Психологические травмы - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов. Психологическая травма оказывает вред не только психическому, но и физическому здоровью человека, нарушая нормальное функционирование систем организма.

Действие травмы не всегда начинается мгновенно после произошедшего. Иногда на развитие травмы требуются годы. Имея большой травматический опыт, бывает сложно сразу определить, что именно повлияло на развитие личности в данный момент времени, но возможно.
Травмы могут иметь разную степень интенсивности, могут иметь разную продолжительность воздействия, затрагивать разные сферы жизни человека. А это значит, что работа с травмой требует индивидуального подхода.
В результате пережитой травмы могут формироваться различные страхи. Не всегда это чётко осознаваемые страхи. Они могут быть иррациональными, если травматический опыт был, но ситуация не до конца осознана и проработана.
Психологическая травма - это последствия сильного стресса. Это переживания, которые буквально заперты внутри тела человека. Переживания могут быть в результате единичного сильного потрясения или же в результате систематического влияния негативного фактора или факторов.
Последствия детской травмы во многом зависят от реакции взрослых во время и после возникновения болезненного события. Реакция родителей может повлиять на исход событий как в хорошую, так и в плохую сторону. Работа с травмой предполагает создание необходимых для поддержки и сопереживания условий, бережное отношение к чувствам, поэтапное и медленное движение среди воспоминаний.
Считалось, что дети легко восстанавливаются даже после тяжёлых потрясений, а большинство психологических травм просто забывают: " Поплачет и забудет", " Вырастет и не вспомнит". Однако многолетние исследования доказывают, что травма оставляет гораздо большие последствия, чем было принято считать.
К сожалению, психологической травмы как предмета нет в психологических и педагогических вузах нашей страны.
Психологи соприкасаются с данной темой зачастую уже в рамках практики, а отсутствие знаний приводит к ошибочным решениям, касающимся детей, на уровне государства. Доказано, что помещение детей, имеющих психологические травмы, на одну территорию или пространство в разы усиливает имеющиеся проблемы, а не снижает интенсивность переживаний, как это было принято считать. Однако именно так содержится большинство детей в приютах, исправительных учреждениях и медицинских центрах нашей страны.
Своевременная проработка травмы помогает человеку избавиться от страданий и серьёзных последствий в будущем.
Как можно помочь человеку пережить травму:
1. Проявление сопереживания и понимания. Попробуйте понять, что больше всего тревожит пострадавшего. Какие темы вызывают тревогу, страх, грусть, тоску и другие чувства. Какие темы он избегает?
2. Не отрицайте.
Не пытайтесь отрицать наличие проблемы, снижать уровень значимости, обесценивать чувства другого человека или его переживания. Одни и те же события разными людьми переживаются по-разному.
3. Проявляйте терпение. Дайте больше времени. Для того, чтобы справиться с травмирующих событием, необходимо время. И каждому нужно своё количество времени для переживания. Дайте возможность подумать, проанализировать, осознать. Иногда на осознание уходит достаточно много времени.
4. Позитивные эмоции.
Попробуйте создать для человека максимально комфортную и знакомую для него среду. Что для человека важно? Что ему было бы приятно сейчас видеть рядом? В какой атмосфере он чувствует себя спокойно?
5. Смена поведения.
После пережитой травмы возможна смена поведения. Не воспринимайте острые фразы на свой счёт. Вероятнее всего, это защитные механизмы психики и нужно время, чтобы человек снова адаптировался к привычной среде.
Искренние слова поддержки, проявление понимания, сочувствия, доброе слово имеют большую силу, если вы действительно заинтересованы помочь.
Благодарю за прочтение!
С уважением, психолог, Глазкова Анна!
✅ Запись по номеру телефона 8(911) 391-11-11 или Вк