Так как тема наша плавно движется в сторону терапевтических отношений и реакций терапевта, то самое время обсудить:
Виды контрпереноса в гештальт-терапии

Поле работает так, что от него зависит, каким будет перенос. То, каким будет клиент в контакте с вами, напрямую зависит от ваших собственных действий, мыслей и чувств. А то, каким будете в контакте вы, напрямую зависит от реакции клиента на вас и т.д.
Далее я хочу перечислить основные виды контпереносов и описать, на какие из них буду опираться при анализе собственной практики. Удивительно, что переносов оказалось значительно меньше, чем видов контрпереноса.
Выделяют четыре базовых типа переноса:
1. Проецирование на терапевта прошлого опыта клиента: качеств знакомых клиенту людей или характеристик какого-то одного человека. Такой клиент может считать своего терапевта заботливым или, наоборот, враждебно настроенным, жёстким, равнодушным и т.д. — в зависимости от опыта самого клиента в общении с людьми.
2. Проецирование на терапевта качеств, которые клиент не принимает в себе. Например, клиент считает, что нельзя злиться, и поэтому ему кажется, что терапевт постоянно злится на него.
3. Проецирование на терапевта самых заветных желаний и надежд клиента. Например, клиент идеализирует терапевта и видит в нём отца или мать, которых мечтал бы иметь.
4. Проецирование на терапевта интроектов-убеждений клиента. Например, «людям плевать друг на друга», «я никому не нужен» и т.д.[4]
Немиринский выделяет три формы контрпереноса, опираясь на два полюса терапевтических отношений: 1) игнорирование проявлений переноса; 2)чересчур буквальное толкование символического плана или его переоценка (встречный гиперсимволизм терапевта, который полагает, что он теперь как бы превращается в отца (мать и т.п.) и на нем лежит родительская ответственность за пациента). В первом случае терапевт опирается исключительно на реалистический план отношений, а во втором — почти исключительно на символический. Заметьте, что здесь мы говорим о ярких полярностях, каждая из которых уводит терапевта от встречи с реальными чувствами клиента. В большинстве случаев наиболее общими источниками такого поведения терапевта являются в первом варианте — нежелание признавать авторитетность своей роли для пациента, а во втором — чрезмерный контроль над пациентом. Третья, более «мягкая» форма контрпереноса, когда терапевт не поддерживает движение в плане переноса и недостаточно «присутствует как живой человек» в терапевтическом взаимодействии.
При этом, смотрите, какое разнообразие реакций терапевта на клиента выделяет Джойс Ф. и Силлс Ш.:
А) Реалистичные реакции-ответы. Реакция терапевта связана с тем, как клиент ведет себя здесь и сейчас.
Например, у терапевта может быть много симпатии к клиенту, потому что клиент настроен дружелюбно. Или, например, клиент пугает терапевта, потому что чересчур агрессивен. В таком случае реакция терапевта —нормальное переживание того, что происходит здесь и сейчас.
Б) Активный контрперенос — это собственный незавершенный гештальт терапевта (часто у начинающих терапевтов, это слепое пятно, когда требуется супервизия или личная терапия).
Кларксон П. называет такой контрперенос - активным.Например, терапевт может чувствовать волнение, когда клиент напоминает ему его одинокую мать. Терапевту важно осознать, что это в терапию привнес, по большей части, он сам. Лучше всего проработать эту тему с супервизором и терапевтом.
М. Кан выделяет еще 4 вида:
1. Реалистичные реакции-ответы. Некоторые контрпереносные чувства возникают из вполне реалистичных реакций-ответов (responses), например:
Клиентка — приятный и привлекательный человек, и я испытываю симпатию к ней. Любой терапевт может чувствовать то же самое независимо от своей личной истории или конфликтов.
Клиент — воинственный и отчасти угрожающий, я осторожен и немного испуган.
2. Реакция на перенос реагируюший. Некоторые контрпереносные чувства являются реакциями на перенос клиента, например:
Реагируя (acting qut) на перенос, клиент выглядит соблазняющим, а я чувствую возбуждение или, возможно, некоторый испуг.
Клиент льстит мне, и я становлюсь напыщенным (acting qut). Клиент критикует меня, я чувствую угрозу.
Этот перенос — реакция терапевта на ожидания клиента.
У реагирующего контрпереноса есть две разновидности (по Г.Ракеру):
– согласующейся перенос (конкордантный): терапевт чувствуете то же, что клиент. Например, клиенту кажется, что терапевт на него злится, его не одобряет, и поэтому он испуган. В свою очередь, терапевт тоже чувствует испуг или гнев — чувство, которое отвергает в себе клиент.
– дополнительный контрперенос (комплиментарный) (проективная контридентификация по Лебедевой Н.): терапевт принимаете ту роль, в которой клиент его видит. При таком переносе клиент бессознательно способствует тому, чтобы терапевт занял уготованную клиентом позицию. Например, если клиент видит в терапевте родительскую фигуру, терапевт может действительно испытывать недовольство, как и отец клиента. Иногда такой перенос выливается в неосознанную ролевую игру, когда терапевт действительно начинаете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента и, тем самым, укрепляет его в своих позициях. Например, клиент снова видит в терапевте родительскую фигуру, но очень слабую и беззащитную. Клиент ведет себя очень требовательно и резко, терапевт начинает защищаться, избегать контакта, то есть делать именно то, чего ждет от него клиент, а клиент, соответственно, еще больше загорается и так до бесконечности. В такой ситуации важно быть внимательным к тому, что происходит в поле и не поддаваться на провокации клиента.
3. Реакции-ответы на материал, вызывающий затруднения у терапевта. Некоторые контрпереносные чувства возникают, когда клиент изучает область, особенно тревожащую терапевта, например:
Клиент говорит об опасении по поводу гомосексуальности. Если я еще не определился в своей сексуальной идентификации, то могу разделить опасения клиента.
Я собираюсь разводиться. При рассказе клиента о его счастливом браке мною овладевает зависть.
4. Характерные реакции-ответы терапевта. Некоторые контрпереносные чувства я ношу с собой постоянно, так что они сопровождают меня и в консультационном кабинете вне зависимости от действий клиента.
Некоторые терапевты-мужчины чувствуют большую или меньшую конкуренцию с каждым мужчиной, которого они встречают. Клиенты не являются исключением.
Некоторые терапевты хотят, чтобы их любил или чтобы ими восхищался каждый, кого они встречают. Клиенты исключения не составляют.