Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29768 специалистов из 970 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.

Самооценка - это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценка себя, собственных качеств, чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Роль самооценки в жизни каждого человека очень велика! Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Адекватная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли, действия и результаты, подвергать тщательной проверке все предположения, вдумчиво взвешивать доводы, отказываться от гипотез и версий, если они не подтвердились. Верная самооценка поддерживает достоинство человека, дает ему нравственное удовлетворение и не только. Являясь целенаправленной рефлексией, она может определять как общее, сущностное в человеке, так и частное, конкретное и практически совпадает с самоценностью. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Особое значение самооценка имеет для спортсменов (в первую очередь для юных спортсменов, у которых эмоциональная сторона преобладает над рациональной), их сферы деятельности, где идёт серьёзная борьба за маленькие, но такие важные величины прибавления или уменьшения - секунда, сантиметр, грамм и даже их доли. Формирование правильной самооценки является довольно сложным процессом, который требует определённых знаний, собственного желания подростка и внешнего воздействия. Значительную роль в этом процессе играют оценки окружающих, достижения спортсмена и эмоциональное состояние. Ещё одно очень важное условие формирования адекватной самооценки - это эффективная работа тренера и психолога. Перед ними стоит очень важная задача - выработать у юных спортсменов чувство собственной значимости, повысить их уверенность в себе. А это не только одно из условий успеха в период тренировок, но и залог достижения высоких результатов на соревнованиях, постепенно увеличивающих рейтинг спортсменов.

Для того чтобы не только поставить перед спортсменами серьёзные задачи, но и достичь высоких результатов, необходимо понимать, насколько честно и объективно они могут оценивать свой потенциал. Адекватная самооценка - это важная составляющая  успеха.

Часто возникает вопрос: "Как быть, если у юного спортсмена выявлен средний или низкий уровень самооценки?" В этом случае можно использовать метод постановки, так называемой, сверхзадачи, которая может быть решена постепенно, используя психологический тренинг, чтобы помочь подростку выработать уверенность в себе и своих силах. Для решения поставленной задачи нужно:

  • Поставить перед собой серьёзную цель, для достижения которой потребуется честолюбие, усердие и настойчивость.
  • Научиться честно и объективно оценивать результат.
  • Подумать и определить, что необходимо сделать, чтобы достигнуть следующего этапа, выйти на новый уровень и поднять планку ещё выше.

Все вышеуказанные пункты реализуются спортсменом с помощью тренера и психолога.

Формирование и поддержание адекватной самооценки у юных спортсменов - это процесс, который имеет огромное значение и требует от специалистов, работающих в этом направлении, предельного внимания и соблюдения множества правил.

Важно понимать, что некоторые поражения спортсменов можно принять, как удачу, так как они могут быть детально проанализированы, что предоставит возможность сделать выводы и разработать план коррекционной работы. Исходя из этого, можно предположить, что более крупных неудач, которые могли бы быть, удалось избежать сейчас, так как стало явным то, что требует дополнительных усилий.

Если юные спортсмены не мирятся с людьми, заставляющими их чувствовать свою неполноценность, если им не удается изменить их или себя так, чтобы почувствовать уверенность в себе, то следует просто уменьшить или прервать общение с ними. В этих случаях тренеры должны объяснять, что жизнь слишком коротка и красива, чтобы потратить её на уныние.

Тренеры и психологи должны рекомендовать подросткам чаще проводить некоторое время в уединении, чтобы расслабиться, прислушаться к своим мыслям и заняться тем, что им по душе.Так они смогут лучше себя понять.

Юным спортсменам нужно практиковаться в общении во время тренировок, в процессе которых происходит обмен энергией. Тренерский состав и психологи должны наблюдать за этим процессом и анализировать подростков, чтобы понять: чего они хотят от своих сверстников и что готовы дать взамен. Это нужно для того, чтобы, при необходимости, помочь в формировании положительных взаимоотношений в коллективе (команде).

Для спортсменов нужно ставить несколько сложных отдалённых целей, в процессе достижения которых, решаются несколько мелких, промежуточных задач. При этом, важно спланировать, какие именно методы и средства им будут необходимы для достижения промежуточных целей. Каждый успешный шаг подростка на этом пути должен быть отмечен (похвала, поощрения).

Важно помнить, что подростки - неповторимые личности, активные творцы своей жизни. Если они уверены в себе, то любое препятствие для них - это вызов, а вызов побуждает к действиям и свершениям. Когда тренеру удаётся помочь спортсменам справиться с теми сложностями, которые порождает неадекватная самооценка, то на смену беспокойству и отрицательным эмоциям, приходит яркая жизнь и уверенность в себе. А это, в свою очередь, положительно влияет не только на эффективность тренировочного процесса, но и повышает уровень результативности на соревнованиях.

Взаимосвязь между эмоциями и самооценкой - факт очевидный. Если в жизни юного спортсмена преобладают положительные эмоции, то, как правило, самооценка имеет высокий уровень, а значит он уверенный в себе, решительный, активный, что способствует достижению высоких результатов. Соответственно, если преобладают негативные эмоции, то уровень самооценки снижен, что, как правило, отрицательно влияет результативность.

Также стоит обратить внимание на то, что уверенность в себе у юных спортсменов вырабатывается благодаря успешному выполнению трудных задач. А работа над трудными задачами начинается с работы над малыми, постепенно переходя к более сложным. Спортивные достижения (даже небольшие) положительно влияют на формирование самооценки, а адекватная самооценка положительно влияет результативность.

Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов - это очень важная задача, в решении которой тренерский состав и психологи играют огромную роль!

Психолог, Консультант - г. Москва
Опубликовано: , 722 просмотра
К автору уже обратились 5 человек с сайта
Подписаться2
Подписаться2
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Ахметов Данир
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
Интересная тема
№1 | 18 мая 2016
Может ли падение мотивации в спорте наблюдающиеся у подростка являться следствием низкой (или постоянно занижающейся врослыми )самооценки? Связаны ли эти явления между собой? Особенно если внешне с самооценкой, вроде бы, все нормально.
№2 | 27 июля 2016
Наталья Сергеевна Чикова
Психолог, Консультант - г. Москва
Да, Вероника. Снижение мотивации может являться следствием низкой самооценки. Особенно, если на самооценку подростка оказывается негативное влияние взрослых (тренерский состав, родители и прочие). Самооценка и мотивация имеют прямую взаимосвязь. Внешне не всегда можно сразу определить реальную самооценку подростка.
№3 | 2 августа 2016
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий d5740 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз