Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30484 специалиста из 986 городов
Скрыть

Современный педагог и профессиональная этика.

От автора: В современном бурном потоке школьной жизни бывает полезно остановиться и напомнить себе и окружающим о вечном, например, о принципах педагогической этики...

О профессиональной этике современного педагога.

                                 Современный педагог и профессиональная этика

Нам выпало нелегкое испытание жить и работать в период так называемой оптимизации и модернизации  образования.  Все больше и больше  новых, часто противоречивых  и неоправданных требований предъявляется к педагогу, при этом  неизбежно растет  психологическая напряженность.  В таких условиях возрастает роль педагогической этики,  ведь соблюдение ее принципов – это основа  психологического благополучия  ученика и педагога, один из путей  сохранения  психического и психологического здоровья.

Вспомним  основные  этические принципы,  известные из педагогической психологии.  Это   принципы:   гуманизма,  ненасилия,  автономии,  толерантности,  ответственности,  справедливости,  уважения прав и достоинства,  компетентности,  порядочности.   Они  в полной мере относятся к  взаимодействию и общению  всех участников образовательного процесса: учителя и  учеников, учителя и родителей, учителя и коллег-педагогов.

  • В  общении с учениками хороший учитель умеет быть добрым и строгим одновременно. Наблюдения и исследования показывают, что  школьники больше всего ценят в учителях справедливость, доброту, понимание, профессионализм, а также  требовательность.
  • Нельзя исходить только из педагогических целей и ограничиваться только одной функцией – информацией. Обязательно учитывайте  и тот эмоциональный, личностный и нравственный след, который останется в душе ребенка после вашего общения.  
  • Поддерживайте  доброжелательную рабочую атмосферу в классе. Пусть ваша доброжелательность проявляется не только в словах, но и в улыбке, взгляде в глаза, мягких жестах - и вербально, и невербально.  Найдите контакт с каждым своим учеником, ведь нельзя ничему научиться у того, кто не нравится.  
  • Организуя общение с детьми, выделите время, чтобы внимательно выслушать их. К сожалению, часто  педагоги  из-за недостатка времени не дослушивают,  перебивают своих учеников, присваивая себе право на знание  истины в последней инстанции.
  • Найдите время, чтобы  понять настроение детей, уловить изменения в микроклимате класса; развивайте  в себе педагогическую наблюдательность.                                        
  • В разговоре с детьми не обсуждайте  действия родителей. Дети ведь часто  не могут повлиять на ситуацию, но у них  может возникнуть чувство стыда и обиды.  Наша же задача – способствовать улучшению взаимопонимания в семье ученика.
  • Ну и конечно,  никто не отменял хорошо известное всем правило – хвалим публично, "ругаем"  один на один.

Сейчас в общеобразовательных школах становится  реальностью инклюзивное образование, все больше появляется учеников  с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Необходимо внимательно  следить за соблюдением принципа толерантности к ним. Даже если мы знаем диагноз  ребенка – нельзя обсуждать  его  ни с коллегами, ни  с другими детьми.  Наиболее  этично (и так принято в новом профессиональном стандарте педагога-психолога) говорить о таких детях – ребенок с трудностями в обучении, адаптации, поведении,  развитии, ребенок с особенностями.  Выражения  «он больной, ненормальный, нездоровый, неуспешный, отстающий » -  недопустимы. Надо воспитывать в себе и в детях  уважительное отношение  к личности любого ребенка  просто по праву его рождения,  как к человеческому существу.  Умение  заметить что-то хорошее в ребенке,  независимо от его отметок, физических показателей  и внешней привлекательности… Тем более, что  в  жизни  никто не застрахован от личного столкновения с заболеваниями, травмами и т.д.  Понятно, что  любить   каждого ребенка в равной степени  учитель не может (да и нужно ли это?), но принимать каждого и уважать его личность педагог просто обязан, это показатель его профессионализма.

  • В общении с родителями важно помнить, что  педагоги – временные сопровождающие ребенка на участке его школьной жизни, а всю жизнь проживать ребенок будет рядом со своими родителями. И именно им принадлежит вся полнота ответственности за жизнь, здоровье и обучение ребенка. Школа же, согласно Закону об образовании, создает условия для его полноценного образования.
  • Педагогу  важно налаживать доброжелательный  рабочий контакт с родителями учащихся, постараться стать с ними  союзниками в  общем деле  обучения и воспитания их чада.  Порой это трудно сделать,  у многих людей сейчас предвзятое отношение ко всему, что связано со школой («спасибо» средствам массовой информации, формирующим искаженный образ учителя). Но профессионализм, искренность  и соблюдение  педагогической этики – будут в помощь учителю.
  • Важно  избегать небрежности в речи и тщательно подбирать слова, когда мы говорим родителям и детям друг о друге. Очень осторожно нужно относиться к использованию  юмора, иронии, речевых  метафор, никогда не допускать сарказма. Люди,  воспитанные по-разному, имеющие  различный культурный уровень, иногда  могут принять образный язык за унижение или оскорбление.
  • А если человек обиделся, оскорбился, он не будет прислушиваться к смыслу даже самой умной и красивой речи -  он будет думать, как ответить, отомстить (пусть и словесно). Или же, если у него тонкая душевная организация, может целиком погрузится в свои переживания. В обоих случаях высказывания педагога не достигнут желаемой цели.
  • Любой, а особенно трудный разговор лучше начать  с нескольких добрых слов о ребенке, и только потом перейти  к критической  информации. В заключение разговора желательно выразить надежду на возможность плодотворного сотрудничества.

Педагогический коллектив – сложный организм,  имеющий  определенные общие цели и задачи, но при этом состоящий  из очень разных людей:  по возрасту и опыту,  семейному положению,  специальности и педагогическим взглядам,  нравственному, культурному  уровню и интеллекту, типу нервной системы и темпераменту и т.д.

 Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходимо, чтобы каждый  педагог  (несмотря на индивидуальные особенности  и самобытность)  умел соотносить  свою деятельность с общими целями.  Этого достигнуть помогает сознательное разделение деловой и личной сфер. Основу педагогического коллектива составляют  женщины, а они   склонны  чаще воспринимать рабочие моменты как личные и реагировать излишне эмоционально.

Постарайтесь  осознать, что у вас с коллегой не личные, не дружеские, а рабочие ( в чем-то вынужденные)  отношения. Что твой коллега тоже Вас не выбирал и он не обязан реагировать так, как вам хочется, но вместе вы делаете общее  важное дело, результат которого, да и Ваш тоже зависит от того, сумеете ли Вы  договориться. Такой подход позволяет охладить пыл, снизить накал эмоций и перейти в деловую сферу общения.

Настроиться на принятие другого человека, понимание нормальности  различия ваших взглядов  поможет  психологическое упражнение (так называемая  гештальт-молитва).   Найдите немного времени, расположитесь поудобнее, подумайте о своем оппоненте и про себя произнесите, обращаясь мысленно к нему:

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а  ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать  моим.
Ты – это ты. А я – это я.
Если мы встретимся и поймем  друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

Современная школа – как правило, очень большой коллектив. Но если у вас возникает пожелание, просьба, замечание, пожалуйста, найдите время и способ обратиться к коллеге лично, чтобы  спокойно обсудить проблему. Может быть, это просто  недопонимание и повода для конфликта нет?  А если не получается разрешить противоречие лично, можно обратиться за помощью к администрации, психологам, авторитетным третьим лицам.   И, конечно же, недопустимо вмешивать  в собственные недоразумения учеников и обсуждать  с учениками действия своих коллег. В таком случае на ребенка может накладываться не свойственная ему ответственность за действия другого взрослого человека.  Важно  учить  детей и себя, в первую очередь, оценивать свои действия и нести ответственность именно за них.  В любом случае важная общая  задача – способствовать локализации спорных ситуаций и недоразумений,   конструктивному разрешению  неизбежно возникающих конфликтов.

Возможно, последствия педагогических ошибок не так фатальны  и не так заметны, как, например,  врачебных…  Но и они  могут оставлять раны и  рубцы в  человеческой душе. Поэтому, работая с людьми, будем  руководствоваться   основными этическими нормами  и  следовать заповеди «Не навреди»!

 

Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Опубликовано: , 639 просмотров
К автору уже обратились 15 человек с сайта
Провела 3 онлайн консультации на сайте
Подписаться24
Подписаться24
Поделиться2СохранитьЕщё...

Комментарии

Ольга Мазуркевич
Психолог, Кризисный Перинатальный - г. Люберцы
Спасибо за статью.
Жукова Ирина Валерьевна писал(а):
Возможно, последствия педагогических ошибок не так фатальны и не так заметны, как, например, врачебных…
К сожалению педагогические ошибки наносят очень глубокие душевные травмы, провоцируют развитие комплексов, страхов... Не хочу ни кого обидеть, но педагогов с большой буквы очень и очень мало.
№1 | 17 августа 2016
Ольга Мазуркевич
Психолог, Кризисный Перинатальный - г. Люберцы
Жукова Ирина Валерьевна писал(а):
хвалим публично, "ругаем" один на один.
в реальности все происходит с точности до наоборот.
№2 | 17 августа 2016
Жукова Ирина Валерьевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Спасибо за отклик и неравнодушие, Ольга Владимировна! Соглашусь с Вами, достаточно часто все происходит наоборот. Но я вижу и много достойных педагогов (даже и молодых), так что у меня еще остался оптимизм по этому поводу!
№3 | 17 августа 2016
Токарев Сергей Геннадьевич
Психолог - г. Москва
Спасибо за статью, Ирина Валерьевна! Немного грустно, что актуальность напоминания школьным педагогам этических принципов их профессии не снижается. А, как мне кажется, растёт. Надеюсь, период оптимизации и модернизации скоро закончится. И всё будет хорошо!
№4 | 17 августа 2016
Жукова Ирина Валерьевна
Психолог, Онлайн-консультант - г. Зеленоград
Спасибо за отклик, Сергей Геннадьевич! И будем надеяться вместе)))
№5 | 17 августа 2016
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов fd4cc Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз