонская Ольга Олеговна писал(а):
И как читателю в моменты прочтения, очень хочется иметь характер Маргариты и поверить в некое волшебство. Спасибо за статью!
Конечно, именно поэтому роман - великий. Он показывает как должна женщина, назвавшая себя любящей, - вести себя.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№31 | 5 марта 2024 | Ответить
№26 | Валиулов Айдар Абдуллович писал(а):
в смысле надо сразу фамилию (семью) искать, по моему мнению. А то в романе женщина отдельно, мужчина отдельно, книга отдельно...
Наверно так видит мужчина - раз не с ним живет женщина - значит она отдельно, а так же роман не принят сообществом - значит и он отдельно. Но я так не вижу.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№32 | 5 марта 2024 | Ответить
№8 | Демьянова Оксана Евгеньевна писал(а):
Бесконечное переплетение добра и зла, рая и ада, продолжает волновать наши умы и задаваться разными вопросы и поисками ответов на них.
Вера Петровна, спасибо за размышления! Интересно и спорно для меня.
Роман Булгакова всегда вызывает массу чувств и мыслей.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№33 | 5 марта 2024 | Ответить
№9 | Антонов Дмитрий Львович писал(а):
Спасибо за такой важный и актуальный обзор! Познавательно и доступно.
Спасибо за внимание!
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№34 | 5 марта 2024 | Ответить
№10 | Татьяна Скибо писал(а):
интересный взгляд) нравится, что органично и цельно выглядит образ)
Да, женщина такая и есть - она двигатель жизни, а жизнь содержит два мира ....
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№35 | 5 марта 2024 | Ответить
№11 | Вебер Ирина Васильевна писал(а):
Потрясающий разбор!

Мусина Вера Петровна писал(а):
Это поужаснее, чем в кино «Вий» панночка летала под куполом, а внизу всего лишь один несчастный Хома.

это точно!
Да, в романе описание бала очень страшное. В кино выглядит - в любом - как светская вечеринка. А по книге - страшная ведьма летает в окружении нечисти и внизу по залам многочисленным в этом аду - мертвецы отплясывающие - такая же нечисть только рангом пониже - головорезы
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№36 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна,
Действительно, самостоятельное чтение - это самое лучшее из возможного)
Психолог, КПТ - г. Краснодар
№37 | 5 марта 2024 | Ответить
№13 | Дмитриева Нина Борисовна писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Ведьма и человек в одном флаконе. Но не ведьма и не человек. Сложно понять. Но это условие русской сказки – в ней человек должен победить Сатану.
Благодарю за анализ этого произведения через сказку.
Я воспринимала до этого иначе- язык Эзопа.
Даже захотелось вновь, уже не первый раз, прочесть.
Нет, это не Эзоп. Слишком просто для Булгакова такой язык. Это действительно русская сказка - заставить зло служить себе, его трансформировав.. А не тем ли занимается человек сам с собой - свою злую энергию трансформирует в созидательную. А не тем ли занимается психология
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№38 | 5 марта 2024 | Ответить
№21 | Светлана Скромова писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.

Очень люблю это произведение и образ Маргариты. Вера Петровна, спасибо за интересный анализ!
Спасибо за внимание!!!
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№39 | 5 марта 2024 | Ответить
№12 | Евдокимов Дмитрий Рудольфович писал(а):
Прекрасный разбор, много раскрывший важных и ценных смыслов для жизни и глубоких отношений.
Роман не прост. Но если понимать что Булгаков действовал с позиций написания русской сказки - то становится ясно что он вкладывал в смыслы.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№40 | 5 марта 2024 | Ответить
№14 | Василькова Елена Сергеевна писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
Это точно, великий роман, великая любовь - и обычная женщина становится необычной!
Любая женщина может стать женщиной в истинном ее назначении - если она хочет.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№41 | 5 марта 2024 | Ответить
№16 | Бондарович Любовь Павловна писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины.
Потрясающий роман.
Столько много нового для меня в вашем аналитическом разборе. И не только Маргариты, нюансы и тонкости самого произведения -
Анализ образов в великих литературных произведениях приносит пользу любому человеку, потому что любой человек нуждается в осознании цели и способов достижения.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№42 | 5 марта 2024 | Ответить
№17 | Юлия Жукова писал(а):
Спасибо, Вера Петровна, за то, что показали персонаж с точки зрения психологии. Интересно. С удовольствием прочитала!
Такой анализ тоже что-то проясняет.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№43 | 5 марта 2024 | Ответить
№18 | Десятерикова Оксана Борисовна писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Гордость, в последнее время, некоторые люди путают с гордыней.
Вера Петровна, как точно вы подметили! Спасибо за интереснейший материал!
Да, путают, причем даже слышала от людей с филологическим образованием.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№44 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна, да уж.
Психолог - г. Москва
№45 | 5 марта 2024 | Ответить
№22 | Бондаренко Татьяна Алексеевна писал(а):
Да, разноречивая роль у Маргариты в романе Булгакова
Да, разноречивость дает поле для обсуждения - т.е. выявления смыслов - что очень полезно для самоформирования
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№46 | 5 марта 2024 | Ответить
№23 | Жанна Витальевна Степаненко писал(а):
Прочитала ваш анализ на одном дыхание! Очень интересно и подробно написано, спасибо!
Да, надо бы покороче было представить. Но как-то формулировки не удалось уточнить.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№47 | 5 марта 2024 | Ответить
№24 | Анна Джафарова писал(а):
Интересная интерпретация!
Спасибо, что делитесь!
Да, надо высказывать свои версии. Это развивает собственную личность.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№48 | 5 марта 2024 | Ответить
но в жизни и врагине такого Мастера не пожелаешь :)
Психолог, РПП КПТ - г. Одинцово
№49 | 5 марта 2024 | Ответить
№30 | Мусина Вера Петровна писал(а):
И Вам спасибо, Мария , за внимание к материалу. Длинноват, конечно, но как получилось. Надо, конечно, редактировать.
А по мне, все очень точно и емко, Вера Петровна.
Из песни слова не выкинешь))
Психолог, Интегративный подход - г. Москва
№50 | 5 марта 2024 | Ответить
Мария Максимова-Столпник, Спасибо за добрые слова.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№51 | 5 марта 2024 | Ответить
№49 | Татьяна Имекина писал(а):
но в жизни и врагине такого Мастера не пожелаешь
Да, если в процесс любви не вовлечен - именно эти мысли и возникают. Умереть от разлуки с любимым - какое ж тут счастье.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№52 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна, согласен, безусловно.
Психолог, ГипнологОтношенияЗнакомства - г. Москва
№53 | 5 марта 2024 | Ответить
Ох, невозможно было оторваться от вашего описания произведения! Восхищаюсь!)
Психолог, Кризисный психолог - г. Казань
№54 | 5 марта 2024 | Ответить
Наталья Иванова, я недовольна описанием. короче надо - т.е точнее, будто что-то ускользает главное. поэтому краснею от комплиментов.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№55 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна, в этом случае можно написать вторую часть описания )) добавите то, что упустили.
Психолог, Кризисный психолог - г. Казань
№56 | 5 марта 2024 | Ответить
Спасибо, Вера Петровна за подогревание интереса! Все никак до кинотеатра не дойду)
Психолог, Работаю в гештальт-подходе - г. Балашиха
№57 | 5 марта 2024 | Ответить
Потрясающая статья , с разных уровней вы показали свое видение, используя сказочные архетипы. Мне откликается, что вы обратили внимание на актуальный взгляд- неприятие зависимости, партнерство как проект, и как это далеко от любви. Партнерство имеет место быть, но это совсем другое, не как у Булгакова. Много интересного аутентичного анализа и это расширяет взгляды читателя, как бы двери открывает в другой мир.
Психолог - г. Екатеринбург
№58 | 5 марта 2024 | Ответить
Вера Петровна, как всегда ваш подход глубокий и мудрый.
Психолог, КПТ-Схема-Арт - г. Уфа
№59 | 5 марта 2024 | Ответить
Прекрасный текст. Спасибо.
Психолог, Психоаналитик - г. Челябинск
№60 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины
конечно же со своими маленькими радостями и со своей внутренней силой, спасибо большое, Вера Петровна
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№61 | 5 марта 2024 | Ответить
№55 | Мусина Вера Петровна писал(а):
Наталья Иванова, я недовольна описанием. короче надо - т.е точнее, будто что-то ускользает главное. поэтому краснею от комплиментов.
Дык живой же человек, принимайте,принимайте комплименты же, не что-то другое,Вера Петровна
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№62 | 5 марта 2024 | Ответить
№57 | Товкач Людмила Юрьевна писал(а):
Спасибо, Вера Петровна за подогревание интереса! Все никак до кинотеатра не дойду)
Я все о романе да о романе.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№63 | 5 марта 2024 | Ответить
№58 | Наталья Шашкова писал(а):
Потрясающая статья , с разных уровней вы показали свое видение, используя сказочные архетипы. Мне откликается, что вы обратили внимание на актуальный взгляд- неприятие зависимости, партнерство как проект, и как это далеко от любви. Партнерство имеет место быть, но это совсем другое, не как у Булгакова. Много интересного аутентичного анализа и это расширяет взгляды читателя, как бы двери открывает в другой мир.
Да, человек не сводится ни к одному из подходов психологии. Это надо помнить.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№64 | 5 марта 2024 | Ответить
№59 | Аверина Светлана Анатольевна писал(а):
Вера Петровна, как всегда ваш подход глубокий и мудрый.
Булгаков, применяя приемы русской сказки, много чего сказал читателям.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№65 | 5 марта 2024 | Ответить
№60 | Рай Татьяна Ивановна писал(а):
Прекрасный текст. Спасибо.
Как-то так может и можно только приоткрыть завесу над материалом романа. Только чуть-чуть.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№66 | 5 марта 2024 | Ответить
№61 | Мартынюк Галина Валерьевна писал(а):
Мусина Вера Петровна писал(а):
Вот такой великий роман о великой любви обычной женщины

конечно же со своими маленькими радостями и со своей внутренней силой
Да, вся литература русская великая потому, что развитие в произведениях идет через образ женщины.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№67 | 5 марта 2024 | Ответить
№62 | Мартынюк Галина Валерьевна писал(а):
Дык живой же человек, принимайте,принимайте комплименты же, не что-то другое,Вера Петровна
Да, наверно, комплименты самые ТЕ знаки.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№68 | 5 марта 2024 | Ответить
Вот это - да! Потрясающая идея и интересный, глубокий разбор, - спасибо Вам, Вера Петровна. Читаешь и сама начинаешь наполняться гордостью за свою любовь к своему любимому мужчине!
Только теперь очень хочется продолжения: психологического портрета Мастера, - про его уход в болезнь, его освещающую (от слова 'свет') дружбу с поэтом Бездомным, безумие, как способ скрыться...и всё такое прочее)
Жду продолжения!🙏🏻
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№69 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна, я когда читала статью мне понравилась её глубина и фокус внимания, казалось бы к простым деталям" нет духовности у Бездомного и Берлиоза, всё отрицают и категоричны, вот сразу жизнь испытывает", не зря есть духовная составляющая, как часть человечества
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№70 | 5 марта 2024 | Ответить
Мартынюк Галина Валерьевна, Я так понимаю, что человек, с одной стороны, от своей духовной составляющей убегает, но убежать не может, а с другой стороны, он к духовности стремиться, а она убегает и испытывает. Вроде все уже сделал - но вот в реальной животной жизни, если можно так сказать, облом. Бездомный и Берлиоз как персонаж Органчик у Салтыкова-Щедрина. Если б Берлиоз остался жив - то наверно проникся бы как и Бездомный пониманием высшего. А пока жирная жизнь безмятежная - мало кто из людей задумывается откуда это им и надолго ли, начинают бычить, почувствовав себя полным управленцем жизнью и своей и чужой.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№71 | 5 марта 2024 | Ответить
№69 | Синицына Мария Игоревна писал(а):
от это - да! Потрясающая идея и интересный, глубокий разбор, - спасибо Вам, Вера Петровна. Читаешь и сама начинаешь наполняться гордостью за свою любовь к своему любимому мужчине!
Только теперь очень хочется продолжения: психологического портрета Мастера, - про его уход в болезнь, его освещающую (от слова 'свет') дружбу с поэтом Бездомным, безумие, как способ скрыться...и всё такое прочее)
Жду продолжения!🙏🏻
Не знаю как получится. Надо войти, вчувствоваться.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№72 | 5 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна, спасибо, лучше и не скажешь в точку,Вера Петровна, что- то же отличает нас от животных, вот она- духовность
Психолог, Психосоматика - г. Москва
№73 | 6 марта 2024 | Ответить
Вера Петровна,спасибо за описание психологического портрета Маргариты.
Когда подошла к тексту про "Маргарита ведьма", где-то со стороны долетела ко мне фраза женщины "она не святая!"
Какая синхрония однако получилась!
Психолог, ДПДГ Интегративный подход - г. Москва
№74 | 6 марта 2024 | Ответить
№74 | Лела Гурамовна Давыдова писал(а):
где-то со стороны долетела ко мне фраза женщины "она не святая!"
И святая и не святая.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№75 | 6 марта 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):
Маргарита летала по залам, где мертвецы развлекались. Т.е. летает голая, вся в крови страшная ведьма под потолком, а внизу мертвецы. Это поужаснее, чем в кино «Вий» панночка летала под куполом, а внизу всего лишь один несчастный Хома.

Согласен с Вашим взглядом на эту сцену Вера Петровна!
Всё по Фрейду и Смерть, и Эротизм всё в одном кадре.
Психолог, Клинический Семейный сексолог - г. Москва
№76 | 9 декабря 2024 | Ответить
Вячеслав Киселев, Да, согласна. Это как бы обнажение сути строения мира - если можно так сказать.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№77 | 11 декабря 2024 | Ответить
Мусина Вера Петровна писал(а):



она встретила его и сразу узнала. Подошла и спросила ничего не значащее и он ответил так же, потому что они давно мысленно говорили друг с другом, потому что они пара.

Влюбилась в самого лучшего мужчину на свете и вышла за него замуж
спасибо
№78 | 25 января | Ответить
№1 | Грибанова Анастасия Борисовна писал(а):
Вера Петровна, мне понравилась ваша оценка произведения М.Булгакова. И то, что они поняли , что пара, только увидели друг друга.... волшебно..
Волшебство, наверное, бывает?!
№79 | 25 января | Ответить
НАТАЛИЯ1193901,💓 бывает по разному. У Булгакова в его романе случилось..
Психолог, Семейный Абьюз-измена-развод - г. Курск
№80 | 25 января | Ответить
Спасибо за такой глубокий и нестандартный взгляд на образ Маргариты! Очень здорово, что вы показали её не просто как влюблённую женщину, а как сильную личность, которая действует осознанно — и в человеческом, и в мистическом измерении. Особенно интересно прочтение сцены бала: вы сумели передать, какой невероятной внутренней стойкостью нужно обладать, чтобы пройти через этот кошмар и не сломаться. А мысль про этикет и достоинство Маргариты — вообще находка: сразу видишь в ней не импульсивную героиню, а женщину с твёрдыми внутренними правилами. Здорово, что статья напоминает: «Мастер и Маргарита» — это не только про магию и Воланда, но и про очень настоящие, живые человеческие чувства.
Психолог, Ведущий тренингов - г. Москва
№81 | Вчера - 22:22 | Ответить
№79 | НАТАЛИЯ1193901 писал(а):
Волшебство, наверное, бывает?!
Конечно бывает - только можно назвать чудом встречи.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№82 | Вчера - 22:25 | Ответить
№81 | Алетина Наталья Александровна писал(а):
Спасибо за такой глубокий и нестандартный взгляд на образ Маргариты! Очень здорово, что вы показали её не просто как влюблённую женщину, а как сильную личность, которая действует осознанно — и в человеческом, и в мистическом измерении. Особенно интересно прочтение сцены бала: вы сумели передать, какой невероятной внутренней стойкостью нужно обладать, чтобы пройти через этот кошмар и не сломаться. А мысль про этикет и достоинство Маргариты — вообще находка: сразу видишь в ней не импульсивную героиню, а женщину с твёрдыми внутренними правилами. Здорово, что статья напоминает: «Мастер и Маргарита» — это не только про магию и Воланда, но и про очень настоящие, живые человеческие чувства.
Если отбросить сказочный текст про нечистую и полеты ведьмы, а посмотреть как на женщину - то любая или почти любая испытывает всё тоже самое, что и Маргарита и фигурально вампиры колени лижут хватают за голое тело, дифирамбы нечисть поет, кровь пить приходится и искать потерявшегося любимого и пр. и пр.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№83 | Вчера - 22:30 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Психологический портрет Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Маргариты всех времен и народов о Мастере думают так: О, Мастер! Если бы не было тебя, то ничего не было бы на Земле. Все что тут есть из предметов цивилизаций – это все сделал ты. И не важно каков ...
Как из деспота сделать ласкового за одну ночь
Социализация молодого кота в обществе семьи людей совсем не удавалась. Это был обнаглевший кот: он «бычил». И чем больше его любили, тем больше он наглел – дрался, причем, угадать было ...
Ищу свое место. Помоги мне, будь добр
У человека должно быть место. В детстве он - ребенок, а потом еще школьник и уже отвечает за свою работу, потом он - взрослый и отвечает за кого-то, он уже - отец, мать и т.д. И место не должно путаться, ...
Что такое вера
Вера - это знание. И только такая сущность у веры. Вера - не одержимость, т.е. не слепота, как часто и очень многие, именно так и понимают веру. Вера – это уверенность в знании явления. Не фанатичность ...
Психологическая суть романа «Мастер и Маргарита»
Зачем Дьявол со свитой спускаются на Землю? Чтоб ловить души. Зачем им души? Чтоб иметь энергию, которой у них нет. Энергия – это проявление воли выбора. Выбор человеком тоскливо-злобного состояния, ...
Рекомендуем почитать
О признаках непригодных для отношений мужчин
В отличие от большого количества информации, касающейся признаков непригодности девушек, про мужчин в моих текстах сказано мало. Наверное, это из-за того, что все мужики являются по умолчанию вполне достойными ...
Василий Поздняков
Личные границы в паре. Про что важно знать?
О личных границах часто говорят в контексте взаимодействия с «другим». А если «другой» это ваш близкий/любимый, действуют ли те же правила в таком формате отношений? На мой взгляд ...
Мицкевич Снежана
Как построить здоровые отношения.
Желание быть в отношениях естественно с его начала. Мы живые и парные, соответственно каждый стремиться быть с кем-то. Во взрослом возрасте на одной любви далеко не уедешь. После первого этапа влюбленности, ...
Конгстед Юлия
Прошлые отношения влияют
Как вы думаете, прошлые отношения влияют на то, как мы ведем себя в нынешних? Безусловно, наш опыт формирует наши ожидания и поведение. То, как мы с ним справляемся, может повлиять на наши нынешние отношения. ...
Александр Сафронов
Расставание
Разбираем с клиентками страхи, у каждой первой страх разрыва отношений. И страх завершения отношений, кстати, является в том числе той причиной, которая не даёт тебе начать отношения. Ну если так страшно, ...
Анна Крол
4a4c3
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз