Жертвы маскулинности и кризис идентичности

Традиционное восприятие мужественности как героизма, силы и уверенности в себе свойственно многим примерам из массовой культуры и нашей с вами бытовой жизни, где социализация многих мальчиков и девочек сопровождается передачей стереотипов о полоролевом взаимодействии и «нормах». Стереотипы хорошо упрощают мировосприятие и даже могут частично снижать тревогу, в силу того, что человека может устраивать то или иное убеждение о себе и мире, но при этом упрощение становится главным врагом для личностного и социального развития как отдельного человека, так и общества в целом. И вред можно рассматривать с разных сторон, начиная от вопросов физического здоровья и до проблем регуляции эмоций и агрессивного поведения. Итак, поговорим о маскулинности, искажениях, насилии и почему тема важна для всех.

О неравенстве

В недавнем обзоре «обычная» концептуализация гегемонной маскулинности описывается как:

набор ценностей, установленный мужчинами, находящимися у власти, который призван включать и исключать, а также организовывать общество на основе гендерного неравенства. Он сочетает в себе несколько особенностей: иерархию мужественности, дифференцированный доступ мужчин к власти (над женщинами и другими мужчинами) и взаимодействие между мужской идентичностью, мужскими идеалами, взаимодействиями, властью и патриархатом. (Джьюкс и Моррелл , 2012 , 40). Гегемонистская маскулинность ранее представлялась как для женщин, так и для мужчин культурным идеалом мужественности, который вознаграждается повышенным женским интересом, вниманием и усилиями по воспроизведению этого идеала среди своих родственников-мужчин и коллег.

Но, самое интересное заключается в том, что идеи токсичной маскулинности это проблема не только для женщин, но и для мужчин. Система, которая удерживает мужчин в коллективном доминирующем положении над женщинами и в конкурентных отношениях с другими мужчинами, дорого обходится мужчинам с точки зрения их здоровья и качества жизни. Столкнувшись с идеалом, в котором ценится физическая устойчивость, мужчинам труднее обращаться за медицинской помощью и участвовать в профилактических мероприятиях.

Непозволительная слабость и насилие

Табу на выражение уязвимых чувств и стереотипы ставит и мужчин и женщин в сложное положение, где социум, в некотором смысле, сам рождает девиации, проблемы физического здоровья и авторов насилия. Если утрировать, то в отсутствие просвещения и адекватно сформулированных представлений в отношении гендерных вопросов создает как доминирующую маскулинность и абьюзивных личностей, так и инцелов или иждивенцев.

Опыт личной травмы, например, в форме жестокого обращения в детстве или гомофобного насилия, связан с большей склонностью мужчин к применению насилия в отношении женщин (Fulu et al. 2013 ), и многие мужчины, которые обладают гипермаскулинностью, имеют и личную травму в анамнезе. Создание пространства для взаимодействия с уязвимостью мужчин является ключевым элементом в изучении мужской идентичности, а также позволяет мужчинам чувствовать поддержку и принятие, а не обвинение и осуждение. Это также имеет решающее значение для процессов разрушения гендерной бинарности, где уязвимость рассматривается как отражение феминизированной слабости и возможность обсуждения множественных маскулинностей.

С исследованиями авторов насилия все тоже сложно, т.к почти все они построены на выборке из мужчин, т.к статистически по количеству заявлений и совершенных преступлений их все таки больше.

 

Пример из Швеции: Фабрика мачо (Machofabriken)

Ребятки из Швеции решили попробовать улучшить гендерное равенство и разорвать связь между маскулинностью и насилием с помощью просветительской деятельности в школах, спортклубах, колледжах, работая с молодыми людьми в возрасте от 13 до 25 лет.

Что они делали? Показывали короткометражные фильмы и проводили рефлексивные упражнения в группах после просмотра, в т.ч в формате ролевых игр. В фильмах отражались примеры разных форм насилия от домогательств до разных форм буллинга, например, фильм «раздевалка» отображал «игру», как парни подначивали друг друга и дрались полотенцами, где постепенно игра переходила в форму открытой агрессии. Другие фильмы отражали судебные процессы, где авторы насилия обвиняли своих жертв и сами позиционировали себя как жертв обстоятельств. После каждого просмотренного фильма, посредством обсуждения в группе деконструировался и сам показанный сюжет, что способствовало более формированию более сложного восприятия и эмоционального отклика у участников. В рамках проекта также есть несколько блоков посвященных психообразованию, навыкам совпадения с насилием и согласием, а также умениям выражать чувства и поддержку в отношениях с другими. А как у вас выглядело просвещение в школах?

 

Идентичность

Мир меняется быстро и социум не всегда успевает за трендами новых норм и правил. Что напрямую влияет на формирование идентичности как мужчин, так и женщин. Феминизм задал хорошую планку и большую устойчивость идентичности женщин во всем мире, но вот картинки о том как быть мужчиной нет, что будто бы ставит их идентичность в разные полюса, где на одной стороне старые маскулинные установки, а на другой - капитуляция и самоизоляция с уходом в микромир игр, порно и быстрых удовольствий, где не нужно думать про адаптацию,  самореализацию и отношения с другими. На одном полюсе вечная конкуренция и столкновение с виной и стыдом за примитивность взглядов, на другом социальная изоляция и стыд за ощущение неполноценности, но зато безопасно (но может стать пусто и уныло). Срединный путь для многих мужчин пока выглядит как непонятный дорожный знак через запотевшее мутное стекло автомобиля. Понятно как делать нельзя, а знаний о том как можно недостаточно (тут можно пообвинять систему образования и работы с молодежью, где снова возвращают домострой с кучей долженствований). Мужчины в 21 веке перестали быть необходимостью для выживания и становления женщин, теряя собственную идентичность, стремясь сохранить остатки прошлой картинки и истории. Маскулинность в контексте близких отношений, в некотором смысле, была инструкцией как жить и за что мужчина может быть ценен и важен (сложно поверить в самоценность и безусловную любовь и принятие, там где всегда была другая система ценностей). И смена парадигмы всегда создает пустоту, что очень важно принять, обнять и аккуратно заполнять ее более функциональными и современными идеями и убеждениями.

 

«По мужски». Кризис идентичности

Не так давно вышел фильм с прекрасным Антоном Лапенко, что называется «По мужски». Киноделы решили поставить сложный вопрос о современных гендерных ролях и стереотипах ребром перед зрителями, вычурно ставя главного героя полярность выбора - быть сильным и проявлять физическую агрессию или быть более рациональным и выдержанным.

Главный герой - Глеб (Лапенко), молодой предприниматель, вполне успешен, умеющий решать сложности с помощью коммуникации. Он избегает конфликтов, способен брать на себя ответственность, приносить извинения за свои ошибки, одновременно выдерживая границы с другими людьми, например, просить поддержки у других, решать проблемы с сотрудниками на работе, отстаивать себя в конфликтах с другими. Он не очень вписывается в классические представления о маскулинности, занимается улучшением своего качества жизни и не очень-то стремится к доминироваю над другим людьми.

НО! Представьте себе ситуацию, где вы сталкиваетесь с не очень адекватным и агрессивным мужчиной, что в конфликте с вашим партнером дает ему пощечину. И вот вы стоите перед выбором - как поступить? Чтобы вы сделали? Пошли на неоправданный риск или решили, что нужно избежать конфликта и быстрее отделаться от него? Ждем вас в комментариях

Эмоции

Эмоционально - вполне нормально бояться агрессивных людей - они действительно страшные, могут быть непредсказуемыми и импульсивными в действиях, особенно в состоянии опьянения. Любой вменяемый человек постарается снизить вероятность угрозы жизни и здоровью, избежав опасности.

Вот и главный герой поступает примерно так же, что окружающими его людьми воспринимается скорее как трусость и неспособность постоять за своего партнера.

Трусость - это полное противопоставление смелости, клеймо, что в традициях патриархальной культуры уничтожает маскулинность героя, одновременно подчеркивая доминирование и «смелость» другого персонажа как художественный прием в кино. Для примера, можете вспомнить любой фильм с «героем», что в одиночку раскидывает толпу и явно противопоставляется антагонисту как пример смелости и уверенности, что вызывает у противника страх и тревогу (см. «Джон Уик», «Гладиатор», «Король Лев», или любой другой фильм с противостоянием). Подобные полярности неплохо в социологическом плане могут отражать «тоску» по более простому и понятному миру, где у людей есть четкие и понятные роли в отношении друг друга (муж-жена, хорошо-плохо, правильно-неправильно, сила-слабость, лузер-образец для подражания, сила-слабость).

Любая смена парадигмы восприятия мира и себя в нем в первую очередь вызывает тревогу и страх посредством неопределенности, что приходит на смену гореванию по старой и уже понятной картине мира.

 

Идентичность

Идентичность героя, его восприятие самого себя ломается в момент столкновения с насилием и избеганием своих уязвимых чувств. Герой попадает в ловушку мыслей о правильности его поступка, где убеждения о себе лишь подкрепляются поведением его девушки, что всячески напоминает ему о его немужественности, что герой действительно начинает сомневаться в себе и появляются сны с фантазиями о мести, где он наказывает своего соседа. Супруга, друг и даже сам сосед подкрепляют его убеждение о себе как о слабом мужчине: супруга обвиняет в отсутствии действий по ее защите, сосед говорит «а я бы себе у*бал», друг говорит «что некоторые вопросы решаются только силой».

Постепенно Глеб пытается примерить «роль мужчины» на себя через покупку и угрозы оружием, слежкой за соседом и руминациями о мести или о том, как он героически спасает соседа, а тот его благодарит, что в конечном итоге приводит его к аффектам, где он сам становится автором насилия по отношению к супруге и пытается самоутверждаться на улице, играя в гопника со стрельбой сигарет.

Герой фильма изначально не вписывался в мир токсичной маскулинности, мир вокруг показан как место, где плохо всем, а попытки играть по правилам силы лишь делают ситуацию хуже для всех. Сюжет фильма практически прямым текстом подтверждает тезис о том, что насилие всегда плодит еще большее насилие, чем бы оно не было подкреплено. И также невольно ставится вопрос о том, кто все же создает насилие - отдельные личности или общество, чьи ценности построены на силе и доминации? Способен ли один человек что-то сделать с агрессивно настроенными соседями? А с автором насилия в чужих семьях?

 

Вопросов пока больше, чем ответов, но если мы этими вопросами задаемся или, например, читаем эту статью и делимся знаниями друг с другом, то может быть мы на правильном пути?

 

Опубликовано на сайте: 28 июля 2024,  86 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться12
Комментарии
Лыдин Николай Юрьевич писал(а):
то некоторые вопросы решаются только силой». Постепенно Глеб пытается примерить «роль мужчины» на себя
Исходят из реальности всегда. Это вечный вопрос - что победило - кольт или доброе слово. Просвещение конечно должно быть, но отклонения в психике всегда будут, оскорбления тоже.
Психолог, Канд-пси-наук доцент - г. Санкт-Петербург
№1 | 28 июля 2024 | Ответить
Очень полезная информация. Благодарю за то, что делитесь своими знаниями и помогаете развиваться.
Психолог, HR-Кризисы Утраты Отношения - г. Санкт-Петербург
№2 | 28 июля 2024 | Ответить
Лыдин Николай Юрьевич писал(а):
набор ценностей, установленный мужчинами, находящимися у власти, который призван включать и исключать, а также организовывать общество на основе гендерного неравенства.
Так мир и является гендерно неравный, стоит это принять.
№3 | 7 августа 2024 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Терапия принятия и ответственности (АСТ)
Терапия принятия и ответственности (АСТ) - это ориентированный на действие подход к психотерапии, который протекает из традиционной поведенческой терапии и когнитивно-поведенческой терапии. Клиенты учатся ...
Схематерапия, кратко о подходе
Схематерапия была разработана Джефри Янгом (тогда еще он был учеником Аарона Бека) в начале 80-х. Изначально Янг, будучи начинающим специалистом, практиковал гуманистический подход Роджерса и тогда же ...
Жертвы маскулинности и кризис идентичности
Традиционное восприятие мужественности как героизма, силы и уверенности в себе свойственно многим примерам из массовой культуры и нашей с вами бытовой жизни, где социализация многих мальчиков и девочек ...
Рациональный гедонизм. Эпикурейство в в повседневной жизни
Рациональный гедонизм. Эпикурейство в в повседневной жизниПрактически у каждого психотерапевтического подхода есть философская основа. У когнитивно-поведенческой это стоицизм, но сегодня мы больше поговорим ...
Терапия принятия и ответственности и КПТ. Трансдиагностический подход vs симптомориентированный
В результате проверки клинической эффективности и простоты реализации, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) стал доминирующим эмпирически подтвержденным лечением тревожных расстройств. Тем не менее, ...
Рекомендуем почитать
Турецкий лидер Эрдоган ударил по лицу ребенка, который не поцеловал ему руку.
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган ударил по лицу маленького мальчика, который не поцеловал ему руку во время его выступления в Ризе. Эрдоган протянул руку одному из детей, а тот взял ее в свои руки, ...
Дяченко Наталья
Работа с эмоциями. Злость. Кейс.
Альберт Элис разработал, наверное, одну из самых удобных моделей, которую можно использовать не только с психотерапевтом в кабинете, но и в повседневной жизни уютно устроившись в кресле или на диване и ...
Куликов Роман
Как себя вести с агрессивными людьми?
Агрессия представляет необходимую психологическую реакцию, продиктованную биологией человека. Но важно понимать, когда агрессия действительно необходима и полезна, а когда она может являться деструктивной ...
Белоказанцева Светлана
Подавленный гнев
Подавленный гнев – одна из самых опасных и разрушительных эмоций, которые могут накапливаться внутри человека. На первый взгляд это может показаться не таким уж страшным, что человек просто чувствует ...
Пилипенко Мария
Как использовать силу злости
Очень часто наша злость с воспринимается как что-то негативное, а не как мощная сила и энергия, которая может нас вдохновить на какие-то дела и поступки, а порой даже на невозможные вещи. Но только если ...
Александра Смирнова
afd5d
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз