Два волшебных слова: "по кусочкам" и "потихоньку"

Автор статьи: Психолог, Нейропсихолог

Вот и снова начался новый учебный год у школьников. Так как я по большей части занимаюсь с младшими школьниками и старшими дошкольниками, то разговор пойдёт о них.

К нейропсихологу обычно приходят дети, имеющие различные нарушения и диагнозы: нарушение внимания, запоминания, дисграфия, дислексия, задержки речевого и психического развития и др. Всё это предполагает слабость нервной системы.

В чём проявляется такая слабость? В трудностях вхождения в деятельность, в сниженнии мотивации, саморегуляции, контроля над своими эмоциями.

Выглядит это в виде слёз, отказов выполнять задания, фраз «Ну я не могу запомнить это слово (текст)!», «Я не буду решать эту задачу» и т.д.

Как-то я услышала поговорку «нужно есть слона по кусочкам». С тех пор эта поговорка помогает мне лично, и я применяю её для работы с детьми. В ней и мотивация, и хороший способ справляться с трудностями. Очень хорошо работает этот способ для пересказа текста. Особенно, для детей с синдромом дефицита внимания. Большой объём текста запомнить не удастся, так как помешает слабость энергетического блока мозга – его сил не хватит удерживать столь большой объём и долго концентрировать внимание. Но, если ребёнок будет пересказывать текст по частям – абзацам или предложениям, то в голове у него выстроиться весь текст.

Три простых шага к пересказу:

1. Читаю и пересказываю по кусочкам.

2. Разбираю сложные слова.

3. Пересказываю весь текст.

В каждой маленькой части могут быть сложные слова, фразы. Ребёнок их разбирает с родителем, а потом ещё раз пересказывает часть теста. Пересказ кусочка текста нужно делать столько раз, чтобы он запомнился.

Однако, самое главное - научить ребёнка самостоятельно применять эти три шага. Поэтому спрашиваем:

- Как тебе легче пересказать этот текст? Какой секретный способ ты знаешь?

Ребёнок должен повторить, поочереди разгибая пальчики из кулачка, а вы проконтролируете,  всё ли  выполняется правильно.

Теперь поговорим о сниженной мотивации, боязни неудач в выполнении заданий, уроков.

Ходила ко мне на занятие девочка. Очень спокойная, замечательная. Но после большого перерыва в занятиях она, зайдя в кабинет, начала плакать. Ей не очень хотелось заниматься. Я взяла её за руку и сказала:

- А мы не будем сразу начинать. Мы будем потихоньку…

Слово потихоньку вошло в мою жизнь и работу с детьми. И, если девочка или мальчик плачет над трудностями, то я ему говорю это слово: потихоньку. Так мы и начинаем наши занятия не спеша, размеренно. А как только ученик вошёл в деятельность, можем и увеличить интенсивность работы.

Это ещё и про то, что «тише едешь – дальше будешь.» Так что не торопите детей, если у них есть трудности, дайте им немного времени. Повторяйте с ними простые способы саморегуляции и способы преодолевать большие задания, и они прочно войдут в их процесс обучения. Важно, чтобы дети сами без вас пользовались этими способами, самостоятельно. 

Опубликовано на сайте: 1 сентября 2024,  67 просмотров
Поделиться1В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться27
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Откройте детям реальный мир
Вспомните своё детство. Какие у вас были занятия? Наверняка у вас остались воспоминания о том, как играли в песочнице, делали куколок из одуванчиков, обжигались крапивой, залезали на деревья, протискивались ...
Безударные гласные
Второй класс. На уроках русского языка пишутся диктанты. Тему «правописание безударных гласных в корне слова» проходили ещё в первом классе, но ребёнок всё равно делает кучу ошибок. В чём может ...
О важном в коррекции почерка
У ребёнка плохой почерк, неразборчивый. Ученик сам не может прочесть, что написал. Учитель снижает оценки. Что может предпринять родитель или советовать школьный учитель? Купить прописи, полагая, что они ...
Причины неусвоения школьной программы. К какому специалисту обратиться? Отделяем зёрна от плевел.
Обучаясь по школьной программе, ребёнок периодически сталкивается с трудностями. Особенно трудно оказывается детям с нарушением внимания, задержками психических функций. Предположим, у ребёнка с синдромом ...
Школа будущего. Совсем скоро.
Я верю. Нет. Я чувствую, что время, когда дети будут получать достойные знания и любить школу, скоро настанет. Всё к этому движется. Какой я вижу школу будущего? Может, это здание в форме эллипса с партами, ...
Рекомендуем почитать
Надо ли сдавать деньги в детском саду, школе на всякие сборы
А я сдаю сборы. Любые. В первых рядах. Бегу с волосами назад и отдаю эту гребаную сумму, даже если у меня последние деньги. А все потому, что помню, как мама не посчитала нужным сдать деньги мне на сладкий ...
Светлана Ханова
Должны ли психологи делать для клиента больше, чем он просит
Вопрос о том, должны ли психологи делать для клиента больше, чем он просит, действительно сложный и многогранный. Часто запрос, с которым приходит человек, — это лишь верхушка айсберга, скрывающего ...
Ященко Светлана
Оставить нельзя отдавать
Оставить нельзя отдавать. Где здесь поставить запятую? В практике встречаются случаи, когда мамы отказываются от ребенка. Приведу случаи из практики в виде ситуационных задач. Ситуация 1 На прием обратилась ...
Ирина Александровна
Чем хоббихорсинг добился популярности
"Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко..." У хорсов никакой шерсти нет, но эти имитации с лёгкостью заменяют настоящих животных. Даже спорт есть с игрушечными лошадками. Хоббихорсинг ...
Ларионова Екатерина
Комната ребенка —для чего , зачем и как.
Очень часто я наблюдаю такую картину в разных семьях, что у ребенка нет своей комнаты, или ему приходится делить свою комнату с противоположным полом (братом или сестрой). Такое бывает в основном по причине ...
Яковлева Алёна
96ae1
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»